Фамилия. Глава 9

Любовь Тарасова-Горина
Деревенская  идиллия Гориных  длилась недолго.

В двадцатых  годах крестьяне приняли новую власть, но особо ей не доверяли,  хотя  сами выбирали в  местные Советы хорошо знакомых односельчан, на которых более или менее надеялись. Известная поговорка «До бога высоко, до царя далеко» как нельзя лучше толковала отношение деревенских  жителей к своему местному начальству: здешние  Советы, если и были слабыми, они всё же представляли собой  самую важную сельскую организацию. А для их укрепления  новая российская власть  шла на соглашения с общиной, и поддерживала сельский сход  как  основную силу местного правления.

Отец никогда не рассказывал о своей деятельности в новых органах власти в родной деревне. По крайней мере, в моем присутствии. Об этом поведал своему сыну мой брат Константин.  Я допускаю, что Игнатий Горин вполне мог быть избранным односельчанами в число управленцев:  человек, прошедший две войны, закончивший школу прапорщиков, он считался грамотным, хозяйственным,  вызывающим  доверие  и уважение. Возможно, так и было.

Архивные документы содержат в себе описание многочисленных ситуаций, когда в конце двадцатых годов во время хлебозаготовок в сибирских деревнях почти полностью реквизировали зерно. В одной своей директиве Политбюро потребовало «усилить нажим на кулацкую часть и частников, злостно спекулирующих крупными партиями хлеба, применяя к ним директиву ЦК по 107 статье, решительно исправляя имевшие место перегибы и впредь не допуская их повторения».*  Весь объём работы был возложен на окружные органы власти: срочно требовалось ускорить сбор сельскохозяйственного налога и других платежей с крестьян и одновременно «усилить завоз хлеба со стороны крестьянства».**

В каждом сельском районе устанавливали твёрдое  задание по сбору зерна, в то же время власти пытались организовать  распределение товаров по этим районам, их объём зависел от выполнения заготовок и товары продавали в первую очередь тем, кто сдал хлеб государству. Но промышленных товаров явно не хватало, да и денег на налоги у крестьян тоже не было. Кулаки  организовали «хлебную стачку», отказались   продавать хлеб по установленным государством ценам. В итоге в несколько раз возросли  цены на зерно и фураж, розничные  цены в государственной и рыночной торговле. И тогда на XV съезде ВКП (б) в декабре 1927 года советская власть  обозначила курс на индустриализацию и коллективизацию, приняла решение начать жёсткую борьбу с кулачеством. Но пока суть да дело,  уже в 1929 году в городах ввели карточки на хлеб.

Раскулачивание проводили  представители исполнительной власти и милиция с помощью коммунистов, местных активистов и  бедноты. По воспоминаниям  Константина наш отец отказался принимать в этом участие, за что и поплатился: его обвинили в пособничестве кулакам. Однако,  я полагаю, что не только это обстоятельство, если оно было на самом деле, послужило поводом для раскулачивания  и  ссылки семьи Гориных. Нередко кроме тех зажиточных крестьян, у которых в хозяйствах работали батраки, раскулачивали и тех, у кого на дворе водился скот, либо  тех, у кого просто был хороший дом. У Гориных же был и скот, и дом, и лес, и даже работающая молоканка.
В ссылку отправились с сыном Костей, вторым ребёнком в семье,  родился он  в 1922 году.  Всего в семье было трое детей. Старший Яков в ссылку не попал, поскольку находился далеко от дома, самый младший ребенок – девочка Галя  – умерла в  совсем детском возрасте.

Наш папа не любил рассказывать о том времени, и место,  куда отправили неугодную новой власти  семью, никто из нас сейчас толком назвать не может: то ли просто запамятовали, то ли его  нам не называли. Знаем только, что сосланы были Горины в  Уральскую область, которая позже стала называться  Свердловской. Об этом отец никогда не рассказывал, не вспоминал. Где был, что делал, – мы так и не узнали.
 
Костя начал ходить в школу за семь километров от своего спецпоселения.  Идти приходилось через лес, каждый раз преодолевая страх  перед  тайгой с её неведомыми, и оттого еще более страшными в детском воображении, обитателями. 
Как-то  по осени соблазнился мальчишка  кедровыми шишками,  полез за ними на могучее высокое дерево. И сорвался.  Ушибленное распухшее колено матушка лечила народным средством: делала примочки из мочи. Никакой медицинской помощи в поселении у ссыльных не было и в помине. Боль постепенно прошла, но нога почти перестала сгибаться, хотя при ходьбе это особо не замечалось. О том, что нога сгибается лишь под прямым углом, не далее, знали только родственники.

В ссылке  не стало   Елены, она заболела тифом. Там и похоронили её муж и любимый сынок  Котенька, которому было всего десять лет,  а сами  бежали в родные края. Как сумел уйти оттуда вместе с младшим сыном после смерти жены?  Как смогли пройти  долгую дорогу к родному дому, где скрывались, почему их не нашли?  Все эти вопросы остались  без ответа.

Как бы то ни было, но добрались до дома, до деревни Ощепково в  Тюменской области,  однако  оставаться здесь было опасно, боялись повторной высылки,с более суровым за побег наказанием. Беспокойство, что его могут вернуть в спецпоселение, боязнь не столько за себя, сколько за сына Котю, заставили Игнатия искать помощи у друзей.  И тут помог отцу старый приятель, односельчанин Степан Яковлевич Акишев: он  работал на строительстве  нового совхоза в лесостепях Омской области, вот и позвал папу с собой, резонно полагая, что никто там его искать не будет. Так отец с сыном оказались в новом советском хозяйстве – Кошкульском совхозе*.

По-моему, наш отец был благодарен ему за это до конца своей жизни. Пребывал Степан Яковлевич в рабочих до 12 сентября 1937 года. Объявлен врагом народа и осуждён тройкой при УНКВД***  по Омской области уже через десять дней после ареста – 23 сентября – на десять  лет исправительно-трудовых лагерей. Реабилитировали его в ноябре 1968 года за отсутствием состава преступления.
 
Я помню его дочь, которая так и не дождалась отца. Наша семья жила на первой ферме, а она – на второй, в нескольких километрах от нас. Это потом наша ферма, которая была центром совхоза, стала называться Новым Кошкулем, а вторая – поселком Первомайским.   Полное имя Харитины  Акишевой не нравилось ни нам, ни ей,  мы все называли её Ритой.  Приезжая в центр по делам, она непременно забегала к нам, пила чай, о чем-то беседовала с родителями. Это длилось несколько лет. Потом она перестала у нас появляться, видимо, что-то изменилось в её судьбе, возможно, она вышла замуж и стала жить своей семьёй, уже некогда было  задерживаться у знакомых в центральной усадьбе совхоза. А может, просто куда-то уехала.


* Цитата из директивы Политбюро от 25 апреля 1927 года
** Цитата из директивы ЦК ВКП (б) от 14 декабря 1927 года
***УНКВД – управление Народного комиссариата внутренних дел.