Религия Кавкаса и Рима

Галл Гелиа
Религия  Кавкаса и Рима.

Почему ингушей называли «сыны Кавкаса» ?

Кавкас- каука’с - калка’с   — религиозное собирательное название ghallgha(г1алг1а) из  эпохи скрытой  религиозными предрассудками, представителями новых авраамических религии..упоминаемой в некоторых источниках как галльская(колхская) працивилизации, следы от которой галльский пояс от Европы да Азии.
Скорее всего  звучало -  ghallgha(г1алг1а), где сложная буква г1(gh) отсутствует у поздних народов, когда сам звук сохранился. Потому такое разночтение в старых источниках Калка, Галга, Халха и тд(Естественно ближе грузинское наследие «народ-khalkha)Грузины сохранили другое общее  кавказское горное название «хурритов» - курти(гурджи).

Как пример Барон Услар считал  что колхская цивилизация предшествовала греческой и римской цивилизации и даёт интересные рекомендации как найти следы исчезнущивщих просвещённых колхов среди кавказских народов. Впервые греки близкопознакомились с Кавказом в эпоху могущества здесь этого объединения колхских племен.
Очень интересное предположение барона Услар, что колхи принадлежали к народам контролировавших торговые пути как современные евреи.. и действительно древнейшие термины на торговых путях переводятся на ингушский язык.

Но самый значительный след галльская(колхская) цивилизация оставила в горах Кавказа,  !!!!! создав там где время течет замедленно, свою малую копию ghallgha,  заложив традицию храмового центра священных гор,  с первыми храмами ГЛ-РД,  где особая ценность, народ воспитанный по особым эздии-законам (коллективная мораль), на которым не смогут жить даже вековые соседи(эздел пытались воссоздать знаковые патриархи Эздра, Язон в авраамической, греческой религии.которые являются эпитетами бога и свободы).
Множество храмов в горной Ингушетии, отличает народ храмового центра,  от других кавказцев  ( полсотни храмов сохранили свидетельства) говорит за себя, что ингуши праведный богобоязненный  народ, народ правосудия. Христианские, мусульманские храмы не показатель, это были требования нового времени.


Вот неполный список храмов с религиозного и культурного центра Кавказа; при кажущимся многобожии предки ингушей клянутся, буквально «главным»  храмом  «Г1ал-Ерда»,  самые высокие вершины гор,  башни, величаются в честь  бога haL/ghalgha. Ненавязчиво,   Бога «Хал/ghalgha/г1алг1а», возносят  на высоты, вершину пьедестала , что есть сосуществование —   Единобожия с Богоборцами, как единство и борьба противоположности. Вывод - галльскую (галгайская) религию с главным храмом ГЛ-РД  ошибочно относить к язычеству,  ее сделали токсичной после реформ, на самом деле это предковая мировая галльская религии, которая до позднего средневековья параллельно сосуществовала с христианством, исламом. ( пример христианский храм Тхаба-ерда с крестом из фаллов… Подобного нет ни в Грузии, ни в Армении, возможно от Рима, римской Византии).
Пример подобная ситуация была в Римской империи  16 века, где христианство было одной из религии, которая победила впоследствии после войны с протестантами   ; 1."Мятер-Дэла(трон богов)"-VI-VIIвв.
2."Сусон -Дэла(покровитель благородных женщин)"-XV-XVIвв.
3."Мят-Сел"-IV-VIIIвв.
4."Тхаба-Ерды"-IX-Xвв.( в прошлом храм Г1ал-ерда, читать Энгельгардта)
5."Альба-Ерды"-V-XIIIвв.
6.Раннехристианский храм "Таргим"-XI-XIIвв.
7."Дик-Села"-В окрестности с.Духьар-гашта VI-VIIIвв.
8."Сампай-Цув"-ул.Джейрах IX-XIвв.
9.Техка-Моттиг-IX-XIвв.
10. Г1аппи-села крепость Владикавказ
11.Молдз-Ерды-с.Ольгети,IX-XIвв.
12."Важагат"-VIII-Xвв.
13."Малад-Йерда"-ус.Ляжги,VIII-Xвв.
14."Морч-Села"-с.Моржчие.
15."Гал-Ерда"-с.Шоан,VIII-XIвв.
16."Макхала"-с.Шоани,VIII-XIвв.
17."Балам-Ерда"-VIII-XIвв.
18."Итаз-Ерда" с.Ольгети.
19."Дзарака-Дэда"-с.Хулий,X-XIвв.
20."Йерпатие"-VIII-XIвв.
21."ЦIувге"-VIII-XIвв.
22."Маги-Йерда" в урочище Магате.
23."Ткъамаш-Ерда"-XIII-XIVвв.,Салги XIII-XIVвв.
24."Селашатс"-Столпообразное святилище ус.Лялах VIII-Xвв.
25."Цулгате"-с.Хули, VIII-Xвв.
26.Гурмти
27."Хач-Латтача"-Часовня христианского толка, с.Хули.
28."Ауш-Села"-Язычес.святилище на левом берегу Ассы.
29.Кулой лом-села-на вершине "Кулой - лоам".
30.Храм "Ангенты".
31."Селяште"-с.Йовлий, VIII-Xвв.
32."Йердиче"-VIII-Xвв.
33."ЦIей-Кхера"-Священ. камень ус.Пялинг.
34."Села-Кхера"-Священ.камень ус.Гул.
35."Ердиче"-Святилище ус. Гул, XII-XIVвв.
36."Ерда-Корта"-с.Нелха, XII-XIVвв.
37."Сиелинг"-с.Ний, VIII-Xвв.
38."Дялите"(трон Бога)-с.Карт, XIVв.
39."Фаллический памятник"-с.Коли.
40.Храм-с. Тумги.
41.Храм-с.Каозой.
42.Храм "Тушоли".
43."Мяж-Ерды"-Святилище с. Мяшхи.
44. "Зодцах-Ерда" - с. Хули
45. "Тамыж-Ерда" - в окрестностях с.Хули
46 Амгот-ерда
47 храм  Ма- ерда и тд


PS
Некоторые соображения относительно существования
и генезиса термина Колхи

Анализ открытых источников1 показывает, что в научной среде, да и на полях социальных сетей, отсутствует информация о генезисе термина «Колхи». Более того, ряд авторов подвергают сомнению сам факт существования такого образования как «Колхида/Колхидское царство» и «Колхов» - как народа. В то же время в наших руках имеется бесценное средство, которое, на наш взгляд, может не только ответить на поставленные выше вопросы, но и, в некоторой степени, позволит заглянуть в этногенез этого загадочного народа и этим средством, безусловно, является «хранитель тайн -  язык».
В данном случае речь пойдет о языке народа, который (наряду с Грузинским) является автохтоном Центрального Кавказа и широкому читателю известен как «Ингуши», получившие этот экзоэтноним от одноименного и крупного, на то время, населенного пункта «Онгушт»2, в период колонизации царской Россией Кавказа. Но наряду с этим термином Ингуши используют эндоэтноним «Г1алг1ай», корни которого, по нашему мнению, и мнению авторитетных специалистов, уходят в глубину тысячелетий.
Следует заметить, что, с античных времен, этот народ скрывался под различными именами, в том числе, и такими как: гаргары, таргомосианы, нарты (фольклор), кавкасионы, глигвы, кисты, гелы3, дзурдзуки, овш(с)ети4, и, наконец, самые поздние (с подачи ангажированных «специалистов»): ингуши, черкесы, ококи5, чеченцы.
Естественно, столь обширная палитра имен не могла способствовать установлению научной истины, при изучении этногенеза этого древнего народа. Более того, это дало повод, нечистоплотным представителям от науки, для бесконечных спекуляций и фальсификаций относительно его этногенеза, языка и культуры.
В последние два десятилетия в руках независимых исследователей оказался уникальный «инструмент», так называемый «электронный ресурс», широкое использование которого, при установлении научной истины по спорным вопросам, положило конец псевдонаучной гегемонии и обнажила гигантские масштабы искажений исторической и научной действительности.

________________________
1 См. ст. Колхи – материал свободной энциклопедии.
2 Сегодня этот населенный пункт называется Тарское и находится в Пригородном районе, СО – Алания.
3 Не путать с тэйпом «Гелатхой», образованный, видимо, как результат контактной ассимиляции двух кратких гласных звуков одним –
долгим, по следующей схеме: «К1и ялат» ; «К1иелат» ; «Гие:лат» ; «Ге:лат» - букв. – урожай пшеницы, где «к1а: - пшеница и «ялат»          – урожай, сбор, т. е. речь идет о роде деятельности этого тэйпа (из инг. дэйба).
4 Ингушское общество, обитавшее западнее Терека (Л. Мровели, в работе «Картлис цховреба» - житие Грузии, Википедия).
5 Ингушское общество, переселившееся на восток (сегодня очеченились).
Безусловно, этот «инструмент» нанес довольно болезненный удар по армии псевдоученых от официальной науки, начиная от кураторов – бенефициаров и заканчивая исполнителей на местах, но, к сожалению, еще, далеко, не фатальный. Фальсификаторы объединились и тратят колоссальные силы и средства, пытаясь продлить свое бездарное существование, забывая, при этом, народную мудрость: «Сколько веревочке не виться, а конец будет».
Теперь обратимся к первому абзацу текста и попытаемся дать ответы на поставленные вопросы, используя для этого эндоэтноним «Г1алг1а:» в значении «Ингуш» («:» здесь и далее будет означать сильную позицию гласного). Именно такая форма словотолка является сегодня официально принятой, однако, мы полагаем, что с точки зрения законов ингушской лексики, да и живой речи – это, мягко говоря, не совсем верно.
Дело в том, что когда первая гласная находится в слабой позиции, то и живая речь, и законы лексики требуют написания этого термина в форме «Г1аллаг1а:», т. е. с двумя согласными «л» и гласной «а», в слабой позиции. Но, в случае, когда первая гласная в сильной позиции как, например, в слове «Г1а:ла»6 – «наблюдательная башня» /одно из значений/ - то возможна форма как с одним согласным «л», так и с двумя.
Вернемся к термину «Г1аллаг1а:», который, как видно, состоит (при простом разложении) из двух, корневых, частей: «г1алла»7 и «г1а:» и рассмотрим другие, возможные по законам ингушской лексики, варианты этих слоготолков по отдельности.
Итак, варианты слоготолка «г1алла» (г1алла/в, е, б/ - эпитет бога солнца/света, как творца всего сущего; переносно бык/телец /апис) (вариант «Да:лла/Даь:ла/Да:ла/»8 – эпитет бога изобилия/плодородия, как творца всего сущего):
г1елла (Со г1елла венныв – я устал);
г1илла (г1илла/д/ – обеденный стол /одно из значений/);
г1улла (г1улла/д/ - /диал./ - направление, путь; громовой раскат, орудийный выстрел/залп);
г1олла (г1олла/д/ - направление, путь; например, Со Соаг1а:пча г1олла воаг1а – я иду путем через Сагопши).
Варианты слоготолка «г1а:» (г1а:/е/ - уст. - общество; дружина?):
г1е: (г1е:/г1аь: - дружина?; г1аь:ре – дружинник, г1аь:рой – дружинники);
г1и:/г1ий (г1и:ла – худой, тощий; «г1ий» – реликт совр. хий - вода);
г1у:/г1ув (г1у:/г1ув – идущий, двигающийся; г1ув – колодец, шахта);
г1о: (г1о: /в, е/ - идий, сходий; идущий, идущая).

____________________
6 В чеч. яз. «Г1а:ла» - город, станица (в 1–м значении), а башня (в 4–м значении).
7 Эпоха тельца, ; 4430 – 2280 лет д. н. э., что говорит о древности термина «Г1алла». (др. знач. термина: тур, горный козел; лось).
8 Инг. «Ба:ла» - событие, происшествие (обычно, негативного характера), но его этимологический разбор показывает, что это, в частности, эпитет бога изобилия/плодородия, как творца всего сущего /см. Баал – финик., др. –евр. – хозяин, владыка, а в Финикии, Ханаане и Сирии почитался как громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба и солнца, т. е. в Инг. варианте осталась только негативная часть его функционала/.
Используя рассмотренные варианты слоготолков и опираясь на законы и правила ингушской лексики можно предложить целый ряд комбинаций словотолков, в частности, и таких как: «г1иллаг1о:»9, «г1оллаг1и:/хий/», «г1уллаг1а:»10 и, даже, «г1а:лаг1о:»11, взяв первую гласную в сильной позиции, как в словотолке «г1а:ла».
Из анализа данных экскурса в удивительный мир ингушской лексики можно сделать несколько выводов:
1. Представляется вполне закономерным трансформация, на почве других языков, эндоэтнонима Ингушей и термина «Колхида», по схеме, соответственно: «г1аллаг1а:» ; «г1оллаг1и:» ; «колхи» и «г1оллаг1и:т1а» ; «колхи:та» ; «колхи:да». Здесь «т1а» - небно-айнированный диграф, имеющий в ингушской лексике множество значений, в том числе – «на», «над», а переходы «г1» в «к», «х» и «г», а также «т1» в «т» и «д» - явления закономерные. То есть, на почве чужой лексики термин «г1аллаг1а:» - ингуш превратился в «колхи», а термин «г1оллаг1и:т1а» - место обитания ингуша – в «колхи:да», из чего следует, что ответ на генезис терминов «колхи»/«колхи:да» кроется, очевидно, в самоназвании Ингушей.
2. Если наши суждения верны, то Ингуши, живущие сегодня на ЦК, с самоназванием «г1аллаг1а:й», дают вполне убедительный, положительный, ответ на вопрос о существовании «колхов» - как народа и «колхидского царства» - как этнографической области.

_______________________________
9    Груз. диал. «Г1илг1о:» - Ингуш.
10 Осет. «Къулгъа:» - Ингуш (др. вар. в том же знач., «Макъкъалон», 3-е гласное ударное). /для сравн. см. Колхида ... аккад. «Kilhi»; лат.
     «Colchis»; урартск. «Culha» …, источ. Википедия/.
11 Чеч. диал. «Г1а:лаг1о:» - Ингуш /т. е., букв. живущий в городе, башне/.   


PS    Как  версия что поздние греки по своему интерпретировали кавказское собирательное название «г1алг1а» как  «г1олхи» буквально «идущие по воде»…  Вероятно от греческого впечатления от  истории «гостеприимных и негостеприимных» меняющихся течении проливов, моря, в сторону где проживали колхи, либо от «людей моря».
Как пример алтайские тюрки знают кавказское  название «нарты» но вкладывают  в него, другой  смысл.