И о великом!

Алексей Ратушный
Ну вот и выпали эти бесценные секундочки, чтобы я попытался успеть рассказать тебе о Великом.
Что это такое – Великое?
И чем Великие дела отличаются от всех прочих?
В первую очередь постарайся усвоить одно: ты способна на Великое!
Не все способны в этом мире, не все. Но ты способна!
Тебе главное понять, что это такое – Великое?
Нет, я не повторяюсь! Отнюдь!
Хотя повторение – Мать Учения.
Есть даже такой способ усвоения материала: сознательное зазубривание.
Повторяешь сто раз и запоминаешь навсегда!
Так иногда в монастырях учат монахов.
Так иногда в армии учат молодых офицеров.
Так учат в военных школах.
Но здесь я сначала задал этот Вопрос вопросов, а потом повторил его в оправе из твоей мотивации. Но в твоей мотивации нет ответа.
Ответ он вне всякой мотивации!
Поэтому у нас не повторение, а иносказание.
Но к Сути!
Многие бегло просмотрев «Мастер и Маргарита» Булгакова усваивают его формулу:
«Не пишите больше стихов».
В книге Мастер говорит это бедному Поныреву Бездомному.
Народу такой «подход» к «делу» по душе.
И вот уже мне один за другим лопочут или лепечут: «не пиши больше стихов, Алёша»!
Наивные!
Вот Анненский всю жизнь писал стихи.
А незадолго до смерти выдохнул: «Среди миров мерцающих светил…»
Вот это действительно великое стихотворение.
Великое!
Вы можете разложить его на строчки и на слоги.
Ни в одном из слов этого произведения нет ничего нового!
Ничего такого особенного.
«Не потому что от неё светло, а потому что с ней не нужно света».
Но все вместе восемь строк обладают сверх воздействием на человека, читающего русское на русском.
Надо же было прожить жизнь, чтобы выдохнуть такие строки!
Выдохнуть и вскоре умереть!
Вот Микеланджело взял бракованную глыбу мрамора и вытесал из неё Давида.
Ничего особенного.
Просто статуя.
Просто мужская фигура.
Но… Великое произведение искусства!
Никто ДО и никто ПОСЛЕ такого не смог!
Абсолютное совершенство формы в каждом фрагменте!
Мастер вытесал её легко. Как бы и не напрягаясь.
Или вот Айвазовский пишет море.
Просто холст.
Просто краски.
Просто кисть.
И рука мастера.
И его глаза!
Изящно.
Мягко.
Почти не напрягаясь!
Но никто ДО и никто ПОСЛЕ так не мог и не сможет!
Или вот Клодт.
Ваяет коня!
Мне даже не интересно как он этого достигает.
Таких коней в мире не сотворил больше никто, нигде и никогда!
И дело не в тончайших жилках на коже лошади.
Дело не во взгляде мастера на своё творение.
Недоступно ни одно объяснение в мире!
Просто шедевр абсолютно неповторим.
Недостижим!
Непревзойдён!
И самое главное: ни в одном из отдельно выхваченных моментов нет ничего Великого!
Ощущение такое, что Великое возникает «вдруг» из «ничего».
И возникнув однажды оно уже нас не отпускает!
Так звучит полонез Огинского.
Зазвучал и пронзил насквозь навсегда и унёс высоко-высоко.
Выше уже и не бывает.
Слово «офицеры» Россия знает давным давно.
И слово «прицел» знает не первый век.
Но вот возник же такой текст:
«Офицеры! Офицеры! Ваше сердце под прицелом!»
Великое! Явилось и взорвало души.
И уже не изъять!
Не отменить!
Не заменить!
Истинно Великое – оно вне времени, вне пространства.
Именно оно и задаёт параметры и Времени и Пространства.
Именно Великое и открывает нам нас самих в себе.
На всю глубину.
Одномоментно.
Великое не возникает на пустом месте.
Великое – плод дерева поколений.
Сначала древо растёт и только потом даёт свои плоды.
С этого древа и Менделеев и Мендельсон.
С этого древа и Пушкин и Лермонтов.
С этого древа Достоевский и Толстой.
Однажды и ты соединишь несоединимое и вскроешь вдруг необъяснимое прекрасное в одном коротком слове или жесте.
Так ученицы великой Тутберидзе являют нам величайшие шедевры.
И никто ДО и никто ПОСЛЕ.
Так звучат Амати и Гварнери.
Так возникают самые потрясающие полотна и самые грандиозные картины.
Так возникают Сказки Андерсена и Даля, Экзюпери и Ершова.
Великое всегда рядом и появляется только там где его уже не ждут.