ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ВУЗА
С обретением Республикой Узбекистан государственного суверенитета главной задачей стало построение демократического правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, формирование социально-ориентированной рыночной экономики, интеграцию в мировое сообщество. Важным условием развития страны стало формирование системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, а также достижений современной культуры, экономики, всей науки, техники и различных технологий. Связи с чем в республике были составлены и приняты к исполнению два эпохальных для страны документа: Закон Р Уз « Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров.( 1997).
Национальная программа по подготовке кадров разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования, и ориентирована на формирование нового поколения специалистов с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на далекую перспективу. Программа предусматривает реализацию национальной модели подготовки кадров, создание социально-экономических, правовых, психолого-педагогических и иных условий для формирования всесторонне развитой личности, адаптации к жизни в современном изменяющемся обществе, осознанного выбора и последующего освоения образовательных и профессиональных программ, воспитание граждан, сознающих свою ответственность перед обществом, государством и семьей.
Основными компонентами Национальной модели подготовки кадров стали личность, как главный субъект и объект системы подготовки кадров, а также способы его оптимального обучения и воспитания. Здесь Государственная политика предусматривает становление разносторонне развитой личности - гражданина через систему непрерывного образования, неразрывно связанную с интеллектуальным и духовно-нравственным воспитанием человека.
Сегодня как никогда велико значение информации и информационной культуры в жизни современного общества и межгосударственных объединений.
Становление информационной культуры как самостоятельного научного направления быстро вошло в нашу жизнь, изменив характер и структуру производства, а также место и функции человека в нем, образ его жизни и быт.
Информационная культура - это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально впаяны друг в друга и в то же время как бы слиты воедино.
Информационная культура может сейчас рассматриваться, как сфера деятельности, связанная с производством, преоб¬разованием и потреблением информации. Современный период развития цивилизации характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации. Впервые за всю историю человечества информация и знания по значимости соотносятся с такими основополагающими категориями, как материя (вещество) и энергия, тем самым, устанавливая границу перехода от индустриальной к информационной цивилизации.
Анализ исследований (А.П. Ершова, Григорьева С.Г., Иванникова А.Д., Колина К.К., Кузнецова А.А., Лапчика М.П., Лаптева В.В., Леднева В.С., Роберт И.В., Семенова А.Л., Тихонова А.Н., Хеннера Е.К. и многих других), связанных с информационной культурой, показывает, что состояние информационной культуры обучающихся в настоящее время не может быть признано удовлетворительным, поскольку общий уровень информационной подготовки выпускников большинства общеобразовательных учебных заведений, включая и вузы, остается еще достаточно низким.
В этой связи возникает необходимость создания новых пе¬дагогических технологий и подходов их внедрения в учебно-воспитательную практику, направленных на формирование информационного культуры личности, на обучение молодежи рациональным приемам работы с информационными ресурсами, включая технологию и алгоритмы поиска, отбора, анализа и синтеза' информации. Быстрый рост массивов информации в разных науках является одним из главных факторов современной жизни на фоне ограниченных возможностях каждого отдельного индивида. Парадокс возникшей ситуации заключается в том, что при избытке информации в обще¬стве в целом, каждая отдельная личность испытывает огромные трудности при получе¬нии доступа к ней, ибо каждый конкретный обучаемый вынужден преодолевать разного рода препятствия (терминологиче¬ские, языковые и другие психолого-физиологические информационные барьеры), вследствие формирования у них тезаурусов разной мощности. Стратегическое направление модернизации системы непрерывного образования в контексте повышения требований к компетентности обучающихся, развитию его информационной культуры естественно обостряет реально существующие противоречия между ростом знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в рамках традиционного обучения.
В государственном техническом университете им. Ислама Каримова накопился определенный опыт совершенствования современного учебно-воспитательного процесса, сводящийся к следующим номинациям:
• созданы и создаются новые ИРЦ и залы с компьютерной техникой, работающих не только в автономном режиме, но и подключенным к локальной (вузовской) и всемирной ( Internet)системам;
• широким ходом идет создание электронных учебных пособий с мультимединным содержанием;
• проводятся общевузовские конкурсы методических разработок по созданию новых учебных материалов (конспекты лекций, материалы для практических и лабораторных занятий, обучающие тренажеры и пр.);
• проводятся смотры- конкурсы ТСО, ТСИ, контроля знаний разных видов ( автоматизированных,тестовых и пр.), в которых осуществляется обмен опытом в области создания дидактических материалов различной направленности;
• проводятся многочисленные конференции, с публикацией работ, где предпочтение отдается материалам, посвященным информационной культуре и информационным технологиях;
• организованы курсы ликвидации компьютерной неграмотности и освоения английского языка, как среди определенных категорий студентов, так и профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного составов;
• факультеты и курсы повышения квалификации, где повышенное внимание уделяется изучению компьютерных технологий и иностранных языков ( преимущественно английский);
• проводятся фестивали и смотры культурологической направленности;
• широко практикуются связи с культурными центрами Р Уз с их посещением и туристическими поездками
Функциональный уровень информационной культуры специалиста связан с операциональной направленностью личности. Функциональный уровень включает формирование умений, необходимых будущему специа¬листу: умение получать нужную информацию, находить оптимальные пути по¬иска источников информации; умение анализировать источники, отбирать нуж¬ные; умение рационально использовать полученную информацию, формулиро¬вать свои информационные потребности и адекватно определять информаци¬онные возможности. Формирование этих качеств сократит непроизводительные затраты времени, повысит оперативность, точность и пол¬ноту получения информации и знаний, что существенно повысит уровень подготовки специалистов.
На формировании информационной культуры у студентов существенно сказывается процесс развития и совершенствования информационной техники и технологии. Наибо¬лее яркой иллюстрацией стремительного внедрения в жизнь информационных технологий является внедрение в практику обучения локальных (местных, вузовских) и глобальных (Internet) информационных систем.
Становление личной информационной культуры происходит повседневно. С одной стороны, этот процесс структурируется, организуется и направля¬ется системами обучения и воспитания, а с другой - информационная культура формируется в процессе повседневной деятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации средств массовой коммуникации, в процессе общения. Влияние современной информационной техники на форми¬рование и развитие личности определяется существенным расширением объема и характера доступной человеку информации, форм ее получения и преобразо¬вания. Информационная культура общества находится в тесной связи с соответствующим аспектом культуры людей, живущих в этом обществе и составляю¬щих его. Прогресс материального производства и различные проявления ду¬ховной жизни людей оказываются причастными к формированию информаци¬онной культуры общества. Без глубокого овладения постоянно возрастающими объемами и потоками разнообразной информации серьезные социальные сдви¬ги невозможны. Этим определяется важность информационной культуры, которая давно выступает в качестве особой и весьма существенной характеристи¬ки развития общества.
Современный работник технической сферы должен владеть не только знаниями по своей специальности, но и основами предпринимательской деятельности. Так управленческая деятельность инженера включает организа¬цию работы в коллективе исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений, нахождение компромисса между различными тре¬бованиями, как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определение оптимального решения. В этом случае профессия инжене¬ра приобретает черты смежной группы профессий, ос¬новной особенностью которых является взаимодействие между людьми, реали¬зуемое в общении и информационном обмене. Умение общаться, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является здесь важнейшим условием высокой эффективности труда. Процесс формирования информационной культуры является управ¬ляемым, если ее развитие и становление происходят в условиях обучения и воспитания. Если формирование информационной культуры происходит в про¬цессе саморазвития личности, то данный процесс осуществляется спонтанно, хаотично, и порою не целенаправленно.
Для достижения целей формирования личности специалиста необходимо устранить противоречие между учебной деятельностью и деятельностью профессиональной. Для этого в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход и трансформацию одного типа деятельности (познавательный) в другой (профессиональный ) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, поступков, средств, предметов и конечных результатов
Суммируя многочисленные высказывания различных специалистов и интерпретируя их, ориентируясь на развитии науки об информации следует сказать, что информационную куль¬туру можно рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информацион¬ном обществе, как составляющую процесса формирования культуры человече¬ства (способы и результаты информационной деятельности), и как процесс гар¬монизации внутреннего мира человека в ходе освоения им всего объема социально значимой информации.
Литература
1. Закон Республики Узбекистан "О национальной программе по подготовке кадров" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11-12, ст. 295; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15,
2. Галиновский А.Л. Информационно-аналитические системы сопровождения профессионального образования инженерного профиля//Системы управления и информационные технологии, 2006, N4.1(26). - С. 140-144
3. Овчинникова, И.Г. Развитие информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования. Дисс. на соиск. степ. д.пед. н. Магнитогорск, 2009.
4. Уваров, А.Ю. Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования. Комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе . Москва, 2009.