Продолжение Деревня детства

Мила Тонова
  Так, переехали мы к бабушке Анне, когда мне было всего девять месяцев. Жила она в доме, конфискованном новой властью у мельников, которых выслали в Сибирь. Купила этот дом бабушка с торгов, на которые был этот дом выставлен властями.
  Помню пол, выскобленый до желтизны, тёплый. Свет в окно от солнца. Иду вдоль лавки, где цветы.  Домик этот был сделан с любовью бывшими хозяевами:все в нем как-то было к месту, не скрипело, дверь высокая, утепления. А дверь с крыльца в холодный коридор между жилой избой и большим двором с поветью, была из широких досок, плотных, с огромным кольцом с узором.
  В  подвале в сундучках лежали книги на церковно- славянском
языке со страшными картинками. Это от бывших хозяев осталось.
 На повети ;стоял ткацкий станок. Когда было свободное время бабушка ткала половички. А зимой вязала рыбные сети, чесала шерсть, вязала носки и варежки всей семье, ну и кухарила.
  Мы были все малы, мама с отцом на работе с утра до вечера. У бабушки моя мама была одна, ни братьев, ни сестер родных не было.
 А все сложилось так, что бабушке Анне пришлось уехать из райцентра, ухаживать за слепой бабушкой.До войны ещё было, в 30, годы. Была бабушка Анна молодая, здоровая, красивая, работящая. Пахали в колхозе плугом землю с подругой Евгенией на Горах. Осень уже была, сыночек у неё старшенький Павлин с ребятишками жгли костёр и пекли картошку. Он горячую картошку наложил в карманы нового, сшитого недавно пальто. Пока шёл до дому пальто вспыхнуло, ветер, он бежал, но мал ещё был, шесть лет всего, не догадался сбросить с себя пальтишко. Нашли его у ручья, до дому оставалось метров пятьдесят.
 Дома была только слепая бабушка, а почему никто из соседей не помогли малышу, никто толком не рассказал.
Всю свою жизнь бабушка Анна вспоминала сыночка.Помню бабушкины ботиночки на каблуках, шаль и колечко.
  Потом ещё была девочка, но простудилась, и за неделю не стало.
  Родилась моя мама. Бабушка наглядеться не могла на доченьку. А время было ещё то!Во время войны в школу ходила с такими же ребятишками. Закончив 7 классов, мама  моя была направлена на заготовку дров, возить на лошади бревна. А через год отобрали у неё эту лошадь, мол, не положено по возрасту. Отправили на обрубку сучьев, что обидел её на всю жизнь:год назад была моложе, можно было на лошади возить дрова, а тут уже нельзя. Платили там больше, чем на сучьях, кому-то из своих лошадь и передали.
  Ну, а потом, на лесобазе, и дочь нашла себе суженого. По иронии судьбы тоже вдовец, как и её отец, за которого вышла замуж бабушка Анна, сбежавшая от первого мужа.За это бегство её прозвали "дезертирка". Было это ещё в 20-годы.
На Бору родились ещё три сестрички. Стала большая, весёлая семья. Братик старший был от первого брака отца. Кудрявостью и светлыми волосами был похож на мать,Настю.
 Ну а мы были все черноволосые, в маму нашу, ангелликую, Ангелину.
  Никто не знает, какие тебе жизнь испытания припасет. Спасла бабушку вера в бога, трудолюбие и мудрость.
 Помню, уже болела, сидела нитки в клубок мотала, запутались все, а баба Поля, пришедшая в очередной раз в гости, помогала ей распутать. Но это уже было в другой деревне, имела она уже свою Избушку.
  Да,жили, как многие в то время.