В логове врага. Часть четвёртая

Андрей Грачев 2
4 ВА.

Эта армия работала в Померании и Западной Пруссии. Бои здесь были достаточно ожесточённые. Противостояли ей и JG3, и JG51, и JG1. Впрочем, перевес советских ВВС здесь был всё же очень значителен, так как все перечисленные соединения испытывали острый дефицит самолётов и кадров. Поэтому потери 4 ВА в асах были не слишком велики. И несла она их только зимой, к весне здесь потерь почти совсем не было.

В январе армия потеряла только одного аса - сбит был 19 числа Баскаков Александр Лаврентьевич из 813 иап, имевший 6 побед. Он воевал на Ла-5ф. Увы, ни подобностей боя, ни автора победы нам установить не удалось.

Основные потери армия несла в феврале.

4 февраля была понесена тяжелая потеря - сбит Фёдор Васильевич Митрофанов из 484 иап, имевший 20+3 побед на счету. Как отмечено, в ходе вылета в сложных метеоусловиях он был подбит и не вернулся на аэродром. Данные, подбил его истребитель или МЗА, разнятся.

12 февраля погиб Панов Борис Яковлевич, пилот 484 иап, имевший 10 побед на счету. Сбит он огнём ЗА, никаких боев не зафиксировано. Это не тот случай, чтобы сомневаться в причинах потери.

18 февраля во время вылета в составе четверки Яков-9у на задание по сопровождению Илов погиб ас 42 гиап Раенко Николай Фёдорович, имевший 9+1 победу на счету. Отмечен только огонь ЗА, атак истребителей не отмечено.

20 февраля в районе Раковец погиб комэск 156 иап Чубуков Алексей Илларионович, летавший на Ла-7 и имевший на счету 11+2 победы. 18 числа этот ас сбил видного аса JG51 Йоханнеса Келлера, но, увы, счастье переменчиво на Войне. В скупых документах 4 ВА редко приводятся подробности боев, вот и нам неизвестны подобности гибели аса. А вот вероятный победитель известен - это, возможно, инспектор дневной авиации майор Вальтер Даль, который, несмотря на высокий пост, продолжал активно вести боевые действия.

В марте была понесена всего одна потеря аса, однако это был не просто ас, а командир 163 гиап, участник ещё финской войны подполковник Козаченко Пётр Константинович, имевший на счету 11 побед в Великой Отечественной и ещё 5 в Финскую. Правда, последний раз он отличился ещё в 43 году, летал с той поры мало. Погиб он 18 марта.

В тот день на сложную разведку отправилась тройка полка на Ла-7: Козаченко, Кулагин, который был лучшим асом полка, и Русинов. В районе цели тройка была обстреляна сильным огнём ЗА, экипажи потеряли друг друга и поодиночке возвращались. Козаченко на аэродром так и не вернулся. Что с ним стало? Оказались ли фатальными повреждения от огня ЗА или его обнаружил и сбил немецкий истребитель? Ответа на этот вопрос нет.

Таким образом, потери асов 4 ВА были невелики, да и то понесены большей частью от огня ЗА, по советским данным. Другое дело, что двое асов входили в число лучших. В целом 4 ВА действовала неплохо, организованно, зачастую большими формациями. Поэтому эти бои армия явно может занести себе в актив, тем более, как мы отмечали, здесь удалось сбить несколько сильных немецких асов.

16 ВА

Последняя армия в нашем обзоре - 16 ВА. Это именно та армия, которая сначала вела жестокие бои в небе Варшавы, потом был Штеттин, Познань, а потом и бои в небе Берлина. Это была единственная армия, которая в 45 году участвовала в массовых боях - бои остальных носили характер менее массовый. Порой эти бои шли при численном превосходстве немцев. Противостояли ей, правда, в основном не самые сильные эскадры - JG6, JG4, JG300, иногда JG3 и JG1, наконец, JG11, которая была основным противником в том плане, что только эта армия могла оказывать реально действенное сопротивление. JG3 тоже, но эта эскадра больше действовала против 4 ВА. Добавим сюда ещё многочисленные штурмовые части, которые тоже могли вести воздушные бои. Даже такие постоянные "западники", как JG26 и JG27, и те вели в апреле бои против 16 ВА.

В 16 ВА тоже асов хватало. Так, 3 ИАК почти сплошь состоял из асов, несмотря на то, что его полки не имели статуса гвардейских. Тут был и знаменитый 176 гиап, полк лучших асов. Но в целом нельзя сказать, чтобы 16 ВА была по личному составу сильнее других армий. Такие выдающиеся полки, как, например, 9-й или 5-й гиап, в её состав не входили.

Первой и уже очень тяжёлой потерей аса этой армии стала гибель Комэска Токарева Александра Ивановича из 165 иап 13 января. Этот ас имел на счету 21 победу. В оперсводке отмечено, что при сопровождении Илов истребители были обстрелены огнём МЗА, и Токарев погиб. В то время сюда ещё не были стянуты большие силы немецких истребителей, и всю зиму 16 ВА почти не испытывала с их стороны противодействия. Вот и эта потеря понесена явно без их участия.

6 февраля погиб Шилов Андрей Тимофеевич. Интересно, что этот пилот раньше служил в истребительной авиации, одержал 6 побед, но потом перешёл в разведчики и служил в 11 орап. Довольно редкий случай перехода. Он продолжал летать на Яке-9. В тот день была сложная погода, он улетел на разведку и не вернулся, вероятно из-за погодных условий разбился.

12 февраля погиб лётчик того самого элитного 176 гиап Орлов Григорий Прокофьевич, имевший 12+1 победу на счету. Он погиб на Ла-7 в районе Кинитца. Это тот самый бой, который описан у Каминского, где три победы одержал Кожедуб и где погиб командир I группы SG1 Хорст Каубиш. Судя по описанию, именно он-то и успел сбить Орлова. Последний атаковал Каубиша, тот, видимо, попытался затормозить, а дальше данные разнятся. То ли Орлов не успел притормозить и врезался в Каубиша (версия немцев), то ли, как описывает Кожедуб, проскочил вперёд, и Каубиш перед падением успел дать смертоносную очередь. Точно уже не известно. Показательно, что в то время здесь у немцев было так мало сил, что их штурмовики летали на самостраховке.

19 февраля погиб Парамохин Алексей Терентьевич из 15 иап на Яке-3 в ожесточённом групповом бою с бф-109. Этот ас имел 8 побед на счету. Парамохин в ходе боя атаковал один из бф-109, но тот ушёл от его атаки, в итоге советский лётчик попал под огонь другого "мессера" (по другим данным, фв-190). По всей видимости, сбил его командир IV группы JG3 Оскар Ромм.

Это была только прелюдия к самым ожесточённым боям, которые разгорелись в марте. Этот месяц стоил жизни многим ярким асам 16 ВА.

6 марта погиб один из лучших асов 3 ИАК - комэск Ащаулов Дмитрий Николаевич, одержавший 20 побед лично и 2 в группе за карьеру. Одним из сбитых им был знаменитый ас JG54 Гюнтер Шеель. В тот вечер он отправился на свободную охоту в район Штаргарда с лётчиком Радчиковым на Яке-3. Они уже в тот день совершили успешный вылет на охоту, сбив каждый по фв-190. Но на сей раз они были атакованы большой группой фв-190, самолет Радчикова пострадал при сложном маневре - выпали шасси, и он вынужден был выйти из боя. Увы, Ащаулов, оставшийся один на один против группы врагов, спастись не смог. Сбил его достаточно опытный ас - лейтенант Ханс Клаффенбах из 6 отряда JG4.

8 марта погиб ас 233 иап Величко Владимир Степанович, имевший на счету 12 побед. Любопытно, что 3 марта он одержал 4 победы, а 6 марта - 3 победы. Как и многие другие асы 16 ВА, он воевал на Яке-3. В ходе группового боя восьмерки полка с группой фв-190 был подбит ведомый Величко Кольцов и вышел из боя, после чего Величко был сбит. Вероятнее всего, его сбил сам командир JG4 Герхард Михальски.

10 марта не вернулся из полета ещё один результативный лётчик 402 иап Алексеенко Константин Степанович на Яке-3, на счету которого было 12 побед. Это была единственная боевая потеря в тот день. В ходе вылета на задание по прикрытию Алексеенко попросту был потерян в густой облачности и, вероятно, стал жертвой немецких охотников.

11 марта в районе Лебуса погиб ас 176 иап Макаревич Михаил Иванович, имевший 8 побед на счету, он был заместитель командира полка. Скорее всего, сбил его лейтенант Пауль Ангст из 10 отряда JG3 (в целом, на этом участке фронта лучше всего сохранились заявки немецких истребителей). В тот же день при сопровождении Бостонов погиб Поздняков Василий Фёдорович из 515 иап, имевший 6 побед на счету. Его сбил успешный ас 13 отряда JG3 фельдфебель Оскар Бёш.

13 марта также в районе Лебуса погиб ещё один ас 176 иап Листофоров Василий Петрович на Яке-3, имевший 9 побед на счету. Подробности гибели его неизвестны, известно лишь, что он сбит в групповом бою. Не установлен и автор победы.

16 марта погиб Тимошек Василий Петрович из 402 иап, имевший 6 побед на счету. Он отправился на свободную охоту в район Альтдамма в паре с известным асом Пивоваровым. Были встречены фв-190, Пивоваров атаковал и сбил одного из них, однако на выходе из атаки уже не обнаружил своего ведомого. Сбили его пилоты 13 отряда JG3 Зигфрид Мюллер или Хюберт Дрдла.

23 марта сбит и погиб Лопатин Николай Васильевич из 812 иап на Яке-9, который в группе в районе Букова вёл бой, заявил победу, но и сам был сбит сразу после нее атакой фв-190. Сбил его кто-то из пилотов JG11. Любопытно, что ребята из этой эскадры заявили 14 Яков, тогда как реальные потери 16 ВА составили всего 4 таких машины. Лопатин имел 9 побед на счету.

В целом, хотя потери были велики, но асов первой величины потеряно практически не было - пожалуй, только Ащаулов. Учитывая напряжённость этих боев, можно сказать, что это были потери не самые тяжёлые. Всё же они были несопоставимы с успехами. Но, как видим, немцы были всё ещё очень опасны. Обратим внимание на их бескомпромиссную тактику. Привыкшие к групповым боям на Западе, они и против советских пилотов летали группами, ставки делали не на первый удар, а на стойкость и искусство пилотажа. Почти всегда советские пилоты были в роли атакующих, но немцы не боялись вступать в бои на виражах. Например, JG51 и JG54 тоже работали группами, но они предпочитали атаковать первыми. Ни JG3, ни JG11, ни JG4 не испытывали большого шока от того, что инициатива в бою чаще всего была не у них. Конечно, этим они в целом давали очки опытным советским пилотам, которые к тому же летали большей частью на Яках-3, сверхманевренных машинах. Но опытные немецкие пилоты и в таких боях умудрялись иногда сбивать советских асов. Мы видим, что в большинстве случаев победы со стороны немцев одерживали очень опытные асы, причём асы западного фронта. Отметим, что тактика советских пилотов была вполне современной, взаимодействие в группах хорошо налажено, почти все потери были следствием не грубых ошибок в построении и ведении боя, как во 2 ВА, а объективных причин - искусства врага.

В апреле бои достигли своего апогея, но, как ни странно, асов 16 ВА потеряла меньше, чем в марте. Однако всё же немало.

16 апреля погиб ас 347 иап Линник Георгий Иванович, имевший 10 побед на счету. В том бою было сбито два самолета полка. Определить тех, кто их сбил, невозможно, да и подробностей боя неизвестно.

17 апреля погиб комэск 352 иап Деев Борис Григорьевич, летавший на "Кобре", он имел 6 побед на счету. Опять же, считается, что он сбит огнём ЗА. По оперативным же данным он вылетел на задание по разведке в условиях сложных метеоусловий в паре с пилотом Окороковым. В ходе вылета Окороков потерял ведущего и обратно возвращался один, вынужден был садиться на брюхо. Деев не вернулся. Что с ним случилось? Разбился из-за плохой погоды, стал жертвой охотника или налетел на ЗА? Ответа на этот вопрос нет, во всяком случае от немецких истребителей подходящих по времени или типу заявок на найдено.

18 апреля погиб выдающийся ас Железников Анатолий Антонович из 274 иап, комэск, автор 19 побед, в том числе победы над лучшим асом SG3 Хорстом Шрёдером. В тот день он вылетел ведущим группы на сопровождение Илов. Летал он на Яке-3. В районе Букова группа была атакована фв-190, в результате боя было заявлено две победы, но и Железняков был сбит и погиб. В том же бою был сбит и ещё один самолет полка, но лётчик выжил и вернулся в часть. Увы, установить победителей со стороны немцев в том бою невозможно.

Также в тот день погиб ас 176 гиап Бачило Кирилл Кириллович, имевший по меньшей мере 8+4 победы, но по некоторым данным ещё больше. Он отправился на свободную охоту и не вернулся из этого вылета. Вероятнее всего, его сбил командир III группы JG4 хауптман Герхард Штразен.

19 апреля снова пострадал 402 иап - на сей раз погиб Бабенко Михаил Афанасьевич, имевший 7 побед на счету. Он отправился на задание в составе четверки Михаила Евдокимовича Пивоварова, в районе Буков были атакованы фв-190, Бабенко сбил одного, но и сам был в последующем бою сбит. Судя по времени, его сбил опытный ас JG4 лейтенант Ханс Клаффенбах. Тот самый ас, который сбил Ащаулова.

20 апреля был сбит опытный ас 30 гиап Филатов Александр Павлович, имевший 19+4 победы на счету, и попал в плен. Что характерно, это с ним случилось второй раз за карьеру. В первый раз ему удалось сбежать. Воевал он на "Кобре". Этот ас ещё очень известен тем, что на его истребителе красовались игральные карты, отсылка к "Пиковой даме" Пушкина, большим поклонником которой был этот ас. В разных источниках указывается, что он сбит огнём с земли, но это не так. В тот день составе большой группы "Кобр", ведущий Ренц, он ушёл на сопровождение Илов. Группа фв-109 пыталась атаковать Илы, но были атакованы сами, было заявлено несколько сбитых, но в самый разгар боя несколько фв-190 зашли в тыл паре Филатова, которая несколько оторвалась от остальных. В результате Филатов был сбит. Кто его сбил, установить невозможно, подходящих заявок нет. После возвращения из второго плена ас был уволен из ВВС.

23 апреля погиб ас 67 гиап комэск Мамонов Иван Дмитриевич, на счету его было 20 личных и 4 групповых победы. Летал он на "Кобре". Дело обстояло так. На задание по сопровождению "Илов" ушла шестёрка полка, ведущим был Мамонов, но в условиях очень плохой погоды группа распалась. В итоге только пара Мамонов Хрюков осталась сопровождать "Илы". В районе цели они попали под огонь ЗА, самолёт Мамонова был подбит и совершил вынужденную посадку на вражеской территории. Как доложил Хрюков, после посадки из "Кобры" никто не вышел... Скорее всего, Мамонов или был тяжело ранен осколком ЗА, либо разбился при вынужденной посадке.

28 апреля погиб пилот 15 иап Радкевич Пётр Фёдорович, имевший 6 побед на счету. Он также погиб в групповом бою с фв-190 во время сопровождения "Илов". Это был последний ас, потерянный в марте. Но, увы, не последний ас, потерянный 16 ВА во время Войны...

2 мая была понесена последняя потеря аса в Войне и, пожалуй, самая трагичная. Погиб Дугин Николай Дмитриевич из 402 иап, имевший на счету 16 побед. Подробно про обстоятельства его гибели рассказано в статье на сайте soviet-aces-1936-53.ru и, поскольку обстоятельства этого трагичного эпизода в целом всем любителям авиации известны, мы не будем их пересказывать. Он был сбит огнём с земли, вражеская авиация к его гибели отношения не имеет. Добавим лишь, что этот эпизод лёг в основу сюжетной линии сериала "истребители". Позволим себе маленькое отступление. Хотя этот сериал и не лишён ряда клише и местами наивен, но его первая часть в целом неплохо повествует о реалиях Воздушной Войны и даже мы осмелимся назвать её лучшим фильмом про истребителей Великой Отечественной со времен неувядаемой классики - "В бой идут одни старики". Вторую часть мы бы не порекомендовали, по причине совсем уж лубочности и кучи клише. Вдобавок и актёрская игра во второй части хромает на обе ноги, в первой части были Большовым, Козаком, Фоминым и Вилковой созданы убедительные, сильные образы. В общем, кто ещё не посмотрел, посмотрите. Фильм позволяет окунуться в ту эпоху. Мы очень любим ругать отечественное кино о Войне, и зачастую за дело. Например, фильм Несокрушимый по своей абсурдности уникален. Но, к слову, и в Голливуде довольно мало хороших картин, особенно про авиацию. Особенно ужасен Перл-Харбор целым набором глупейших эпизодов, которые даже в нашем кино невозможны. Мы зато можем порекомендовать оба "Мидуэя" - как старую экранизацию, так и новую. Обе они отлично отражают этот важнейший эпизод Войны, старый даже на наш взгляд трагичнее и правдивее, поскольку снят со слов участников.

Вернемся к нашему повествованию. Да, потери 16 ВА в асах были достаточно велики, причём большинство этих потерь понесены именно в воздушных боях. Но критичными их назвать всё же нельзя. В целом групповые бои её полки вели в совершенстве, и от немцев требовалось большое умение, чтобы одержать в них победы. Это лишь показывает, сколь всё ещё опасен был враг на заре нашей Победы. Как выше мы отмечали, победы эти враг одерживал, не имея инициативы в бою, и как правило именно в групповых схватках.

Всё вышесказанное позволяет оценить сложность последних боев и по заслугам воздать асам 45 года. Их победы не менее сложны и ценны, чем победы в небе Сталинграда, Курска и Крыма.