Производственные практики как основа подготовки кв

Анатолий Антонец
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ КАК ОСНОВА   ПОДГОТОВКИ    КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ  И КОМПЕТЕНТНЫХ КАДРОВ  В  ОБЛАСТИ ГЕОЛОГИИ 
   
  Учебный процесс - это  большая сложная система, выражаемая бесконечным разнообразием состояний, отношений, связей составляющих её компонент.Чтобы эта система была оптимальной и действительно развивалась, она должна быть рациональной, иметь необходимое научно-теоретическое обоснование и научную организацию. Учебный процесс, рассматриваемый как системный объект, представляет собой довольно сложное структурное объединение различных подсистем, участвующих в обучении, в число  которых входят: учебный материал, учебные пособия, технические средства наглядности и контроля процесса обучения, объект обучения – студент (курсант, слушатель), который  также может рассматриваться в качестве сложной самоорганизующейся подсистемы, попутно направляющий и руководящий центр всей системы «учебный процесс» - преподаватель, а еще - стенды, макеты и другие  средства наглядности (карты, рисунки,  плакаты и т.п.),  висящие на стенах  или  примкнутые к стенам в учебных аудиториях и лабораторных помещениях…лабораторное оборудование, аппаратура для измерений, столы, стулья,  мебель  и др. Все  элементы  учебной системы   можно  распределить по  степени  важности                (воздействия на процесс обучения):ведущие,основные,вспомогательные,  дополнительные  и т.д. В систему  входят также среда обитания… наличие или отсутствие  парковой зоны вуза,  вспомогательных  объектов (библиотеки, читальные залы, столовые, комнаты  отдыха и  рабочие помещения, мастерские, пункты хранения, гардеробные  …).
Среди важнейших показателей учебно-воспитательного процесса, безусловно, ведущими компонентами структуры  являются  методы обучения, определяющие в конечном итоге результаты образовательного процесса, т.е. степень его  эффективности  в определенном учебном заведении   и   у  реальной группы  педагогов. 
Позитивность и недостатки   тех или иных методов  обучения  можно   проследить и  оценить и  количественно, в  частности,   с  помощью,    так называемого факторного анализа  (метода хорошо известного  и проработанного в математике).  Наш анализ  эффективности действия  тех или иных факторов (сил)  на  окончательный  результат учебного процесса показал, что одним из самых   эффективных   средств  подготовки специалистов  является  проведение   учебных и особенно   различных  видов производственных практик.   
Её результаты в полной мере сказываются на приобретенных выпускниками квалификации  и компетентности, что устанавливается  при  итоговом  контроле (защита  ВКРБ, дипломных проектов, диссертаций, сдачи государственных экзаменов) и при  их начальном этапе  работы (сразу после окончания вуза).   
Так квалификационные (производственные) практики имеют своей целью закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения  в вузе, в приобретении практических навыков работы по изучаемой специальности и опыта идейно-политической, организаторской и  воспитательной работы. Одновременно квалификационные практики должны способствовать выработке у студентов творческой инициативы при решении конкретных задач в области разведочной геофизики.
В процессе прохождения практики (параллельно с выполнением прямых обязанностей по штатной должности) студент обязан изучить следующие вопросы:
а) организацию, структуру и техническую оснащенность геофизической службы, назначение различных подразделений предприятия;б) организацию труда и мероприятий, проводимых в партии по технике безопасности и охране окружающей среды; в) ознакомление с кругом задач, решаемых геолого-геофизической службой в процессе проведения поисково-разведочных или эксплуатационныхработ;г)основательное знакомство, особенно с новейшими, типами геофизической аппаратуры и оборудованием,  используемых в данной организации; д) подробное ознакомление с методикой и техникой полевых геофизических наблюдений в производственных условиях; е) хорошо ознакомиться с геологическим строением района прохождения практики;ж) произвести анализ геологических и физических предпосылок, необходимых для успешного решения определенных геологических задач; з) принять активное участие в производстве полевых измерений, камеральной обработке результатов наблюдений и их интерпретации; и) получение надежных навыков в работе с аппаратурой (овладение техникой измерений, настройкой приборов, устранение характерных неисправностей, снятие основных метрологических характеристик приборов и т.д.); к) принять попутно  активное участие в жизни производственного коллектива с целью приобретения определенных навыков в области идейно-политической и организаторской работы.
В процессы прохождения практики студенту строго предписывается собрать необходимый геолого-геофизический материал и оформить его в виде отчета; попутно он должен собрать коллекцию горных пород и руд участка работ с целью изучения их физических свойств в петрофизической лаборатории кафедры и пополнения коллекций музеев факультета. Студенту-практиканту предложено также  собрать разнообразные данные для успешного выполнения курсовых проектов по геофизическим методам разведки и для УИРС (учебно-исследовательская работа студентов) и возможности участия  в  студенческих научно-технических конференциях различного ранга (включая конференции  аспирантов, молодых ученых и пр.). Эффективность  данного звена  учебно-воспитательного процесса зависит  от   серьезной  организации практик,  куда входят - создание  подробных  методических руководств  по практикам  (у нас  они отпечатаны  в типографским способом и выдаются каждому студенту специальности, в пособиях содержатся  сведения  о главных составляющих  - все виды обязанностей и прав,  как студентов, так и руководителей (от вуза и предприятия)  практик.  Попутно производится  обсуждение итогов практик  в широких аудиториях, куда приглашаются все студенты специальности, включая,  в  первую очередь,  студентов младших курсов (нужно передавать  им опыт работы, деятельности, подавать пример).
  Преимущество  отечественной школы по подготовке  горных инженеров-геофизиков  по сравнению с западной моделью (бакалавр – магистр) состоит в более  быстрой   адаптации  таких выпускников  к работе на    производстве, так как уже после  третьего года обучения студент  имеет связь с предприятием, на нем он собирает реальный производственного характера текстовой и графический  материал.  Эти материалы  он может задействовать   при выполнении курсовых проектов и, особенно, при написании выпускной работы. Этот  же материал  кафедра может задействовать  в учебных целях при подготовке  учебных пособий  и  лабораторно-практических руководств. 
Обычно  весь спектр обучения бакалавров других стран осуществляется  в самом  образовательном учреждении (на учебном  материале игрового характера). На работу  фирмы берут уже  только выпускников, прошедших теоретическое обучение,  и те знакомятся  с производством  только  после 4-х лет обучения. Только потом  таких выпускников    «доводят»   до  кондиции    инженера.   
Наши же  выпускники  получали  первоначальные умения  и навыки работы на производстве еще в стенах  вуза. У них было еще время  для  целенаправленной подготовки     к своему   будущему  месту работы.  Совместная тесная связь кафедры   и производства  помогает  вести  учебный (да и воспитательный) процесс, направленный  уже строго   на  нужды  каждого конкретного  предприятия, подстраиваясь  на подачу на занятиях  такого   учебного материала, который  лежит в основе деятельности  данной  партии, экспедиции и научно-исследовательского центра.   
И главное - работа во время квалификационных практик  должна также закрепить в сознании студента необходимость теснейшего содружества науки и производства.