Бричмулллинский учебный полигон как важнейший

Анатолий Антонец
БРИЧМУЛЛЛИНСКИЙ    УЧЕБНЫЙ  ПОЛИГОН КАК ВАЖНЕЙШИЙ
  ФАКТОР   ПОДГОТОВКИ  КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ  СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ    ГЕОЛОГОРАЗВЕДКИ

Благодаря  известным  песенным бардам  Татьяне и Сергею Никитиным, то  многим  людям   нашей страны стала   известна   «золотая Бричмулла».  Поселок Бричмулла (сейчас Бурчмулла)  находится на западной оконечности Коксуйского хребта, между реками Чаткал и Коксу на высоте 960 метров над уровнем моря, недалеко от устья реки Коксу.
Так вот на её дальней окраине  в 1960 году возник молодежный поселок  - учебный геологический полигон Ташкентского политехнического института, ставший в последствие своеобразной студенческой Меккой.  Тут  долгое время  оттачивали свое профессиональное мастерство будущие  геологи различных специализаций  (геологи-съемщики, геологоразведчики и геопоисковики, геофизики, гидрогеологи, буровики…).
Даже была такая   присказка «Геолог начинается  с Бричмуллы».  А до этого студенты проходи  свои специализированные практики   на  открытых к тому времени месторождениях полезных ископаемых Среднеазиатского региона. В те далёкие годы   у Бричмуллинского полигона было еще несколько  «филиалов»: для гидрогеологов и  инженерных геологов  в   Нанае, а студенты  всех специализаций  проходили вторую геологическую практику в красивом высокогорном урочище  Чавата, с самой  холодной и вкусной  в мире  водой и интереснейшим геостратиграфическим строением….А на  главной  стоянке (основном полигоне)   «баллом» правили геофизики  со своими     тремя  продолжительными по времени   учебными геофизическими практиками. На полигоне и его филиалах вовсю кипела учебно-трудовая жизнь, здесь не просто начинали свою производственную карьеру  геологическая «братва», здесь они познавали полную романтики  походную и палаточную жизнь  «копателей, бродяг и работяг», в т.ч. и с ночными дозорами у  огня.
В течение многих лет шло благоустройство  этого учебного центра (высаживались на близлежащих склонах фруктовые деревья (самых различных видов), строилось кирпичное здание со многими помещениями (классами), заодно «поднимались» и объекты   различного назначения  (душевые, столовые, кухня, трансформаторная   и т.д.   Постепенно год от года  облагораживалась территория, в т.ч. и с посадками хвойных деревьев.
В связи с перекрытием  горной долины плотиной  Чарвакской ГЭС  русел   рек  Чаткал  и Коксу   была затоплена  огромная территория, в результате чего  ушел под воду  первый нижний полигон.  В результате  в 1975 году пришлось перебазироваться  на   верхние этажи близлежащих склонов.   После этого  стал своеобразным образовательным учреждением высокого уровня.  Здесь   в  удобных  классах (с партами и чертежными световыми  столами)   теоретические премудрости геологических наук  подвергались тщательной проверке   на   самой настоящей «истине» - практике. Отбор образцов взятых из разных мест  и с  большой территории практически сразу  проходил экспертную оценку в  лабораториях полигона. В 60-ые годы ХХ столетия  на    полигоне был проведен эксперимент -  часть дисциплин  геологического типа  осеннего семестра читалась прямо в аудиториях полигона (одновременно   тут же и в поле проводились практические занятия).
Ежедневная (без выходных) дневная трудовая полевая вахта вечером превращалась в спортивные баталии ( волейбол, баскетбол, мини-футбол, гиреевый спорт… и конечно, шахматы и др. настольные игры).
Начиная с первой ознакомительной  и геодезических практик,   студенты  познавали премудрости своей будущей работы. Тем более что в горах Чаткало-Кураимнского района присутствовали все возможные  геологические ситуации (глубочайшие (70-100м) каньоны Чаткала и Коксу, обнажения,  оползни, тектонические нарушения, складки различных видов и конфигураций,  разломы, террасы  нескольких близлежащих рек,  продукты деятельности  рек   и  грозных селей,   выходы различных осадочных и магматических горных пород, рабочие  и эксплуатационные  штольни,  древние выработки  рудознатцев,  Аурахматское  месторождение флюорита со штольнями и обогатительной фабрикой, разрабатывающееся месторождение висмута на горе Яккатут   и многое другое),    всего и не перечесть.   Только не ленись – всё это  к твоей  любознательной  голове.
Для  геофизиков  территория была   почти испытательным «раем»:  сложные   многослойные   электрические разрезы,  не менее  интересные  сейсмо-   и   магнитные поля.   А наличие  сложной  аппаратуры, в т.ч. переданных с баланса передовых предприятий еще не старых   сейсмических (ССЦ-3)  и электроразведочных  (ВП-74,  ЭРСУ-61, ЦЭС-2), магнитометров  от  М-27М  до   ММП-203, М-33   давали возможность  провести самостоятельные   эксперименты.
Для  радиометристов   и  ядерщиков  тоже   наблюдались   свои   «прелести» - дальние  практически на весь день  походы ( с  СРП-68 и СРП-88…СП-4)   вдоль  русел таких рек, как  Кок-су,  Пальтау,  Акбулак, и особенно  по трудно проходимым порогам р. Куласья,   где дорогу преграждали  огромные валуны  гранитов  и гранодиоритов.  А   на   заброшенном  руднике Аурахмат  можно было попробовать провести  измерения    с эманометрами   ЭМ-6,..ЭМ-2, СГ-11, «Радон»   и   с радиометрами, на  флюоритовых  обнажениях, фиксируя порою радиоактивные превышения фона, попутно собирая,  зеленые, темные и фиолетовые  разности  для  личных и кафедральных коллекций.
В  удобных   классах  стояли  раскладывающие  зеленого цвета доски   производства ГДР, где   писалось и чертилось с особым удовольствием. А в  соседней  огромной  комнате   расположилась  факультетская  библиотека (с читальным залом)  с большим набором   технической  литературы  по всем  аспектам практики. Не забыт был привоз  художественных книг  и особенно многочисленных журналов  и газет.  Через  два-три дня  спец. машина  доставляли  свежую  газетную корреспонденцию.
В   учебном корпусе было  обустроено два   автоматизированных класса   с  комплексом  ТСИ              (кинопроекторы 8 и 16мм…диапроекторы типа ЛЭТИ-60М, Пеленг-700, со спускающимися экранами и системой зашторивания). Постоянно демонстрировались для разных групп  учебные   и познавательные кинофильмы.   Не забывалось  приглашение  интересных  людей (лекторов, поэтов, литераторов).
Словом,  потери  связи   с   городской цивилизацией и  не чувствовалось. Наоборот, все приезжающие   только завидовали и восхищались. Их понять  можно. В Ташкенте  жара (+ 40-45 Со ). А  тут прохлада   и свежий горный воздух.
Полигон   функционировал   до   поздней  осени,  в т.ч. когда  на него после студенческих практик   приезжали  отдыхающие  сотрудники института   по льготным  путевкам профкома.   На  то время  учебный полигон превращался   в  летне-осенний  оздоровительный лагерь, куда можно было приехать с членами своей семьи.  И он обеспечивал    всем им  хороший отдых, не хуже, чем  на  Прибалтийских и   Черноморских    курортах  некогда нашего общего государства.
Ну а  студенты-геологи   всех специальностей  и специализаций  отправлялись    на   места    своих производственных и преддипломных практик, пройдя   на   Бричмуллинском полигоне   хорошую   школу   профессиональной адаптации. Задел, выраженный   в  добротных, знаниях, навыках, умениях   помогал   им   не  «затеряться»  на просторах некогда   Великого государства. 
Многие из выпускников  прошедших   хорошую профессиональную  школу  в   Бричмулле    стали прекрасными специалистами, некоторые  из них потом  стали  и первооткрывателями  рудопроявлений  и даже месторождений   ценного минерального и энергетического сырья.
И даже те, кто   навсегда  ушел из геологии,  выбрал свой трудовой  путь в других  сферах жизни,  помнят и не забыли  незабываемые   дни   (и особенно  вечера)   на  Бричмуллинском  учебном полигоне.  Та  практика (и практики)   помогли им занять   достойное место   в   реальной жизни, не потеряться  и не растеряться в ней. Ибо  эти практики их научили многому, а полученные   таким образом  знания, умения, навыки    можно было использовать  на благо, как самому  себе, так и государству,  в котором живешь, трудишься, воспитываешь  своих и чужих детей, внуков, соседей.
Но не всегда   бывает чисто,   ясно и гладко, как хотелось бы. Порою случается  и беда.   И она   не миновала  учебный  геологический  полигон,  ибо   в   1999 году  силовые   структуры                (пограничники)  отобрали    природный  учебный    факультет   у  геологов. Они приспособили его  под свои,  и  не всегда    полезные нужды.  Да, и сам поселок   Бричмулла  на долгие годы   стал   местом  пограничной зоны   с   ограниченным въездом на его территорию.  После  такой потери существенно упало качество   выпускаемых специалистов. Ибо практики стала проводиться в музеях и участках вблизи факультета.  Падению качества выпускаемых специалистов  «помог» и  переход    на  чужую  заморскую систему обучения  ( рейтинги,  бакалавры магистры и др.).
И вот   когда  геологическая сфера  страны  стала  «пробуксовывать», то власти  решились, наконец,    возвратить  полигон  в руки  прежних хозяев (в  2012 году).  Но  от пренжнего  учебного центра мало что осталось.  ГБилы   оставили после себя разрушенные  объекты (душевые, классы, туалетные…).   И у нас,  ветеранов геологии, было жуткое ощущение, что по некогда любимому  месту,  нашей прошлой хорошей жизни,  прошло стадо  каких-то зловредных животных   и варваров.
И нынче  мы снова  начали возрождать свой  былой  учебный  полигон,  но средств и сил явно не хватает, чтобы  поднять его хотя бы до  скромного уровня.   Вот так аукаются впоследствии непродуманные до конца  решения  чиновников самого высокого ранга.    Словом. верно утверждение :«выстрелив  из рогатки (ружья) сегодня, в будущем можешь получить пушечный ответ»