Значение самообразования и его роль среди других м

Анатолий Антонец
   
ЗНАЧЕНИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ  И  ЕГО РОЛЬ СРЕДИ ДРУГИХ
   МЕТОДОВ  И СРЕДСТВ   ОБУЧЕНИЯ
 
Учитывая тот факт, что учебно-воспитательный процесс в вузе является весьма сложной, взаимосвязанной, взаимозависимой системой, характеризующейся многомерными параметрами и показателями, где могут иметь место рядом и сосуществовать  разные формы, методы, способы, приемы. При определенном подходе к проблеме обучения могут решаться конкретные задачи:
1. Например, без использования объяснительно-иллюстративного метода не может начаться обучение принципиально новому   материалу.
2.   Без применения репродуктивного метода не могут быть приобретены навыки и умения (даже если знакомый способ действий включен в решение творческой задачи, его осуществление представляет репродукцию внутри исследовательского метода).
3. Современное обучение нельзя сегодня представить без использования элементов эвристики и элементов научного исследования.
Задача интенсификации учебного процесса может быть решена сегодня за счет активного и более широкого использования продуктивных методов обучения, а также комплексного подхода при использовании основных методов обучения
 Этим методам соответствуют четыре уровня познавательной деятельности человека:
1. узнавание объектов, свойств, процессов изучаемой области, явлений действительности;
2. воспроизведение информации, операций и действий;
3. продуктивная деятельность по ранее усвоенному алгоритму на ограниченном множестве объектов;
4. продуктивная творческая деятельность по самостоятельно конструируемым алгоритмам на любом множестве объектов.
 / Деление методов обучения условно и  относительно: на практике они реализуются обычно в различных сочетаниях друг с другом, а порою даже параллельно/
 Установление оптимальных соотношений и сочетаний разных типов самостоятельных работ (СРС) при использовании различных методов и форм организации учебного процесса ( в т.ч. и при изучении   различных учебных дисциплин с учетом их конкретного содержания и методологии (соответствующей им науки)), должно стать ПРАВОМ каждого серьезно настроенного к своей деятельности преподавателя, характеризуя его   профессиональные возможности и накопленный со временем творческий потенциал. Все эти действия помогут выявить сегодня новые формы и методы активизации учебной, научной и самообразовательной деятельности студентов, чтобы применить их в педагогике завтрашнего дня, для совершенствования организации и управления этой важнейшей работы в учебных заведениях различного типа.               
Современному учебно-воспитательному процессу должен сопутствовать комплексный подход при  изучении разных дисциплин  и конкретной темы занятий.
Примером комплексного использования таких методов как:
1. объяснительно-иллюстративный:
2. репродуктивный;
3. частично-поисковый;
4. исследовательский  - служит проблемный подход к процессу "преподавание -учение". При таком подходе происходит усвоении,  как готовой информации, так и получение новых (часто субъективных, т.е. незнакомых для конкретного объекта обучения) за счет применения элементов творческого обучения, при решении противоречий (создаваемых или возникающих) в проблемных ситуациях.
 Залогом успеха в активизации обучения является такая организация обучения,  при которой формы, средства, методы, способы, приемы постоянно чередуются, сменяя друг друга, причем предпочтение тут должно быть, отдано нетрадиционным способам. Педагогическая практика убеждает, что знания, добываемые собственными усилиями, во много раз прочнее, чем знания, поданные в готовом виде, а умения самостоятельно получать новые факты способствуют формированию творческого мышления.
 Специфика такого обучения в том, что студент должен осмысливать полученную учебную информацию, перерабатывать её в сознании и самостоятельно делать из неё выводы, устанавливая её взаимосвязь с предыдущей известной информацией,   учиться самому и  находить ответы на поставленные преподавателем и/или жизнью вопросы. Задача такого обучения в том, чтобы полученная таким способом информация, закреплялась в памяти человека, обеспечивая возможность её сохранения на достаточный период, для оперативного ею пользования.
 Сознательное усвоение информации  превращается в прочные знания. Творческое усвоение знаний порождает умения. Умения могут перерасти в навыки, если будет обеспечена хорошая "тренировка" и выполнение определенных действий.
        Применение знаний, умений, навыков - завершающее звено процесса обучения.                Непрерывное образование - это реальность ХХ1 века. В процессе обучения студент должен быть психологически и практически подготовлен к необходимости постоянно учиться, самостоятельно приобретать ЗНАНИЯ и главное хотеть приобретать эти знания, т.е. желать пополнять и углублять их, быть готовым затрачивать на это свое время, усилия, энергию, чувствовать интерес к умственной поисковой работе. На   современном  этапе,   да и на  будущих этапах развития высшей школы акцент должен делаться и  на другие более рациональные  способы обучения.
Так, например, для совершенствования процесса самообразования важная роль принадлежит вопросу создания многоступенчатых (разной степени сложности) учебников, учебных пособий и   изданий других форм:
; научно-популярного характера (для первоначального ознакомления с изучаемым вопросом, предметом….);
; общеобразовательного ( общедоступному для понимании) ( средней степени сложности);
;    профессионального (наиболее полного и подробного, включающего последним достижениям современной науки, и  по изложению   - адекватной   ей).
Учитывая факт, что люди получают информацию при рассмотрении графических образов быстрее, чем при чтении текста перспективны пособия, основанные на принципах «графического построения». Все это необходимо для поэтапного усвоения учебной дисциплины (и адекватной ей науки) и/ или формирования результативных умственных действий. Самообразование (самообучение) с использованием накопленного опыта на базе достижений традиционной педагогики с помощью коммуникационных информационных технических средств (учебная диоинформация (электронные учебные материалы): а) когнитивная компьютерная графика, б) интерактивная графика в) системы геометрического моделирования и др.), со временем должны получить широкое применение и стать ведущей формой обучения человека завтрашнего дня.
Передовой мировой педагогической мыслью  доказано, что гораздо лучше дать студентам наряду с определенным минимумом (оптимумом)  знаний ещё и возможность  «открыть» для себя приемы и методы творческой деятельности, подобные тем которыми пользовались при решении проблем науки великие исследователи, чем сообщать все  знания, умения, навыки в готовом виде, подробно изложенные в разнообразной учебной литературе ( учебники, учебные пособия, метод.указания, руководства, инструкции и пр. ).
Важным условием продуктивной работы студентов является вооружение их существенными знаниями в области научной организации умственного труда.
Без помощи преподавателя в вопросах методики учебной и научной организации умственного труда, обучаемые часто остаются самоучками: учатся в основном на своих ошибках, срывах, переутомлении... расходуя неоправданно много времени, нервных усилий и здоровья...
При учебной и особенно при индивидуально-самостоятельной работе большую роль играют  рекомендации и советы по методике умственного труда: развитию мышления, воли, памяти, организации самой работы и рабочего места и  т.д.
Особо важную роль играет научение студентов методам работы с книгой в зависимости от целей чтения: улавливание идеи или важных деталей, системное изучение, анализ, конспектирование и пр.