А мусор ли это?

Нина Калашникова
     Далёкий, далёкий 1982 год. Ночь! В двухкомнатной квартире на втором этаже хрущёвской пятиэтажки в маленьком провинциальном городке на Волге раздаётся страшный взрыв!
Страшный.
     С ужасом и мурашками просыпаемся я и мой четырнадцатилетний сын, Евгений.
- Что это, мам?
- Я не знаю, сынок.
- Лежи, не вставай, я посмотрю...
Он встаёт, зажигает свет и обходит всю квартиру...
     С трудом поднимаюсь и я, поддерживая свой живот. Через месяц мне рожать.
- Ничего не понимаю, - говорит Женя. - Всё в порядке. И вообще, что же у нас могло так взорваться? Ни запаха... ничего...
     Я тоже обхожу нашу квартиру с  ремонтом и новой мебелью ( стенка!)  Это новое слово в нашем мебельном лексиконе! Достали!
     Я всё внимательно осматриваю - ничего!
Ложимся. Пытаемся уснуть... с трудом.
     Утром Женя садится в кресло перед  "Саратовской  стенкой"  которую купили на прошлой неделе и только что с огромным трудом собрали
- Мам! Вот что взорвалось! Ты только не волнуйся! Помни: посуда бьётся на счастье!
Я выхожу из кухни, где готовила завтрак сыну и смотрю:
-Ужас!
В новой  "стенке"  осели одна на другую все стеклянные полки, с хрусталём! Пластмассовые крепления не выдержали  хрустальной нагрузки. Вот откуда такой продолжительный грохот!
     Кое что разбилось, но не много.
- Будем верить примете! На счастье!
Выбрали разбитый хрусталь. Сосед, Гена, муж моей подруги, Вали (светлая память обоим) на заводе выточил металлические крепления, вместо пластмассовых. Расставили остатки хрустального счастья и живём дальше. А дальше были прекрасные, лёгкие роды и новый жилец, сын, Алексей!
     С тех пор прошло 42 года. "Саратовская стенка"  выдержала переезд из двушки в трёшку, а потом и в другой город в свой дом на Волге. И пришёл ей конец. Заслуженные шкафы мокнут во дворе на улице и я пока не знаю, что с ними делать?
     Вместо них у меня в доме стоит шикарная итальянская мебель и я уже целую неделю занимаюсь книгами и своим архивом.
     Все хрустали в прошлом. Это уже не актуально, как и моя замечательная библиотека, как и мой семейный архив.
     Кому это сейчас нужно? Все мы, в том числе и наше поколение, кому перевалило за  седьмой десяток - сидим в интернете, в планшетах и телефонах.
     Сколько раз уже видели: библиотеки на мусорке? Какой болью это отдаётся в сердце - не передать!
     Что? Уходит в прошлое наш век? Или так опускается культурный уровень общества? У меня нет ответа на этот вопрос.
     В моей библиотеке хранятся книги ещё 19 века. Начала двадцатого, с "ятью". У кого рука поднимется выкинуть это богатство? А наши полные собрания сочинений великих авторов:  Л.Толстой, А.Некрасов, М.Лермонтов, А.Пушкин, Ф.Достоевский?
Неужели не нужны новому поколению?
     Вспомнилось: семидесятые годы: народ массово выкидывает старинную мебель бабушек и дедушек. Идут на помойку комоды, шкафы, столы на точёных ножках из массива. Горят костры! Инквизиция! Уничтожаются ценности ручной работы, времени,  целой неповторимой эпохи, культуры поколений! В очередь и по записи столики на трёх тоненьких ножках, воздушные кресла, полочки для книг и посуды... помните? Где это всё? А тот, кто сохранил прекрасную мебель ручной работы из натурального дерева, не поддался моде - сейчас обладает бесценной ценностью и семейными реликвиями - всем на зависть.
     Скорее всего так будет и с нашими библиотеками и архивами. Дураки, поддавшись моде - отправят всё на помойку и на костры, а умные сохранят для потомков бесценную ценность, наши библиотеки и архивы: письма, грамоты, документы, награды, книги, дневники.
     Конечно, много литературного мусора. В своё время охотились за любой книгой. Хватали всё, что попало. От кое-чего сейчас буду освобождаться... с болью... улыбаюсь.
А архив?
     Вот например: до сих пор храню школьные записки. И людей этих уже нет, а они хранятся. Нужны? Не знаю. Смотрю на письма дедушки Дмитрия Захаровича - какой почерк, какая каллиграфия. Если бы у меня в руках были его детские записки к друзьям? Представляете? Может и не выбрасывать мои школьные архивы? Мой детский дневник  за 7, 8 класс? Рисунки?
Подарки детей и внуков? Письма, в которых отражено время и эпоха?

А мусор ли это?



На фото я - не фоне нашей семейной реликвии, шкаф восемнадцатый век, а за дверью те самые "саратовские шкафы", прослужившие нам 42 года.