ОГАС - упущенный шанс спасти СССР и обогнать США

Афонин Вячеслав
В 1965 году была введена в СССР косыгинская реформа.

Многие авторы согласны, что именно косыгинская реформа запустила процесс деградации советских общественных отношений, что вылилось позже в горбачевскую Перестройку, реставрацию капитализма и распад СССР.

Значит ли это, что косыгинская реформа - сознательная диверсия буржуев с партбилетами против советского социализма? Может быть, но совсем не факт. Ввели ее потому, что нужно было что-то менять.

В 30-е годы Запад испытал на себе действие мирового экономического кризиса в 30-х годах ХХ века - в США это кризис получил название Великой Депрессии. В СССР экономический кризис проявился лишь в 60-х годах. Разумеется, он не привел к столь катастрофическим последствиям, как Великая Депрессия в США. Люди его вообще на себе не почувствовали. Таковы преимущества плановой системы и власти, выражавшей классовые интересы трудящихся. Но для экономистов и руководства страны кризис был налицо.

Причина - трудности управления усложнившимся хозяйством.

Деньги устарели как средство регуляции производства, и более ничего, кроме кризиса, породить не могут. В этом причина и Великой депрессии на Западе, и управленческого кризиса, приведшего к необходимости изменений в 1965 году в СССР.

Академик Глушков назвал такой кризис "информационным барьером" и рассматривал его как предвестие предсказанного им будущего большого мирового экономического кризиса. Который мы наблюдаем сегодня.

Академик Глушков предложил выход - использование компьютеров для учета ресурсов в натуральных показателях (штуки готовых изделий, литры нефти или бензина, килограммы угля и фруктов, киловатт-часы энергии, человеко-часы труда). Учитывались бы все потребности, все произведенное, все ресурсы. Разница между потребностями и количеством готовой продукции, при условии достаточности ресурсов, определяет задание производству. Деньги же оставалось бы лишь упразднить за ненадобностью.

Причем академик Глушков не просто ограничился данным соображением как футуристическим прогнозом. Он предложил в 1965 году советскому руководству готовую, "под ключ", программу мероприятий по компьютеризации СССР.

Система компьютерного учета ресурсов и расчета плановых показателей называлась бы ОГАС или ГАСУ (ОбщеГосударственная Автоматическая Система Управления).

Предприятия должны были бы хранить, передавать, обрабатывать информацию в электронном виде. В систему вносились бы данные о потребностях потребителей и о том, сколько чего произведено.

Рассчитывалось бы, сколько ресурсов необходимо для производства этой нужной продукции. Разница, при наличии ресурсов, определяла бы задание производству.

Данный проект сопровождался экономическим обоснованием.

Компьютеризация СССР в те времена означала бы затраты, превышающие стоимость советских ядерной и космической программ, вместе взятых. Система окупилась бы за 3 пятилетки.

После этого СССР не просто вышел бы из управленческого кризиса. СССР перегнал бы самые развитые капстраны. Это - благодаря возможностям, открывающимся в планировании благодаря компьютерной системе.

Применение ОГАС позволяло бы просчитывать различные варианты плана, оперативно вносить в план изменения.

Из неэффективной командно-административной системы советская система превратилась бы в сверхэффективную, подлинно плановую, систему.

Когда академику Глушкову предлагали внедрить аналог ОГАС в отдельных отраслях - он объяснял, что это не даст экономического эффекта.

Итак, внедрение ОГАС означало бы чрезвычайно высокий экономический эффект.

А к каким социальным последствиям это привело бы?

Советский строй был новыми отношениями на старой экономической базе. Поэтому сам Ленин называл советский строй "социализмом в известном смысле". Отказ от денег означал бы замену старого экономического базиса, основанного на деньгах, а потому капиталистического, на новый коммунистический.

На новом базисе изменилась бы и система распределения. Правда, немедленный переход на распределение по потребностям, как при коммунизме, академик Глушков не предлагал. Он предлагал только приведение доходов к абсолютной прозрачности.

Одни преимущества, правда? Головокружительные перспективы!

Один вопрос возникает. Приведение доходов к абсолютной прозрачности - выгодно ли это чиновникам-взяточникам?

И второй вопрос. Речь шла о подготовке СССР к экономическому рывку, для западных стран не доступному! Что думали об этом западные спецслужбы?

В западных СМИ появились статьи с характерными заголовками:

    "Царь советской кибернетики Глушков вознамерился заменить машинами правящую элиту СССР".

Разумеется, машина должна была облегчать работу плановика, а не заменять человека, принимающего решения.

Но сигнал коммунистической верхушкой СССР был услышан...

Уже была создана комиссия по внедрению ОГАС.

Но в конечном итоге:

-    идею академика Глушкова зарубили;
-    ввели косыгинскую реформу, усиливавшую роль рыночных механизмов в советской экономике;
-    более того, отечественные разработки ЭВМ были свернуты;
-    более того, материалы по безденежным расчетам для населения Глушкову приказали уничтожить!

Буржуи с партбилетами не захотели переходить к коммунизму, а значит, терять свои привилегии господствующего класса! Официальным аргументом в пользу косыгинской реформы послужило то, что для ее введения вообще не нужно никаких затрат.

Если бы на месте современного академику Глушкову советских руководителей стояли Ленин или Сталин, то идея академика Глушкова была бы несомненно поддержана, и в настоящее мы жили бы в счастливом, необычайно развитом, СССР при коммунистической формации.

К сожалению, на их месте оказались буржуи с партбилетами, осознавшие свои классовые интересы – настолько, что поставили их выше интересов страны…