Из опыта проведения производственных практик

Анатолий Антонец
ИЗ   ОПЫТА   ПРОВЕДЕНИЯ  ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ  ПРАКТИК
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ  В ОБЛАСТИ
РАЗВЕДОЧНОЙ ГЕОФИЗИКИ

История  кафедры «Геофизические методы поисков и разведки МПИ» ТашГТУ берет своё начало с далеких сороковых годов, когда возникла крайняя необходимость  в быстрых   поисках различных видов полезных ископаемых. В список  новых и только что открываемых в 40-е годы кафедр по прогрессивным методам поисков была включена и кафедра «Геофизических методов поисков и разведки МПИ»  Среднеазиатского Индустриального института (ныне  ТашГТУ ), которая бала открыта  в  1944 г.
С  момента своего  образования на кафедре стали  уделять самое пристальное внимание   многим компонентам  учебного процесса,  и, прежде всего,  производственным практикам, где  в полевых  производственных условиях  студенты специальности закрепляли бы свои  теоретического характера  знания,   и  одновременно приобретали бы умения, навыки  и другие  качества, крайне  необходимые, как   в самой  жизни, так  и на    реальном производстве  (тресты, ПГО, экспедиции, партии, проектные и научно-исследовательские   институты).
Надо сказать, что в   производственных практиках   профессорско-преподавательский состав кафедры   видел   важную  компоненту   геофизического обучения, на  учебные геологические, геофизические (три практики)  производственные (первая, преддипломная)  на кафедре делали основную ставку. Именно  на таких   практиках  и формировался  будущий квалифицированный специалист  по геофизическим методам исследований.
В начальные  годы  существования кафедры, когда  территория Средней  Азии  представляла собою «белое пятно» по геофизической изученности, студенты  специальности  формировались   в   полевые  отряды   и даже партии (на кафедре действовала постоянная тематическая партия)  и по заявкам  определенных  министерств и ведомств  выполняли широкий спектр  геофизических исследований.
С далеких 40- 50-х,   до середины   60-х   многие  студенты  вуза,  досрочно сдав  все  экзамены,  сразу  же весной    и  до поздней осени (пока  длился  полевой сезон)  проводили   свое время  в полевых партиях, приобретая нужные  производственные навыки (работа операторами, обработка материалов  разного назначения, ремонт и метрологическое обеспечение  измерительной аппаратуры, геофизическая и геологическая  интерпретация  получаемых результатов, участие  в составлении разного рода геофизических карт и разрезов, в написании итоговых отчетов), к чему их привлекали  их  наставники  и руководители, бывшие в те годы попутно и   действующими работниками ряда предприятий  республики.
Благодаря  совместной деятельности  окончивших вуз  и   практикантов  «белые пятна» постепенно  исчезли   на некоторых  перспективных   территориях  Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Южного Казахстана, и, в первую очередь, почти  на всей территории  Узбекистана. Со временем  многие полученные  материалы  на этих территориях легли  в основу  многих диссертаций. Определенные   изменения  в направлении практик  произошли  в  шестидесятые  годы, когда были предприняты первые «выходы»  студентов-практикантов за пределы  Среднеазиатского региона (в Тюмень, на Урал,  Казахстан…).
В  1966 году  произошло сильное  землетрясение  в  Ташкенте (26 апреля 5.23 м.вр.  )  и тогда  на  передвижных   сейсмических  станциях  в различных частях города  и за его пределами   студенты-геофизики в армейских  палатках  следили  за  работоспособностью  сейсмоакустической  аппаратуры и качеством  получаемых на станциях материалов.  Результаты  таких исследований  легли в основу   сейсмо-прогнозирования  и составления карт  сейсмической опасности,  осуществленной  под руководством  одного из значимых выпускников специальности   - будущего член-.корр. АН Уз ССР   Вал. Ив. Уломова.
Последующие   годы (70-80 г.г.) были   «золотым периодом» в   деятельности,    как самой кафедры, так и  в  проведении   учебных геофизических  (первой после 2 курса, второй после 3-го курса и третьей после  4-го курса) и на продолжительных производственных   практиках (12 + 16 недель). На учебных геофизических практиках студенты  проходили  хорошую школу  подготовки  к работе на реальном  геофизическом производстве.  Они на таких практиках проходили  все стадии ведения  работ, начиная от  рабочих разных разрядов и кончая  операторами определенных видов геофизической техники, и составителями  отчетов  в т.ч. и серьезного типа (с элементами качественной и количественной интерпретации). На производство же приходили,  в  целом, неплохо подготовленные  практиканты, которым было под силу  выполнение  самых сложных  трудовых операций, иными словами не требовалось дополнительное время на их окончательную  «доводку».   
География  мест  производственных практик  у кафедры  была самая, что не на есть  завидная (практически весь  быв. СССР:  от Камчатки, Сахалина, Дальнего Востока  до   Архангельска, Полярного  Урала  на севере,  Украины на Западе,  Закавказья  и Термеза на   юге…и это не считая среднеазиатских объектов). Порою не хватало студентов, чтобы  учесть все многочисленные заявки    предприятий, которые хотели бы заполучить  к себе на работу студентов-практикантов из Ташкентского политехнического института (прежнее название  нашего вуза).
Выезд  на  производственные  практики был  мощным   воспитательным  моментом  в деятельности кафедры. Лучшим студентам  специальности  предоставлялся  первоочередной выбор будущего  места  производственной практики.  По  результатам учебы, общественной и другой деятельности  составлялся  кураторами групп своеобразный  рейтинг обучающихся, согласно которому осуществлялся личный  выбор будущего места практики. На преддипломную практику  конкретный  студент  мог  поехать и поименному  приглашению конкретного производства.  Такие  письма заявки  выполнялись в первую очередь. Порою   приходилось извиняться   перед определенными экспедициями  на предмет     посылки меньшего числа практикантов согласно  заключенному договору.
Выезд  студентов – практикантов  дополнялся  еще  прибытием  на места практик  и  преподавателей-руководителей.  Они осуществляли     контроль за деятельностью студентов-практикантов, разрешая порою  возникшие конфликты, и самое главное  консультировали  по сбору   текстового и графического материала. Потом эти же преподаватели становились  руководителями    курсовых  и, в первую очередь, выпускных работ. Набранный на практике    материал  ложился также  в основу   докладов студентов   на различных научно-технических конференциях, в т.ч. и  публикацией  их тезисов (порою даже и статей). Другим мощным  стимулом  в  работе со студентами  была  посылка  лучших  докладчиков   на конференции  в  другие вузы   (Ленинград,  Свердловск, Томск, Баку. Иркутск )…
С  началом   90-х  годов  ситуация  на кафедре по подготовке квалифицированных и компетентных кадров резко ухудшилась  по ряду  причин  (объективным и субъективно-необъяснимым)  Особенно это стало заметно, когда перешли  на  западную двух-ступенчатую  систему   обучения (бакалавр – магистр). Существенно уменьшились   сроки   всех видов практик (учебных и особенно производственных и предвыпускных), прекратили  деятельность ряд предприятий страны, не предоставлялась возможность посылать  практикантов за пределы  республики (стали «вариться  в собственном соку»). В результате резко  снизились многие позитивные показатели, имевшие место ранее: мотивация студентов к учебе,  качество их подготовки, отношение  многих лиц к  самим практикам и др.). Выдаваемая  «на гора»  вузовская  «продукция»   стала  во много раз хуже качеством, чем та, что была в трудные послевоенные годы.  И с этим  едва ли можно  мериться,  тем более что современной геологоразведочной  службе  приходится решать более сложные задачи: искать  полезные ископаемые  на значительно более глубоких горизонтах и рудные зоны  едва  отличимых по содержанию полезного компонента от вмещающей   геологической среды.