Корова Зорька

Елена Андреюшкова
Эту историю мне рассказала мама, вспоминая свое деревенское военное и послевоенное детство.
Времена были трудные, голодные. Мужчин в селе было очень мало. Почти не было лошадей. Для вспашки использовали коров, впрягая их в плуг. Каждой хозяйке жалко свою коровушку, поэтому на время работ коровами менялись.
Наша Зорька была особенной. Она была и внешне красивой, и характер имела крепкий, командирский. Когда коров гоняли на пастбище, она всегда шла впереди стада.
Вышагивала Зорька важно, мычала напевно-призывно: «Иду, встречайте!»
Бабушка поглаживала ее при встрече по оранжевой спине, чесала белый фартучек-живот, мягкую, в завитушках шею. Если была корочка хлеба, то доставалась она Зореньке, кормилице и любимице всей семьи.
И тут отдали ее чужой хозяйке! Запрягли, заставляют тащить плуг! «Не пойду»,- всем своим возмущенным видом показала корова. Женщина стеганула её прутиком. Зорька взбрыкнула и убежала к ляге. Ляга- это углубление в земле, похожее на пруд, заросшее по краям камышом, не очень глубокое, заполненное водой. Зорька залезла в воду вместе с плугом по самую шею. Пришлось идти за бабушкой, которая уговорами смогла Зорьку из воды выманить.
Зорька состарилась. Более одиннадцати лет она приносила телят. Но молока у неё уже было мало. А было в те времена такое положение, что с каждой коровы государству надо было отдавать определенное количество молока. Семье уже ничего не доставалось и телёнка выкармливать тоже было нечем. Пришлось отдать Зорьку в колхоз. Она и там принесла еще одного телёночка. Но, по привычке, с пастбища шла домой. Дети радовались встрече, ласкали ее, подкармливали, провожали в коровник.
Корова, тепло, дом, детство- давно это было. Мама, вспоминая свою любимую Зорьку, жалела ее до сих пор.