Импульсы души...

Валентина Лефтерова
Валентина ЛЕФТЕРОВА
Цикл стихотворений
«ИМПУЛЬСЫ  ДУШИ»
(1965 – 1995)
__________________________________

1.  «МОЙ  АНГЕЛ!..»
__________________________________


ПЕСЕНКА  ЮНОСТИ
Я хочу быть похожей на песню –
Чтоб тобою дышать…
Я хочу быть похожей на сказку, -
Чтоб тебя согреть…
               
Я хочу быть похожей на небо, -
Чтобы ночью сиять…
Я хочу быть похожей на море, -
Всё шуметь, не смолкать…
1965

ПРОБА  ПЕРА
Эти глаза забыть не смею.
Этих нежных, хитрых глаз.
И любить ещё умею,
И скучать могу сей час…

Им бы добрыми быть, нежными,
Или верностью одарить…
А они, не в меру спесивые, -
Равнодушно взирают на свет…
1967

* * *   
Как много жизни на земле!
И красоты в той жизни – сила!
Мне силу жизни мог дать ты,
Да только я не попросила.

А ты… А ты… как все юнцы –
Сам ни о чём не догадался.
И ничего не понимал,
И «при своих» всё оставался.

Разлука эта – слаще встреч, -
Неволящих, неискренних, и
                скучных, -
Души огонь чтобы сберечь –
Расстанемся сегодня лучше…

Проходят годы, молодость бежит, -
Ни мудрости не знаю, и ни детства.
Зовусь девчонкой, сетую женой,
Старухой смерть зову, мою свободу…
1970

НА БАЛУ
Улыбнулся чуть раскосыми глазами,
А потом отвернул их вмиг.
Мол, понимайте, как знаете сами,
А мне вы вовсе и не интересны…

Безразличные очи блуждают по залу.
Вот опять опустились на плечи мои.
Засмеялись от счастья, но притворно смолчали,
И опять по лицам они покатились.

А девчонок глаза – и одни, и другие
Провожали ревниво все взоры его.
Ах, любили, безотчетно любили
Аполлона-кумира моего, моего...

Эфемерными лже-обещаньями
Подкупал ты пристрастия их.
На ходу и меня подранил –
Стрелой страсти, рождающей стих…
3.01.71.

ИРОНИЧНОЕ
Сашенька. Сашенька. Саша.
Грустный. Задумчивый. Строгий.
Лицом. Улыбкою. Взглядом.
Чернобровый. Красивый. Ясноокий.

Сашенька. Сашенька. Саша.
Любовь. Обиды. И детство.
Прошли. Улетели. Спрятались.
Чужой. Нелюбимый. Без сердца.

Сашенька. Сашенька. Саша.
Глаза. Улыбки. Слова.
Твои все они, - твои.
Оставь лишь частичку… любви.

Сашенька. Сашенька. Саша.
Сердце на части рвётся.
В нём ветры гуляют да волны,
Сердце в любви клянётся.

Сашенька. Сашенька. Саша.
Не прошу. Не молю. Грущу.
Сашенька, милый Саша,
Зачем?.. я тебя?.. люблю?..
10.02.71.

* * *   
Дни проходят, и проходят года.
Мимо, мимо нас они летят.
Всё уходит, незаметно так уходит, -
Вижу твой прощальный, долгий
                взгляд…

Можно плакать, и рыдать, - так
                жалко
Этих дней, что мимо всё летят.
Но не плачу, - крепче верую
                в удачу, -
Расставанья срок нам сократят…

Знаешь, почему весь мир так
                бесконечен?
Почему он так силён и вечен?
Это просто наши, наши встречи
Порождают щедро его вечность…
1972

В  МОСКВЕ / 1   
Ты меня давно не помнишь.
Кто теперь вошёл в твои мечты?
И живёшь, поёшь ты для кого там,
Где встречались и любили мы?

Где так скоро дни те проходили,
Где ждала так сладко вечера,
И глаза твои меня всегда искали,
И при встрече нежно целовали?

Ласки первой жили ожиданием,
И таили чувство ото всех.
Я томлюсь неведеньем, незнанием, -
Как там ты, мой милый, с кем?..
1972

* * *   
Я цвету гвоздикой,
Красным маком.

Я цвету ромашкой,
Алой розой.

Ты меня не любишь –
И не надо.

Ты меня не знаешь –
Ну и что же?..
1973

* * *   
При встрече руку целовал.
В глаза вот только не глядел.
Слова всё говорил приятные,
А встретиться и подружиться не хотел.

Другую знал, любил, возможно.
Свои мечты, надежды затаил.
Меня любил? Наверно, только это
Зачем-то глубоко в душе захоронил.

Не верил в счастие со мною?
Боялся нового пути?
Не знаю, только в ожиданье томном
Я не могла уже идти.

И я сбежала – безответно, тайно,
Нить разрывая навсегда.
Душе твоей вернула крылья –
Избрав дорогу в Никуда.

…При встрече руку целовал.
В глаза всё пристальней глядел.
Я безутешно улыбалась, понимая:
Жить без тебя – печальный мой удел…
Ноябрь - 1973

* * *
Ты один был моим спасением,
Как мечта, жил частичкой во мне,

Я молилась тебе по воскресениям,
В остальные дни забывала молиться.

Я спешила, творила, жила, наслаждалась
В эти дни, в эти шесть принесчастнейших дней, -

В воскресенья печали моей предавалась,
И, счастливая, снова молилась тебе.

Ты уехал, забыл, тебя я не знаю.
Ты остался мечтою – былою, желанной…

Я страдала, я долго и много страдала,
Лишь в молитвах прискорбных с тобой говорила.

Ты один мог вдохнуть жизнь в это тело,
Пробудить это сердце, и душу согреть, -

Пробуждаться от кличей других – не хотела.
Не могла, может быть… Может быть!
Ноябрь - 1973

* * *   
Обманщиков узнаю
                по лицам.
Артистов – по жестам.
Тебя, не артиста
                и не обманщика,
Опять узнаю по блудливым
                глазам.

Сияние в них,
И любовь, и отрада, -
И всё то пустое,
И всё то – не надо!
1975

* * *   
Отгремели пушки
В городском саду,
Уплыли фрегаты –
По следу иду.

Сколько солнца, света
Разлилось вокруг!
У тебя же где-то
Узкой жизни круг.

И его границы
Без конца и края,
И печальней жизни
Я уже не знаю.

И поют там птицы,
И цветут деревья.
Только без водицы
В муках одуреют.

И пускай прохлада
Будет нашим домом.
Будет нашим садом –
Верным и знакомым…
29.03.76.

* * *
Ах, жизнь! Как ты
                великолепна!
В сияньи солнца, в
                дуновеньи ветра!
Какою силой
                обладаешь ты,
Вдруг возрождая
               упованья и мечты!

От встреч вдруг
              пробуждаются сердца,
И расцветают утром
                яркие цветы,
И виновата, не иначе, в том
                весна,
А сердце наполняет мысль –
                где ты?

…Повсюду - лишь
                нити дорог,
Но чувства нежные
                берегу:
Боль отчаянья –
                скоро пройдёт.
На крылах прилечу!
                Смогу!
08.04.76.

* * *   
Будет ясное небо
                над нами,
Будет сладок, отраден
                наш путь.
Не берусь говорить боле
                с вами
И молчать одиноко
                клянусь.

Не берусь волновать
                ваши чувства,
И от ваших укоров
                бегу.
Слава Богу, просторна,
                Русь, ты. –
Я тропами твоими
                мчусь.

Всё пустое, что было
                доселе.
Вы ушли, будто в не-
                бытие.
Как прекрасно, что мысли
                осели,
Притупив боль напрасну
                во мне…
 
Петь о вас не устала
                ещё я,
Петь о вас – для меня
                благодать.
Петь о наших душевных
                расстройствах,
Поцелуи мечты
                поминать…

О, какое, то горе,
                большое,
Где разлука диктует
                права.
О, какой отзывается
                болью
Память, ныне ещё что
                жива.

Не печальтесь, не надо,
                прошу вас.
Радость пусть принесёт
                этот май.
Коль отвергли любовь вы
                такую, –
Так иную всю жизнь
                теперь ждать.

Вот и вся моя песня
                простая.
Есть в ней грусть, и надежда,
                и боль.
…Выбирайте себе другую!
Бог поможет мне вас
                не помнить!..
9.04.76.

* * *   
Любимые мужчины
Нас обходят,
Любимые от нас
Сторонкой ходят.

Я думала –таков
Лишь ты.
Но и другим
Не дарят здесь цветы.

Любимые – они
Столь деловиты.
Едва хватает
На дела им головы…
22.07.76.

* * *   
Презрением вас не пою.
Вы слишком дороги мне,
                милый,
Чтобы лила я злость свою
На ваши мученические
                пятки…
27.08.76.

ПЕСНЯ
ОДИНОЧКИ
Нет огня.
Нет пламени.
Нет воли к жизни.
Нет ничего!

Всё потому –
Что нет тебя, -
Светоча моего
Коммунизма!
1977

К  ДРУГУ
О, песнопенья дня!
Неистощимость мысли!
Испить дано до дна.
Но только яда жизни.

Я помню голос ваш.
Пожатья крепких рук.
Случайный смех… и взгляд…
И тысячи разлук…

Вы любите ль меня?
Надеждой тешусь тщетно.
Испить дано до дна!
А вам смешно, конечно…
12.02.78.

* * *
Ваш дух меня не согревал.
И жил он отрешенно где-то.
А я… довольна малым я была,
Шатаясь в муках по белу свету.

Кто вы, Ангел ли, ворог мой?
Пустить, не пустить на порог?
А, впрочем, через столько лет
Я гостю несказанно рада!

На зло завистникам, разлучникам,
                скрижалам, –
Присаживайтесь, милый, к самовару! –
Станем пить чай. Вы и я:
Славная, отчаянная пара!..
12.02.78.

* * *   
Вы - знаете ль, что вас люблю?
Мечтаю об объятьях ваших?
Вы знаете, вы знаете.
Но вы – и ничего не знаете.
2
Я как цветок, а вы
Как небо голубое.
И я никто, и вы – никто.
В разлуке мы –
Никто мы оба…
12.02.78.

* * *
Вот с неба звёздочка упала –
И взглядом её ловлю.

Ах, если бы, кабы я знала,
Что горечь встретила свою.

И будет жечь звезда та руки,
А сердце – более того…

Гореть, гореть огнём я буду,
Сама звездою вспыхнув вдруг!

Ах, если б знать могла –
Себя поберегла б,

На звёзды б не глядела –
До них мне нету дела!

В минуту ту, былую,
Тропу нашла б другую…
12.02.78.

* * *   
Что ищем мы во тьме
                и мраке дымном?
Куда идём, зачем?

Толпою всё спешим во гроб.
                Всё к братьям
Рвёмся. Да так тому и быть.
                Amin!
12.02.78.

* * *   
Мой Ангел! С кем в тиши
                ночной
Вы коротаете сей час?
С кем делите постель?
Поёте песни счастья?

Увы, неискренни, наигранны
                они.
И ведаю одна я, это знаю.
Их помыслы лишь бегу дня
                подчинены –
И потому я вас от бед-невзгод
Молитвою-стихом оберегаю.

Чьи лесть и хитрость
                обольщают вас?
И чьим доверием согреты?
Как дым слащавой сигареты –
Ах, ненадежны, ненадежны
Враги-друзья и их секреты…

Мой Ангел! В свете
                завтрашнего дня
Невольно вспомните, пожалуйста,
                меня.
Пусть я приду в убранстве к вам
                весеннем.
И укращу веселие бесцельное.

И тысячи вопросов вам
                задать смогу:
Мой милый, были ль вы
                когда-то откровенны?
А любящи, да не любимы, - были ль?
А с сердцем собственным
                в печали говорили?

В сегодняшнем вечернем
                бденьи
Позвольте высказать
                признания слова:
Я много лет уж безнадежно
                влюблена.
Ваш блеск фальшив, - то
                знаю, знаю.
Но в заблужденье сладком
                пребывая,
Как девочка невинных лет.
Я с каждым днем игру-болезнь
                ту продолжаю…

И сердца пыл
Я истощаю
На пыль.

Прости, Господь.
Коли не сам Ты
Движешь мною…

Прости…
12.02.78.

* * *   
…Вот утро раннее. А мыслью
                о тебе горю.
Ты снился мне несчастным,
                пьяным,
И так мне было жаль тебя
                во сне.

Но, слава богу, - это
                только сон.
А где-то ты – красивый
                и здоровый.
Мой Ангел. Демон мой,
                кумир –
Будь в шуме жизни
                лишь весёлым!

Улыбка, обаяние, кокетство –
                твое оружие.
Так пользуйся открыто
                и невинно!
Кто не поймёт – осудит, коль
                еще не осудил.
А я же – воспою их только!..
13.02.78.

НЕВЕСТЕ
Отчего мы, девочки, седеем?
Отчего седа ты в тридцать лет?
Да, беречь себя мы не умеем, -
Может, смысла в этом нет?..
25.06.78.

* * *
В любви моей
Простор, простор:
Кумиров в жизни
Недобор.

В моей любви
Столь пустоты.
Всё потому:
Отверг нас ты…
Май - 1979

_______________________________________

2. ИЗ  МОСКОВСКОГО  БЛОКНОТА…
_______________________________________

* * *   
За что наказан
Друг мой Саша,
Зачем ушёл
В небытие?
……………

Поверить я не в силах,
Всё ж – то было или нет?
Правда или ложь?

Но ты ушёл, ушёл.
Ты, ангел красоты
И силы, ты, ангел,
Нас покинул.

И верить ли?
И петь ли вдохновенно
Мне о любви теперь,
Когда без взора твоего,
Улыбки, померкла
Вдруг земля…*
Июнь - 1979
г. Жуковский

* * *   
Ты умер, друг.
Поверить в то не смею.
Любовью прошлою
И нынешней согрею.

Ты умер, друг.
Любовник был не мой.
Но для меня
И Солнцем был, Луной.

Тебя забыть
Я сил не наберусь.
Ты луч.
Ты самый мощный луч
Из всех возможных.

Он грел, давал тепло и свет,
А то и тень,
Когда вдруг ненароком,
Случайно омрачал
Мой жизни день…
17.06.79.

* * *
Ты песни пел
Не для меня.
Мои же для тебя звучали.
Ты не узнал их.

Теперь уж не узнаешь.
Но я пою,
И песнь души моей
Опять тебе дарю,
Как прежде.

Боготворю твой образ,
И люблю
Тем бережнее и сильнее,
Чем дальше от меня ты…
17.06.79.

* * *   
Не слово ль
Моего проклятья
Тебя сгубило,
Друг любезный мой.

О, горько как
С тобою я шутила,
И вот как кончил
Шутки ты со мной…
17.06.79.

* * *   
…Ты умер. Но жива ли я?
Не умерла ль с тобою вместе?..
20.06.79.
г. Жуковский
__________________________________

3.  ОРЕОЛ  ПАМЯТИ
__________________________________ 

ПЛАЧ  ПО  КУМИРУ
Смерть прервала твое дыханье,
Но жив ты в памяти моей.
Рвется наружу крик рыданья
О лучшем из людей.

Я отплачу какою платой
За ту любовь и нежность ту,
Которой одарил когда-то
Мою счастливую звезду?

Ты умер. Вымолвить не смею.
Ты жив, лишь выдумка людей
Святейшего похоронила
Из желчной зависти своей.

А если правда в этом?
Тебя не встречу больше я?
Нет, нет! Тому не верю!
Осиротела бы земля!

Ты жив! И только в этом правда!
Ты жив, как я сама жива…
Но сколь короткой наша встреча –
Зачем, зачем? Увы! – была?..

Кто предал нас и разлучил?
Кто недруг тот в обличьи друга?
Не сам ли ты себя убил,
Иль вероломная подруга?

Доверчивость ли подвела тебя,
Иль самолюбие сгубило?
Какая подлая стрела
В сердце любимого вонзилась?

И ты, столь сильный в красоте,
Яду предательства поддался.
О, горе мне! О, горе мне!
Где сил, чтоб пережить тебя,
                набраться?

…Ты безучастен. Вся моя печаль
О немоту теперь разбита.
И виновата ль только я,
Что карта нашей жизни бита?..
21.06.79.

* * *   
Я люблю его так же, как прежде.
Я люблю тот мятущийся дух,
Возвращал который к надежде,
Нападал если горький недуг.

Я люблю его так же, как прежде.
Целовать его губы хочу.
Но лежит он в пустынной одежде
В наспех сбитом, тесном гробу.

Никогда, никогда не поверю,
Что ты умер, мой царь и бог.
Но проходят недели, недели –
Я не слышу шагов твоих ног.

Твоё имя не произносят.
И твержу его только я.
Они платья нарядные носят,
Твои близкие кумовья.

Лишь моя всё стенает душа,
В темноте с тобой говорит.
Ты ведь слышишь, как плачет она,
И как сердце моё болит?..

Я порой обижаю тебя –
Мыслью дерзкою говорю.
Ты прости, любимый, печаль
Несправедливую эту мою…

Я могла бы тебе помочь
Той, былою-былой весной.
Отчего же стало невмочь,
Отчего не назвался мой?

…Мы друзья ли с тобой, враги?
Мы враги ли с тобой, друзья?
Память верную береги,
Как теперь берегу её я…
22.07.79.

* * *   
Я с мыслью
Примириться
Не могу,
Что нет тебя, счастливый
Мой любимый.
Того не пожелаешь
И врагу,
А друга пожалеешь
В горькую годину.

Кем был ты?
Вихрь каких надежд?
Песчинка малая
Или вершина горная?
Ты Ангел, что на землю
Нисходил,
Чтобы любовью
Сердце одинокое
Наполнить.

Ты много дал, не взяв
В корысть ничто.
Ты пламя возжигал,
Какого больше нету.
И в благодарной
Памяти моей
Своею смертью
Обессмертил
Это лето.

И повторю опять я
Отрешенно:
- Ответь,
Где силы взять,
Чтоб пережить тебя?
Отныне,
Не зная сожаленья,
Не проживу
И дня я…
Июль - 1979

* * *   
Другие кумиры
Входят в мою жизнь.
Других кумиров
Не признаю.
Они – лишь призраки
С тобою рядом.

Ты – силою моею был.
Был облаком желанным.
Возможно, как раз потому,
Что бабу во мне не любил,
Но преклонялся пред моими
                «странностями»…

Неужели ты мир покинул?
Весь мир этот был для тебя!
О. что-то случилось с небом –
Богов низвергает, шутя.

Для кого же сияет солнце,
Если очи прекрасны твои
Не ласкают более женщин,
Не испытывают мужчин?

Разве встречу еще подобного?
Разве радость такую прольют?
Ты любил меня, моё облако,
Та любовь проплыла минуткой…

Ничего сказать не успела
Ни глазам, ни устам твоим.
Слово встречное омертвело,
Пусть разлучное прозвучит.

Но разлука – лишь немота.
Ты разлуки боготворил.
Потому оказалась не та…
Скажи, сам ты себя простил?..
22.07.79.

* * *   
Крестный ход по всея Руси!
Плачьте, люди: Он умер!
Умер он, чьё имя
Украсило б тебя, Отчизна!!!

Он умер, а значит –
Смертно всё.
Святое смертно…

Он умер, и что-то
Умерло в моей душе.
Одичавшей…

Прости его, Отчизна,
Коль не успел ещё
Твоих украсить перстов.

Прости, великая, его!..
22.07.79.

* * *   
Люблю тебя, солнца лучик.
Люблю твой божественный взгляд.
2
…Поёт Пугачева. А ты ушел.
Но вечно памятны мне
Твои песни. Не уходи.
Прошу тебя, – не уходи.

Любовь ведь что-то значит
На этом свете. Вернись!

Но не Время, ни море, ни дождь
Не вернут тебя больше миру.
Кумир мой! Царь и Бог!
Лишь память моя

Дарит жизнь тебе.
Хрупкая девочка Лира…
22.07.79.

* * *
В ночные сны
Приходишь ты.
И это не
Новизна…
22.07.79.

* * *   
Первый день без тебя…
Первая ночь без тебя…
Первый год без тебя…
22.07.79.
 
ТЫ  УМЕР
Оплакать смерть твою
                так трудно.
Ты умер, а с тобой
                весь мир.
Ты на кого меня покинул.
Зачем меня осиротил?

Сиротство, вдовство,
                обнищалость
В душе моей, в душе
                моей.
Насколько дольше жить осталось
Голубке преданной твоей?

Конечно, ты в любовь
                не верил,
И преданность сомненью
                подвергал.
Вот смертью наконец проверил.
Не слишком ль дорога цена?..
26.07.79.

* * *   
Вот сижу у зеркала,
Красива.
А думы – только о тебе.
Любила я, любила,
Ночами снился ты
Тревожно мне.

Как я могла тебя
                не уберечь?
О, как боялась я
                разлук,
Но больше – встреч,
В которые меня ты отвергал
То безнадежно, то заманчиво
                и кротко…

И вот теперь,
О, с кем я говорю?
С могилой разве, с тленом
                одичалым?
Кого любить меня молю,
К какому духу я взываю?

Ты умер, светоч сердца
                моего.
Но, как с живым,
                с тобою
Говорить я буду вечно.
Всё потому - люблю, люблю!..
Люблю я беспредельно,
                бесконечно!
26.07.79.

* * *   
В день твоего рождения
Благодарю тебя за то,
Что был ты…
15.08.79.

* * *   
Стихи мои
Распяты уже
Собственной
Памятью.

Они колышутся
Во мне,
И виснут бременем
Воспоминаний…
22.08.79.

* * *   
Ты луч,
Ты самый
Мощный луч
Из всех возможных.

Меня он грел,
Давая свет, тепло.
И тень, когда вдруг
Ненароком –
Случайно ль –
Омрачал мой
Жизни день.

Ты песни пел –
Не для меня.
Мои же –
Для тебя звучали.
Ты не узнал их.

Теперь уж не узнаешь.
Но я пою.
И песнь души моей
Опять тебе дарю,
Как прежде.

Боготворю твой образ.
И люблю
Тем бережнее
И тем сильней,
Чем дальше
От меня ты…
Лето - 79

* * *   
…Приснился
Склеп твоей могилы.
О, грех какой:
Ты умер молодым!
Черты прекрасны схоронили.
Сиять бы им!
Сиять бы им!

Что происходит с миром!
Ненасытна,
Жрёт бездна нас.
О, грех какой:
Ты умер молодым!
Не раздарив улыбок,
Не укротив Парнас!

Не умирайте молодыми!
Сколь чуда было в нём,
В очах его и жестах.
Он умер, много не успев.
Отчизны не украсив перстов.
Отчизны не украсив перстов...

Не умирайте молодыми!
22.08.79.

ТЕАТР  ДЛЯ  ВСЕХ…
Через всё можно пройти.
Все несчастья и боли,
Расстройства и недовольства,
Все невзгоды оставить позади.

Будто и не было их, -
Так ярок и прекрасен
День сегодняшний, что
Трудно верить в неустройства
Вчерашние и завтрашние.

Это жизнь! Разнородна
И непонятна,
Каждый день нова,
И скажи, что не так, -
Не поверю…
25.08.79.

* * *
Кто ты, Дух,
Говорящий со мною?
Враг мой, друг?
Кто ты, Дух?
30.08.79.

* * *
Мой день настал,
И стала я вдовою…
30.08.79.

* * *
Печальна песнь моя.
Всё оттого, что
Умер ты.

Всё оттого, что
Нет тебя.

Всё оттого, что
Ныне –
Я сирота…
30.08.79.

* * *   
…Я вас люблю.
Хоть вы ушли в небытие.
Скажите, в этом мире
                скверном
Кого ещё любить
                возможно мне?

Вы предо мной живой
                и умный.
Ласковый, преданный
                зверь.
Разве другому поверю
И сердце отдам теперь?

Я вас люблю.
В словах не сомневайтесь.
Вы – вечный, вечный друг.
И коль из тишины взываю –
Дарю признанья звук.

Пусть уходила я легко
                и просто.
Я угождала вам,
                заботясь лишь о вас.
Жизнь не простила
Мрачных вам сомнений?
Забыт уж счастья час?

Во мне он не угас.
По-прежнему безмерно,
Бессмысленно и верно
Люблю, люблю я вас.

…Не клятвы ль это сказ?
22.08.79.

* * *   
Ты умер. Я тебя любила.
Предназначенье свыше в этом
                было.

Но вдруг померк всей жизни сон?
Нам вынесен с тобою приговор.

И осталась одна я в целом мире.
Ты умер. Я пока жива.

О, тяжче наказанья он не выдумал,
Чем наказанье жить, когда душа
                мертва.
Лето – 79

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Любовь. Ты карточный домик.
Призрачен и мгновенен он.

Любовь. Потенциальный покойник –
В объятии пляшем твоем.

Кто просветлит наш взор
И души успокоит?

Кто правильное имя даст
Тому, что смертоносно?..

Любовь…
30.08.79.

* * *
Просто жить,
Не впадая в отчаянье…
Зафиксировать
Вечности миг…
1.09.79.

* * *
На фотоплёнке
Моей памяти
Ты жив, мой друг,
И вечны мы с тобою.

И любящ ты.
И я любима…
1.09.79.

* * *
Ты любил ли меня,
Мой Бог?
2.09.79.

ПАМЯТЬ
В ком ты ещё силен?
Чья память так трепещет,
Что мозговые швы
                со звоном рвутся?
И в плаче заходится сердце?

В ком ты ещё силен?
Чью душу палит пламя?
В каком таком году
Заиграло на ветру
                наше знамя?..
2.09.79.

* * *
С тобою не сравнить
                весь мир.
Твоей игрою и боги
Довольны быть должны б…
2
Ты был большой актер!
Спектакль твой удавался.
На благодатной сцене жизни
Ты играл.
А публика рукоплескала
Алчно
И сердце на куски твоё
Рвала.
А ты не замечал!
Ты славой упивался!

Ты торопил свой миг!
И вот ушёл, мой милый.
Никто не повторит
Игры твоей красивой.
Она и не нужна.
Паяца уж забыли.
И помню только я,
И то лишь потому,
Что женщину другую
Избрал ты из толпы
В партнерши-примы…
2.09.79.

* * *   
Разве мы не остались друзьями?
Я по-прежнему жду тебя.
Разве пропасть легла между нами,
Или море иных преград?

Мой дух на свиданья летает.
Жаль вот – встречи так коротки!
Всё же сердце воспламеняют,
Жгут огнем, бездумно легки.

И опять приношу фиалки –
Новых стихов букет.
Ты доволен моим подарком?
Только ветер шумит в ответ.

Чем тебя мне теперь порадовать?
Как теперь твой взор оживить?
Лишь горьким полынь-признаньем:
Без тебя счастливой не быть!..
2.09.79.

* * *   
Влюблялись многие, пожалуй.
Ты один умел боготворить.
Кому на скуку теперь пожалуюсь,
Расскажу о её причинах?

Малютке-дочери твоей скажу
                всё откровенно,
Как не любил, ах, не любил меня,
Но лгал столь тонко, вдохновенно,
Что сердце этой цепью приковал.

И вот теперь я, ранена смертельно,
Как сумасшедшая, судьбы дорогами
                бреду.
И, потеряв все смыслы и значенья,
В букет фиалки эти сонно рву…
2.09.79.

* * *   
Ты любил ли меня,
Мой Бог?
Или просто –
Пускал на порог?

Раскрывая чуть-чуть
Свои тайны,
Сердце раня
Совсем случайно…
2.09.79.

* * *
О чём ещё сказать, любимый?
О чём спеть песню для тебя?
Уходят в край дорогой длинной,
Но ты, мой друг, не умирай.

Ты жди меня. И я приеду.
И стану зорькою твоей.
Не умирай, прошу, любимый,
Не омрачай сон прежних дней…
2.09.79.

* * *
Я вновь с тобой веду беседу.
Вот мы вдвоём, друзья.
И ничего, что мне -
Любить тебя нельзя,
И даже видеть, слышать…

Я всё равно тобою лишь
                дышу,
Мой Ангел и мой светоч.
И всё, что за долгую
Жизнь напишу, -
Подарю тебе…
2.09.79.

* * *   
О чем скажу тебе,
                любимый?
На земле всё так же,
                как и прежде.
Но что без тебя этот мир
И зачем?

Я – продолжение твоё.
Спасибо, что был.
Остался в памяти,
Наполнил мыслью
И украсил жизнь мою.

Я – продолжение твоё.
Почти невеста.
И я – Никто. Ведь мы –
                не вместе…
2.09.79.

* * *
Из моей слезы
Вырастает фиалка –

На могиле памяти
Хрупким подарком…
Сентябрь - 79

* * *   
Осенние фиалки –
Для тебя!
Осенние фиалки –
Жест мой юный.
Осенние фиалки –
Дожди и вьюги.

Осенние фиалки –
Наши встречи.
Осенние фиалки –
Бесконечный ветер.
Осенние фиалки –
Я сама.

Осенние фиалки –
Ты, мой милый.
Осенние фиалки –
Мечты уж хилые.
Осенние фиалки –
Надежды грёз,

Осенние фиалки –
Память слёз.
Осенние фиалки –
Беда моя.
Осенние фиалки –
…С тобою… я…
2.09.79.

* * *   
Мрачны мои дни, мрачны.
Одни лишь паскуды вокруг.
Лишил меня счастия ты,
Желанный мой, сирый друг.

Ушел в чужую обитель.
Прощания слов не сказав.
Меня не однажды обидели,
Ты всех сильней покарал.

Кому говорю упреки
Теперь, когда тебя нет?
Не небу ли, и не солнцу,
Что льют миротворный свет?

Но ты, ты ушел! Вот обида,
Которой сильнее нет.
И льётся, льётся, играя,
Ликуя и пренебрегая,
Чудовищный солнца свет!

Зачем он? Кого чарует?
И криком диким кричу:
Остановись, мать-планета,
Мне ноша смертей
                не по плечу!..
27.09.79.

* * *   
Плачь, русская земля,
Но и гордись:
Такого сына
Ты не найдешь в веках…
27.09.79.

* * *   
Ты умер,
А я сиротинушка.
Ушёл ты, а я сирота…
27.09.79.

* * *   
Ты не придешь уже,
Не назовешь по имени,
И скоро станут сомневаться:
- Да был ли ты?

Лишь я скажу то слово
                много раз:
- Ты был, ты был, ты был,
                любимый!
Ты жил, ты жил, ты жил,
                счастливец,
Среди нас!..
1979

* * * 
Увидимся ль скоро, любимый?
Я горькую долю кляну.
Не мы утолимся вершиной,
Не мы удивим страну.

Мы смертны. И наши порывы
Один оборвёт конец.
Но пусть воспоют, кои живы,
Придумают песни венец.

Понять ли им наши терзанья
И наших ночей непокой?
Приди, поколенье дерзаний.
Слово вещее – за тобой!
27.09.79.

ТОСКА ПО КОРОЛЮ
Я друга потеряла,
Лучше нету.
Его повсюду
Вот ищу, -
Но… нету, нету…

Я направление ищу, -
О, компас, где ты?
Путём, вот,
Лёгкости иду,
Бреду по свету.

О, Ветер, Ветер,
Мой степной!
Взыскал обеты?..
Ответ всё тот же -
Звук пустой,
А тебя - нету…
04.11.79.

* * *
Пришёл, чтобы уйти…
О, Бог ты лета!
Но нет знакомого пути, -
Бреду без света.

О, Светоч Пламенной Любви!
Угас, не вижу.
О, светоч Низменной Любви,
Один ты близок.

И снова мрак, и снова ночь.
Мой крик не ясен.
Придёт ли День, который Свет?
Иль крик напрасен?

Мой Друг ушёл, ему не быть.
О, Жизни бремя1
Лишь Символ Счастия Любить!..
Палач ты, Время!
4.11.79.

* * *   
Праздник, праздник голубой.
Только он чужой, не твой.
О, любимый, он не твой…
Значит, праздник и не мой…

Ты покинул, ты ушел.
Ты другой приют нашел.
А в душе моей кошмар,
Памяти одной так мало.

Как ты мог, ну как – уйти?
Свет с собою унести?
И остался только мрак,
И остался только прах.

Песни, песни… без тебя
Ничего они не значат.
Я не верю, что смеются,
Замечаю, если плачут.

Вернись! Скажи, что только сон
Унес тебя к другим планетам.
Вернись! И сердце пусть
                уймется,
Которому покоя больше нет!..
7.11.79.

ВЕРНИСЬ!
В жилах моих – электрический ток.
Поток взвихренного чувства.
Ты один пробуждал его,
И вдруг – бесчувствие, бесчувствие…

Смерть отняла тебя.
Но это сон. В него поверить
Сил я не имею. Не вижу смысла
Бытия: - Быть без тебя?
Но это значит – быть ли?

Я песен-оргий не пою.
Мой слог – как реквием
                и звук набата.
Вернись! Пусть правит нами
                электрический ток.
Вернись! Как жить без брата?
7.11.79.

* * *    
Мог ли ты не любить меня?
Не ценить моей пылкости чувства?
Мы были десертом друг друга,
Обращая всю жизнь в искусство.

Мы любили. И был в том смысл:
Что нам проза и серость будней?
Мы нектар волшебный струили,
Разве это теперь забудем?

Ты ушел. Не простившись, ушел.
Был удар этот слишком тяжек.
Но не браться же спорить с роком, -
Он жесток, и коварен, бродяга.

Остается лишь Встречи ждать.
Да могиле дарить фиалки.
Вот стихи безнадежны писать,
Отвергая прозванье вандалки.

Только память награда мне…
Эфемерная Радость грусти…
Посылаю упрек Земле –
Ты, вспоив, загубила Чудо!..
7.11.79.

* * *
Россия, родина моя,
О, как тебя исколесили
В поисках счастья.

Россия, родина моя,
Верни мне Бога –
Сына твоего…
7.11.79.

* * *
Вы горды. Вы его любили.
Как Солнце любит горы.
Но и они рушатся.

Вьюги перестают выть.
Звёзды меркнут.
Умирают песни.

Он песней жил,
Был - Утром,
Ваш доблестный сын.

Моей половинкой-  был.
Что без него я?
Пыль, пыль, пыль…

Верьте мне.
Я повествую Быль!
7.11.79.

* * *   
В тоске моей
Я думаю лишь о тебе,
Ушедшем.

Ты мог бы
Заменить мне
Мужа, брата, сына.

Ты мог бы
Осчастливить белый свет.
Ты смог бы!

Я не была тебе опорой,
Как ты не был
Опорой мне.

А жаль –
Взаимных отчуждений, -
Ведь Духом венчаны давно!..
20.11.79.

* * *   
Вот новый день, и новый час,
И новых дел черёд.
Вот гений уж один угас,
Другой – в тиши – грядёт.

Что буду помнить вечно я?
О чём скажу тебе?
И я молчу в который раз,
Закрывшись в серебре.

Пиши, и будешь тем велик,
Что мысль не утаил.
Что друга милого черты
В луч света обратил…
21.11.79.

* * *   
Вечности кольцо сжимает всё туже.
Вечности платье всё тесней.
Вечности, только вечности служат
Умнейшие из людей.

Твой образ вспыхнул заревом,
                пожаром –
И угас в тиши ночной.
Обернулось всё скандалом.
Только тайны… не откроют.

Не откроют твои очи,
Не подскажут божьи ночи.
Спрячут, скроют тайну бед,
Словно дан тому обет.

И одна лишь я всё плачу,
И хочу решить задачу, -
Чтоб тебя вернуть Земле.
Не по силам это мне…
25.11.79.

* * *   
…Ты ушёл, а значит
                свет померк,
Звезда угасла,
                умерло начало.

Но по-че-му?..
25.11.79.

* * * 
Ты был стрела,
Которая пронзила,
И ранила смертельно
С юных лет…
25.11.79.

* * *   
Как лес дремучий –
Тьма тебя застила.
Как пруд вонючий –
Эта неземная сила,

Которая отнять
Тебя сумела,
И захотела,
И смогла…
25.11.79.

* * *
Он уходит и приходит,
Этот день.
Он уносит и приносит,
Этот день.

И блуждает в памяти
Твоя тень.
Словно ищет гавани
Твоя тень.

И тебя я осуждаю,
Близорукого.
И тебе я досаждаю,
Легкомысленна.

Ты от счастья отказался
Только сам.
Ты в несчастьях упирался
Тоже сам.

Вся вина лежит теперь
На твоих плечах?
Вся печаль да боль –
На моих, пожалуй?..
Осень - 79

________________________________

4.  ДНИ  БЕЗ  ТЕБЯ…
____________________________ ____

ЭПИТАФИЯ
Повесть всей моей жизни – Он.
Долгая любовь сердца – Он.
Он ушёл…
Поверить возможно ли?

Разве ты ушёл?
Разве – ты – не – со мною?

Ты не греешь моего сердца, -
И только в этом твоя
                вечная вина…

Муж мой! Был Богом ты –
Земля тебя любила.
И вдруг паденье, смерть,
                укор.

О, сердце о тоску разбилось.
Но как жива я до сих пор?
                Скажи…
3.12.79.

* * *   
Любви отдавшись беспредельно,
Я жаром внутренним горю.
И вера, вера, вера
Ведёт вперед Судьбу мою.

О, как устала я -
В тоске жестокой –
Искать и ждать тебя.

И вот нашла.
Но снова одинокой
Блуждает томная
Душа моя.

Ты Ангел.
Ты меня любил.
Был горд и верен,
Неуверен был.

Был счастлив ли?
Весь полон тяжких дум –
О, мужественный
                и могучий
Русский дуб, -

Ты пережил меня –
В моих же бреднях, -
Люблю и помню!..
3.12.79.

* * *   
Мой муж!
В мечте моей ты жив.
И что такое
Без тебя сей мир?

Один ты властелин,
Один властитель…
Вот умер ты, -
А сердце не сожглось?
3.12.79.

* * *   
Я влюблена.
И сердца моего
           наполненность
Тебе, словно цветов живых
                букет
На холмик одинокий.

О, друг!
Так не наказывают
                сверхжестоко.
Смертью – прощают.

Ты меня простил?..
3.12.79.

ИЗ БЛОКНОТА / 3
…Те, отрадные,
Строки писались,
Когда ты ещё
Был жив.
 
И не знала,
Совсем не знала,
Что теряю тебя,
Любимый.

Что стоим
На краю пропасти –
Ты уйдёшь –
И останусь одна.

О, горести,
Горести, горести.
Есть ли где-нибудь
Ис – ти – на?..
16.12.79.

* * *
Воля в упадке,
Отчаяние и плач.
Как унять вас,
О, как унять?

Кто герой –
Тот сегодня вдали.
А в разлуке
Радостей не обрели.

Вечная Радость!
Радость – Жизнь!
Радость – Пламя!
Радость – ты!

Я с звездою
В ночи говорю.
И звезду ночную
Боготворю.

Голос мой –
То глух, то хрипл.
…Ты не прав,
Что любви не простил.
17.12.79.

* * *
Мне нравятся сказки-небыли.
Но разве детьми мы были,
Когда сияло небо
И тучки голубые?

О, разве детьми мы были,
Когда вся радость – ты,
Когда мгновенье – вечность,
И пламени мечты?

О, разве детьми мы были,
Когда сказки выдавал ты за были?
Эти сказки любила я, -
Королева святая твоя…
17.12.79.

РЕКВИЕМ
Уста твои молчат.
И в сердце нет уж боли.
Но как они томят
Берёзку в чистом поле.

Мерцают где-то звёзды,
И ночь одна царит.
И легкокрылы вёсны
Меняются с ланит.

Вот ночь уж утра жаждет.
Спеша, уходит прочь.
А взгляд твой нежный, ясный
Зовёт, зовёт помочь.

И в белом платье раннем
Руки тяну – обнять,
Не ведая, что ранена,
И боль надо унять.

Твой взгляд –
Вдруг отчуждённый,
Не хочет он понять:
Сердце, насос мой
Кровогонный,
Вскричит потом:
 - Унять! Унять! Унять!

Но поздно, поздно.
Нет уж веры.
Стою опять одна.
У ног – грядой
Мгновенной
Бьёт шумная волна.

Волна страданья,
Боли, ада.
Волна, которой
Нуль цена.
Мне счастья
Без тебя не надо.
Нет счастья,
Коль душа больна…
17.12.79.

* * *
В безумьи я пою ту песню,
Названье коей – лишь тоска…
17.12.79.

* * *
В избытке уж коснувшись ада, -
Я плачу в забытьи одна.
Ты не жалей меня, не надо, -
Доля беды у всех равна.

Всем людям суждена она…
17.12.79.

* * *   
Есть в жизни немного довольства,
И малость-малость приятностей.
Но в жизни так много отчаянья,
И горестей, непонятностей.

Лавины печалей, убогости,
Так много врагов и корысти.
Зато как мало удалости,
Богоподобности в жизни…
 
В тебе помещалось всё…
26.12.79.

ПЕРВЫЙ  НОВЫЙ  ГОД 
БЕЗ  ТЕБЯ!
…………………………...
Что такое мир без тебя?
А чем был ты для мира?
Как скучно жить без тебя –
Как скучно жить…

Я не верю, что нет тебя,
Нет задорной твоей улыбки,
Нет сарказма твоего и глаз,
Краше и умнее которых
                я не знаю.

Без тебя мы идем
                в грядущее.
Без тебя я должна
                во что-то верить.
Без тебя… как звучать
                этим песням?
- Но они звучат. Зачем?..
31.12.79.

* * *   
Ты не пришел в 80-й год.
Мне тускло без тебя.
Ты был моей Планидой,
Моею плотью. И вот –
Одна, одна, одна.

Любимый! Какой же миг
                Аида
Сумел тебя настичь,
Когда переходил ты Лету?
Столь молод и красив…

Вернись! Чтоб вечно
                быть со мною.
Вернись! И вместе мы
                войдем
В тысячелетье новое
                с тобою.
Вернись!..
31.12.79.

* * *   
Медовый запах снится мне.
Гречиха пахнет иль ольха.
С весной во снах приходишь ты,
А до тех пор я всё одна.

О чём твой сказ? Он нужен мне.
Но ты молчишь. А при луне
Так хочется тебя любить.
Найти ль тебя? Но где? Скажи…
11.01.80.

* * *   
В полумраке диком, диком
Я одна живу.
Только холм могильный
Я к себе зову.

Яркость красок вдруг поблекла –
Ты ушёл в туман.
Бедное больное сердце –
Всё вокруг обман.

Яркость красок обрушится скоро, -
Как уйму тогда их фонтан?
Яркость – блеклость – лишь форма,
Но решусь ли противиться вам?..
11.01.80.

НАБРОСКИ / 2
1   
Всё ближе к тридцати
Пора моя идёт.
Жить за двоих мне
                суждено теперь.

Живу я за тебя, люблю я
                за тебя,
И за тебя страдаю,
                верно…
2
В чём участи искать
И в ком участья?
И в том ли я найду
Блеск счастья?
Рок счастья?
3
В полёте мысли я тебя бегу.
В полёте чувства – всё зову, зову.
В полёте жизни мне не превозмочь
Той страсти, что дарует ночь…
4
Ты был планетою далёкой,
Стал близкой низменной
                звездой…
5
Ты ураган, и ветер, зной,
Ты слепень, и туман, и смерч.
Ты – непогода, сумрак, ночь.
Ты – мой Никто…
11.01.80.
* * *
В тоске,
          как в платье
                тёмном,
Бреду
              дорогами
                ненужными,
И слишком
                хорошо
                помню…
16.01.80.

* * *
Лень ума компенсировать чем?
В чём корень зла и где его
                искать?
Ушёл он. Но зачем, куда. –
                узнаю ль я?..
02.02.80.

* * *
Зачем понапрасну тревожить
                сердце?
Зачем искать трын-траву?

…Алые лилии, белые лилии,
Синие лилии, - я их не рву…
02.02.80.

* * *   
…Подумать даже
                страшно мне,
Что был ты не со мною
                лишь потому,
Что нос мой не курнос…

Ты ум и чувства отвергал
                поспешно,
В грязи купался столь
                охотно…
23.02.80.

* * *
Первый мой день рождения
                без тебя, Саша…
Болею. Голова – тиски…
20.03.80.

* * *
Всё чаще хороню друзей,
Уж сколько их ушло…
1980

* * *
Алтарь любви,
Алтарь святой, -
Тебе несу свои я слёзы…
1980

* * *
Мой плач
Бесконечен.
Тебя уже нет.

Прервалось
Течение
Радостных лет.
 
Прервалось
Течение
Памятных лет.

Весна горько
Вещет:
Всех лучшего – нет…
Весна - 1980
_______________________________

5.  «НОВЫЕ  ВСТРЕЧИ…»

(1986 – 1995)
_____________________________________

* * * 
Умирают, седеют друзья.
Реже «Здравствуй!» уж слышу я.

Умирают мои друзья –
Самых мудрых теряю я.

Чем же душу теперь облегчить?
Снова клятвой: счастливой без вас
                не быть!..
08.08.86.

* * *
Милые! Горюю я –
Одинока и больна.
В том и ваша есть вина –
Уходили просто вы:

Не ценили мы борьбы!
А за счастье надо драться,
Что сложнее, чем скитаться,
Как, к примеру, всё со мной:

Убегала я порой
С поля брани, поля казни.
Вот следы моей боязни:
Умираем мы, друзья, -
Вы в могилах, в горе я…
08.08.86.

* * *
Ты разве не помнишь праздников,
Когда ликовал наш бубен?

Ты разве не помнишь ласточек,
И вёсен, что будут?..
20.04.87.

* * *
Когда-нибудь затихнет во мне жизнь,
И знать не буду больше шума улиц,
И я тогда уйду, и больше не вернусь,
И пусть другие веруют и любят.

Когда-нибудь припомню я
Твоё лицо в сиреневой оправе, -
И прокляну былую, страстно, явь, -
И это будет честно очень, право…
15.11.87.

* * *
О чём-то грезя в юности былой –
Я подчинялась зову сердца,
И верила в тебя, любовь,
И так хотела отогреться.

Но ты крыло своё не подала, –
Ты лишь кружила надо мною хищно, -
Так я всегда лишь жертвою была,
И ничего-то из любви не вышло.

Но пробил час расплаты роковой, -
И более тебя уж не признаю.
И даже когда будешь - ярче всех
В толпе цветной, - тебя намеренно
                не угадаю…
13.11.87.

* * *
Милый!  Ужели забыты
          те весенние наши деньки,
Когда горечью не убиты,
                душою не старики?

Неужели уже в ярких красках
Не порхать мне рядом с тобой?

И Надежды моей напрасны
Переменные радость и боль?

Неужели тебя не встречу
На корявых путях земли?..
3.01.89.

* * *
Метель, метель…
Во всём тебя я узнаю.
Твой лик и твоё Имя.
Зачем иначе я живу?

В таком плену
           приятно мне…
3.01.89.

К  С. Л. / 2
Как будто всё сказав уже,
Не нахожу в своей душе
Святого, праведного слова,
Одни повторы, слёзы снова…

Но не хочу я повторяться!
Должны ли двери отворяться,
Когда в душе земная стужа,
И Музы меж собой не дружат…

Но всё зовёт меня, зовёт,
Твой умерший незрелый плод,
Которого вкусить я не сумела,
Хотя душою всей хотела!

Ах, твой приход так согревает душу.
Хоть из могилы – я не струшу,
Лишь вспомню Радость прожитого дня,
Когда ты взором утешал меня.

Когда твоя душа стремилась мне навстречу,
И даровала, даровала веру в вечность!
Когда она Любовью искушала.
Пусть пусто всё! Но я тобой дышала!

Признаюсь ли, что бесполезно это было?
Что речка тёмная давно тот день размыла?
Что в новых круговертях пасовала, -
Не оттого ль к тебе назойливо пристала?..

Нет, не признаюсь, нет! Не в этом дело!
Я радугу в тебе, однажды лишь, узрела!
А прочее – так скромно-серо,
Души-струны моей и эхом не задело!!!
28.03.89.

К  С. Л. / 3
Я без любви пустышка. Я нема.
Нет слов, пульсации из чрева.
Поверьте, я в реанимации, -
Не женщина, не фея и не дева.

А он сказал, что любит. Он сказал…
Что толку в том, когда сама любви не знаю.
Я не живу, когда я не пылаю!

Душе потребен Идеал. И вера в чудо!
А ты… А ты - уж всё сказал,
И, знаю, нового не будет.

И поддаюсь я новому влеченью –
Любить хочу!
Но вспоминаю Лермонтова к месту:

«Любить? Но кого же?
На время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно!»

И всё ж кричу:
- Ты послан был,
Чтоб чрез завалы лет – светить,
Теперь уж из могилы дарить мне свет.
Надежды призрак оживляя…

Какая мудрость есть в тебе, Любовь!
Даже когда ты юна, полу-детскость, -
Ты навсегда охватываешь сердце,
Божественным, нет, - неземным Огнём!

И через много лет, из царствия Аида,
Способна ты дарить свой свет- волшебный!

И тем – удивлена сегодня! Воскрешена!
И памятник ему
Вот новый ставлю, благодарна…
28.03.89.

К  С. Л. / 4
Меня пленил. Опять меня пленил!
Чрез много лет, когда уже вдова я.

Мой путь Вратами Рая оградил,
И жизнь уже другая, неземная.

Фантазии пылают на ветру,
А в нервах – трепетное чувство.
Да, нереальным я живу.
Но в этом – прихоти искусства.

И я целуюсь с тем, кого уж нет.
В очах пылает признак страсти.
Он сладок, твой потусторонний свет,
Во мне же – нежности припадочной
                напасти.

Нет, нет, ты гость, тебя благодарю
За неожиданное это посещенье.
Кагора рюмочку ещё налью –
Чтоб задержать гипноза воскрешение.

Ты в Радость мне средь тягостных забот.
Ты в Радость, призрачное счастье.
Всех бед моих громоотвод,
Моё таинственно причастие…
28.03.89.

СМИРЕНИЕ?
Ты видишь, я уже мертва.
Поникла в горе голова.
Не внемлет сердце
Жизни звукам,
Отныне преданное мукам.

И я не верую уже,
И быть с тобою не желаю, -
На долгом, длинном вираже
В дыму согласия сгораю.

И ты не веруешь, но всё ж
Свой крест смиренно вверх
                несёшь,
Тогда как я с горы качусь
Без сожалений и обиды…

Ты видишь, я уже мертва.
Склонилась долу голова,
И не рождает сердце слёз
В покинутой сторонке Грёз…
29.03.89.

К С. Л. / 6
Я с тобой поговорю,
Боль сердечну утолю.

Врата Рая отворю, -
Памятью одной Люблю.

Что за память, что за
                пристрасть?
Душ терзаемых остристость –

Телом правят каждый час,
Охраняя верность в нас…
2
Нет, трепет встречи мне не передать.
Нет, сладость поцелуя не озвучить.

С тобою я хочу летать,
Тебя Любовию измучить.

Тебя, как ты меня когда-то
Оберегал от стрел твоих,

Хоть добровольною мишенью
Не уклонялась я от них.

А ты берёг, берёг свой пыл
Для тех, для разных, для других.

И с ними ложе ты делил,
То, что для нас одних, двоих.

Ты звонко прозвенел по свету –
И колокольцев многих звон
С тобой сливались до рассвета.

И только мой звоночек-колокол
                всё ник,
Твоею силой заглушён…

Ах, колокольцы, колокольцы!
Доколь звенеть на пустыре?

В предчувствии того ухода –
Вдруг в ножки бросился он мне.

А я понять и не сумела,
И призрак тот не разглядела, -

И оттолкнула в пустоту
Поспешность ту.

- Ты умер. Я тебя любила.
Как много в этом сердце было… -

Стало молитвой это мне
В нахлынувшей немой волне.

Но знаю, - ты любил другую.
Не вечна страсть, - меня ты
                разлюбил…
29.03.89.

* * *
Ты придёшь ли ко мне,
                Любимый?
Я сгораю, тайно любя, -
Нарисованные картины
И придуманного тебя.

Я сгораю от Вечности Зова.
Ибо Радость моя – в Любви.
С берегов я сошла Азова. –
Мою преданность сбереги.

Нет другой такой Афродиты!
29.03.89.

* * *
Где пора запоздалой любви?
Когда думы сходились на Имени?
Ветры буйные в степь унесли
Все денёчки, и песни отринули.

Я во след уж простывшей Любви
Зов отчаянный брошу из племени.
Эхо звонкое слышу вдали: - Отцвели!
Отцвели, отцвели… Не ко времени!

Уж не жажду давно естества.
Как привыкла к прекрасного зыбкости!
Символ Лика, Святыни и Божества -
Этой малости зреть, - попрошу у великости.

Только – поздно, да, поздно, уже отцвели
Те, Надеждой взращённые Розы.
Да и теплолюбивые их корешки
Прихватили в разлуке морозы.

Позабылось и Имя твоё, -
Света, Символа, Радости Духа!
Как в скафандре уже – в океане плыву,
Где ни цвета, ни запаха, слуха…
7.04.89.

МОЙ «ЧАЙЛЬД-ГАРОЛЬД»
Звук моей одной струны
Из далёкой стороны

Воскресить тебя не сможет,
Песню новую не сложит.

Ты во прахе, Призрак мой,
И питаюсь я слезой

Вот уже который год.
Как слеза мне не идёт!

Безобразит, иссушает,
Пламя сердца сокрушает.

Но замедленный сей яд
В сердце преданно хранят.

Убивая, он и лечит.
Может быть, Судьбу калечит, -

Но своим большим влияньем
Вызвал паралич сознанья.

И теперь, совсем больная,
- Недоступна жизнь иная! –

Я из памяти моей
Выкресаю искру дней -

Тех, былых, в Надежде тайных,
Потрясавших чрезвычайно.

Ими я теперь живу!
Ах, пойми мою струну!..
14.04.89.

МОМЕНТ  ОТКРОВЕНИЯ…
Блажен дурак. И то обо мне.
Вот сокрушаюсь о невидимой струне,

Которой никогда и не бывало.
В каких же облаках ещё я не летала!

Какие слёзы Грёз ещё не испила!
Уже один невроз как будто изжила.

А всё лишь потому, что верую наивно.
Блажен дурак… А Духу не противно!
14.04.89.

* * *
«…Ты мой, ты мой! – я повторю,
И не замечу, как пойму,
Что – Призрак – Красоты – Люблю!»
14.04.89.               

* * *
Какая прелесть Заблуждаться!
Как Розы Веры хороши!

Души порывом наслаждаться,
И не уметь понять души!

Нет, в этом, право, есть Услада,
А, значит, - должен быть и смысл.

Я новым Заблужденьям рада,
Но нет их! Где-то заблудились…

Не встретили мою страдающую
                душу,
А в лабиринтах Разума искать их –
                трушу…
14.04.89.

* * *
Тот, один из немногих,
Кто мною отмечен,
Будет ролью своею
Увенчан… Увенчан…

А, может быть,
У – веко – вечен!..
13.11.89

ЛИРИЧЕСКОЕ
Ты пришёл, как солнца луч,
Ласковый, всесильный ключ,
Замок сказочный открыл,
Ярким светом заманил.

И пошла она с тобой,
Крест сменивши на гобой.
Вся в видения одета –
Обнадёжена Козетта…

Шарм, и блеск, и блеф, и сплин, -
Долгий обморочный клин.
Но всему есть свой конец,
Хоть и не всегда – венец.

Конь удачи изменил
И лишил надежды крыл.
Где другим сияет луч –
Не мерещится ей ключ.

И дорог призыв не чует,
Бог велит где – там ночует.
И не рвётся в облака, -
Прежде как была легка!

Ныне пламя остудилось,
Слишком многое забылось.
Что-то в думе притупилось,
Что-то в сердце обленилось.

Время! Ты диктуешь власть,
Ты велишь – стоять, упасть.
Ты пружины напрягаешь,
А захочешь – ослабляешь.

Человек – твоя игрушка,
Совершенная побрякушка.
Страстно ею ты играешь
Миг, - потом её бросаешь, -

Хоть в помойку, хоть куда, -
В том невелика беда.
Ты – всесильно и бессмертно
В этой яви многомерной.

Мы ж – мгновения зубчатки.
Нет энергии-взрывчатки
В наших душах и телах.
И любя… мы только прах.

Ах, отрада пессимиста –
Песнь слагать на грани мистик.
…Ты со мною, яркий луч.
Интеллекта зыбкий ключ.

И иного мне не надо, -
Шарм раздумий. –
Вот награда!
4.12.89.

* * *
Ты пришёл! И в том вся песня.
Жизнь не показалась пресной.

Я узнала вкусы яда.
В чём была твоя бравада?

Ты смеялся и шутил,
И мечтой небес хватил.

Дерзким Боги не прощают, -
Как животных – укрощают.

Боже! В том несправедливость!
Прояви же свою милость!..
4.12.89.

* * *
О том, которого зову,
О том, которого люблю,
О том, кого боготворю,
Я песню эту говорю…
25.06.90.

* * *
Люби, люби тот блеск луча,
Что был представлен сгоряча,
Что воспылал в мозгу и сердце
Единым импульсом: - Доверься!

И я доверилась ему. Однажды. Впрок.
И не пойму - как от доверия отбиться?
Природа! Ты – Любовь-Темница!

И не спастись глупышке мне –
Гореть, гореть в твоём огне!..
25.06.90.

САМООБМАНЫ?
Вечерний мрак
                окутал и вознёс,
И Веру пробудил
                в долине Роз и Грёз.

Ты, маленький,
                Забвение принёс
И пробудил –
                в долине Роз да Слёз.

…Окутал с ног до головы,
                пронзил ненастьем,
Но в обещаньях
                то и дело поминал
Долину розочек да Счастья…
18.09.90.

ИЗ  ПАМЯТИ  / 4
               С.  Л.
Ты мой Маяк,
А я твоя Пружина.
Мы общий механизм,
Как Доля не кружила б.

И разрывать нас –
Значит, загубить.
Ах, узел Судеб
Лучше не рубить…
18.09.90.

В НАДЕЖДЕ?  / 2
Однако, трудно мне поверить –
Не надобно уж боле верить
Сердцам, что радуют тебя.
Жизнь кончена, любовь слепа…

Нет, не умею я поверить –
Не надобно чтоб больше верить
Чужим, не узнанным сердцам.
Возможность заблуждаться не отдам!

Сие одно, пожалуй, что дано с избытком.
Всей жизни быть пред ним – лишь ниткой…
03.01.91.

ВОСПОМИНАНИЕ  / 5
Ты любишь, ты любишь…
                И я влюблена.
А на глазах – синевы пелена.
А сердце – как кладезь
                божественных радуг,
С избытком Надеждами, Верами
                радует.

И кажется - нет и не будет конца…
03.01.91.

* * *
Разве можно вдруг отринуть
То, что сердце наполняло,
Пело в нём и в нём играло,
Душу к памяти склоняло?

А теперь – теперь предать,
Бросить, позабыть, топтать?
Будто не было тех дней,
И сверкающих огней,

Что сияли, призывали,
Счастье - Радость обещали?
Пусть несбыточным огнём
Мысли-чувства обжигали, -

Всё же Дух они ласкали
И от спячки пробуждали.
Не они – так чем дышала б
И чему тогда внимала б?

И не знала б ярких радуг,
И дорог, ведущих к Адам…
Серость правила бы мной.
Нет, средь серых я – изгой!

…Славны, Господи, Тобой!
03.01.91.

К  С. Л. / 6
В мае ливни студёными были.
В мае песни свои не сложили.
В мае дни прощальные плыли,
По незнанью мы ими пылили.

Ах, пылили, пылили, пылили…
Дни, как в вальсе, кружили, кружили.
Стоп, черта наступила, ступила,
Но спасаться так поздно уж было.

Роковое вступило число.
Пылью, мраком огни занесло.
И твои омертвевшие жилы
О желаньях моих не спросили.

И твои омертвевшие вены
Беспредельно уже откровенны.
Беспредельно жестоки слова –
Я мертва, я мертва, я – мертва?

Вспыхнет заревом дерзким июнь
И рванётся навстречу мне юнь.
И омоется волнами сердце –
Никуда от земного не деться.

Только ты, только ты – не со мной.
Ни с какой, ни с одной, ни с другой.
Ты нашёл своё место в колодце, -
Я о смерть, о твою, укололась…

Но теперь, через многие годы, -
Мне своё возвращает природа.
И в твой образ печально вхожу,
Утешенье в тебе нахожу.

Не вернуться тебе, милый друг.
Не увидеть любимых подруг.
Не раздвинуть Судьбы моей круг, -
Слишком прочен забор из разлук…
17.03.91.

* * *
Ты опьянял меня своею страстью.
Бесил порою безучастьем.
Ты возжигал Огонь, какого больше нету, -
И с ним бреду в туманах я по свету.

Ах, пламень тот обманчив, хоть горяч.
Костры любовные поглубже прячь.
От глаз чужих они теряют свет
И в завистях - не будешь ты согрет.

…Пишу, пишу зачумленно я бред.
Возможно, опыта житейского в нём
                след?..
17.03.91.

* * *
Безумен мир, в котором я живу.
Влачу молитву, полу-без-имянна.
Несу свой Крест, хоть Силы нет.
И Господа не слышу, бесталанна.

Не вечна Красота, и Молодость уходит.
И всё скучнее жить, и видеть боль природы.
И сына не крестить, и ждать всё непогоды.
И, может быть, не быть, не ведая Свободы…
17.03.91.

ЖАЖДА  ПАМЯТИ
Сегодня ты сказал мне «не прощу».
Сегодня ты с печалью смотришь в небо.
И ищешь Божию звезду,
В которую с тоскою веришь.

И я с печалью бешеной кружусь,
Да в воздухе пылинкою ношусь,
И сердце блеском сизым омрачаю, -
Я тайну высшую, увы, не замечаю.

А ты - коснись, величествен, крылом.
А ты - напомни только о былом.
Вскричи о боли задушевной, -
И жизнь покажется не столь плачевной.

…А песни эти – пылью на устах.
А мысли эти – краски на холстах…
17.03.91.

* * *
Ты не любишь, и вот причина
Всех несчастий, болей и бед.
Ты не любишь – и Рок-Година
Зачинал уже свой разбег.

Мудрость жизни – нас, светлых,
                любить.
Коль не выпала радости масть –
Сама доля – упасть да пропасть…
28.08.93.

* * *
                С. Л.
Наворожили мне ведьмаки
                на сердце боль:
Любовь к тебе, Идолу,
                серому, серому.
Забыть бы о том
                пора мне давно,
А я всё гадаю:
                зачем это делалось?
2.09.93.

* * *
Мой милый! А ведь мы могли
И не родиться человеками.
Гореть в подземном, том, тупом огне,
Где только лавы, что не стали реками.

Но сильным ветром, может быть,
Нас выбросило к Солнцу, Свету, -
Луч пробудил способность возлюбить
И мысль божественну вдруг даровал Поэту.

Мы – первородны, мы – в струе Луча,
Мы – в каждом дуновеньи ветра.
Да, я нашла свое начало
И не боюсь сознаться в этом.

Мы – Дети Космоса, Лучей.
Горячих солнечных печей.
И нам не жить без Света Дня,
И вновь прошу – Огня, Огня, -

В мои движения, желанья, чувства.
И краски Радуги – глаза,
И свежесть звука – уху, нервам.
И благодати утра нам, -

Всем молодым, и трепетным, и первым…
16.01.94.

* * *
Я ошиблась в первом чувстве.
Мой восторг – пустым богам.
Хрены путала с капустой, -
Был подарок тот врагам.

Не ценила злато чувства.
Думала – на всех, на всех.
Горько первое искусство.
А в итоге – нервный смех…
2             
Кто-то думает – я плачу.
Душу нервную корю.
Нет, не плачу, а плачу я
За волшебную струю,

Что была подарком Бога
Мне, песчиночке убогой,
Ни с того, и ни с сего, -
В день явленья моего…
3
Заслужить Судьбу-то надо.
Знать, была тому преграда,
Чтобы стал удачлив путь.
Цель одна – куда-нибудь…
4
Я к Душе – как к Огниву, кресалу.
У Души молю – Огня, Огня.
Солнечных лучей, что ль, не достало? –
Беспокою Дух при Свете Дня…
16.01.94.

* * *
Утрачено так много, много, много.
Лишь память-фотоплёнка сохранит
Ухабистых дорог колдобины,
Где на обочине остался Ты!..
14.06.94.

К  С. Л. / 7
…Ты умер! Я тебя любила!
Как много в этом звуке было!
Теперь лишь эхом вспоминается.
Душа – темна, темна, -
Тобой, порою, ненароком, вот,
                – терзается!..

Миг слишком краток, чтобы говорить.
И чтобы быть услышанной, - подавно…
14.06.94.

О ВЕЧНОМ?..
Растеряны Услады и Мечты.
Как будто снегом сердце запорошено.
И не влекут Обманом Красоты —
Никем, Ничем не приворожена.

А жаль! Сердечный мой Тайник,
Ужели превратился ты в Ледник?
Ужель Судьбою к Счастью
                не заброшена
Душа моя, косою будто скошена?

Я Сердца Тайну распознать сумею ли?
Солдатом рядовым я ей служу…
14.06.94.

* * *
Ты не любишь меня, не жалеешь.
Будто нет нас обоих в живых.
Леденящею стужею всё обернулось.
А казалось. – вся жизнь для двоих…
14.06.94.

* * *
«Ты покинул, ты ушёл,
Ты другой приют нашёл…»

Какими словами ещё
Мне выразить Горечь Жизни?..
6.07.94.

* * *
Я повторяться не люблю,
Но жизнь ведёт меня по кругу –
И возвращает мыслью к другу.

Его уж нет среди живых,
И не зажечь ему огня, -
Но что же вновь зовёт меня?

И возвращаюсь мыслью к другу,
К давнишнему, простому кругу,

Где волновала так меня
Искринка от его Огня.

Нет, не напрасен был его Приход.
Случаен – горестный уход…
6.07.94.

* * *
Какое бремя я несу в себе?
За целый век земной – ни крохи
                Счастья.
Ни крохи Радости во мне.
Не брызжет Солнце, лишь одни
                Ненастья…
9.07.94.

* * *
Любови звуки лишь были Отрадны.,
Но так давно, и те – Незримы…
9.07.94.

* * *
…А жизнь – прочитанная книга.
И жаль её, и чтения не повторить…

- Нет новых искр, и старым я живу.
И повторяюсь, зачиная новый круг, -
                старения….
09.07.94.

SINILIA?
Как будто всё сказав уже,
Не нахожу в своей душе
Ни слов, ни звуков, ни Надежды.

Себя отождествив с Невеждой* —
Боюсь смотреть в грядущий День.
Одна лишь сумрачная Тень
Из дня вчерашнего
Преследует меня,
Будто востребует свой Долг.

Я думаю: какой в том толк?
Всё в прошлом, всё давно ушло…
И омрачает мне чело
Лишь луч утраченной Зари.

Ах, Время–Времечко, замри!..
13.08.94.

* * *
…Я льну к тебе.
Тебя я жажду телом,
Мечта моя,
Увядшая, как лист.

Начертаны слова
Когда-то были смело,
Теперь – пустой
Лишь свист.

Я падаю во мрак.
В стозвонные пустоты.
Я падаю во прах –
Мрачны мои полёты.

Кому я клич даю?
И простираю руки – к кому?
К тому, кого уж нет.
Не жизнь, поди, а бред…
13.08.94.

* * *
Кому отдать бы дань?
Чей Гений восхвалить?
Что значит — простереть длань
И Радостью встреченной быть.

Нет рядом ни души.
Где-то — в гуще жизни,
Или на краю пропасти —
Прежние друзья мои.

Хаос — как танец.
Закружил.
И сбились связи, нити.
Как многим мы не дорожили!

И некому подать свой крик.
Все — где–то, как пугливы птицы.
За столько лет — не встречен Лик, —
Раздавлен… валом… Колесницы…
18.08.94.

* * *
1
Раскрыты двери настежь.
                Но куда?
Качусь по кругу долго–долго.
                Куда?..
2
…И строгий взгляд, изысканы
                манеры.
Располагает всё к добру и простоте.
Отсутствие тепла восполнит
                Символ Веры,
Порыв извечен будет — к Красоте…
3
Ты возлюбишь ли строгость Лика?
Красоты символ и Добра?..
18.08.94.

* * *
Мне трудно говорить с Никем.
Я ни о чём – ещё умею.
Напрасно в воздухе махать мечом,
Когда уж Цели не имею.

Мой Поводырь, куда ты вывел?
Опять Пустырь, одна крапива?
Какие дали рисовал,
Манил в какие замки!

Проснулась – нету завтра.
Одни позавчера…
18.01.95.

ДАНЬ БЫЛОМУ
Целый мир во мне одной,
Когда вокруг так скучно, скучно.
Храм из Мечты моей построю,
И имя повторю, что благозвучно.

Мне отшуметь дано в волнах Мечты.
Забвение дарует она, Радость.
Искусен в искушеньях Ты —
Когда и Горечь нам как Сладость.

А я стонала, руки к ним тянула, —
Не верила в Прелюдии Мечты.
Она ж — единственна! — не обманула
У самой… у последней… у черты…

Какая сладость Заблуждаться!
Мысль не из новых, что во мне живут.
Ах, Заблуждаться — наслаждаться,
И не поспоришь уже тут.

Вот мир Иллюзий призываю снова.
Возможно, в Молодость впадаю я?
И с головою окунуться уж готова
В похмелья быстротечны Бытия.

А ты? А ты, подруга без Надежд?
Ты, горемыка во печали?
Сколько пудов ещё там «съешь»,
Дабы понять, что одичала?

…Кто с Верою — тот шёл вперед.
Вера — Иллюзия большая.
Заблудший нервный Пароход —
Моя Мечта, реальная-былая…
24.01.95.


Примечание автора:
_________________
* Эти стихи – абсолютно не складны, они – первые заметки после известия о смерти С., и потому оставлены такими, как были вписаны в блокнот в те дни.



В цикле  «ИМПУЛЬСЫ  ДУШИ» - 5 разделов, соответственно хронологии написания стихов:
1. «МОЙ  АНГЕЛ!..»  (1965 – 1979); 
2.  «ИЗ  МОСКОВСКОГО  БЛОКНОТА» (17.06.79. – 20.06.79.); 
3. «ОРЕОЛ  ПАМЯТИ…» (21.06.79. – 25.11.79.); 
4. «ДНИ  БЕЗ  ТЕБЯ…» (3.12.79. – 20.03.80.); 
5. «НОВЫЕ  ВСТРЕЧИ…» (август 1986 – январь 1995).
Всего   стихов.         
Комп-й набор, шрифт №14, текст - 70 страниц.
Размещены в ИНЕТе –  31.03.2024.