Память о Великой Смуте

Марина Яковлева
По здравом размышлении, в нашей стране за последние сто с лишним лет  все времена смутные. Однако в отечественной истории, как известно, Смутным временем (Великой Смутой) именуется только конец XVI  и начало XVII века (1598–1618 гг.) – смена правящей династии, катастрофические неурожаи и голод, польская и шведская интервенции, самозванцы…

В текущем 2024 году – как раз 420 лет с начала похода на Москву отряда Лжедмитрия I. 
 
Своеобразное напоминание о том самом Смутном времени я обнаружила уже давним летом 1997 года на своём огороде – в деревне поблизости от одного из районных центров Псковской области.

Душным июльским вечером я сидела на пыльной грядке, пропалывала помидоры и ни о чем историческом не думала. Но вдруг на одном из комочков серой сухой земли мне почудился рисуночек. Я поднесла находку к глазам – и увидела маленькую серую монетку величиной… ну, с половинку ногтя, что ли. Если пальцы не очень крупные. На одной стороне монетки был отчеканен всадник с копьем, на другой – буквы, кириллица.

Ага, русская копейка-«чешуйка», сообразила я.

Дома я свою находку немного почистила и рассмотрела повнимательнее.

Под ногами у коня обнаружились буквы ПС – то есть Псковский денежный двор.

А на обороте монетки, за титлованной надписью «царь и великий князь», прочиталось имя правителя – Дмитрий Иванович…

Поскольку настоящих царей Дмитриев у нас на Руси не было, то это явно монета одного из самозванцев. Которого?

Ответ на этот вопрос подсказала масса монетки – 0,68 г.

Значит, это время Лжедмитрия I, 1605–1606 гг. При самозванцах с другими порядковыми номерами такие монетки, согласно нумизматическим сведениям, стали чуть тяжелее – 0,72 г.

Копейка была незатертой. Чеканный рисунок на ней отлично сохранился. Значит, в обращении ходила недолго; видимо, была утеряна очень быстро. Что и неудивительно – при таких-то размерах…

Просто отдать находку в местный краеведческий музей не поднялась рука.

Тем более что тогдашний его директор отнесся к «чешуйке» весьма скептически.

– Это не раритет, – сказал он. – «Чешую» на Руси чеканили столетиями…

Ну, раз такое дело, раз это не раритет, я решила своей находке найти другое применение.

Например, сделать для неё серебряную оправу. Пусть у меня будет такое историческое кольцо – со вставкой возрастом в 400 лет…

В кругу моих полудрузей в начале нулевых наличествовал ювелир, как раз работавший с серебром и слегка задолжавший мне за компьютерно-редакторские услуги. Он, как настоящий джентльмен, сопротивляться не стал и мою просьбу уважил. И я надела на палец печатку со старинной монеткой – памятью о Великой Смуте…