ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ
РАЗВЕДОЧНОЙ ГЕОФИЗИКИ
История кафедры «Геофизические методы поисков и разведки МПИ» ТашГТУ берет своё начало с далеких сороковых годов, когда возникла крайняя необходимость в быстрых поисках различных видов полезных ископаемых. В список новых и только что открываемых в 40-е годы кафедр по прогрессивным методам поисков была включена и кафедра «Геофизических методов поисков и разведки МПИ» Среднеазиатского Индустриального института (ныне ТашГТУ ), которая бала открыта в 1944 г.
С момента своего образования на кафедре стали уделять самое пристальное внимание многим компонентам учебного процесса, и, прежде всего, производственным практикам, где в полевых производственных условиях студенты специальности закрепляли бы свои теоретического характера знания, и одновременно приобретали бы умения, навыки и другие качества, крайне необходимые, как в самой жизни, так и на реальном производстве (тресты, ПГО, экспедиции, партии, проектные и научно-исследовательские институты).
Надо сказать, что в производственных практиках профессорско-преподавательский состав кафедры видел важную компоненту геофизического обучения, на учебные геологические, геофизические (три практики) производственные (первая, преддипломная) на кафедре делали основную ставку. Именно на таких практиках и формировался будущий квалифицированный специалист по геофизическим методам исследований.
В начальные годы существования кафедры, когда территория Средней Азии представляла собою «белое пятно» по геофизической изученности, студенты специальности формировались в полевые отряды и даже партии (на кафедре действовала постоянная тематическая партия) и по заявкам определенных министерств и ведомств выполняли широкий спектр геофизических исследований.
С далеких 40- 50-х, до середины 60-х многие студенты вуза, досрочно сдав все экзамены, сразу же весной и до поздней осени (пока длился полевой сезон) проводили свое время в полевых партиях, приобретая нужные производственные навыки (работа операторами, обработка материалов разного назначения, ремонт и метрологическое обеспечение измерительной аппаратуры, геофизическая и геологическая интерпретация получаемых результатов, участие в составлении разного рода геофизических карт и разрезов, в написании итоговых отчетов), к чему их привлекали их наставники и руководители, бывшие в те годы попутно и действующими работниками ряда предприятий республики.
Благодаря совместной деятельности окончивших вуз и практикантов «белые пятна» постепенно исчезли на некоторых перспективных территориях Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Южного Казахстана, и, в первую очередь, почти на всей территории Узбекистана. Со временем многие полученные материалы на этих территориях легли в основу многих диссертаций. Определенные изменения в направлении практик произошли в шестидесятые годы, когда были предприняты первые «выходы» студентов-практикантов за пределы Среднеазиатского региона (в Тюмень, на Урал, Казахстан…).
В 1966 году произошло сильное землетрясение в Ташкенте (26 апреля 5.23 м.вр. ) и тогда на передвижных сейсмических станциях в различных частях города и за его пределами студенты-геофизики в армейских палатках следили за работоспособностью сейсмоакустической аппаратуры и качеством получаемых на станциях материалов. Результаты таких исследований легли в основу сейсмо-прогнозирования и составления карт сейсмической опасности, осуществленной под руководством одного из значимых выпускников специальности - будущего член-.корр. АН Уз ССР Вал. Ив. Уломова.
Последующие годы (70-80 г.г.) были «золотым периодом» в деятельности, как самой кафедры, так и в проведении учебных геофизических (первой после 2 курса, второй после 3-го курса и третьей после 4-го курса) и на продолжительных производственных практиках (12 + 16 недель). На учебных геофизических практиках студенты проходили хорошую школу подготовки к работе на реальном геофизическом производстве. Они на таких практиках проходили все стадии ведения работ, начиная от рабочих разных разрядов и кончая операторами определенных видов геофизической техники, и составителями отчетов в т.ч. и серьезного типа (с элементами качественной и количественной интерпретации). На производство же приходили, в целом, неплохо подготовленные практиканты, которым было под силу выполнение самых сложных трудовых операций, иными словами не требовалось дополнительное время на их окончательную «доводку».
География мест производственных практик у кафедры была самая, что не на есть завидная (практически весь быв. СССР: от Камчатки, Сахалина, Дальнего Востока до Архангельска, Полярного Урала на севере, Украины на Западе, Закавказья и Термеза на юге…и это не считая среднеазиатских объектов). Порою не хватало студентов, чтобы учесть все многочисленные заявки предприятий, которые хотели бы заполучить к себе на работу студентов-практикантов из Ташкентского политехнического института (прежнее название нашего вуза).
Выезд на производственные практики был мощным воспитательным моментом в деятельности кафедры. Лучшим студентам специальности предоставлялся первоочередной выбор будущего места производственной практики. По результатам учебы, общественной и другой деятельности составлялся кураторами групп своеобразный рейтинг обучающихся, согласно которому осуществлялся личный выбор будущего места практики. На преддипломную практику конкретный студент мог поехать и поименному приглашению конкретного производства. Такие письма заявки выполнялись в первую очередь. Порою приходилось извиняться перед определенными экспедициями на предмет посылки меньшего числа практикантов согласно заключенному договору.
Выезд студентов – практикантов дополнялся еще прибытием на места практик и преподавателей-руководителей. Они осуществляли контроль за деятельностью студентов-практикантов, разрешая порою возникшие конфликты, и самое главное консультировали по сбору текстового и графического материала. Потом эти же преподаватели становились руководителями курсовых и, в первую очередь, выпускных работ. Набранный на практике материал ложился также в основу докладов студентов на различных научно-технических конференциях, в т.ч. и публикацией их тезисов (порою даже и статей). Другим мощным стимулом в работе со студентами была посылка лучших докладчиков на конференции в другие вузы (Ленинград, Свердловск, Томск, Баку. Иркутск )…
С началом 90-х годов ситуация на кафедре по подготовке квалифицированных и компетентных кадров резко ухудшилась по ряду причин (объективным и субъективно-необъяснимым) Особенно это стало заметно, когда перешли на западную двух-ступенчатую систему обучения (бакалавр – магистр). Существенно уменьшились сроки всех видов практик (учебных и особенно производственных и предвыпускных), прекратили деятельность ряд предприятий страны, не предоставлялась возможность посылать практикантов за пределы республики (стали «вариться в собственном соку»). В результате резко снизились многие позитивные показатели, имевшие место ранее: мотивация студентов к учебе, качество их подготовки, отношение многих лиц к самим практикам и др.). Выдаваемая «на гора» вузовская «продукция» стала во много раз хуже качеством, чем та, что была в трудные послевоенные годы. И с этим едва ли можно мериться, тем более что современной геологоразведочной службе приходится решать более сложные задачи: искать полезные ископаемые на значительно более глубоких горизонтах и рудные зоны едва отличимых по содержанию полезного компонента от вмещающей геологической среды.