Пинчон, Томас. Радуга тяготения. Роман абсурда

Валерий Варуль
Об авторе. То;мас Ра;гглз Пи;нчон-мла;дший (англ. Thomas Ruggles Pynchon, Jr., р. 1937) — американский писатель, один из основоположников «школы чёрного юмора», ведущий представитель постмодернистской литературы второй половины XX века. Обладатель Фолкнеровской премии за лучший дебют (1963), лауреат Национальной книжной премии (1973).

Сведения с обложки. На «Радугу тяготения» Томаса Пинчона можно навесить сколько угодно ярлыков, и ни один не прояснит, что такое этот роман на самом деле.

Жанр. Постмодернистский роман, написан в 1973 году, 768с.
«Применительно к Пинчону постмодернизм означает прежде всего отказ от однозначных объяснений, линейных трактовок и позиции всезнающего автора. Это и неудивительно: если уж взялся бороться с Системой, то классическую форму романа тоже приходится атаковать. Игры с культурными аллюзиями здесь второстепенны и не так уж и веселы: «Радуга тяготения» довольно мрачный роман, хотя в нем хватает буффонады и черного юмора». «Афиша».

Сюжет. Пересказать сюжет в этом случае вещь сложная. Чтобы ориентироваться в нём, нужно хорошо знать политическую и общественную обстановку в США и мире в 60-е гг. Поскольку для граждан СССР эти знания были недоступны, то остаётся только гадать, кто есть кто из персонажей и о чём, вообще, идёт речь.

Теперь, сюжет.

1944 – 1945 гг. вторая мировая война идёт к завершению. Но немцы пока ещё обстреливают Англию ракетами ФАУ-2. Весь ужас в том, что ракета сверхзвуковая и англичане сначала слышат взрыв снаряда, а потом звук его приближения. Это обстоятельство сильно влияет на психику горожан, и некоторые из них теряют рассудок. Таких больных направляют в больницу «Белое явление». Здесь также работают экстрасенсы, пытающиеся предсказывать прилёт ракет.

В одном из английских военных подразделений в качестве командированного из США работает Эния Ленитроп (25 лет). Ленитроп «страдает» от излишней сексуальной озабоченности, удовлетворением которой он занимается регулярно в различных районах Лондона. В своём кабинете Эния повесил карту Лондона и на ней помечает места своих сексутех. Представитель английской разведки установил, что помеченные на карте места удивительным образом совпадают с местами падения в ближайшем будущем ракет. Этот феномен решили изучить в «Белом явлении» и пришли к выводу, что связь есть, и для предотвращения обстрелов Ленитропа необходимо удалить из Англии. Всех сотрудников отдела, где работал Эния, отправляют на отдых во Францию, где фашистов уже нет, в санаторий с казино «Герман Геринг».

Здесь Ленитроп начинает подозревать, что против него организован заговор. Близкий друг, приехавший с ним, выдаёт цель, что Ленитропа должны убить, т.к. его «свойства» могут сильно навредить в любой точке Земли. Эния бежит в Ниццу, и с этого момента начинается его одиссея по Европе. Ленитроп не может понять причин преследования, т.к. их не знает никто, и, скитаясь по европейским странам, непонятным образом определяет цель скитания — это найти район Германии, где идёт разработка и испытание ракеты, способной нести ядерный заряд. Это место параллельно ищут англичане, русские и американцы, которые в романе носят наименование Они, т.е. власть.

Есть ещё две сюжетных линии, которые почти не связаны с основной. Первая рассказывает о передвижном немецком отряде, осуществляющем обстрел Лондона с территории Норвегии, и являющаяся гомосексуальной.

Вторая — о выдающемся учёном-химике (ракетное топливо), у которого, чтобы он не сбежал в США, поместили в концлагерь жену и дочь. Жену он больше не увидел, а дочь привозили раз в год с двенадцатилетнего возраста для кратковременного общения в течение 7 лет. Учёный подозревал, что ему каждый раз привозят другую, но очень похожую девочку. Цель этих девочек — довести «папочку» до инцеста. Что и произошло.

Впечатление. «Лирическая сторона» проявляется в 768-страничном романе где-то на ; части объёма. Поскольку как в биографии Пинчона, так и в романе много места уделено наркотикам, остальная часть — это (на мой взгляд) полубредовые рассуждения. Все они целенаправленны на противостояние античеловеческой власти, которая после войны ещё больше усилилась в Европе.

Вот пример авторского стиля.

"Но каждый — вне сомнений — ощущает кривую. Параболу. Должно быть, они догадались раз или два, что все, всегда, коллективно, двигалось к этому очищенному силуэту, скрытому в небесах, силуэту неудивительному, без новых шансов, без возврата. И все ж они вечно перемещаются под ним, приуготовленные для его черно-белых плохих новостей наверняка, будто это Радуга, а они — ее дети"…


Поскольку мне модернизм нравится, то читать было интересно. А интерес был один: насколько бредовым будет изложение, как далеко уведут автора видения его раздражённой фантазии и будет в них хоть какой-то смысл. А когда смысла мало, то безопаснее объявить роман гениальным, чтобы не опростоволоситься.

Ещё один пример.

"Проходы в поперечные тоннели проскальзывают мимо, как трубы контурной продувки, устья вздыхают… когда-то скрежетали токарные станки, веселые токари прыскали СОЖем из медных масленочек… костяшки кровоточили от шлифовальных кругов, тончайшие стальные занозы вгонялись в поры, в складки и под ногти… тоннельная путаница сплавов и стекла со звоном сжималась в воздухе, что походил на кромешную зиму, и янтарный свет летел фалангами меж неоновых ламп. Все это творилось когда-то. Сложно здесь, в глуби «Миттельверке», долго жить в настоящем. Охватившая тебя ностальгия не твоя, но мощна. Все предметы замерли, утонули, обескровлены вечером — предельным вечером. Жесткие оксидные шкуры — некоторые в молекулу толщиной — окутали металл, затуманили человеческое отраженье. Приводные ремни цвета соломы, из поливинилового спирта, опали и извергли последние дуновенья индустриальной вони. Пусть в дрейфе, пусть кишит призраками и приметами недавнего обитания живых душ, се не легендарное судно «Мария Целеста» — не так тщательно замкнуто, пути под ногою бегут к носу и корме по всей недвижной Европе, и плоть наша потеет и идет мурашками не от ручных тайн, не от чердачного ужаса Того, Что Могло Произойти, но от знания о том, что, вероятнее всего,произошло…
в одиночестве и под открытым небом несложно раскрыть двери Паническому страху глуши, но здесь у нас городские нервишки, они настигают, когда теряешься или остаешься один на пути, коим шествует врет, когда нет больше Истории, не найдешь дороги назад к капсуле машины времени, лишь опоздание и отсутствие наполняют депо вслед за эвакуацией столицы, и городская родня козлоногого бога поджидает тебя на краю света, они выводят мелодии, что играли всегда, только теперь громче, ибо все прочее ушло или умолкло… души-ласточки, выкроенные из бурых сумерек, взлетают к белым потолкам… эндемики Зоны, они подчиняются новой Неизвестности. Когда-то призраки были подобиями мертвых или духами живых. Но здесь, в Зоне, категории затуманились напрочь. Статус имени, которого ты хватился, которое любишь и ищешь, стал теперь двусмыслен и далек, но сие не просто бюрократия массового отсутствия — есть еще живые, есть уже мертвые, но многие, многие забыли, которые же они. От их подобий проку нет. Здесь, внизу, они лишь обертки, брошенные на свету, во тьме: образы Неизвестности"…


И в таком духе все 768 страниц. Правда, есть много порнографических и гротескных сцен, в которых Ленитроп (и не только он) представлен в самом нелепом виде: голым, в костюме ракетмена, в костюме свиньи и т.п. Некоторые сцены очень комичны и смешны. В конце концов автор бросил своего героя на произвол читательской фантазии, а я закрыл последнюю страницу.

Ещё один «Улисс» осилен.