Как мне крупно повезло

Александр Черкасов 66
    На стыке девяностых и нулевых, времена были непутевые, страна плыла куда-то на ощупь, не ведая у какому берегу ее прибьет. Кругом был разброд и околесица. Тем не менее, люди жили и ждали от грядущей даты, от миллениума, всевозможных чудес. Люди не могут иначе. Жизнь берет свое. Юбилей человечества, круглая дата, побольше петард, покрупнее тазики для салата. Двухтысячный год принесет перемены и конечно же хорошие, лучшие, какие только могут быть.
    Три нуля в календаре, далеко не каждому поколению выпадает такое счастье. Молодежь подгадывала свадьбы, старались даже подгонять рождение детей. Здорово же, если у тебя в паспорте, дата рождения выглядит как телефоны пожарной службы и милиции - 01.01.2000. Меня вся эта мишура мало волновала, я на стыке этих эпох, бомбил. Да, да, именно так - бомбил. Шальное, хулиганистое слово, которое нынче практически сошло на нет, означало частный извоз. Как говаривал Адам Козлевич – «Эх, прокачу».
     Извозом в то время, занимались многие владельцы авто. Кто-то этим жил, а кто-то просто подвозил по дороге, лишних денег не бывает. Остановиться на поднятую руку могла убитая копейка, а мог и блестящий мерседес. Людям нужно было ехать. Им всегда куда-то нужно. Государство этот вопрос не волновал. Таксопарки стояли разорёнными и пустыми. Питерское метро функционировало, но наземный транспорт работал чахло и не справлялся. Частный, крупный бизнес еще не дозрел, до этого сервиса. Ни тебе Яндекс такси, ни других подобных юберов. Народ помогал сам себе, правда помогал за деньги. Не нужны были лицензии, не нужны налоги, поднял руку, тормознул машину и езжай себе, куда хочешь, хоть от забора и до утра.
    Жители знойной средней Азии, город наш, в то время еще не оккупировали. Извозом занимались свои. Учителя, рабочие, инженеры, те у кого была машина, вечерами выезжали на промысел. На бензин, на сигареты, еще на что-то. А те, кто лишился работы, как я, например, те бомбили днем.  Я вечера не любил, частников становилось больше, конкуренция росла, росли пробки на дорогах, а клиент вечерами в основном был пьян, шумлив и скандален. Поэтому днем, при свете солнца, я оказывал свои платные, транспортные услуги. В удачный день, можно было набомбить недельный заработок. Но это конечно, в удачный день. А так в среднем, хватало на жизнь.
   Немолодая, очень уставшая шестерка, в смысле, жигули - классика, шестой модели, моя антилопа гну, становилась единственным средством существования. От моей прежней, мало законной деятельности, оставалось пара клиентов, которым я помогал обналичить деньги, но это были слезы, остатки как говорится, былой роскоши. Дефолт девяносто восьмого года, внёс существенные коррективы, в мое финансовое положение. Полковник Кудасов был нищий. Но рассказ не об этом. Рассказ совсем о другом.
    Хорошо одетый, молодой человек, негатива не вызывал. Не подпрыгивал, не выбегал на дорогу, просто стоял, ловил машину.  И надо же было ехать именно мне. Судьба. Он спокойно сел на переднее сиденье, спросил можно ли курить. На мой вопрос - Куда поедем? Неторопливо, без суеты в голосе, стал объяснять, что ему нужно найти фуру, с которой можно отправить транзитом груз в Москву. Целенаправленно нанимать, дескать дорого, а вот если найти фуру, водитель которой согласился бы по дороге, взять его груз, то это было бы значительно дешевле. Якобы он поступал так уже не раз, знает где в городе находятся транзитные стоянки. Если мы объедем две - три, он обязательно найдет нужного водителя и договорится. Звучало убедительно, с ценой моей он согласился. Почему нет? Поехали конечно.
    Повстречались мы в центре города, до ближайшей стоянки грузовиков, было приличное расстояние. Долго молчать в компании незнакомого человека, весьма тягостно. Когда короткая поездка, можно и помолчать. А если далеко, волей не волей разговор завяжется. Первый я никогда в общение не вступал, если человек расположен, он сам затеет беседу. А не затеет, значит не судьба. Не больно и хотелось, я могу молчать. Мне вон на дорогу смотреть нужно. Но молодой человек молчал недолго.
    - Таксуете, на хлеб? Или забавы для? - Вопрос в те времена не редкий, дежурный вопрос. Парень задал его тоном, в котором не было ни капли снисхождения, ни капли участия. Человек человеку, задал вопрос. Будь любезен, отвечай.
    -  Теперь уже скорее ради хлеба, время забав у меня как-то прошло, незаметно. — Это была сущая правда. Я зарабатывал на жизнь. Еще одной правдой было то, что жигуль, на котором я его вез, очень любил ломаться. Из тех денег, которые я на нем мог набомбить, значительную часть он забирал себе. Он вообще определял мой образ жизни. Хочу еду, хочу так стою. А хлеба ему дай.
    - А что, было время забав? - В голосе прозвучал интерес. И интерес этот, мне не очень понравился. Было в нем что-то скользкое, в этом интересе. С каким-то тайным превосходством он спросил. Я искоса на него глянул, пытаясь понять, что за фрукт со мною едет. Но парень спокойно курил и смотрел на дорогу. Рассказывать незнакомому человеку о том, что, у меня была обнальная контора, и было все очень хорошо, не хотелось. Мало ли что. Совсем недавно, налоговая полиция мною очень интересовалась.
    - Девяносто восьмой год, многим людям боком вышел. - Я ответил уклончиво и правдиво. Вдаваться не было желания никакого. Все прошло, нужно жить дальше.
    — Это да. - Парень как-то ухмыльнулся и замолчал. Мы подъехали к первой, по нашему пути стоянке. Он показал место, где мне лучше его ждать и с улыбкой попросил, чтобы я не уезжал. Чего бы я уехал, если ты не рассчитался?  Большегрузов было немного, штук пять - шесть. Он ненадолго залезал в каждую машину и шел к следующей. Минут через пятнадцать он вернулся. Спокойно сказал, что договориться не вышло и назвал следующий адрес. Поехали дальше. За каким-то пустым трепом, разговорами ни о чем, мы побывали на пяти стоянках. Результатов не было. Удивительно было то, что и огорчения у парня не было. Он совсем не досадовал на то, что срывается отправка его груза. Но тогда я этому не придал значения.
     По дороге на шестую стоянку, попалась заправка, на которой стояла фура, с московскими номерами, парень попросил тормознуть и у этой машины, вдруг повезет. Ну а я решил заправиться пока он занят. Сходил оплатил топливо, постояв в небольшой очереди, вышел со станции, в бак моей шестерки полился бензин, а клиент мой, которого я возил несколько часов, пропал, исчез вместе с фурой, в которую пошел садиться. Блин!!! Меня кинули, еще как кинули. Как последнего идиота. Полдня езды, полбака бензина. Из меня лился мат и проклятия. Какой козел, какой гад. Сволочь последняя, чтоб ты сдох.
    С полным баком, пустым кошельком и поганым настроением я поехал домой. Злоба не проходила несколько дней. Так развели, блин, как лоха последнего. А убедительный, стервец какой. Не сказать, что я провидец, но фальшь в людях чую и ошибаюсь редко. А этот, ты подумай гад какой, окрутил меня как пацана. На этом можно было бы поставить точку.
    Но все самое интересное в этой истории, началось месяца через полтора. Меня нашла милицейская повестка. Вызывал к себе следователь такой-то. РУВД такого-то района. Я не встречал человека, которого может обрадовать повестка в милицию. Успокаивало то, что это было простое отделение, не налоговая полиция. А кроме налоговых правонарушений, я ни чего противозаконного, не совершал. Переживать вроде было не за что. Может я свидетель какой?  Приятного все равно мало, но я поехал, к указанному времени. Стандартные процедурные вопросы я пропущу, сразу к главному:
    - Автомобиль Жигули, шестой модели, госномер такой то, принадлежит Вам? - Молодой следователь, смотрел мне прямо в глаза, проницательно и серьезно. Их, наверное, так учат. Острым как топор взором, расколоть притихшего человека, сразу до жопы. Пусть знает глубину проникновения, наших органов.
    - Мой, а что случилось? - Я ничего не понимал.
    - Такого-то числа, Вы его никому не отдавали, его у Вас не угоняли? Вы им пользовались, в этот день? - Похоже мое искреннее недоумение, повлияло на работника органов, он как-то помягчал.
    - Угонять у меня, никто не угонял, не давал никому, пользовался конечно сам. А что за день такой? Что в этот день произошло? И почему он вас интересует?  - полтора месяца думаю прошло, поди ж ты вспомни, чего там было. У меня каждый день одно и тоже.
    - Дело в том, что в этот день, на Вашем автомобиле было совершено вооруженное ограбление и Вы подозреваетесь в его соучастии. - И опять пристальный, холодный взгляд прямо в закрома души моей. Надо сказать, что тут я опешил. Я просто замер и молча хлопал глазами. Где я и где ограбление? Это совсем не мой профиль, ну совсем! Но нужно было что-то говорить.
    - Какое ограбление, Вы что? Я бомблю на своей шестерке, с утра до вечера. Я пальцем не тронул в жизни никого. - Мозг работал лихорадочно, я понимал, что речь пойдет именно о том парне, который меня кинул, больше никто, не мог так меня подставить. Время примерно сопоставил, совпадает. И по фурам он шлялся не спроста. Следующий вопрос подтвердил мои догадки.
     - В наше отделение поступило заявление, о том, что в этот день, в районе улицы … из Вашего автомобиля вышел молодой человек, затем он забрался в автомобиль Скания, госномер такой-то и угрожая пистолетом, отнял у водителя такого то, все имеющиеся у него деньги. После он вернулся в Ваш автомобиль, и вы на нем скрылись. Вы подтверждаете данные показания? - Исходя из этих слов, для меня все выглядело очень зловеще. Мне всерьез грозила тюрьма. Самое страшное, что все это было правдой, за исключением одной детали, я абсолютно не при чем. Я ничего не знал. Но поди теперь докажи. Гада этого не сыщут, а я останусь крайним.
     - Послушайте, товарищ следователь. - Он не перебил, не уточнил, что для него я отныне гражданин.
     - Я помню этот день, и парня этого я помню, и было все так, как Вы говорите, но я не соучастник!  Я простой таксист. Возил я его, конечно возил, не отрицаю я ничего. Он и не в одну фуру садился, полдня по фурам ездил. - Я в подробностях, в красках и деталях, описал тот день, описал парня и то, как он меня кинул. Следователь не перебивал, слушал и все протоколировал. Голос мой видимо выдавал волнение, да что там волнение, он выдавал страх. Самый настоящий. Мне грозил срок, да еще по такой статье, что мало не покажется. Внутри все ходило ходуном. Я пытался донести до этого парня, в руках которого, сейчас была моя судьба, что я не бандит. А потом он меня опять удивил.
     - Да Вы не переживайте так, водитель фуры сказал, что скорее всего Вы таксист. Описание преступника у Вас и у пострадавшего совпадают. Вы не скрываетесь, сами пришли по повестке, ведёте себя естественно. Задерживать я Вас видимо не стану, дело уголовное в отношении Вас, возбуждать тоже не буду. - Он умолк и стал опять на меня смотреть, изучая мою реакцию. Возликую я облегченно, как честный человек, или как преступник, переведу дух, с радостью, что пронесло, в этот раз.
     В этот момент в кабинет вошла женщина, и сразу стало пасмурно. Она курила. Это был начальник, резкий и деловой.  Она взяла папку со стола, полистала. Мельком глянула на меня, не изучала, не пыталась вникнуть, просто бросила взгляд. Ни тебе эмоций, ни тебе интереса. Было понятно, что она тут всё, а я никчемный предмет на стуле.
    - А что, ты его хочешь отпустить? Почему?  - Я для нее не существовал. Она решала мою судьбу даже не бросив взгляда.
    - Ну Тамара Петровна, очевидно же, это простой таксист. - Следователь говорил твердо, не заискивая, не унижаясь.  -  Да и показания потерпевшего, это подтверждают.
    - Извините. - Я решился вступить в разговор. Ой дурак. Стеклянные глаза, сквозь дымок сигареты, прошили меня до спинки стула. А мой следователь, теперь он мой, теперь я его любил и отдавать никому не хотел, смотрел на меня с простой человеческой укоризной. Куда ты лезешь дурачок?  Сиди на стуле тихо, а лучше попытайся на нем спрятаться.
    - Вы молчите, Вам слова не давали, я вообще не вижу причин прекращать в отношении Вас уголовного преследования. Даже если Вы не преступник, Вы были орудием в руках преступника. И не предотвратили преступление. Вы должны понести наказание. - Она хлестала меня этими словами, как нагайкой, по лицу, по рукам и по спине. Наотмашь. Вот это женщина! Вот это стерва! Не приведи Господь, к такой попасть. Вдруг она резко вертанулась на каблуках, бросила папку на стол и вышла. Осталась табачная вонь. Случаются же такие люди, сами уйдут, а вонь после себя оставят. Следователь мой, неспешно встал, открыл окно, вернулся за стол и стал писать.
    Я сидел и благодарил Бога, что дело мое, досталось этому молодому, не задубевшему душой, не переломившему через колено, сотни человеческих жизней, парню. И видимо очень хорошему парню. Он писал и молчал. Я понимал, ему неловко, он любит и уважает свой цех, он гордится им. И служить он пошел по призванию. Защищать людей и соблюдать закон. Но сейчас при мне, при постороннем, случилось то, что этот цех не красит.  Эх, не стать тебе генералом, подумалось мне.
    - Подпишите протокол. С моих слов записано верно, мною прочитано и подпись на каждом листе. Дату еще поставьте. Пропуск давайте, подпишу. - Тон был спокойный, официальный, вежливый. Он как бы говорил мне - Ты видел то, что видеть тебе не следовало, но тебя это не касается.
    - А мне дальше, что делать? - Я правда не понимал своего положения.
    - Ничего не делать, живите как жили, по делу Вы свидетель. Задержим преступника, вызовем на опознание.  На очную ставку. А пока, будьте более разумным. Вы взрослый человек, должны понимать, что Вы прошли по грани. Вас могли посадить. И только из-за Вашей халатности и легкомыслия. До свидания.  - Он протянул мне пропуск. Я был свободен.