Сказка о смысле жизни

Майкл Андреев
Christian Eurgal (Франция) "LE CHENAL", холст,масло, 40 x 40 cm

Этот рассказ публиковался мною ранее под заголовком "Сказка о рыбаке и рыбке". Я его отредактировал, изменил и добавил вторую часть, о новых похождениях Рыбака. Что в жизни не следует желать здоровья, богатства, положения и власти, это всем ясно и неинтересно. А интересно узнать, чего вместо всего этого все-таки надо желать? Что следует просить у Золотой Рыбки?

*   *   *

При том, что картина очень теплая и насыщенная по цвету, есть ощущение некой заброшенности. "Канал" широко растекается по пустыне, изображая неспешную вяло текущую жизнь. Пустота пейзажа - это бытие, убогое и пустое. Картина наводит на мысль о разбитом корыте из сказки Пушкина.

Помните эту "Сказку о Рыбаке и Рыбке"?

"Жил старик со своею старухой у самого синего моря; они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, — пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, пришел невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод, — пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: 
«Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп: откуплюсь чем только пожелаешь»..."

Дальше не стоит пересказывать, вы прекрасно знаете, чем всё закончилось - вернулось к разбитому корыту, и ничегошеньки Старик не достиг. А может быть, что-то и добавилось к пейзажу?

СМЫСЛ СКАЗКИ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

Часто спрашивают: В чем заключается смысл сказки о рыбаке и рыбке?
И тут же отвечают: "Кто меньше всех возжелает, тот больше всех обретёт". - Ерунда какая! Бессмыслица, миф!

Картина современного французского художника сейчас поможет нам разобраться, что есть действительность, а что миф. Художник очень успешный, его работы стоят миллионы, так пусть его картина "Канал" немножко нас просветит о смысле жизни. Что надо: больше или меньше желать?
Может быть, люди просто не того желают? Не того просят у Рыбки, поэтому и не обретают ничего?

Красная лодочка, что в центре картины, пусть заменит нам разбитое корыто. 
Рыбацкая хижина между небом и землей - заменит землянку.
К хижине, как видите, пристроены две закрытые брезентом подсобки - для рыбного промысла. О них в сказке как будто ничего не говорится, но это маленькое несоответствие мы переживем!
Зато пустота пейзажа, так живописно повествующая о потраченной впустую жизни, прямо в точку пушкинской сказки. 

Жалко, что на картине нет ни старика, ни старухи. Но здесь их и не должно быть - человеческих фигур! Важна не иллюстрация, а говорящая ясность картины:

Старуха или женщина в литературном произведении - это всегда Душа.
Старик или мужчина - это Дух или "Я" человека,  зрелая личность. Прикиньте: мужик 33 года рыбачит! Надо понимать, 33 года уже провел на белом свете. Но провел бездарно - ничего не заработал!
В его годы Иисус уже претерпел крестную смерть, Гагарин в космос полетел, Пушкин написал своего "Евгения Онегина". (Кстати, Пушкину на момент написания сказки тоже минуло 33 года - про себя писал!) А этот Рыбак все еще не может выловить из морских вод свою Золотую Рыбку.

Ее на картине тоже нет, но при желании можно найти. Она присутствует в одинокой постройке, которая разделена художником на три части, красноречиво выделенные разным цветом.
Передняя часть, с крошечным окошечком (значит, с органом зрения для вИдения в духовных мирах) - это и есть Золотая Рыбка.
Две постройки за ней - это Старик и Старуха, над ними зеленые деревца - значит, жизнь продолжается. Однако глаз-окон у этих пристроек нет.
Первая пристройка (розовая с красной крышей) символизирует Старика, и она контачит сзади с пристройкой Старухи, а спереди с Рыбкой - он между ними как посредник - но контачит с ними вслепую.
Старуха (тоже слепая, пристройка с оранжевой крышей и зеленым брезентом)контачит только со Стариком и, наверное, не подозревает, что с противоположной стороны к нему приставлена умница Рыбка, единственная из всех троих зрячая, но в силу своей животной природы не помышляющая о смысле жизни.

Итак, Старуха - это Душа, а Старик - это Дух прошлой жизни или "Я", которое в 21 год полностью входит в земного человека.
Старик в том смысле старик, что его жизнь связана с прошлым. Он не юноша, и не принц, и не царевич Гвидон, роль которого осчастливить героиню сказки, так называемую Старуху. А роль Старика - перенести из той прошлой жизни в эту заработанные там силы и опыт, принести их вместе с задачей, которую здесь на Земле предстоит решить.

Указанные силы и есть сокровища Души, ее еще не обретенное богатство, ее глубоко сокрытый в астральном теле клад, а наши желания - это как путь к нему.
 
Следовательно, Старик богат, он оставил большое наследство, но... Что же это за клад?

Может быть, какой-то талант? Или идея что-то построить здесь на земле? Или способность к определенной хозяйственной деятельности? Или особенный дар, проявляющийся в человеческой внешности: как мы ходим, как жестикулируем, как мыслим и говорим? - Никто пока не знает.

А есть еще лодка (в сказке - корыто) - наше тело, то есть, орудие или приспособление, созданное, чтобы этот клад найти. Но оно не является действующим лицом.

Действующих лиц трое. Третья - это Золотая Рыбка, которая как навигатор, двойник, служебное элементарное существо, обитающее в глубинах подсознания, помогает слепому Старику ориентироваться в море бессознательного.
Итак, Душа или Старуха - это заказчик;
"Я" из прошлой жизни или Старик - это исполнитель, чья задача сделать Душу счастливой, добыв для нее спрятанный в астральной пучине клад.
Ну а Рыбка - это работник, типа как телохранитель, она зрячая, и ее задача следить, чтобы с лодкой в море не случилось несчастье. Береженого ведь не Бог бережет, а Золотая Рыбка. 

Старуха-Душа, разумеется, не знает о своем великом счастье и уповает на трудолюбивого Старика, что рано или поздно тот догадается, в чем оно состоит, и когда-нибудь сделает ей царский подарок.
Старик, однако, не напрягается, не торопится удовлетворять "жену", полагая, что та вполне удовлетворена хлебом насущным, обычным уловом.
Рыбка, конечно, могла бы им сразу найти их сокровенный клад, но у нее другая роль: заботиться о теле, оберегать лодку, чтобы та случайно не перевернулась во время шторма - остальное не ее забота. На Душу она смотрит как на балласт, который ее слепой Начальник-Старик вынужден за собою по жизни таскать. 

Вот так они и живут! Впереди Рыбка, за нею Старик, а сзади всех Заказчица-Старуха. Бедно, конечно, живут, потому что драгоценный клад до сих не найден. И непонятно, для чего живут!

Но в один прекрасный день Старик поймал в невод Золотую Рыбку! В первый раз он увидел партнершу-помощницу своими глазами, хотя 33 года они уже работают вместе. И удивился, что та говорит человеческим голосом. Научилась ведь за столько-то лет!

И Рыбка - представляете - просит у Старика ее отпустить.
Как это понимать?

Не будем наивно полагать, что Рыбка - наша сказочная русалочка, обитающая в море духа как в родной стихии  - вдруг так оплошала, что попалась в сеть к слепому Рыбаку. Нет, конечно! Не он ее, а она его поймала, так сказать, взяла за жабры. Чтобы, наконец, поговорить с ним о главном. Интересно, о чем?

Ее "отпусти" означает, что она уходит с работы.
 
"Всё, дорогой! Время отведенное тебе, чтобы найти в духовном мире свой клад, истекло. Я пришла тебе сказать, что я увольняюсь. Служба моя закончилась, но если хочешь, то могу еще чуть-чуть послужить и достану тебе предназначенное. Называй, что только пожелаешь".

И что на это отвечает Старик?

Возможно, вы слышали модное и часто повторяемое выражение: 

НАЙДИ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ!

Найди себя, человек! 
Найди то занятие, от которого твоей душе хорошо! 
Найди свое любимое дело!
Будь тем, кто ты есть! Будь самим собой!

Предназначение! Вот оно, самое обманное, коварное и непредсказуемое слово.
Может быть, это желание? Может быть, это цель? Может быть, это устремление? Может быть, это любить людей? Может быть, выполнить свой долг?
Запутались психологи с этим предназначением - окончательно!

Приведу пример. Не так давно я встретил немца, приехавшего в Россию на ферму поволонтерить. Из разговора с ним я узнал, что у него в жизни, как у того Рыбака, долго ничего не складывалось, но в одной мудрой книге он прочел как совет, что человеку надо, мол, найти свое предназначение. И человек решил во что бы то ни стало его найти. И, говорит, через несколько лет нашел! Слушая, я подумал сразу: наверное, какая-то благотворительность, спасение утопающих, работа с инвалидами. Нет же! Вы не поверите - этим искомым предназначением оказалась, сейчас не помню точно, какая-то функция служащего в Макдональдсе, типа, убирать со столов и мыть посуду! И парень понял вдруг, что нашел свое! Что здесь он максимально на своем месте! Типично немецкое мышление. К сожалению, я кроме "шайсе" не знаю на немецком матерных слов, и не смог выразить ему свое возмущение. Это ж надо, до какой степени задурили парню голову! "О человек, найди себя!" Нашел, называется! Ему уже 50 лет, здоров, красив, презентабелен, объездил весь свет. Однако, признался, что у него еще не было своей девушки. Вот тебе и предназначение!

Браво, Пушкин! В отличие от глупого немца, твой русский мужик великолепно ответил Рыбке:

"Ничего мне от тебя не надо, ступай себе в сине море". Другими словами, послал ее вместе с предназначением подальше. "Хочешь уволиться, так увольняйся из моей жизни с концами! Никакого откупа не надо".

А Рыбке только бы поиздеваться над бывшим начальником! "Сегодня ты меня послал, а завтра тебя пошлют!". Как в воду глядела!

Многие однако скажут: "Эх, мужик! Надо было взять с Рыбки хоть какой-нибудь откуп! Мерседес или BMW. Не годится возвращаться домой с пустыми руками".

Нет, друзья, пушкинский Рыбак абсолютно правильно сделал, послав ее. Настоящий мужик! "Справлюсь без тебя!" Учтите, друзья, что это Пушкин сам про себя пишет.

"Тогда почему, - скажут, - если мужик такой правильный, то не пожелал достать со дна предназначенный для его второй половины клад? Чтобы осчастливить Душу?"

А как вы считаете?

Почему Мужику наплевать на предназначение? и на смысл жизни? и на счастье жены?

Не захотел сделать подарок родной Душе! - Я восхищаюсь мудростью Старика!

Ответ простой:  Пришлось бы работать, пришлось бы взвалить на себя непосильный крест, преодолевать трудности, искушения, сверхчеловеческое сопротивление. И все это ради бабы, которая по всей видимости и так довольна всем.

"Нет у меня сил, устал я, да и моя ли это задача? Душа от тяжести такой взвоет, и уволит меня старика".

Прав мужик, что отказался от счастья! Ибо Душа-Старуха не готова к подвигу.
Не прав лишь в том, что рассказал Старухе про свое расчудесное чудо, как ему в сеть попалась волшебная Рыбка. Вот этого делать было не надо!

Но не рассказать он не мог, так как Дух ничего не может утаить от Души. И что в результате? - Теперь ничего не ведущая Половина впервые узнала о существовании Рыбки.

НАЧИНАЕТСЯ НАСТОЯЩАЯ ДРАМА ДУШИ

 - Оказывается, у него кто-то есть! Выходит, не он добывает мне счастье, а какая-то чертова Рыбка, с которой у него любовь и согласие. Ишь, как устроился, негодяй! Сам, значит, ничего не может, мою жизнь пустил на самотек, а с Рыбкой развлекается! Нужен мне такой муж?

Чувствуете, что произошло?

С этого момента прощай, любовь! Больше твоя Старуха с тобою не ляжет, однако  по-женски побоится тебя увольнять, пока не вытянет из тебя весь ресурс. Ну, и влип ты, Мужик! Конечно, мужики редко признаются, что влипли, и думают, что всё можно легко исправить. - Нельзя!

Не исключено, что праведный гнев Старухи Пушкин сам испытал на собственной шкуре, когда жена, случайно заглянув в его дневники, узнала, что поэт разговаривает с музой. "Ах вот он, оказывается, с кем изменяет! Вот, кому песни поет! А я тут сижу со своим дырявым корытом!"

Любая женщина хорошо знает истину, что Рыбка появляется не вдруг.

Ты, поэт, совершаешь непоправимую ошибку, рассказывая половине о казалось бы невинных своих лирических откровениях. - Что где-то там в тридесятом царстве, в духовных мирах, на дне Окияна-моря хранится, дескать, ваш долгожданный клад, и что муза твоя обещала его вам достать. Даже если не обещала... - Ты уронишь себя в глазах своей половины и так низко падешь, как ни в сказке сказать, ни пером описать. "Что ты делал всё это время, Старик? Почему не достал клад, коль была такая возможность?" Ты упадешь, а за тобой следом упадет и твоя супруга, ей уже терять нечего, а отвечать за ее грехопадение будешь ты.

Никогда не проговаривайтесь жене о своих духовных откровениях!

"Дурачина и простофиля!" - вот кто ты теперь для Души.

1. ВЕРНИСЬ И ПОПРОСИ У РЫБКИ НОВОЕ КОРЫТО
  
Старуха умная, не говорите, что она жадная. Просто она исходит из текущих потребностей, а не из какого-то рокового предназначения, которое кем-то обещано. Починить тело - это у всех едва ли не первое желание. Деньги, успех, уважение придут и потом, а здоровье важнее сейчас. Будет здоровье - будет, как говорится, все. Разве не так?

Лично мне кажется наоборот - что счастье важнее. Будет счастье, а уважение, здоровье и все остальное придет. Но...

Люди спотыкались и будут спотыкаться об этот камень, пока жареный петух не клюнет их в одно место. Допустим, поправил ты свое здоровье, стал сильным, спортивным, лишний вес сбросил, по утрам зарядка, пробежка, не хвораешь... И что? Стало тебе лучше? Нашел, что искал?

Но нашего Рыбака петух, похоже, еще не клюнул, и бедняга отправляется к Рыбке, чтобы просить для "жены" новое корыто - задушевные желания Души теперь для него закон.

- Что ж, - говорит Рыбка. - Вбить в сознание Старухе, что у нее прекрасное здоровье и полно жизненных сил, не так сложно. Я всё исполню, старче. Иди и посмотри, что из этого будет.

Старик возвращается и видит, что Старуха в прекрасном состоянии, красивая, бодрая, молодая, больше не жалуется на свои боли в спине. Но когда не на что пожаловаться, то что происходит? Человеку становится тяжело на душе, портится настроение при виде своей убогой лачуги. И Старуха опять нападает на мужика:

- В корыте много ли корысти? Разве сам не видишь, что это не то? От слова совсем! На кой мне здоровое физическое тело, если я на земле без всего?

Действительно, здоровье же надо на что-то употребить!

2. ПОКЛОНИСЬ РЫБКЕ, ВЫКЛЯНЧИ У НЕЕ РАБОТУ И СОБСТВЕННОСТЬ

- Смилуйся, государыня Рыбка! Бранится моя Старуха, хочет она нормальный дом и хозяйство, участок хочет, машину и хотя бы маленький бизнес.

- Не печалься, - отвечает Рыбка. - Вложить в старухину голову, что она не обделена богатством, мне не так сложно. Будет у твоей бабы все, как у людей. Возвращайся и посмотри.

Возвращается Старик и видит, что у Старухи всего в достатке, и дом, и огород, и машина, и банковская карточка. Ну, думает, наконец-то! Однако, не тут-то было, опять Старуха ругает его на чем свет стоит.

- Я что, по-твоему, живу в этом теле, чтобы работать? Чтобы за всем этим хозяйством ухаживать, коров доить, готовить вам пищу, да трудиться в поте лица, чтобы это всё содержать? Не хочу быть черною крестьянкой! Хочу быть столбовою дворянкой!

3. ВОРОТИСЬ К РЫБКЕ, ВЫПРОСИ У НЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

«Смилуйся, государыня Рыбка!  Не хочет моя Старуха работать в своем хозяйстве».

- А я говорила тебе, - отвечает Рыбка. - Прежде чем загадывать желание, надо сначала подумать, действительно ли твоя Душа это хочет. Надеюсь, теперь-то ты понял, что ей надо?

"Да, - отвечает Старик, - Старуха моя хочет, пусть это тебе и покажется странным, чтобы ее любили, чтобы люди уважали ее и чтобы она что-то значила в обществе".

- Ты даешь мне трудную задачу, Старик. Вообще-то, это достигается в наше время собственными усилиями. Но коль скоро я обещала, то попробую. Иди, смотри, что получится.

И пошел Старик восвояси, а на месте том уже никого нет. Жена живет теперь в столичном городе, у нее там свой круг общения, своя клиентура, она теперь профессор каких-то наук, то ли психологических, то ли астрологических. Более того, у нее новая семья. Мужик ей практически больше не нужен, можно считать, уволен. Чтобы попасть к ней на прием, надо за три недели записываться. Однако, наш упрямый Старик через все эти пороги прошел, и она его тайно приняла у себя дома, так сказать, по старой дружбе, накормила на кухне котлетами, а потом посадила за разговор.

- Откуда ты вообще такой взялся? - смотрит на него с большим сожалением. -  Это ж надо быть такой бестолочью! Неужели ты думаешь, что мне всё это так нужно? Чтобы я дурачила своими астрологическими прогнозами население столицы? Чтобы ко мне на улице приставали корреспонденты, и чтобы какие-то блогеры и СМИ врали про мою богатую интимную жизнь в высшем обществе, которой как не было, так и нет? Ты всерьез полагаешь, что мне нужна эта публичность? Знаешь, как называют эту разукрашенную суку, эту продажную публичную тетку? Моя самооценка, скажу по секрету, падает с каждым днем, а тебе, я погляжу, наплевать. Ты ведь сам придумал мне эту новую жизнь и стараешься не замечать, как я страдаю. Да я бы все свои связи, всю славу, и деньги, и мои научные изыскания, не задумываясь, променяла бы на один час нашей старой жизни с тобой, там, на берегу... К сожалению, это уже невозможно, и из-за этого мне так невыносимо тошно. - Всхлипывает, вытирает слезу. -  Ну, что ты уставился на меня? Иди к своей Рыбке, скажи, что хочу быть царицею.

4. ХОЧУ ВЛАСТИ НАД ЛЮДЬМИ И ВСЕМ МИРОМ

И пошел Старик к сине-морю. Почернело море, взволновалось, стал он кликать Золотую Рыбку. Приплыла к нему Рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче? Отвечает Старик:

"Ласкова была со мною Старуха, пригласила с собой отобедать, котлетами угощала".

- Значит, довольна?

"Нет, не довольна. Не хочет быть столбовою дворянкой, хочет быть..."

- Знаю, Старик - хочет быть царицей. Ты разве не понял еще, что все ее идеи идут от меня? И не поинтересовался ни разу, как мне удается сделать, что твоя Душа начинает сильно того или другого хотеть. Хочешь, я тебя научу? Тебе бы это в твоей духовной практике пригодилось.

"Куда мне старому учиться, государыня Рыбка! - отвечает Старик. - Мне бы только Старухино желание исполнить, а дальше уж как Бог даст". (Учитесь у Старика, как отвечать надо!)

- Ну, смотри. Только теперь это будет в последний раз. Сделать ее царицей нетрудно, покажу ей во сне картинку, будто в прошлой своей жизни она была царем или королем. Она так сильно возжелает этого, что подсознательно будет выполнять правильные движения, ведущие к тому, что и в этой жизни станет царицей. Но только сам-то ты кто? Раз она царица, то и ты должен быть по идее царем. Подумай о том, кто ты есть, Старик, иначе за последствия не отвечаю. Вооружись, как следует, и возьми у меня секретный пароль, чтобы тебя к ней допустили. Когда тебя спросит первая стража, то пароль им не говори, а скажи первое, что придет в голову. Ступай!

И вот приходит Старик в сером плаще и черных очках к тому же столичному дому, и на пороге его останавливают два охранника: "Туда нельзя!"

"Мне можно, я от Рыбки, - говорит Старик первое, что приходит в голову. Его сразу же пропускают, он взбирается на второй этаж, и там его встречает другая стража: "Ваш пароль?" Старик говорит им пароль.

- Пароль неверный!

"Как так, неверный? Я же от Рыбки!

- Неверный пароль. Немедленно покиньте здание!

Старик, хоть и вооружен, но повинуется и выходит из дома на улицу. "Вот неделя, другая проходит", а он всё бродит задумчиво по Москве. Вдруг, к нему подъезжает черный кадиллак, люди в масках заталкивают его в машину, изымают пистолеты и накладывают на глаза черную повязку. Его везут куда-то на скорости 160 км/ч по платным дорогам, не останавливаясь, на черную виллу, покрытую мраком. Потом его достают из машины и ведут по темным коридорам. Перед его сознанием возникают светящиеся контуры бронированной двери бомбоубежища - там она! Его буквально вталкивают в помещение.

Старик оглядывается. Перед ним большая комната, все стены, как в стеклянном аквариуме, облицованы дисплеями. Посреди комнаты за дубовым столом, покрытым как в игровых заведениях зеленой скатертью, сидит она, его Старуха. Он не сразу ее узнает, волосы растрепаны, на щеках нездоровый румянец, глаза пьяные и дурные. Она босиком, в одной ночной рубашке, грудь положила на стол, рукой подпирает голову, чтобы та не качалась, смотрит на старика исподлобья. В другой руке у нее граненый стакан, а по бокам стоят два телохранителя, наливают ей заморские вина. Она же из стакана отпивает и закусывает соленым огурчиком. И прямо перед ней стоит на столе массивный доисторический телефон, очевидно, для связи с правительствами и инопланетянами.

- Вот видишь, - говорит Старуха заплетающимся голосом. - У меня теперь тоже телохранители, не то что твоя Рыбка. Зачем пришел?

В это время звонит телефон, телохранитель снимает трубку и протягивает царице: "На связи Пентагон".

- Пентагон подождет, - отвечает царица. - У меня гость. Ну, давай рассказывай, милый, как там твои успехи на морском поприще.
"Я...? Я пришел спросить, довольна ли твоя душенька, царица".
- Ты смеешь это спрашивать у меня? Или ты ослеп, не видишь, как мамочка твоя опустилась? Не понимаешь что ли, дурачина, что мою царственную душу пора отсюда срочно спасать? Я в мерзкую тварь превратилась, в жабу, в исчадие ада, у меня руки по локоть в крови, я готовлю гибель вашему миру - чтобы вам провалиться всем к чертовой матери. И все благодаря тебе и твоей Рыбке! - опрокидывает стакан. - Не видишь что ли, у тебя чертик на рукаве сидит? Смахни его немедленно, а то я совсем сопьюсь. На левом рукаве, говорю! Можешь ты, хренов волшебник, совершить для меня чудо? Одно единственное чудо, чтобы с этим покончить?

"Рыбка сказала, что сделать тебя царицей это было последним желанием, которое она может исполнить".

- Тьфу, на вас, засранцы! - запускает в старика стаканом. - Издеваться что ли пришел над своей Старухой! Он, видишь ли, сделал меня царицей! Да, я прирожденная царица, если б ты знал! А ты кто? Царь? Я тебе такое последнее желание покажу!...

Телохранитель прерывает разговор: "Израиль на проводе". Царица берет трубку и трезвым спокойным голосом говорит: "Слушаю, что там у вас? (непродолжительное молчание) Убить всех!"

- Слышал, до чего твоя Старуха дошла? - снова начинает орать. - Тебе это надо, царь ты мой недоношенный? Чтобы я убивала, чтобы из-за твоей Рыбки кровь текла человеческая? Как человека прошу тебя, если есть в тебе хоть капля любви: прекрати это смертоубийство! Прекрати убивать Душу!

"Царица, ты только скажи! Сделаю всё для тебя!"

- Тогда слушай, болван! Воротись, поклонися Рыбке и передай ей слово в слово: «Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою, чтобы жить мне в Окияне-море, чтоб служила мне Рыбка Золотая и была б у меня на посылках». Записал? Смертный свой приговор записал! Ха-ха-ха! И попробуй только не передать и что-нибудь не так сказать - знаешь, что мои люди с тобой сделают? Доставить его к сине-морю!

5. ХОЧУ ЧТОБЫ СИЛЫ И ВЛАСТИ ДУХОВНОГО МИРА МНЕ ПОДЧИНЯЛИСЬ

"Ничего себе! - думает Старик. - Это уже переходит всякие границы. Ладно, она безумна, но если еще и я буду следовать ее неуемным желаниям, то тогда конец всему!"

Высадили они его у сине-моря и уехали, сказав на прощание: "Ты, братан, Рыбку, свою, пожалуйста, не тревожь. Хватает нам проблем с твоей старухой. Спрячься куда-нибудь понадежней, и мы тебя не выдадим и не тронем".

Сказано - сделано.

Вышел наш дедушка на берег, и что же вы думаете? Решился-таки попробовать еще раз! Не убьет же его Золотая Рыбка, хоть просьба его вопреки всякому здравому смыслу. А попробовать надо!
Ну, ты, Мужик и силен! Когда-нибудь тебе за твою несусветную глупость памятник поставят в центре Москвы!
И стал он кликать Золотую Рыбку.
Приплыла к нему Рыбка, спросила:

- Что тебе надобно, старче?

"Выручай, государыня Рыбка: беда с моею Старухою, совсем обезумела, спивается и беспредел чинит. Уж не хочет быть она царицей". - И передал Рыбке старухино послание слово в слово.

Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, но не дождался. Исполнила ли она его поручение? Или так уплыла? - Непонятно теперь мужику. И где теперь сама Старуха, на том свете или на этом - тоже неизвестно.

И возвращается наш герой домой, чтобы проверить. А возвращаться-то далече и некуда! Долго шел, куда глаза глядят, наконец, сил больше нет, свалился на землю, заснул. И видит картину: Перед ним землянка; на пороге сидит его Старуха, а пред нею разбитое корыто. И говорит она ему: "Приходи ко мне, жить будем".

Старик так и вскочил. "Что это было сейчас? - сердце его сильно забилось от такой новости. - Что за чудо великое! Господи, возможно ли такое - вернуть всё, как было? Вот счастье-то где! Значит, жива моя Старуха и ждет меня в своей землянке!"

Но идти-то куда?

Видит Старик пред собой знакомую протоку, текущую сквозь пески. И ноги пошли сами собой. Долго ли коротко ли он шел, но только не он шел, а кто-то другой, молодой, новый новорожденный Дух.
Все мысли в предвкушении встречи: "Какая она теперь? Изменилась ли? Поняла ли, наконец, что не того счастья желала? И что вообще не она желала, а Рыбка ей ее судьбу устраивала?"

На этом мы могли бы нашего героя оставить. Идущего навстречу новой жизни. Пусть идет, пусть переживает встречу с Душой, это чудесное свое превращение, пусть радуются. Здесь можно было бы остановиться, однако,

СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ, ДА НЕ СКОРО ДЕЛО ДЕЛАЕТСЯ   
 -
Шагает наш герой вдоль протоки и сам с собой разговаривает, и ясные мысли его переполняют.
"Значит, Рыбка аннулировала свои предыдущие представления. Значит, наваждение кончилось - освобождение! Уволилась окончательно".
Герой наш словно из вековой тюрьмы вырвался!
"А всего-то! Надо было дать волшебнице всего одно задание, но такое, какое она в принципе не может исполнить. Вот как узел распутывается! Молодец, что допер! А то бы она никогда не ушла со своего тепленького местечка, и мучила бы нас со Старухой до бесконечности. А она-то какая умница! Какие правильные слова нашла Рыбке, чтобы та наконец отстала от нас!"

Идет наш герой свой дорогой, поет гимн свободе и выводы делает:

Желать возможного - это дорога в Ад. Надо желать невозможного.

Правильный путь - это вернуться к истинному себе. Чтобы силы и власти духовного мира были у тебя на посылках.

Счастье - это самому вести свою лодку по жизни, не слушая никого, даже свою Душу. Потому что Душа склонна обманываться.

- А клад ты нашел, Мужик? - слышит он внутренний голос.

"Сейчас будет и клад! Я уже почти пришел. Клад - это то место на берегу, где текла моя жизнь. Землянка, на пороге сидит моя Старуха, а перед нею разбитое корыто. Вот уже это место!"

Подходит он ближе, и видит, что ничего нет. Ни землянки, ни корыта, ни Старухи - ничего не осталось. Только небо и земля, разделенные ровной линией горизонта. Да еще водная протока с отражением синего неба, соединяющая две стороны песчаного мыса. Всё - больше ничего!

Мужик в ужасе! Так вот, как оно выглядит "разбитое корыто"! Пушкин нам об этом ничего не сказал.

ЭТО ТОЛЬКО ПРИСКАЗКА - СКАЗКА ВПЕРЕДИ

Мужик, не выдержав пустоты пейзажа, помчался назад по протоке, к тому месту на берегу Окиана-моря, где в последний раз разговаривал с Рыбкой.
Стал он кликать свою Старуху. Приплыла к нему Старуха, спросила:

- Чего тебе надобно, старче?

Ей с поклоном Старик отвечает: "Смилуйся, Владычица Морская, верни мне хотя бы корыто! Как я с голыми руками буду без лодки выходить на промысел в море?"

- Так, добавь лодку! - отвечает старуха. - Чай есть у тебя сила, твоя мужицкая сила? Все твердишь о каком-то кладе, спрятанном кем-то на морском дне. Вот он, твой клад - твоя внутренняя сила.

ДОБАВЬ СИЛУ!

- Найди ее внутри, добавь, и ты увидишь, что будет.

Вот идет наш Рыбак назад, тяжело переставляя ноги, слушает собственные шаги. "А ведь, действительно, есть у меня эта сила, раз после всех испытаний я еще способен идти".

Приходит, и видит ту же картину: синее небо вверху и желтая суша внизу, а посередине добавилась красная лодочка с белой мачтой. Сразу картина приземлилась, от тяжести лодки стала более весомой, реальной, и Рыбак почувствовал твердую почву под ногами. Осмотрел лодку, потрогал снасти, завел мотор.

"Ну, теперь нормально, - чуть было не сказал сам себе. - Но только куда мне причалить, после того выхода в море? Как из далей морских увижу, что мне нужно сюда? Ведь берег совершенно пустынный, нет ни кола, ни двора!"

И от этой мрачной картины наш герой бежит обратно к Старухе. Выплывает она к нему из вод морских, спрашивает: "Чем теперь недоволен?" А мужик почти возмущенно отвечает:

"Так как же я буду рыбачить, если мотор, бензин снасти хранить негде, если мне самому переночевать не на чем, если издали даже не видать, куда приставать надо?"

- А ты включи свой свет, всё и увидишь. И не надо мне врать, что у тебя ничего нет. Включи себя, добавь в картину светлое пятно, и все будут знать тогда, что это твое место. Потому что нет в твоей картине тебя, и поэтому, несмотря на белый день, такой мрак.

ДОБАВЬ СОБСТВЕННЫЙ СВЕТ!

- Добавь свет и посмотри, что будет.

Возвращается Рыбак своей дорогой темной ночью, а мысли его устремляются высоко к небесам, пытаются открыть там среди многих звезд свою собственную маленькую звездочку. И вот приходит он утром к себе и видит:

Красота! Неподалеку от красной лодки стоит розовая брезентовая постройка с красной крышей. И от того, что в картину добавилось новое пятно, стало ему это место родным и уютным. Приподнял он брезент и увидел, что там уже все есть, и мотор, и канистры с бензином, и плитка, и лежанка, чтоб спать.

"Ну, заживем! - думает. Только кажется ему, в картине что-то не то. Словно какой-то столичный пижон устроился на берегу. У него и красная лодка, и красная крыша, и розоватый брезент, и от этого однообразия сбежать хочется. Красота красотой, но бессмысленная какая-то жизнь: порыбачил-поспал, порыбачил поспал... Ради чего, зачем? И снова наш мужик со всех ног бежит к Старухе морской:

"Не могу на это смотреть! Смысла не вижу! Не могу я, Владычица, один без тебя. Довольно меня томить, возвращайся ко мне".

- Ишь, чего захотел! - отвечает морская жена. - Меня самою еще заслужить надо. Ты сначала смысл добавь, а потом, может быть, я и вернусь. Не мне тебе говорить, что миром правят противоположности: добро и зло, свет и тьма, женское и мужское и так далее. Что ж ты дурака-то валяешь, до сих пор не добавил противоположности для контраста? Двойственность, она всюду в природе вещей. Конечно, будет глупо и бессмысленно, если все предметы одним цветом, если красота твоя не отталкивается от безобразия.   

ДОБАВЬ СМЫСЛ!

Идет Рыбак назад своей дорогой и руками махает, вспоминает дополнительные цвета, противоположности во всем замечает, левое и правое, пустое и твердое, холодное и горячее. Подходя к месту, уже и со счету сбился. И видит, картина-то преобразилась к лучшему, заиграла!

К белому повсюду добавилось черное (появились над крышею черные сучковатые ветки деревьев), слева добавилась бесформенная груда хлама в противоположность прямолинейности горизонта, справа к розовой постройке прилепилась вторая, закрытая зеленым брезентом.

Обрадовался Старик, "Наконец-то вернулась!" С волнующимся сердцем подходит он и осторожно отодвигает брезент. Глядь - а там лежит мертвая старуха!

Испугался наш рыбак не на шутку, ринулся обратно на берег моря. Кличет свою Старуху, но тщетно. Ночь уже, разволновалось синее море, волны так и бьются о берег, крепчает, вдруг Луна прорвалась сквозь облака, и его Старуха из волн показалась. "Ну, слава Богу, что хоть в таком виде!"

- Что тебе надобно, старче?

Рассказал ей Старик про увиденную им страшную картину. "Ты уж смилуйся, Владычица, некуда мне больше податься. Не хочу я видеть тебя мертвой! Прости меня грешного, и позволь мне вслед за тобой идти посмертной дорогую".

- Ишь, чего захотел! - отвечает ему гневно Старуха. - Ты, значит, отправишься в вышний мир, а я здесь пропадай! Жизнь в картину свою вдохни, если хочешь иметь меня живой. Да, я мертвая душа, но не по твоей ли вине такой стала? Нет жизни во всех твоих картинах, потому что ты меня умертвил. А у тебя самого этой жизни полно, целое богатство, целая прошлая жизнь позади. Так, дай же мне от твоего богатства!

ДОБАВЬ ЖИЗНЬ!

- Уходи, и больше ко мне на море не возвращайся! Иди и твори жизнь.

Уходит Рыбак озадаченный, целую ночь идет. Я всю жизнь свою рыбачил и этой пойманной жизнью питался, а тут мне предлагается ее наоборот творить. О мой Бог, что у меня есть в моем теле, чтоб эту жизнь создавать - руки? голова? ноги?

Медленно и долго идет Рыбак, мучимый неразрешимым вопросом. Но наконец приходит, и видит, что картина волшебным образом ожила. Черные сухие деревья покрылись зеленью. На суше и на небе появились цветовые оттенки, показалось краешком море с едва заметными барашками волн, появился противоположный берег залива с человеческими постройками, где течет чья-то жизнь. И что самое главное, в эту картину захотелось всем существом окунуться, и сам он как будто помолодел.

Подходит он к старухиной постройке, открывает брезент, а там никого нет. Как он ее ни звал - может быть, куда отошла - но напрасно, не отзывается никто, тишина гробовая. Как это понимать? Или что-то опять с картиной не так?

С одной стороны, благодать, а с другой стороны, одиночество. "Сама не захотела придти, так приведу силой! Выловлю ее из Окиана-моря!"

Вот приходит он к морю, а на море сильная буря. Ветер задувает слова, рев такой - не перекричать. Тогда закинул Рыбак свой крепкий невод, пришел невод с одною тиной, в другой раз закинул он невод, пришел невод с травою морскою. В третий раз он закинул невод - и выловил-таки из моря голую свою Старуху. Не старуха она вовсе, а красавица писанная. Увидев вдруг красоту эту, он опустился перед ней на колени:

"Здравствуй, Душа моя любимая, долгожданная! Довольно я тебя искал, пойдем уж домой!"

- Не пойду, - отвечает Душа. - Ты еще не достал свой клад. Ты вот сейчас меня поймал, как некогда поймал свою Золотую Рыбку. А почему, скажи, ее нет на твоей картине? Добавь, тогда может быть, и приду, а сейчас отпусти и возвращайся домой. Мне нужна правда, а твоя картина, где только мы с тобой, это ложь. Духа в ней нет, твоей соблазнительницы Рыбки нет, а я, душа, без духа никак не могу, я в этом мире вашем материальном пропаду, уже пропала. В этом узко двойственном мире, где только тело и душа, мне, извини, не выжить. А ты говоришь "домой"! - Рано еще!

ДОБАВЬ ДУХ! 

- Хорошо, плыви, - ответил Рыбак. Хотя смотреть на нее, молодую и обнаженную, было ему ой как не просто! Но устоял перед искушением, на обнял, не поцеловал, не прикоснулся даже к ее нежному телу, только взял ее женственный образ как бы с собой внутри. А принцесса наша морская прыгнула в набежавшую волну и уплыла.

И на этом сказку можно было бы закончить, однако картина наша еще не закончена, еще предстоит добавить самую важную деталь. И вот наш художник идет вдоль протоки и мысленно перерисовывает картину от начала и до конца. Как изобразить на ней Золотую Рыбку? Как вписать сказочное духовное существо в натуралистический морской пейзаж? Элемент сказочности только все испортит. Ничего не придумал художник, только прокрутил в сознании от начала и до настоящего момента всю их жизнь и понял, что она права, его Старуха: без Рыбки эта жизнь никогда бы не состоялась, без этого элемента. И клад бы он никакой не открыл.

И вот подходит он к прежнему месту и видит новую картину. Теперь уже построек не две, а три. Третья, глиняная с окошечком, выросла между ним и лодкой, как домик для Духа. И вдруг из той старухиной крайне правой пристройки выходит навстречу Она сама, его морская красавица.
 
- Как долго я Тебя ждала, Единственный - тридцать лет и три года! Ну-ка покажи мне твою работу, что у тебя получилось? Вау! Вот это я понимаю! Теперь ты все верно изобразил: вот я, вот ты, а вот она, наша Золотая рыбка. Знаешь, что значит это маленькое окошечко? Это глаз, с помощью которого духовный мир смотрит в наш земной мир. Если бы за нами никто оттуда не подсматривал, то я, твоя Душа, никогда, ни одной ногой не отважилась бы ступить на Землю. Теперь ты знаешь, для чего нужна Золотая Рыбка? Это гарантия моей безопасности на Земле, это гарантия того, что ты найдешь то, что тебе из прошлой жизни предписано было найти. Понял ли ты теперь, что надо было просить у Золотой Рыбки в качестве откупа?
 
"Мне надо было просить Тебя, моя любовь, такую мудрую, прекрасную и живую".

- Нет, надо было просить творческие силы, для того чтобы написать вот эту картину. Самое великое богатство в жизни - это суметь увидеть и запечатлеть в материале внутреннюю духовную ситуацию человека. Тебе это удалось, поздравляю! А меня - зачем меня просить? Я твоя вечная Душа, я всегда есть и буду. Дай я тебя обниму, и пойдем обедать в ее домик. Там уже все приготовлено и стоит на столе. Рыбки, как ты понимаешь, там больше нет. Теперь в нашей троице ты единственный Дух. Мой Единственный, пойдем! Будешь есть и работать за двоих! 

Спасибо, Пушкин! ты победил!

Спасибо, Христиан, за твою удивительную картину!

Спасибо всем, кто дочитал эту вещь до конца!
Благодаря Вам сказка становится былью.