БРИЧМУЛЛЛИНСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПОЛИГОН КАК ВАЖНЕЙШИЙ
ФАКТОР ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДКИ
Благодаря известным песенным бардам Татьяне и Сергею Никитиным, то многим людям нашей страны стала известна «золотая Бричмулла». Поселок Бричмулла (сейчас Бурчмулла) находится на западной оконечности Коксуйского хребта, между реками Чаткал и Коксу на высоте 960 метров над уровнем моря, недалеко от устья реки Коксу.
Так вот на её дальней окраине в 1960 году возник молодежный поселок - учебный геологический полигон Ташкентского политехнического института, ставший в последствие своеобразной студенческой Меккой. Тут долгое время оттачивали свое профессиональное мастерство будущие геологи различных специализаций (геологи-съемщики, геологоразведчики и геопоисковики, геофизики, гидрогеологи, буровики…).
Даже была такая присказка «Геолог начинается с Бричмуллы». А до этого студенты проходи свои специализированные практики на открытых к тому времени месторождениях полезных ископаемых Среднеазиатского региона. В те далёкие годы у Бричмуллинского полигона было еще несколько «филиалов»: для гидрогеологов и инженерных геологов в Нанае, а студенты всех специализаций проходили вторую геологическую практику в красивом высокогорном урочище Чавата, с самой холодной и вкусной в мире водой и интереснейшим геостратиграфическим строением….А на главной стоянке (основном полигоне) «баллом» правили геофизики со своими тремя продолжительными по времени учебными геофизическими практиками. На полигоне и его филиалах вовсю кипела учебно-трудовая жизнь, здесь не просто начинали свою производственную карьеру геологическая «братва», здесь они познавали полную романтики походную и палаточную жизнь «копателей, бродяг и работяг», в т.ч. и с ночными дозорами у огня.
В течение многих лет шло благоустройство этого учебного центра (высаживались на близлежащих склонах фруктовые деревья (самых различных видов), строилось кирпичное здание со многими помещениями (классами), заодно «поднимались» и объекты различного назначения (душевые, столовые, кухня, трансформаторная и т.д. Постепенно год от года облагораживалась территория, в т.ч. и с посадками хвойных деревьев.
В связи с перекрытием горной долины плотиной Чарвакской ГЭС русел рек Чаткал и Коксу была затоплена огромная территория, в результате чего ушел под воду первый нижний полигон. В результате в 1975 году пришлось перебазироваться на верхние этажи близлежащих склонов. После этого стал своеобразным образовательным учреждением высокого уровня. Здесь в удобных классах (с партами и чертежными световыми столами) теоретические премудрости геологических наук подвергались тщательной проверке на самой настоящей «истине» - практике. Отбор образцов взятых из разных мест и с большой территории практически сразу проходил экспертную оценку в лабораториях полигона. В 60-ые годы ХХ столетия на полигоне был проведен эксперимент - часть дисциплин геологического типа осеннего семестра читалась прямо в аудиториях полигона (одновременно тут же и в поле проводились практические занятия).
Ежедневная (без выходных) дневная трудовая полевая вахта вечером превращалась в спортивные баталии ( волейбол, баскетбол, мини-футбол, гиреевый спорт… и конечно, шахматы и др. настольные игры).
Начиная с первой ознакомительной и геодезических практик, студенты познавали премудрости своей будущей работы. Тем более что в горах Чаткало-Кураимнского района присутствовали все возможные геологические ситуации (глубочайшие (70-100м) каньоны Чаткала и Коксу, обнажения, оползни, тектонические нарушения, складки различных видов и конфигураций, разломы, террасы нескольких близлежащих рек, продукты деятельности рек и грозных селей, выходы различных осадочных и магматических горных пород, рабочие и эксплуатационные штольни, древние выработки рудознатцев, Аурахматское месторождение флюорита со штольнями и обогатительной фабрикой, разрабатывающееся месторождение висмута на горе Яккатут и многое другое), всего и не перечесть. Только не ленись – всё это к твоей любознательной голове.
Для геофизиков территория была почти испытательным «раем»: сложные многослойные электрические разрезы, не менее интересные сейсмо- и магнитные поля. А наличие сложной аппаратуры, в т.ч. переданных с баланса передовых предприятий еще не старых сейсмических (ССЦ-3) и электроразведочных (ВП-74, ЭРСУ-61, ЦЭС-2), магнитометров от М-27М до ММП-203, М-33 давали возможность провести самостоятельные эксперименты.
Для радиометристов и ядерщиков тоже наблюдались свои «прелести» - дальние практически на весь день походы ( с СРП-68 и СРП-88…СП-4) вдоль русел таких рек, как Кок-су, Пальтау, Акбулак, и особенно по трудно проходимым порогам р. Куласья, где дорогу преграждали огромные валуны гранитов и гранодиоритов. А на заброшенном руднике Аурахмат можно было попробовать провести измерения с эманометрами ЭМ-6,..ЭМ-2, СГ-11, «Радон» и с радиометрами, на флюоритовых обнажениях, фиксируя порою радиоактивные превышения фона, попутно собирая, зеленые, темные и фиолетовые разности для личных и кафедральных коллекций.
В удобных классах стояли раскладывающие зеленого цвета доски производства ГДР, где писалось и чертилось с особым удовольствием. А в соседней огромной комнате расположилась факультетская библиотека (с читальным залом) с большим набором технической литературы по всем аспектам практики. Не забыт был привоз художественных книг и особенно многочисленных журналов и газет. Через два-три дня спец. машина доставляли свежую газетную корреспонденцию.
В учебном корпусе было обустроено два автоматизированных класса с комплексом ТСИ (кинопроекторы 8 и 16мм…диапроекторы типа ЛЭТИ-60М, Пеленг-700, со спускающимися экранами и системой зашторивания). Постоянно демонстрировались для разных групп учебные и познавательные кинофильмы. Не забывалось приглашение интересных людей (лекторов, поэтов, литераторов).
Словом, потери связи с городской цивилизацией и не чувствовалось. Наоборот, все приезжающие только завидовали и восхищались. Их понять можно. В Ташкенте жара (+ 40-45 Со ). А тут прохлада и свежий горный воздух.
Полигон функционировал до поздней осени, в т.ч. когда на него после студенческих практик приезжали отдыхающие сотрудники института по льготным путевкам профкома. На то время учебный полигон превращался в летне-осенний оздоровительный лагерь, куда можно было приехать с членами своей семьи. И он обеспечивал всем им хороший отдых, не хуже, чем на Прибалтийских и Черноморских курортах некогда нашего общего государства.
Ну а студенты-геологи всех специальностей и специализаций отправлялись на места своих производственных и преддипломных практик, пройдя на Бричмуллинском полигоне хорошую школу профессиональной адаптации. Задел, выраженный в добротных, знаниях, навыках, умениях помогал им не «затеряться» на просторах некогда Великого государства.
Многие из выпускников прошедших хорошую профессиональную школу в Бричмулле стали прекрасными специалистами, некоторые из них потом стали и первооткрывателями рудопроявлений и даже месторождений ценного минерального и энергетического сырья.
И даже те, кто навсегда ушел из геологии, выбрал свой трудовой путь в других сферах жизни, помнят и не забыли незабываемые дни (и особенно вечера) на Бричмуллинском учебном полигоне. Та практика (и практики) помогли им занять достойное место в реальной жизни, не потеряться и не растеряться в ней. Ибо эти практики их научили многому, а полученные таким образом знания, умения, навыки можно было использовать на благо, как самому себе, так и государству, в котором живешь, трудишься, воспитываешь своих и чужих детей, внуков, соседей.
Но не всегда бывает чисто, ясно и гладко, как хотелось бы. Порою случается и беда. И она не миновала учебный геологический полигон, ибо в 1999 году силовые структуры (пограничники) отобрали природный учебный факультет у геологов. Они приспособили его под свои, и не всегда полезные нужды. Да, и сам поселок Бричмулла на долгие годы стал местом пограничной зоны с ограниченным въездом на его территорию. После такой потери существенно упало качество выпускаемых специалистов. Ибо практики стала проводиться в музеях и участках вблизи факультета. Падению качества выпускаемых специалистов «помог» и переход на чужую заморскую систему обучения ( рейтинги, бакалавры магистры и др.).
И вот когда геологическая сфера страны стала «пробуксовывать», то власти решились, наконец, возвратить полигон в руки прежних хозяев (в 2012 году). Но от пренжнего учебного центра мало что осталось. ГБилы оставили после себя разрушенные объекты (душевые, классы, туалетные…). И у нас, ветеранов геологии, было жуткое ощущение, что по некогда любимому месту, нашей прошлой хорошей жизни, прошло стадо каких-то зловредных животных и варваров.
И нынче мы снова начали возрождать свой былой учебный полигон, но средств и сил явно не хватает, чтобы поднять его хотя бы до скромного уровня. Вот так аукаются впоследствии непродуманные до конца решения чиновников самого высокого ранга. Словом. верно утверждение :«выстрелив из рогатки (ружья) сегодня, в будущем можешь получить пушечный ответ»