Сикстинская капелла

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима»)
                «И всё, что приключается нам, бывает за злые дела наши
                и за великие грехи наши». (2Езд.8,83)
 
    Всякий раз, когда речь заходит о Сикстинской капелле, я  вспоминаю свое первое посещение. Сопровождавшая нас римская подруга Лаура  стремительно, чуть ли не бегом устремилась по указателям прямиком к капелле. Мы поспешно следовали за ней, минуя бесконечные залы, где мелькали  знакомые по альбомам и репродукциям работы Джотто, Рафаэля, Леонардо, Караваджо, анфилады и галереи со скульптурами, фресками, гобеленами и прочими сокровищами. Но вот,  наконец, заветные двери, какие-то легкие перегородки, и мы замерли в невольном оцепенении в почти пустом зале. Причём, первое ощущение возникло не столько на зрительном, сколько на звуковом уровне. Чувство это было просто оглушающим. Словно не только в капелле, но во всем музее,  на всей земле вдруг  выключили звук. В этой оглушающей безгласности почтительного безмолвия могучим органом зазвучали краски и образы. Возникло непередаваемое  ощущение оторванности  от земной жизни. Будто ты и не на земле вовсе. Словно Тебя «призвали всеблагие как собеседника на пир». В первую минуту взор невольно  обратился к «Страшному суду» Микеланджело. Оттуда в смятении души безотчетно устремился вверх, к потолку.   
     Встревоженную    сумятицу чувств  от первого свидания с Сикстинской капеллой утихомирил  спокойный голос  Лауры. Отведя нас в угол, она тихим  шёпотом  начала  рассказ о бурных и неумолимых событиях, оставивших неизгладимый след в истории человечества.
- Начну с того, почему это помещение зовется капеллой.   С давних пор в Риме при папском дворе существовала певческая школа - капелла. Особого расцвета она достигла  в VI веке при Папе Григории I Великом. С той поры в литургиях зазвучало знаменитое григорианское пение, а специальный ватиканский хор - папская капелла с той поры неизменно сопровождает  все  службы в этой домовой церкви римских понтификов. К слову сказать, постоянный хор Сикстинской капеллы, куда входят три десятка человек, существует и поныне.
   Однако обратимся к XV веку, когда  Италия переживала нелегкие времена. После взятия Константинополя   в мае 1453 года,   султан  Мехмед II покорил   Балканы, завоевал генуэзские владения в Крыму, напал на Албанию, а в мае 1475 года  Османский флот  стал совершать грабительские рейды на юго-восточные города Италии -Лечче, Таранто, Бриндизи.     Волны панических атак достигли Рима. Папа Сикст IV, занимавший ватиканский престол с 1471 года,  призывал европейских монархов объединиться в борьбе   против турок,  и одновременно продумывал планы  обороны Вечного  города.  Понтифик решил,  прежде всего,  подготовить надежный  бастион в самом Ватикане. В ту пору здесь ещё не было величественного собора Святого Петра с куполом Микеланджело. Старая постройка более напоминала нынешний собор Святого Павла.  Справа от  собора располагалась так называемая Великая капелла, где  обычно проходили торжественные литургии и церемонии, обсуждались насущные проблемы  и принимались  знаменательные решения папского двора. Однако из-за постепенного оседания почвы стены старой капеллы покосились и растрескались.  Помещение её  все более разрушалось и  приходило в негодность.
   Тогда-то Папа Сикст IV и замыслил  не только перестроить все здание капеллы,   сделав его надежным убежищем, где  можно было укрыться от  угроз и  нападений, но и  украсить капеллу  в духе нового времени.
- Это уже была эпоха   Возрождения?
- Это было время Высокого Возрождения, время не только великих художников Леонардо, Микеланджело, Рафаэля, но и время возрождения интереса к  древней истории, к античности. Кстати, в основу  планировки  сооружения была заложена  своеобразная библейская символика. Здание повторяло размеры Храма Соломона, как они указаны в Ветхом Завете, то-есть размеры его составляют  40,9 метров в длину и 13,4 метра в ширину.   На строительство капеллы, получившей по имени Папы название Сикстинской, ушло 6 лет. 
- А роспись капеллы начинали со  стен?
- Да, но нижнюю часть, на уровне человеческого роста, просто  зарисовали драпировками, а сами фрески размещались выше. Интересно, что оформление  капеллы стало знаком  примирения между Папой и Лоренцо Медичи Великолепным, между Римом и Флоренцией. Отношения между ними  прежде были напряженными, а порой даже переходили в открытые столкновения.  Теперь же расписывать стены капеллы Папа пригласил лучших художников именно из Флоренции - Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Лука Синьорелли, Доменико Гирландайо. На исполнение заказа художникам отпускался срок в пять месяцев, в противном случае они должны были заплатить серьезный штраф.   Однако работы продлились почти на два года. При этом сам Лоренцо Великолепный частично оплачивал  работы  мастеров и задолженности по ним. На двух противоположных стенах  было создано 16 фресок, но до наших дней дошли  только  12. 
- А куда  пропали остальные?
- Их пришлось убрать, чтобы позднее  высвободить  место для «Страшного суда»  Микеланджело. Говорят, что сюжеты картин выбирал сам понтифик, который хотел, словно на скрижалях,  запечатлеть на стенах капеллы историю, представленную в Ветхом и Новом Заветах. На одной  стороне капеллы воспроизводятся события Ветхого Завета с эпизодами из жизни библейского пророка Моисея. Тут и  призвание Моисея  (Боттичелли),  и обрезание сына Моисея (Перуджино), и переход  через Красное море (Козимо Росселли). Здесь Моисей дарует народу заповеди Господни, но стоит ему отвернуться, как  толпа обращается к   золотому тельцу (Козимо Росселли), за что  Господь карает отступников (Боттичелли). А вот и окончание жизни Моисея (Лука Синьорелли).
    На противоположной стене идёт серия  картин из Нового Завета с  историей жизни Христа.     Начинается она с Крещения Иисуса (Перуджино).  Далее идут  неизбежные в земной жизни  искушения Христа и первые сотворенные Им чудеса -  очищение прокажённого  (Боттичелли). А вот призвание  первых апостолов  (Гирландайо),  и знаменитая Нагорная проповедь (Козимо Росселли). В преддверии приближающегося  конца Господь вручает   апостолу Петру ключи от Царствия Небесного  (Перуджино), и  прощается с апостолами на Тайной вечере (Козимо Росселли).
    Первую мессу в отреставрированной  Сикстинской капелле отслужили 9 августа 1483 года, в день Успения Пресвятой Богородицы. Во время мессы капеллу освятили и посвятили Деве Марии. Со временем  в капелле стали  проводить  также конклавы. Первый  конклав прошел здесь  в 1492 году, когда на папский престол вступил  печально известный Александр VI из испанского рода Борджа.
- А до этого где они проводились?
- В доминиканском монастыре Санта Мария сопра Минерва на одноименной площади со знаменитым слоником. (См. «Цыплёнок Минервы»). 
 - А потолок  уже расписывал Микеланджело?
- Предание гласит,  что этим заказом завистники и недоброжелатели хотели отвлечь Микеланджело от исполнения  монументальной гробницы для папы Юлия II, и вместо любимой скульптуры вынудили  мастера заняться живописью, к которой тот проявлял меньше склонности. Микеланджело пытался отказаться, но, в конце концов, вынужден был уступить своевольному  понтифику. Впрочем, добившись возможности работать по своему усмотрению, гениальный и трудолюбивый мастер очень скоро увлекся проектом. Прежде всего, он сам сделал деревянную платформу, закрепленную  на кронштейнах в стене так, чтобы “летящие леса” под потолком не мешали проведению в капелле регулярных богослужений.
- Говорят, что он работал один, лежа на этих лесах?
-  Помощников Микеланджело использовал только для приготовления красок и подготовки  слоя штукатурки под фрески.  Но основные работы он выполнял один. И работал он, не лежа, в стоя, но подняв голову к потолку. Поэтому за 4 года (1508-1512) неимоверных трудов  Микеланджело  нажил сколиоз и испортил зрение. С той поры он мог читать, только подняв текст над головой.   Зато теперь, над нами словно взмывает  вверх, распахнувшийся на 460 м 2   свод с незабываемыми картинами Сотворения мира. Три эпизода иллюстрируют первую главу библейского Бытия. В первый  день  Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы, во  второй день  отделяет сушу от вод, в третий день   Бог создает Землю и растительность, а  в четвёртый   сотворяет  светила - Солнце и Луну.   В центре  плафона Микеланджело поместил  историю Адама и Евы, и создал  одно из самых знаменитых изображений в истории мировой живописи - Сотворение Адама. Здесь всё сводится  к исходной точке. Протягивая руку к пробуждающемуся Адаму, Бог дарует  ему жизнь. Вслед за этим Бог создает  Еву  из ребра спящего Адама.  Далее идет сцена жертвоприношения Ноя после благополучного спасения от Великого Потопа, погубившего всё человечество, и   сцена опьянения Ноя.    На парусах сводов с обеих сторон и в торцах капеллы Микеланджело поместил большие фигуры семи пророков Израиля и пяти сивилл древнего мира, которые эхом  разносят по залу свои предсказания и предостережения.
      Вновь к работе над капеллой   Микеланджело  вернулся спустя более 20 лет,  после дикого разграбления Рима в 1527 году ландскнехтами императора Священной Римской империи Карла V. (См. «Разграбления Рима»).  Выполняя заказ  Папы Павла III  и  сменившего его Юлия III, 67-летний    Микеланджело    приступил к росписи алтарной стены капеллы. Всю поверхность стены, от пола до потолка, он заполнил  сценой  «Страшного суда», картиной мира в день,  «когда пробьет последний час природы».  За миг до того, как «всё сущее опять покроют воды, и Божий лик отобразится в них». Пока же там, в вышине  Господь возникает как грозный, разгневанный судия, призывающий человечество к ответу за совершенные грехи и злодеяния. Единственную, последнюю  надежду человек возлагает на стоящую рядом с Господом Богоматерь, которая всегда остается  милостивой, сочувствующей  и помогающей всем.
- В России Богородица занимает особое место. Она почитается заступницей Земли Русской. Божью Матерь называют особыми хвалебными именами -  Пресвятая, Пречистая, Преблагая, Заступница, Ходатайница, Утешительница, Честнейшая Херувим  и даже Всепетая, что чрезвычайно подходит к этой капелле.  А сколько  у нас праздников, посвященных  Богоматери, сколько чтимых и чудотворных икон с удивительными названиями – «Всех скорбящих радость», «Утоли мои печали», «Нечаянная радость».
- В Италии тоже настоящий культ Мадонны, и мы тоже обращаемся к Ней за помощью и заступничеством. Взгляните на картину Страшного суда. Божья Матерь молит Сына о снисхождении ко всем, даже к тем, кому уготована дорога в ад. Ад, помещенный  в самом низу картины, там, где стоим мы. 
     Интересно, что почти все изображенные на фреске фигуры, а их более 300, Микеланджело представил нагими, ибо сказано: «Нагими  мы  пришли в этот мир, нагими и уйдем из него» (Иов 1:21). Уже во время предварительного просмотра фрески нашлись лицемерные ханжи, которые обвинили художника в безнравственности, заявляя, что подобным росписям место в общественных банях и кабаках. В отместку на осуждение и глумление Микеланджело представил одного из своих недоброжелателей,  церемониймейстера Бьяджо да Чезена,  в аду, в облике судьи подземного мира Миноса с ослиными ушами и гадкой, темнозеленой  змеёй, обвивающей его тело и впивающейся в причинное место. Взбешенный церемониймейстер обратился с мольбой к понтифику, чтобы тот приказал Микеланджело убрать позорное изображение. Но Папа сказал, что его власть ограничена земным царством и на ад не распространяется.
     Говорят, что  в обликах апостолов, окружающих Христа, угадывается портретное сходство с понтификами Павлом III и Климентом VII, а в лике Богоматери современники улавливали черты  друга и музы мастера – Виттории Колонна. Самого себя измученный работой мастер изобразил в виде искаженной личины на содранной коже святого Варфоломея.
    Когда на очередном церковном  соборе  осудили наготу в религиозном искусстве,  папа Павел IV  изъявил желание как-то прикрыть обнаженные фигуры на картине Страшного суда.  Однако 70-летний Микеланджело отказался исправлять свою работу, заметив:  "Наготу прикрыть нетрудно. Пусть Папа мир приведёт в пристойный вид".
   И все-таки 24 года спустя, была организована так называемая «Кампания фигового листа», когда  художнику  Даниэле да Вольтерра пришлось разными ухищрениями прикрывать наготу персонажей «Страшного суда». Большой поклонник  Микеланджело и его ученик, Даниэле да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что, не нарушая фрески, по-сухому темперой легкими, поверхностными  мазками, прикрыл «срамные места». За это римляне наградили вполне, впрочем, достойного художника уничижительным прозвищем «Il Braghettone - "штанописец", "исподнишник".
      Много столетий минуло с той поры, но и доныне каждый день, за исключением выходных и праздников,  Сикстинскую капеллу заполняют бесчисленные  посетители.   Особенно много их набирается в последнее воскресенье каждого месяца, когда Ватиканские музеи работают до 14.00, а вход для всех  посетителей бесплатный. В этот день с раннего утра от самого собора Святого Петра вдоль подножья  высоких Ватиканских стен медленно скользит ко     входу в музей бесконечная очередь.