О воспитании и образовании казачьего поколения

Гаврила Камчатсков
               
                Союза казаков России
                24 октября 2015 г.
                Урюпинск Волгоградской области

               
                ДОКЛАД ВЕРХОВНОГО АТАМАНА
                ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ
                ОРГАНИЗАЦИИ «СОЮЗ КАЗАКОВ»
                полковника СКР, члена Совета при Президенте
                РФ по делам казачества, П. Ф. Задорожного

                О ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ
                ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАЗАКОВ
               
                Во Имя Отца и Сына и
                Святаго Духа Аминь.
          
           Высокочтимый владыка!
           Честные отцы!
           Высокоуважаемые господа атаманы!
           Уважаемые делегаты и гости!

               
                ВОСПИТАНИЕ:

           1. Планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика достигается привитием им необходимых правил поведения. Воспитывает в детях (у детей) чувство ответственности за свои поступки.
           2. Деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта;планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок,
понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду.

               
                ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:

          1. Созидание характера.
          2. Давать такое знание и прививатьть такую дисциплину, которая приведёт к самому лучшему развитию характера и подготовит душу к жизни, соизмеримой с жизнью Бога.
           Истинное воспитание научит наших детей и нашу молодежь науке христианства, которая даст им опытное познание Божьих путей и уроки об отеческом характере Бога, преподанные самим Христом своим ученикам.

               
                ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОСПИТАНИЮ:

           Исследование многовекового опыта христианской педагогики позволяет сформулировать ряд требований к воспитанию.
ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛНЫМ. Это требование означает, что нельзя оставлять без воспитания ни духа, ни тела. Одностороннее воспитание почти
всегда влечет за собой негативные последствия. К чему, например, приведет живое воображение и хорошая память, если при этом у человека недостаточно здравого смысла? К чему приведут обширные познания, если испорчено сердце? К каким ошибкам может привести доброе сердце, если оно оставлено без разумного руководства?
           Таким образом, воспитание должно охватывать все способности человека и формировать их в соответствии с его назначением, оно должно образовать и тело, и дух.

                ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ГАРМОНИЧНЫМ:

             Говоря о необходимости охвата всех способностей человека, следует иметь в виду, что каждую из них нужно формировать по-разному. Не все способности надо развивать одинаково, в равной мере. Воспитание, как уже отмечалось,
должно производить в человеке «единство и гармонию»: низшее необходимо подчинять высшему, а высшее – высочайшему.
             Эта гармония должна согласовываться с назначением человека, с целью его жизни – постоянном совершенствовании в добре. Поэтому развитие всех его физических и нравственных сил необходимо подчинять этой цели.
             Если нравственное усовершенствование человека, воспитание его в вере и благочестии станет во «главу угла», то оно окажет влияние и на вторую сторону воспитания – на обучение, на совершенствование человека в земных делах.
             В православном воспитании знание нельзя отрывать от веры, вера является неотъемлемой частью воспитания. Кто хорошо знает христианское учение и «всегда сообразуется с духом веры, тот «во всех делах своих бывает тем, чем ему должно быть: рачительным хозяином, верным супругом, мирным гражданином, честным торговцем, храбрым воином и пр.».

                ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СООБРАЗНО С ЛИЧНЫМИ (ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ) СПОСОБНОСТЯМИ ВОСПИТАННИКА

             По мысли схиархимандрита Иоанна (Маслова), педагог должен строго сообразовываться с уровнем умственного и нравственного развития учеников, применяться к обстоятельствам места и времени. В детях, благодаря разнице в их наследственности,
темпераменте, образе жизни, способностях, а также других факторов, образуются свойства личные (индивидуальные) или особенные – как духовные, так и телесные.
             Эти свойства бывают как положительными, так и отрицательными, поскольку «наклонность ко злу очень рано обнаруживается в человеке и потом раскрывается в различных направлениях». Отсюда следует, что должен быть различный подход ко всем детям, как учили старцы «к каждому свой ключ надо подбирать», каждого ребенка надо воспитывать по-разному.
             Недостатки ученика требуют «благоразумного и точно к нему приспособленного противодействия». Для этого воспитатель, педагог должен, насколько это возможно, знать личные свойства своих воспитанников.

                ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕПРЕРЫВНЫМ И ПОСТОЯННЫМ:

            В современной педагогике существует требование непрерывности образования. Вместе с тем, традиционно оно входило в систему православного воспитания. В русской педагогике это требование реализовано в методах воспитательной работе государства и общества, как с подрастающим поколением, так и со взрослыми, пастырского душе попечения (от рождения до смерти человека) в монастырской педагогике. Это требование связано с тем, что, духовный подвиг, по мысли святых отцов, непрерывен по своей сути.
            Требование постоянства вытекает из определения процесса спасения. Спасение, по мысли отцов Церкви, – постоянный процесс внутренней борьбы и работы над самим собой. Усилия человека должны носить постоянный характер, потому что духовная борьба непрестанна. Святые отцы сравнивают православное воспитание с ручейком, «постоянно текущим и никогда не иссыхающим».

                ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ РАНО И СООБРАЗОВЫВАТЬСЯ С ВОЗРАСТОМ:

           Это требование относится как к телесному (физическому) воспитанию, так и к воспитанию нравственному. Последнее должно начинаться гораздо раньше, чем оно обыкновенно начинается. «Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия», – наставляет святитель Тихон Задонский.
            Очень важно с ранних лет приучать детей к правильному образу жизни. Приучение их к скромности, приличному поведению, послушанию очень многое даст им в будущем.         
            Дети, привыкшие к правильному образу жизни, впоследствии, при постепенном осознании ими смысла происходящего, легко сообщат своим прежде приобретенным привычкам истинно нравственный характер. Если в детях эмоциональные наклонности с детства приведены в порядок, то реже будут их ошибки и падения, легче борьба и тем вернее победа, чем глубже добрый навык укореняется в них через многократное и
долговременное повторение «добрых действий». И наоборот, если ребенок с первых лет жизни предоставлен сам себе, своим беспорядочным наклонностям и своенравию, тогда раскрывающийся рассудок бывает уже не в силах подчинить ребенка своей власти, нрав его испорчен, и зло в нем уже укоренилось. Здесь должно действовать правило: чего дети не должны будут делать после полного осознания своих действий, того не надо позволять им и прежде. Что дети должны будут делать в последующие годы, к тому необходимо приучать их как можно ранее, по мере осознания ими происходящего, укрепления их нравственных и физических сил.
            Исходя из сказанного, необходимо помнить, что недостаток, имеющийся у ребенка, сам собой со временем не уничтожится, а только усилится. Со временем он может перейти в порок.
             Воспитатели, родители, оставляющие своих детей в первые годы без должного воспитания, должны знать следующее:
             – раннее плохое поведение детей легко переходит в навык;
             – слабовыраженные расположения детского сердца постепенно могут перейти в постоянный характер;
            – дети, с детства никем не удерживаемые, поддающиеся влечению своего темперамента, своему неразумию и самовольству, впоследствии вынуждены будут подчиняться своим беспорядочным наклонностям;
           – от злых наклонностей сердца и воображения тело ребенка также располагается ко злу.
            От этого чрезвычайно затрудняется действие совести. Как тело, так и дух растущего человека требуют одного руководства в первые годы жизни, иного – в последствии, – когда тело и дух укрепятся. Нельзя обходиться с юношами и девушками так же, как с детьми, а с детьми обращаться, как со взрослыми.
            Таким образом православная педагогика определяет время, наиболее благоприятное для воспитания, — это младенчество, первые годы жизни.

                ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОСТЕПЕННЫМ И ОСНОВАТЕЛЬНЫМ:

            «Человек развивается постепенно, поэтому воспитание должно следовать за «ходом природы», не опережая её, а помогая ей. «Каждое дело и вещь, – пишет преп. Амвросий Оптинский, – не вдруг совершаются, а мало-помалу…». При этом нужно помнить о необходимости истинного основания воспитания. Глинский иеромонах Порфирий (Левашов) пишет: «Никто не может положить другого основания воспитания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор.3, 11)».
              На прочном фундаменте христианского учения, не пропуская ни одной ступени, необходимо постепенно «возвышать» всё здание воспитания».
              Зачастую родители и воспитатели бывают недовольны «постепенностью» природы и стараются как можно раньше сформировать ребенка как в умственном, так и в нравственном отношении. Но это вредно. Хотя в детях необходимо пробуждать способности с ранних лет, нужно избегать преждевременного их напряжения. Это не только затрудняет тело в его развитии, но и причиняет вред духу.
             Таким образом, в соответствии с природой человека образование должно быть постепенным и основательным.

                ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СТРОГИМ:

             По мысли святителя Филарета, воспитание должно быть строгим: «Апостол Павел говорит о строгом воспитании, как не о предосудительном, а о обыкновенном [обычном] и должном. Это тем более примечательно, что он строгое воспитание представляет образом того, как Бог воспитывает человечество».

                ГЛАВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К ВОСПИТАНИЮ – ВОСПИТАНИЕ СТРАХА БОЖИЯ

             При православном воспитании самое важное, чтобы в детях глубоко укоренялась и всегда поддерживалась живая вера в Бога, навык «хождения перед Ним», постоянная забота о том, чтобы не оскорбить Его грехами. Если такое чувство есть в душе воспитанника, это значит, что в ней положено главное основание хорошего воспитания – страх Божий. Страх Божий возбуждает в сердце воспитанника возвышенные чувства, обуздывает порывы своеволия, приводит в порядок желания и наклонности. Это чувство делает человека в счастье скромным, в несчастье – твердым и великодушным, «образует» его в истинного гражданина, подготовленного как к земной, так и к вечной жизни.
             Многочисленные факты свидетельствуют о том, что знания не приносят должной пользы, если в основание воспитания не положен страх Божий. Для укоренения в детях этого чувства необходим, прежде всего, пример родителей, воспитателей, их истинное благочестие. Безнравственная жизнь воспитателей отнимает способность учить.
             Почему так необходимо воспитание этого качества? «Там, где обитает страх Божий, – пишет Глинский старец Порфирий, – оттуда бежит порок и преступление». Святитель Тихон Задонский завещал учителям обучать учеников не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего — не что иное, как меч у безумного.
             Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: "Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Пора нам православным христианам понять Господа, чего Он от нас хочет, — именно Он хочет чистого сердца: Блажени чистии сердцем" (Мф. 5: .
             О воспитании детей старец Паисий говорил: «Первую духовную простуду дети схватывают благодаря открытым дверям чувств родителей. Больше всего их простужает мать, когда она не одета в скромность и опустошает своим поведением детей». «Святая жизнь родителей извещает души детей, и они, естественно, вырастают послушными и благоговейными, без душевных повреждений, и дети радуют родителей, радуют и родители детей и в сей жизни, и в другой, вечной, где они снова вместе возрадуются».

                А ЗАКОНЧУ Я СЛОВАМИ СВЯТОГО УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ ИОАННА ЗЛАТОУСТА:

            «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуется Бог и люди».
Так, чтобы не плакать нам ныне от чад своих, чтобы не оплакивать их и себя, когда они вырастут, и чтобы нынешние слезы не стали началом будущих, не будем делать дело Божие — воспитание детей — с НЕБРЕЖЕНИЕМ.
             Если мы и теперь не восчувствуем грозящей нам опасности духовного одичания человечества, теряющего постепенно образ и подобие Божие, если не приостановим процесс богоотступничества и утери веры в семьях своих, в себе, то близок срок, когда осуществятся слова Христа Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, Аминь».
                Святитель Иоанн Златоуст: ОБРАЗОВАНИЕ

             ОБРАЗОВАНИЕ - процесс приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Цели и задачи истинного образования - это заложить основы полноценной личности, т.е. человека, утвердившегося в родном слове, мыслящего, духовно и нравственно устойчивого, исторически верно ориентированного, эстетически воспитанного, патриотически–убежденного, физически развитого и устремленного к созиданию и творчеству. Именно
такое образование обеспечивает окончившему школу возможность свободно жить, развиваться. Найти свое созидающее место в жизни.
Сегодня геополитическая обстановка в мире становится все более напряженной. Все меняется прямо у нас на глазах. Мировой терроризм впервые в истории достиг такой консолидации, что создал собственное непризнанное государство (ИГИЛ), способное бросить вызов всему остальному миру.
             В этих крайне сложных условиях всем уже ясно, что внутренняя политика в России при существующей в настоящее время внешней политике, не может оставаться прежней: это просто гибельно для государства и народа. В этой связи представляется важным коснуться вопроса состояния Российского образования, как непосредственно связанного с национальной безопасностью.
            Мы все знаем, что после Октябрьской революции 1917 года начались бесплодные попытки реформировать среднее образование по здравому смыслу с тем, чтобы оно соответствовало требованиям общества тех времен, но делалось это без использования имевшегося опыта. В результате все это закончилось полным крахом.
           Лишь тогда, когда в связи с поставленной задачей индустриализации страны, потребовались образованные люди, реформаторы спохватились и обратились к богатому накопленному опыту постановки образования в дореволюционной России. Была взята за основу система, принятая ранее в средних учебных заведениях (гимназиях, реальных и коммерческих училищах, кадетских корпусах) и на этой базе была создана советская средняя школа конца тридцатых, начала пятидесятых годов.
           Если отвлечься от идеологической направленности образования тех лет, то в отношении естественно научных и математических дисциплин был достигнут необходимый высокий уровень среднего образования: школьник, окончивший обычную (а не какую-нибудь элитную) десятилетнюю школу, получал знания и приобретал культуру мышления.
           В результате высшие учебные заведения тех лет имели возможность готовить и фактически готовили высококвалифицированных профессионалов по специальностям, нужным для народного хозяйства, для развития науки и техники.
           Важно отметить, что учебная нагрузка школьников в советской школе конца тридцатых начала пятидесятых годов была спланирована таким образом, что даже при наличии переводных ежегодных экзаменов в следующий класс, начиная с пятого, ни о какой перегрузке не было речи. Но в шестидесятых годах начались реформы образования, связанные, прежде всего, с профессионализацией и политехнизацией средней школы, сопутствующие сокращением количества часов в неделю, отводимых на изучение математики, физики, русского языка и литературы.

                СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

           Изучение математики отличается от изучения других предметов прежде всего тем, что в нем особую роль играет логическое мышление. Использование математических понятий требует не только владения этими понятиями, но и достаточно богатого воображения и развитой на основе знаний интуиции. В силу того, что язык математики это логические рассуждения, занятия математикой учат человека думать, развивают логическое мышление, приучают при решении возникающих задач отбрасывать несущественные детали не пренебрегать тем, что имеет принципиальное значение, учит
принимать обоснованные решения. Важность математического образования обусловлена тем, что математика является неотъемлемой и существенной частью общечеловеческой культуры.
           Особенности математического образования объясняются самой сущностью математики. В отличие от физики, химии, астрономии, биологии, медицины истории, географии экономики, социологии и других дисциплин, которые имеют дело с реальными объектами, математика представляет собой абстрактную науку. Абстрактность математики порождает ее универсальность,
Математика дает возможность с помощью математических моделей описывать самые разнообразные реальные процессы и предсказывать результаты, к которым они приводят. При этом нередко оказывается, что одна и таже математическая модель может описывать совершенно различные реальные объекты.
Реальная же ситуация, которая сложилась в шестидесятые—девяностые годы, состояла в том, что хорошо оканчивающие школу ученики, даже с медалями, не получали знаний, достаточных для поступления в высшие учебные заведения.

                ДВЕ ОПАСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В НАШЕМ ОБРАЗОВАНИИ:

           Первая из них: замена изучения предметов знакомством с их содержанием. Замена изучения предмета ознакомлением с его содержанием, является фактически заменой интенсивного метода обучения экстенсивным, как бы не утверждалось противоположное многими сторонниками проводимой «модернизации» среднего образования.
           Вторая опасная тенденция динамики нашего образования (как среднего, так и высшего) состоит в последовательном систематическом снижении требований, предъявляемых к знаниям учащихся.
           Сегодня главная проблема нового закона об образовании в том, что он перевёл образование на коммерческие рельсы, сократил количество государственных гарантий Школы. В законе об образовании не выделяются никакие типы школ — решили , что в больших новых школах при по душевом финансировании можно будет выбрать любую образовательную траекторию. Все это решило судьбу небольших авторских школ, спецшкол, гимназий, лицеев — вообще всего, что отклоняется от стандарта большой массовой школы и не предполагает больших денег при по душевом финансировании. До сих пор гимназии, лицеи и спецшколы были не столько элитной роскошью или заповедниками для особо одаренных, сколько относительно доступной для семей возможностью дать детям приличное образование. Теперь они называются школами просто школами; теоретически они могут сохранить свои программы, но практически им никто не дает на это денег; исход нововведения вполне предсказуем: что осталось — доломаем. Под угрозой и школы надомного обучения для детей с ограниченными возможностями — до сих пор это была для них возможность очного общения с учителями и другими детьми; что будет с ними теперь — переведут на дистанционное обучение? Под угрозой, хотя и другого свойства, — сельские школы: их раньше можно было закрыть только по решению сельского схода, а теперь — по решению «представительного органа».
           Согласно статье 66 закона "Об образовании" группы продлённого дня и школы-интернаты относятся к так называемому присмотру и уходу. Дальше - больше. Та же статья позволяет школам с разрешения учредителя вводить плату за присмотр в «продлёнках» и интернатах и устанавливать размеры этой платы. Да, не заставляет, но позволяет.

                ВУЗЫ:

           Новый закон не гарантирует преемственности образовательных программ после средней школы. Значит, в школе ребенка чему-то научат, но не гарантируют, что этого будет достаточно для поступления в вуз и обучения в нем; разрыв в программах семья может ликвидировать как хочет. (Например: нанять за плату репетитора) Для вузов — не гарантируется бесплатность магистратуры и урезается количество бюджетных мест. Стране не нужно так много людей с высшим образованием, постоянно говорится на самых разных уровнях.
           Жаль: согласно многочисленным исследованиям, чем выше уровень образования — тем лучше человек социализирован, менее склонен к пьянству и правонарушениям, дольше живет и больше зарабатывает. Но даже если студентов в самом деле слишком много — то почему с ними борются, урезая бюджетные места, а не ужесточая контроль за филиалами вузов и негосударственными вузами, откуда и выходят в свет недоучки с купленными дипломами?

                КАК ПИШУТ УЧЕБНИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

           Сейчас учебники пишут все, кому не лень, ведь их никто не проверяет. Отсюда такое количество ошибок, опечаток и просто чуши несусветной — не существующих предметов и явлений на самом деле. Наскоро состряпанная учебная литература порой ввиду профнепригодности тут же списывается и отправляется в макулатуру, не успев попасть в школьные библиотеки. А деньги на издание затрачены огромные! Большинство учебников составлены без учёта возрастных особенностей детей, нарушены основы образования: системный порядок изложения материала, нравственные нормы, не учтены познавательные и образовательные требования учебных стандартов. Такие учебники не готовят мыслящих людей, способных самостоятельно принимать решения. В них много бессмыслицы-абракадабры (согласно словарю Ожегова: абракадабра — бессмысленный, непонятный набор слов, по латинскому названию магического заклинания). В них мало знаний для подготовки к обучению в ВУЗах. Поэтому старшеклассники пропускают уроки в школе, чтобы с репетитором готовиться к ЕГЭ. Тестовая система образования не учит детей читать, писать, думать. «Дети превращаются в бездарей и невежд», — пишут в разные инстанции обеспокоенные родители и педагоги.
            Учебную литературу бесконтрольно выпускают как государственные, так и частные издательства, в то время, как их написание должно находиться под контролем государственных служб, Минобрнауки и Академии наук России. Но глядя на содержание, становится ясно, что дело пущено на самотёк. Кто участвует в создании учебников? Каков профессиональный и
образовательный уровень составителей? Возникает ощущение, что весьма низкий.
           По каждому предмету выпускается несколько версий. Учитель в замешательстве: у него нет достаточного уровня академических знаний: на каком варианте остановиться? У педагога совсем другая задача: донести до ребёнка самые передовые научные знания в доступной форме в соответствии с возрастом. Для оценки качества учебника занимается Федеральный экспертный совет (ФЭС), теперь эта функция частично передана Российской Академии Наук. Для контроля качества
учебников создан Департамент государственной политики в сфере образования. Как видим, составителей и контролёров много, а учебники — безграмотны, безнравственны и порой ненаучны. Увлекшись плюрализмом мнений, мы и не заметили, как учебники заполнились околонаучными трактовками. У государства много рычагов влияния на систему образования, но эти рычаги бездействуют.
           Многие учебники выпущены за государственный счёт, поэтому в ряде школ их раздают бесплатно. Остальные продаются; но, как правило, все они выпущены фирмами-однодневками, которые не несут никакой ответственности. Несуразица начинается с первого урока первого класса.
           Например, в начальной школе вводятся элементы высшей математики в ущерб таблице умножения. Учителя, родители обеспокоены: «Простые задания формулируются так витиевато и запутанно, что даже взрослому трудно понять. Такое ощущение, что авторы учебников пытаются создать альтернативную реальность, цель которой — не быть понятой или разгаданной, а быть проданной. Учат эти учебники — максимально запудрить мозги школьников. Все делается специально, чтобы из детей делать «дебилов». Или ещё: «Приходят дети в первый класс с природным мышлением, а выходят необразованными зомби, помешанными на моде, суперзвёздах, сексе».
           Ляпсусы в школьных учебниках стали притчей во языцех. Радует только тот факт, что учителя, школьники и их родители не равнодушны, четверть века они борются, обращаются во все инстанции с требованием — усилить контроль за качеством учебников. Их крики доносятся из Интернета. Но воз и ныне там.
           Проблемы, возникшие в школьном образовании, не являются результатом якобы плохой работы учителей и директоров школ. На них оно только и держится. Они есть суммарный итог проводимых вместо развития образования бесконечных бездумных реформ, демонстрирующий отношение властей к нашим детям сегодня, а, следовательно, и к будущему Государства.
          Бесконечные телевизионные обещания и заклинания бедственного положения в образовании не исправят. Необходима научная концепция (доктрина) образования, подготовленная не безграмотными чиновниками, а специалистами профессионалами, и прошедшая строгую экспертизу в педагогическом сообществе. Нужны конкретные решения проблем с четким государственным финансированием
и пересмотр только принятого Закона "Об образовании".
          Вывод: Нам нужен закон «О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ». однако Госдума, как известно, приняла другой закон, и когда он принимался, многие депутаты Госдумы, ученые педагоги, общественные деятели, многие государственные мужи и мы в том числе тоже предупреждали, что от него будет один вред и никакой пользы. Не будет достойного образования - не будет науки - не будет государства.