Фотоконкурс РГО Самая красивая страна

Влад Лесной
посвящен дикой природе нашей страны

Друзья!

Увы,плююсь всегда,смотря в Сети на некоторые смартфонные фото-серые, безликие,невзрачные,пустые.Никакой красоты!
В последнее время я стал публиковать свои снимки на   весьма требовательном сайте ФотоКто. Многие из них нравятся зрителям, попадают в топ-10 и топ-20 в номинациях "Детский мир", "Домашние животные" и др.
До этого тысячи снимков природы Юганского Междуречья загрузил на фотосайт Расфокус.
Постоянно шлю свои фотографии и в "Одноклассники", где тоже получаю одобрительные отклики
Снимаю тремя не полноформатными японскими камерами Canon и четырьмя фотообъективами той же фирмы.Как давний фотолюбитель вполне удовлетворен своей фототехникой.Профессионалом же  стать не мечтал никогда.В основном снимал хорошие фотоиллюстрации к своей книге "Песнь и плач Матери-Земли!". Она широко представлена в Сети в эл.виде, есть и небольшой бумажный тираж.
Всегда радуюсь за других мастеров-фотографов, красиво снимающих мою любимую природу России.Ведь она-лучшая в мире!
Вл.Назаров
**************
1.КАКУЮ КАМЕРУ ВЫБРАТЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ УСПЕШНЫМ ФОТОГРАФОМ ДИКОЙ ПРИРОДЫ

Георгий Полицарнов объясняет, что фотографу-анималисту нужен мощный телеобъектив.
Безусловно, авторское участие в создании художественного произведения первично, а техническая составляющая носит второстепенное значение. Однако для полноценной реализации замысла нужны самые совершенные инструменты. Чтобы разобраться в изобилии моделей, РГО пригласило эксперта Георгия Полицарнова, который провел мастер-класс «Фототехника для съемки дикой природы. С чего начать и как выбрать оптимальный комплект» в поддержку участников фотоконкурса РГО «Самая красивая страна .
По мнению Георгия Полицарнова, для первых шагов в фотосъемке дикой природы вполне достаточно обычного смартфона. Более того, получаемого качества изображения хватит, чтобы распечатать работы в формате А3. Правда, следует напомнить, что большинство смартфонов оснащены широкоугольным объективом и достигнуть особенного разнообразия в съемке вряд ли получится.
Следующий уровень — карманные камеры с умеренным зумом. С их помощью уже можно снимать насекомых и бабочек. В этих аппаратах, в отличие от смартфонов, реализована именно фотографическая идеология, которая проявляется в органах управления, эргономике и проч.
Далее идут компактные камеры с мощным несменным зум-объективом, или бридж-камеры. Так они называются потому, что по своим возможностям вплотную приближаются к системным камерам, правда, еще не могут их заменить.
 Камера оснащена дюймовой матрицей, весит около килограмма, а несменный 25-кратный зум-объектив покрывает диапазон фокусов эквивалентный f = 24-600 мм.
— Иными словами, начинающий фотограф сразу получает мощный телевик, — сказал Георгий. — Уже можно проводить интересные снимки птиц. А вообще, следует понимать, что фотографирование дикой природы в обязательном порядке требует сильного приближения, которое в состоянии обеспечить только мощный телеобъектив.
По мнению Полицарнова, минимальное фокусное расстояние объектива составляет 400 мм, а оптимальное — 500-600 мм. Дальше начинаются уже экстремальные значения, которые для этого жанра излишни.
В качестве оптимальной модели эксперт порекомендовал зум Tamron 150-500mm F/5-6.7 Di III VC VXD. Также он предостерег от использования старой оптики.
— По сравнению с моделями даже 10-летней давности современные объективы более качественные, легкие и резкие, в них реализованы прогрессивные оптические схемы, используются новые элементы, и, как следствие, стало меньше искажений.
Полицарнов посоветовал ориентироваться на оптику и только потом — на фотоаппарат.
— Объективы живут дольше, поскольку модельный ряд оптики обновляется не так быстро, поэтому их можно покупать «на вырост», — отметил он.
Затем эксперт провел подробное сравнение беззеркальных и зеркальных камер, которые в последнее время стремительно дешевеют. Причина заключается в том, что беззеркальные камеры являются более технологичными.
Например, у многих беззеркалок есть стабилизатор изображения на матрице, и, когда он работает вместе со стабилизированным объективом, можно достичь очень эффективного результата. При съемке с рук можно получить изображение «без смаза» на выдержке до 1/50-1/60 с.
В электронном видоискателе демонстрируется именно то изображение, которое будет получено, это касается баланса белого, экспозиции, резкости, тонального решения и проч.
— При съемке дикой природы нам всегда не хватает света, и оптический видоискатель в зеркальной камере в связи с этим имеет очень серьезные ограничения, — уточнил мастер.
С другой стороны, беззеркалка расходует больше энергии, что вынуждает фотографа запасаться дополнительными аккумуляторами, иногда до десяти штук. Зеркалки расходуют меньше энергии, более автономны и, как следствие, лучше подходят для экспедиционной работы.
Однако у зеркальной камеры нет режима бесшумного затвора, она не может распознавать по глазам объекты съемки:

Следующая тема — сравнение системных камер, в которых установлен полнокадровый сенсор (35 мм) и уменьшенный, формата APS-C.
Камеры формата APS-С дешевле, легче и компактнее. Благодаря уменьшенному формату сенсора они позволяют получать большую крупность (увеличение) с 35-миллиметровой оптикой. В то же время техническое качество изображения может оказаться ниже. У 35-миллиметровых камер оно выше, потому что у них больше площадь матрицы и они обеспечивают большую гибкость при обработке результатов съемки. Но эта техника тяжелее и дороже.
Таким образом, в качестве стартового фотоаппарата Георгий Полицарнов порекомендовал камеру формата APS-С.
В заключение он остановился на частных вопросах. Например, для макросъемки рекомендовал использовать объектив с фокусным расстоянием не менее 90 мм. Начинающим посоветовал обходиться без штатива и брать с собой монопод.
В любом случае фотографы должны понимать, что даже самая совершенная техника не способна заменить автора произведения — человека. Главную роль играет его опыт, навыки и вдохновение, которое техника никогда не сможет испытать.
https://rgo.ru/
**************
2.ЛЮДИ И ХОЛОД: ПАВЕЛ ВОЛКОВ РАССКАЗАЛ, КАК СНИМАЛ ОЙМЯКОН В ФЕВРАЛЕ

На мастер-классе Павел Волков рассказал, как договариваться о фотосъемке с незнакомыми людьми.
Фотоконкурс РГО «Самая красивая страна» посвящен дикой природе нашей страны. Но есть категория, в которой представлены портретные снимки, — «Россия в лицах». Чтобы помочь участникам подготовить для этой номинации самые сильные работы, фотограф Павел Волков провел мастер-класс «Якутия — цвет холода. Рассказ о жизни людей в условиях вечной мерзлоты».
Контекст всегда важен. Окружение человека оказывает огромное влияние на его характер, эмоции и поведение. И все это следует принимать во внимание фотографу, чтобы сделать корректный рассказ о главном герое. Более того, нужно не только учитывать элементы окружения, но также вовлекать их в изображение.
Именно такими установками руководствовался Павел Волков, документальный фотограф, штатный фотокорреспондент МИЦ «Известия», когда отправился в Оймякон, чтобы запечатлеть людей, проживающих в одном из самых холодных регионов нашей планеты.
— Фотографируя человека, мы проживаем жизнь нашего героя, становимся частью его истории, а также территории, где происходят события. Таким образом, через людей мы исследуем регион, культуру и уклад жизни людей, его населяющих, —
Сайт находится в пр оцессе переезда. Скоро он станет удобнее и лучше.
К поездке Павел Волков готовился в течение полугода : изучал регион , историю , обычаи местного населения , закупал необходимую одежду. Для своего визита выбрал именно февраль, когда в Оймяконе можно застать экстремально низкие температуры.
Село Оймякон в Оймяконском улусе Якутии известно как полюс холода Северного полушария, одно из самых холодных мест на планете. В 1933 году в селе Томтор, которое расположено в 700 км от Оймякона, была зафиксирована рекордно низкая температура (для Северного полушария): -67,7 °C. Правда, во время своей поездки Павел Волков не застал таких экстремальных температур:
— Было всего -30-35 °С, а это тепло!
Павел Волков прилетел в Якутск, а затем по зимникам и горным серпантинам отправился в село Оймякон. На этом пути ему встречались лишь редкие маленькие поселения. Чтобы преодолеть 900 км такой тяжелой дороги, потребовалось около 40 часов.
Конечно, холод его поразил — не только как физиологическое ощущение, но и как ключевой фактор, который оказывает существенное воздействие и на природу региона, и на все аспекты человеческой деятельности.
Понятие холода стало стержневым для всей фотоистории. А показать его фотограф решил с помощью синего закатного цвета.
— Когда солнце садилось, все вокруг буквально на несколько минут заволакивало непривычным для меня синим цветом. Регион буквально погружался в этот синий цвет, в ночной холод.
Когда Павел Волков перешел к рассказу о том, как фотографировал местных жителей в селе Оймякон, наверное, все участники мастер-класса замерли в надежде, что вот сейчас они услышат сокровенный профессиональный секрет, как снимать незнакомых людей. Увы, все оказалось заурядно.
— Я шел по улицам, подходил к людям, заглядывал в окна, стучался в дома. Представлялся фотографом-документалистом, просил разрешения сфотографировать.
Следует отметить любопытный и немаловажный момент. Как только Павел Волков приступил к поиску своих героев, его стала опережать репутация, заработало сарафанное радио:
— Фотограф вроде адекватный человек. Нормальный, ничего плохого не делает, можно доверять.
И люди стали меньше опасаться его настойчивости. Тем не менее потребовалось целых четыре дня, чтобы убедить, например, пожилую женщину позировать в национальном костюме. А в среднем на один портрет уходило до четверти часа.
Сайт находится в пр оцессе переезда. Скоро он станет удобнее и лучше.
В селе Оймякон Павел Волков зашел практически в каждый дом. К сожалению, многие ответили отказом.
Когда фотограф работает над фотоисторией, важно продумать первый кадр. Это должны быть узнаваемые сюжеты, чтобы зритель смог сразу погрузиться в повествование.
Нельзя забывать про важное правило фотожурналистики — всегда делать разноплановые фото: общий и средний план.
Техника не подвела. Цифровая зеркальная камера и два объектива 24-70 мм и 70-200 мм успешно выдержали температуру -30-35°С.
По результатам поездки в Якутию Павел Волков опубликовал на сайте «Известий» фотоисторию из 22 работ. Также эту серию он планирует предлагать для участия в коллективных выставках. Но самый важный результат такой работы, по его словам, — это наполнение авторского портфолио.
Каждое исследование, подобное фотопроекту Павла Волкова, имеет огромное значение. Мы узнаем регион, знакомимся с людьми, историей, традициями, открываем для себя Россию!
https://rgo.ru/a
****************
3.Как стать успешным фотографом и уверенно побеждать в фотоконкурсах? Важно поставить цель и последовательно идти к ней. Прислушиваться к рекомендациям профессиональных фотографов, например Сергея Семенова, который постоянно работает в жюри российских и международных фотоконкурсов. В рамках Всемирного фестиваля молодежи он провел мастер-класс в поддержку участников фотоконкурса РГО «Самая красивая страна» и поделился своим опытом.
Сергей Семенов — профессиональный фотограф и режиссер, генеральный директор и ведущий фотограф всемирно известного проекта AirPano, член Союза фотографов дикой природы и Союза фотохудожников России. Работает в жанре художественного пейзажа, занимается съемкой с воздуха, панорамной и 360-градусной фотографией, а также документальным кино в формате виртуальной реальности. За все время работы в фотографии посетил более 100 удивительных по красоте мест планеты.
Следует отметить, что в 2012 году коллектив AirPano стал лауреатом медиагранта Русского географического общества. Более того, Владимир Путин поддержал инициативу AirPano провести съемку Московского Кремля с воздуха. Проект был реализован.
В начале выступления Сергей Семенов отметил важный момент: конкурсные фотографии — это отдельная категория.

Необходимо внимательно изучать правила организаторов, где дается подробное описание номинаций и технические требования к работам. Скорее всего, снимки маленького размера будут отклонены, а за фотографии с наличием логотипа или указанием имени автор может получить дисквалификацию. В чем причина такой жесткой позиции? Судейство проходит анонимно, и такие надписи могут оказаться подсказкой для членов жюри.
— Фотографии должны быть качественные: резкие, грамотно проэкспонированные, композиционно сбалансированные. Например, многим людям нравятся перенасыщенные снимки. Они, безусловно, могут хорошо выглядеть на экране смартфона, однако жюри их никогда не отметит.
Очень важна уникальность сюжета. Не стоит повторять кадры, сделанные победителями прошлых лет. Даже если это очень хороший снимок, жюри не примет его хотя бы по той причине, чтобы не было однообразия среди лучших работ.
Во время фотосъемки необходимо очень внимательно следить за тем, чтобы картинка была чистой, свободной от визуального мусора. И если этого не удается достичь с помощью кадрирования, то фотографу стоит, что называется, руками убрать ненужные предметы из кадра.
По крайней мере, лучше избавиться от лишних предметов на стадии съемочного процесса, а не на этапе обработки. Члены жюри очень внимательно следят за такими манипуляциями, поэтому излишнее увлечение графическим редактором может привести к «бану».
Самые привлекательные фотоконкурсы, по мнению Сергея Семенова, те, в которых участие бесплатное, а призы — очень солидные. Например, «Самая красивая страна», который ежегодно проводит Русское географическое общество. Одновременно следует избегать малоизвестных (и просто странных) фотоконкурсов, организаторы которых ставят перед собой только одну задачу: собрать бесплатно хорошие работы, чтобы потом использовать их в своих целях.
В рамках мастер-класса Сергей Семенов провел портфолио-ревю, и все участники увидели, как проходит работа члена жюри российских и международных фотоконкурсов. Спикер комментировал работу и давал заключительную оценку: принимать ее или нет. Фактически все стали свидетелями мини-фотоконкурса. Зрители были в восторге и очень долго не отпускали Сергея Семенова после завершения мероприятия.
https://rgo.ru/
*****************
4.ЧТОБЫ СОЗДАТЬ УСПЕШНЫЙ ФОТОПРОЕКТ, ФОТОГРАФ ДОЛЖЕН СТАТЬ КИНОРЕЖИССЁРОМ

Одной из номинаций юбилейного, X фотоконкурса РГО «Самая красивая страна» является «Фотопроект». Чтобы помочь участникам хорошо подготовиться и подать сильные фотоработы в эту категорию, Русское географическое общество провело мастер-класс фотографа Антона Уницына.
В начале своего выступления Антон Уницын отметил, что не следует воспринимать фотоконкурс как соревнование, где обязательно нужно бороться за места и призы, чтобы потешить свое самолюбие, прославиться.
- Каждый раз, когда я отправляю свои работы на фотоконкурс, не настраиваюсь на победу. Это важно хотя бы потому, что если проиграю, то не испытаю разочарование. Самой главной мотивацией выступает саморазвитие, обучение. Если я думаю именно про образовательный момент, то каждый раз оказываюсь в выигрыше — повышаю свое мастерство, - пояснил Антон Уницын.
Затем он дал конкретные рекомендации, как подготовиться к участию в фотоконкурсе.
Прежде всего следует внимательно изучить состав жюри, заочно познакомиться с каждым из судей, понять для себя, по каким критериям они будут оценивать работы участников.
- Одновременно нужно проанализировать снимки прошлых лет, какие из них прошли в финал, какие стали победителями.
Сайт находится в процессе переезда. Скоро он станет удобнее и лучше.
X
одна и та же фотография, отправленная на различные фотоконкурсы, может получить диаметрально противоположные оценки, - поделился советами Антон Уницын.
Наконец, стоит посмотреть статистику и выяснить, какие номинации являются массовыми, а какие нет. Например, там, где мало участников, будет меньше конкуренция и, соответственно, больше шансов на победу.
Затем Антон Уницын перешел к рассмотрению основных принципов построения фотоизображения и обозначил четыре задачи, которые необходимо решить автору.
- Во-первых, необходимо изучить технические основы, потому что иначе будет брак — ошибки в экспозиции, резкости и проч. Во-вторых, во время работы с сюжетом или в процессе редактирования следует оставлять все необходимое в изображении и удалять все лишнее — грамотно кадрировать. В-третьих, нужно создать героя внутри изображения — сделать акцент на объекте, который уже присутствует. Наконец, сформировать определенные смыслы.

И если визуальное высказывание одиночного снимка провоцирует зрителя погружаться в сюжет, домысливать происходящее, то нарративность фотопроекта является гораздо более мощной силой. В этом случае основной смысл доносится более категорично, фактурно, эмоционально. Фактически это визуальный рассказ, который претендует на короткометражный фильм.
При построении фотопроекта, или фотоистории, как и в кино, применяется стандартная композиция драматургического произведения: экспозиция, завязка, развитие действия, его кульминация и развязка.
- Принципиальные моменты: первый и последний кадры - точки входа и выхода. Например, первый - место (указание локации, где все будет происходить); последний — завершение (общий план или деталь). Внутри кадры могут располагаться как угодно - важно только создать целостное повествование, - уточнил Антон Уницын.
Вообще процесс размещения снимков внутри фотоистории можно сравнить с кинематографическим монтажом, и в этой ситуации автор выступает не только как фотограф («оператор снимков»), но и как режиссер своего произведения -фотосерии.
Обязательно следует сказать про «эффект Кулешова», когда при сопоставлении двух соседних кадров появляется новый смысл. Причем эти кадры совсем не обязательно должны были сняты последовательно.
В качестве примера Антон Уницын продемонстрировал серию из простых снимков птиц, которые может сделать любой начинающий. Но он расположил их настолько интересно, что получилась великолепная история — фактически комедия- драма, которая вызвала у слушателей бурю эмоций.

Здесь стоит вспомнить серию картин Клода Моне «Руанский собор». Художник рисовал один и тот же архитектурный объект, чтобы показать, как меняется цвет и свет в зависимости от погоды и времени суток.
Другой пример — серия Animalia фотографа Нин Франсуа/Nine Francois. Автор создала минималистичные изображения животных, каждое из которых соответствует определенной букве в алфавите: «А» — аллигатор, «Б» — бизон и так далее.
- Самое сложное в работе над фотопроектом - придумать идею, - подвел итог Антон Уницын. - При этом важно, чтобы ее визуальное считывание зрителем происходило легко и однозначно.
Работа над такими проектами может длиться месяцами, а то и годами. Автор создает сотни и тысячи снимков, из которых потом складывает именно ту нарративную формулу, которая наиболее точно отражает его замысел.
https://rgo.ru
*************
Не снимке: Нефтеюганск,апрель,улица Набережная.Мама с коляской и любимый пес.
Фото автора.
Вошло в топ-10 на сайте ФотоКто.
***************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
31 марта 2024 года.