Экипаж летчика Журавкова образца 42-го. Ч. IV

Владимир Мутин 2
Экипаж летчика Журавкова образца 42-го

Согласно формулярного листа 222 Дальнебомбардировочная Авиационная Дивизия Резерва Главного Командования была сформирована 3 июня 1942 года в составе трех авиаполков: 16, 37 и 125 бап. 

Полки на укомплектование дивизии прибыли из 15 ЗАП г. Петровск без материальной части, при наличии 40 —50% лётного состава, ранние летающих на самолётах СБ, частично переученные на самолётах ПЕ-2 не имеющих практики полётов ночью.

Командиром 15 ЗАП, а точнее 15-й отдельного разведывательного запасного авиационного полка, тогда был майор Катаржин Константин Федорович. /Авт.-сост./

Материальная часть самолётов была получена из 11 ЗАП. Эти самолёты типа Б-25 были доставлены из Америки в разобранном виде, собраны в Иране специалистами союзников и перегнаны нашими летчиками в г. Кировабад.

Б-25 С – это двухмоторный бомбардировщик, моноплан, двух килевой, с моторами «Райт-Циклон». Его бомбовое вооружение: кассеты на 10 бомб калибра до 250 кг. Пулемёты: башни по 2 крупнокалиберных пулемета 12,7 калибра типа «Кольт- Браунинг» и один мелкокалиберный пулемёт 7,67 «Кольт- Браунинг» в кабине штурмана.

Новая материальная часть потребовала организации в её изучении и переучивания летчиков.

Для переучивания летчиков была организована тренировочная группа, командиром которой был назначен зам командира дивизии подполковник Романов, в качестве инспекторов летчиков и техников назначены лётчики и техники, ранее участвовавшие при закупке и переучивания на этих самолётах в Америке.

В наградном листе при представлении к ордену Красной звезды на полковника Романова Николая Константиновича отмечен следующий факт: «В 1942 г. тов. Романовым полностью переучена и подготовлена для боевой работы на самолетах Б-25 222 Авиадивизия в количестве 120 экипажей. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682525, Д.: 39] /Авт.-сост./

Переучивание производилось на аэродроме Раменское. Вывозка лётного состава на самолёте Б-25 и прохождение программы боевого применения днём, в основном были закончены в намеченные сроки, установленные приказом: 16 бап - 16 июля, 37 бап - 12 июля, 125 бап - 25 июля 1942 года.


С 10 августа 42 года под руководством командира 125 авиаполка полковника Абрамычева на аэродроме Кряж началась вывозка и тренировка лётного состава полков ночью на самолёте Б-25 С.

Все палки 10 сентября закончили прохождение программы ночного ввода в строй. К августу 1942 года 16-ый и 37-ой авиаполки и 15 августа 1942 года 125-ой авиаполк начали боевую работу днём, находясь в оперативном подчинении 1-ой Воздушной Армии, действующие на западном фронте.

С 27 августа 1942 года 16-й и 37-й авиаполки и с 15 сентября 125 авиаполк начали боевую работу ночью.

15 сентября 42 года 1-ая Воздушная Армия было преобразована в 1 бомбардировочный авиационный корпус. 222 авиадивизия вошла в его составе.

16 сентября 1942 года командиром 37 авиаполка был назначен майор Катаржин.

Из наградного листа на подполковника Катаржина К.Ф. (орден Ленина) узнаем, что «Личный состав 37 ап ДД под руководством подполковника Катаржина был полностью переучен на импортной матчасти самолетов Б-25 С в минимально короткий срок овладел ночными полетами, не имея небоевых потерь и аварий…

37 ап ДД является своеобразным учебным центром по подготовке летно-штурманского состава для частей авиадивизии. Уже подготовлено и введено в строй 7 экипажей, которые с отличными показателями выполняют боевые задания. Благодаря правильному руководству подполковника Катаржина 37 ап ДД по боевой работе вышел на первое место в авиадивизии… [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682525, Д.: 23] /Авт.-сост./

29 сентября 1942 года 222 авиадивизия вошла в состав Авиации дальнего действия с наименованием 222 Авиационная дивизия дальнего действия. [ЦАМО, Ф.: 20061, О.: 0000001, Д.: 0002]

222 бад с 8 августа 42 года приступила к выполнению боевых задач.

37 бап, базируясь на аэродроме Монино в составе 17 исправных и 3 неисправных самолетов Б-25 С, имел 22 экипажа, подготовленных для действия днем в сложных метеоусловиях и готовых бомбометанию с выскакиванием из-за облаков.

27 августа 1942 года в составе 18 экипажей 222 бад уничтожила ночью материальную часть самолетов противника на аэродромах Олсуфьево, Сеща и с этого времени начала действовать только ночью. По аэродрому Сеща было произведено 11 самолетовылетов и создано 5 очагов пожара. По аэродрому Олсуфьево произведено 5 самолетовылетов, при этом было уничтожено 7 самолетов противника на стоянках и создано 4 очага пожара.

В августе 1942 года 37 бап произвел боевых вылетов: днем - 14 с налетом 20 ч.47мин.; ночью – 12 с налетом 34 ч. 38 мин., и совершил учебных полетов: днем – 205 с налетом 183 ч. 21 мин.; ночью – 406 с налетом 204 ч. 08мин.

Боевая работа за сентябрь1942 г. проводилась в интересах Калининского и Западного фронтов.

Основными задачами явились:

а) Срыв ж.-д. перевозок противника - бомбардировочными действиями разрушали ж.-д. мосты, пути, станционные здания и уничтожали подвижной состав на ж.-д. узлах, станциях и перегонах.
б) Борьба с авиацией противника - бомбардировочными действиями уничтожали материальную часть самолетов на аэродромах противника.
в) Уничтожение запасов противника - бомбардировочными действиями уничтожали склады боеприпасов и хранилища горючего.
г) Разведка войск противника в интересах Командования Сталинградского направления.
д) Высадка агентов в глубокий тыл противника.

Надо отметить, что 222 авиадивизия вошла в состав АДД только 29 сентября 1942 года, и боевую и учебную работу ее полков следует отнести в арсенал 1-го бомбардировочного авиационного корпуса, хотя об успехах и неудачах за сентябрь месяц руководство авиадивизии рапортовало уже командующему АДД генерал-лейтенанту Голованову.

37 ап ДД за сентябрь 1942 год имел 14 летных дней и произвел 92 ночных боевых вылета с налетом 248 ч. 29 мин., из них 91 боевой вылет был по основным целям, один боевое задание не выполнил из-за неисправности матчасти. Так же полком совершено учебных полетов: дневных – 79 с налетом 60 час.; и ночных – 61 с налетом всего 11 часов.

Из 20 Б-25 С, числящихся в полку на 1 сентября в боевой готовности, было 3 списано, как боевые потери (ст. лейтенанта Титова; ст. лейтенанта Кирнос; капитана Сливко) и один числился в ремонте. На 1 октября 37 ап ДД располагал 16 самолетами, готовыми к боевой работе.


В октябре 1942 г. 222 ад ДД проводила боевую работу в интересах Западного и Калининского Фронтов, выполняя следующие основные задачи:

1) Срыв железнодорожных перевозок противника - бомбардировочными действиями разрушали пути и станционные здания и уничтожали подвижной состав на ж.-д. узлах и перегонах.
2) Борьба с авиацией противника - бомбардировочными действиями уничтожали материальную часть самолетов противника на его аэродромах и выводили из строя летное поле.

По донесениям экипажей определена следующая эффективность бомбометания:

а) По ж.-д. узлу ВЯЗЬМА отмечено всего до 102-107 прямых попадании по ж.-д. путям и в районе станционных зданий; до 65 очагов пожара, из них 15 больших размеров; до 39 взрывов в районе цели.

б) По ж.-д. узлу ВИТЕБСК отмечено всего до 110 прямых попаданий по ж.-д. путям и в районе станционных зданий; до 67 очагов пожаров, из них 7 больших размеров; до 7 взрывов в районе цели.

в) По ж.-д. узлу ПОЛОЦК отмечено всего до 30 прямых попаданий по ж.-д. путям в районе станционных зданий; до 14 очагов пожара; и 11 взрывов в районе цели.

г) По ж.-д. станции СМОЛЕНСК (пассажирская) отмечено до 10 прямых попаданий по ж.-д. путям и в районе станционных зданий; 1 очаг пожара и 3 взрыва большой силы. Значительное количество бомб упало по центру г. СМОЛЕНСК.

д) По аэродрому СЕЩА отмечено до 30 прямых попаданий по окраинам и центру аэродрома; 7 очагов пожара; 1 взрыв в районе аэродрома.

е) По ж.-д. станции ОРША - центральная (северная) отмечено 4 очага пожаров, 3 взрыва.

ж) По аэродрому: СМОЛЕНСК (северный) отмечено до 140 прямых попаданий по окраинам и центру аэродрома; до 38 очагов пожаров в районе аэродрома, из них 2 больших размеров; 9 взрывов, Сожжен один ангар.

з) По аэродрому ВИТЕБСК отмечено до 100 прямых попаданий по окраинам и центру аэродрома, 22 очага пожара, до 10 взрывов в районе аэродрома.

Во время выполнения боевых заданий экипажами сбиты 5 истребителей противника, типа МЕ-109, из них 4 МЕ-109 в районе ВЯЗЬМА, 1 МЕ-109 в районе ПОЛОЦК.

В октябре 1942 г. 37 ап ДД имел 17 летных дней и выполнил 174 ночных боевых самолетовылетов, из них 156 с/в выполнено по основным целям, 15 с/в по запасным целям, 3 экипажа боевое задание не выполнили: 2 из-за неисправности матчасти и 1 из-за метеоусловий. Боевой налет составил 527 ч. 34 мин. Была одна боевая потеря, случилась одна поломка самолета и вынужденная посадка из-за потери ориентировки. А также были произведены 65 дневных учебных полета с налетом 15 часов 57 мин.

На 1 октября 1942 г. 37 ап ДД имел 16 Б-25 С. В течении месяца поступило еще 5 с завода, убыло 2, из них 1 потеря (самолет капитана Гудимова) и 1 самолет сдан в ремонт. На 1 ноября 37 ап ДД располагал 19-тью самолетами в боевой готовности.

В ноябре 1942 г. 222 ад ДД вела боевую работу в интересах Западного и Калининского фронтов и выполняла следующие боевые задачи:

а) срыв ж.- д. перевозок противника - 6омбардировочными действиями разрушала пути, станционные здания и уничтожила подвижной состав на ж.-д. узлах и перегонах коммуникаций противника.

б) борьба с авиацией противника - бомбардировочными действиями уничтожала материальную часть самолетов на аэродромах противника и разрушала летные поля.

в) уничтожение войск противника и его огневых средств - бомбардировочными действиями уничтожала и деморализовала войска противника в населенных пунктах и его систему обороны.

Экипажами дивизии было сброшено бомб 6387 шт. весом 228,141 т, из них:

а) по ж.-д. узлам, станциям, перегонам - 435 шт. весом 37,845 т;
б) по аэродромам – 5460 шт. весом 154,946 т;
в) по населенным пунктам – 722 шт. 35,350 т;
г) сброшено листовок - 1.154.300 шт.

В ноябре 1942 г. 37 ап ДД имел 9 летных дней. И выполнил 58 ночных боевых самолетовылетов, из них 53 б/в по основным целям, 3 по запасным, 2 экипажа боевое задание не выполнили: 1 из-за неисправности матчасти и 1 из-за метеоусловий. Полк имел две боевые потери (самолеты капитана Назарова и ст. лейтенанта Пантюхова). Налет составил 231 ч. 42 мин. Также было проведено 103 учебных полета днем с налетом 29 ч. 14 мин. и 67 ночных с налетом 7 ч. 27 мин.

На 1 ноября 1942 г. 37 ап ДД имел 19 Б-25 С в боевой готовности. В течении месяца доставлено 1 самолет с завода и 1 прибыл с мастерской. Убыло 3 самолета: 2 списано из-за боевых потерь и 1 сдан в ремонт. На 1 декабря 1942 г. 37 ап ДД располагал 18-тью боевыми машинами, из которых один самолет был транспортным.

В декабре 1942 г. 222 Авиационная Дивизия Дальнего действия вела боевую работу в интересах Западного и Калининского фронтов и выполняла следующие боевые задачи:

а) Срыв ж.-д. перевозок противника - бомбардировочными действиями разрушала пути, станционные здания и уничтожала подвижном состав на ж.-д. узлах и станциях -коммуникаций противника.
б) Борьба с авиацией противника - бомбардировочными действиями уничтожала материальную часть самолетов на аэродромах противника.
в) Уничтожение войск противника и его огневых средств - бомбардировочными действиями уничтожала войска противника в населенных пунктах и его систему обороны в непосредственной близости от переднего края.

Было сброшено всего бомб 3617 шт. весом 470,480 т., из них:

а) по ж.-д. узлам и станциям - 1872 шт. весом 248,170 тонн.
б) по аэродромам - 100 шт. весом 10,060 тонн.
в) по скоплению войск в населенным пунктам - 1645 шт. весом 212.250 тонн.

В декабре 1942 г. 37 ап ДД имел 11 летных дней. и выполнил 181 ночных боевых самолетовылетов, из них 177 б/в по основным целям, 1 по запасным, 3 экипажа боевое задание не выполнили: 1 из-за неисправности матчасти и 2 из-за метеоусловий. Полк не имел боевых потерь. Налет составил 517 ч. 04 мин. Также было проведено 26 учебных полета днем с налетом 36 ч. 53 мин. и 5 ночных с налетом 0 ч. 35 мин.

На 1 декабря 1942 г. 37 ап ДД имел 18 самолетов в боевой готовности. В течении месяца доставлено 3 самолета с завода и 1 прибыл с мастерской. На 1 января 1943 г. 37 ап ДД располагал 22-тью боевыми машинами, из которых один самолет был транспортным и один учебный.

Типичная боевая работа экипажей 222 ад ДД отражена в наградных листах того периода, но остановимся на экипаже лейтенанта Журавкова М.В.

6 января 1943 года руководством 37 ап ДД: командир полка подполковник Катаржин, начальник штаба полка майор Анциферов, были подписаны представления на членов экипажа лейтенанта Журавкова. Все члены экипажа были представлены к орденам.

Лейтенант Журавков Михаил Владимирович, командир корабля 37 ап ДД 222 ад ДД.

За период Отечественной войны тов. ЖУРАВКОВ совершил 23 успешных боевых вылета днем на самолете СБ западный фронт 1941 год за что награжден орденом КРАСНАЯ ЗВЕЗДА.

С 19.7.42 года тов. ЖУРАВКОВ переучился на американском бомбардировщике Б-25С и по настоящее время выполнил 42 успешных боевых вылета ночью в системе АДД.

Лейтенант ЖУРАВКОВ и его экипаж (штурман старший лейтенант ТЮРИН, пилот старшина КАНЫГИН, стрелок радист старший сержант ЧЕПКАСОВ, воздушный стрелок сержант РЕДЬКО летает в любых метеорологических условиях днем и ночью на цели: ВЯЗЬМА, ОРЕЛ, ВИТЕБСК, СМОЛЕНСК, ПОЛОЦК, ОРША, НЕВЕЛЬ, НОВОСОКОЛЬНИКИ, ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, аэродром СЕЩА, ст. ЯРЦЕВО, ДУРОВО и др. Экипаж сбросил 52 тонны бомб и свыше 100.000 листовок.

Экипаж тов. ЖУРАВКОВА в каждом боевом вылете отличается точностью самолетовождения и прицельного бомбометания.

С первых дней боевой работы полка экипаж тов. ЖРАВКОВА служит примером всему летному составу.

16.9.42 года действуя по аэродрому ОРЕЛ с небольшой высоты преодолевая сильный огонь ЗА и атаки истребителей противника экипаж ЖУРАВКОВА положил свои бомбы точно по цели, были отмечены пожары и взрывы на участке бомбометания экипажа тов. ЖУРАВКОВА.

Смело и решительно действовал экипаж тов. ЖУРАВКОВА по складам боеприпасов ВЯЗЬМА. Он первым появился над целью и принял на себя все средства ЗА противника и дав этим самым другим экипажам выполнить боевую задачу - точно поразить цель в благоприятных условиях, сам тов. ЖУРАВКОВ выждав в стороне несколько минут и использовал освещенную пожарами видимость цели внезапно обрушил свой бомбовый груз на склады боеприпасов врага. Экипаж наблюдал сильные взрывы от прямого попадания бомб.

Отлично провел бомбометание экипаж лейтенанта ЖУРАВКОВА так же по станции ВИТЕБСК, где было уничтожено свыше 500 ж.-д. вагонов и по аэродрому СЕЩА, где уничтожено 73 самолета противника.

Инициатива, смелость и находчивость над целью - закон боевой работы лейтенанта ЖУРАВКОВА и только поэтому на все новые цели экипаж тов. ЖУРАВКОВА посылается первым, где он отлично справляется с поставленной задачей.

За проявленные мужество, отвагу и доблесть при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецким фашизмом лейтенанта ЖУРАВКОВА Михаила Владимировича представляю к Правительственной награде ордену – «ЛЕНИНА».

Командир 37 АП ДД подполковник Катаржин
Начальник штаба 37 АП ДД майор Анциферов
6 января 1943 г.
***

Старший лейтенант Тюрин Леонид Федорович, штурман корабля 37 ап ДД 222 ад ДД.

Тов. ТЮРИН на фронте борьбы с германским фашизмом проявил себя как смелый инициативный воздушный боец, на самолете СБ в дневных условиях на западном фронте произвел по переправам, мотоколоннам и танкам врага 30 успешных боевых вылетов, на его счету имеется свыше 100 истребленных гитлеровцев, 10 уничтоженным автомашин и 3 танка. За отличное выполнение заданий по уничтожению мотоколонн в направлении ВЕЛИКИЕ ЛУКИ в 1941 г. тов. ТЮРИН имеет ряд благодарностей от наземного командования.

С 19.7.42 года тов. ТЮРИН начал свою боевую работу на сложном американском бомбардировщике Б-25С в составе экипажа лейтенанта ЖУРАВКОВА, выполнил 41 успешный боевой вылет ночью в системе АДД, действуя по целям: ВЯЗЬМА, ОРЕЛ, СМОЛЕНСК, ПОЛОЦК, ВИТЕБСК, НЕВЕЛЬ, ОРША, НОВОСОКОЛЫШКИ, ВЕЛИКИЕ ГУКИ, ст. ДУРОВО, ЯРЦЕВО и др. вражеским объектам.

Штурман тов. ТЮРИН обладает исключительным мастерством в ночном самолетовождении, как в простых, так и в сложных метеоусловиях он легко отыскивает цель, отличено ее поражает и без отклонения приводит свой корабль на свой аэродром.

16.9.42 года тов. ТЮРИН отлично действовал с трех заходов по уничтожению самолетов противника на аэродроме ОРЕЛ, не смотря на темную ночь и сильное противодействие ЗА.

При налете на ж.-д. узел ВИТЕБСК штурман тов. ТЮРИН был послан первым на цель и удачным бомбометанием с первого захода зажег ее, что дало возможность остальным экипажам легко выйти на цель и отлично ее поразить. Так же отлично бомбил старший лейтенант ТЮРИН аэродром СЕЩА где было уничтожено 73 самолета противника.

Тов. ТЮРИН и сейчас горит желанием летать больше, делать по 2 и, если нужно, и 3 боевых вылета в ночь для быстрейшего разгрома врага.

За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецким фашизмом, старшего лейтенанта ТЮРИНА Леонида Федоровича представляю к правительственной награде ордену – «ЛЕНИНА».

Командир 37 АП ДД подполковник Катаржин
Начальник штаба 37 АП ДД майор Анциферов
6 января 1943 г.

Награжден орденом Красного знамени. Приказ подразделения №: 96/н от 12.03.1943 по АДД [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Ед. хранения: 38, № зап. 19041757]
***

Младший лейтенант Каныгин Виктор Прохорович, пилот 37 ап ДД 222 ад ДД.

Старшина КАНЫГИН (зачеркнуто «старшина», написано от руки «Мл. Л-нт») в Действующей Армии с 19.7.42 года по настоящее время. За этот период выполнил 42 успешных боевых вылета ночью на правом сидении самолета Б-25С в экипаже лейтенанта ЖУРАВКОВА в системе АДД.

Молодой, но грамотный пилот тов. КАНЫГИН является не заменимым помощником командиру экипажа в боевых полетах ночью в любых метеорологических условиях, он отлично водит самолет в темную ночь и по приборам овладел взлетом и посадкой, что дает возможность экипажу в тяжелых метеоусловиях отлично выполнять бомбометание по основным целям: ВЯЗЬМА, СМОЛЕНСК, ВИТЕБСК, ОРЕЛ, ПОЛОЦК, НЕВЕЛЬ, НОВОСОКОЛЬНИКИ, ОРША, и др.

Старшина КАНЫГИН в каждом боевом полете готов заменить штурмана корабля, так как он всегда отлично готовится к вылету в объеме для штурмана, детально изучает средства ЗОС и радио приводы, он так же может с успехом в трудную минуту заменить командира корабля.

10.11.42 года по вине фирмы после взлета на малой высоте отказал один мотор, тяжело нагруженный корабль бомбами требовал искусного управления им как в технике пилотирования, так и в управлении сложной аппаратурой управления моторами шасси и закрылками, всю эту работу блестяще и вовремя выполнил старшина КАНЫГИН, чем обеспечил командиру корабля произвести благополучно посадку на свой аэродром.

За проявленные мужество, доблесть и отвагу при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецким фашизмом старшину КАНЫГИНА Виктора Прокопьевича представляю к правительственной награде ордену – «ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1 СТЕПЕНИ»

Командир 37 АП ДД подполковник Катаржин
Начальник штаба 37 АП ДД майор Анциферов
6 января 1943 г. Награжден орденом Красной звезды.
***

Старший сержант Чепкасов Степан Петрович, 1921 г.р, воздушный стрелок-радист 37 ап ДД 222 ад ДД.

За время Отечественной войны тов. ЧЕПКАСОВ в качестве стрелка радиста произвел 50 успешных боевых вылетов: из них 9 боевых вылетов днем на самолете СБ западный фронт и 41 успешный боевой вылет ночью на самолете Б-25С в системе АДД в экипаже лейтенанта ЖУРАВКОВА.

Во всех вылетах тов. ЧЕПКАС0В проявил себя смелым воздушным бойцом и отличным радистом, у него не было случаев отказа ни радиостанции, ни сложной стрелковой аппаратуры нижних башен. В боевых вылетах на цели сильно защищенными средствами ЗА тов. ЧЕПКАСОВ успешно применяет мощный огонь крупнокалиберных пулеметов для подавления зенитных точек и прожекторов противника, на его счету имеется до 10 уничтоженных прожекторов и 2 зенитные точки врага.

При налете на аэродром ОРЕЛ к самолету лейтенанта ЖУРАВКОВА привязался истребитель противника, тов. ЧЕПКАСОВ с близкой дистанции меткой очередью отогнал стервятника и экипаж без повреждений благополучно возвратился на свой аэродром после отличного бомбометания цели.

Кроме этого тов. ЧЕПКАСОВ сбросил из кабины своего самолета на оккупированную территорию немцами свыше 100.000 листовок.

За проявленные мужество, доблесть и отвагу при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецким фашизмом старшего сержанта ЧЕПКАСОВА Степана Петровича представляю к Правительственной награде ордену – «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».

Командир 37 АП ДД подполковник Катаржин
Начальник штаба 37 АП ДД майор Анциферов
6 января 1943 г.

Награжден медалью «За отвагу». Фронтовой приказ №: 98/н от 12.03.1943 по АДД
[ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Ед. хранения: 38, № зап.20553407]
***

Сержант Редько Гаврил Павлович, 1919 г.р., воздушный стрелок 37 ап ДД 222 ад ДД.

Тов. РЕДЬКО в действующей армии проявил себя хладнокровным и мужественным бойцом, за период с 19.7.42 года по настоящее время выполнил 41 успешный боевой вылет ночью на самолете Б-25 С в составе экипажа лейтенанта ЖУРАВКОВА в системе АДД.

Тов. РЕДЬКО бдительно наблюдает за воздухом в полете, вовремя докладывает командиру корабля о действиях ЗА противника и его истребителей, чем способствует экипажу правильно строить противозенитный маневр в районе цели, а также мощным огнем своих пулеметов отражает атаки фашистских истребителей.

При налете экипажа на ж.-д. станцию ДУРОВО в районе цели было много ночных истребителей противника, которые неоднократно пытались атаковать экипаж, но безуспешно.

Бдительный стрелок тов. РЕДЬКО вовремя предупреждал опасность. Огнем крупнокалиберных пулеметов не подпускает истребителей на близкое расстояние, что способствовало экипажу выполнить задачу отлично и благополучно возвратиться на свою базу.

За время боевых вылетов тов. РЕДЬКО сбросил на оккупированной территории свыше 100000 листовок.

За проявленное мужество, доблесть и отвагу при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецким фашизмом Сержанта РЕДЬКО представляю к Правительственной награде ордену «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».

Командир 37 АП ДД подполковник Катаржин
Начальник штаба 37 АП ДД майор Анциферов
6 января 1943 г. Награжден медалью «За отвагу»

Каждый из них прошел свой жизненный путь, о чем будет поведано в следующих главах.