АПРИОРНЫЕ И АПОСТОРИОРНЫЕ МОДЕЛИ
ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
При изучении сложных явлений и процессов одним из немногочисленных способов получения обобщенных сведений является моделирование.
Высокая эффективность и возрастающая роль моделирования как общего метода изучения явлений материального мира очевидны и доказано всем ходом развития науки и техники.
Сейчас нет, пожалуй, такой отрасли и сфер знаний, где бы оно ни применялось. С помощью модели выявляют наиболее существенные факторы, формирующие те или иные свойства объекта (т.к. модель отражает лишь некоторые основные характеристики исходного объекта .
Модель помогает понять, как устроен конкретный объект, а затем чтобы управлять этим объектом (или процессом с ним связанным) и определить наилучшие способы управления при заданных целях и критериях; наконец, чтобы прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект. В любом случае модель проще, в некотором смысле грубее изучаемого явления, но зато одну и ту же модель можно использовать для описания широкого класса явлений.
Необходимо отметить, что обучение и связанный с ним процесс передачи знаний является весьма сложным и многостадийным фактором, поэтому для его реализации вполне не только допустимо моделирование, но даже и необходимо.
Причем на разных стадиях приходится иметь дело с моделями разных уровней и порядков.
Чтобы обучение было успешным необходимо знать как можно больше об объекте, которым следует управлять ( а попросту обучать).
Для этого необходимо получить необходимые данные об априорных знаниях студентов, начинающих обучение в вузе.
Связи с тем, что первокурсники получали образование в разных типах общеобразовательных учреждениях, где существуют разные требования, подходы к обучению и критериям знаний выпускников общеобразовательных заведений, их готовность к обучения в вузе различная и колеблется в значительных интервалах Кроме того на характеристику обучения накладываются и индивидуальные достижения (приобретенные ими в пределах пока сравнительно еще недолгой жизни) каждого конкретного обучаемого. Связи с этим разброс потенциальных для обучения знаний и качеств личности их существенно различен по самым различным жизненным аспектам.
Исходя из наличия явной неподготовленности к обучению ряда первокурсников перед всем учебным заведением и его отдельными составляющими: факультет, кафедра, преподавательский состав стоит весьма непростая задача путем воздействия на объект обучения на выходе ( по окончании) вуза получить продукт ( выпускник вуза) по возможности самого высокого качества. Тут уже приходится вести разговор об апостериорной модели выпускаемых специалистов, которая должна привести к минимуму расхождение в потенциальных возможностях выпускаемых специалистов. Причем обучение в вузе не должно «замыкаться» только на ознакомление с узкоспециальной информацией и получением ЗУНов специализации, но и уже ориентируется также на получение студентами знаний в области философии, социологии, психологии, педагогики, андрагогики, медицины, права, экономики. То есть перед образовательным учреждением стоит задача подготовить выпускников к различным аспектам жизнедеятельности:
Профессия и карьера: подготовиться к выбору карьеры, изучить все возможности, предоставляемые той или иной карьерой, получить работу, приобрести необходимые для данной работы умения, справляться с работой, продвинуться в работе, сохранить за собой рабочее место, подготовиться к выходу с военной службы, получить совет по выбору профессии, изменить место работы.
Дом и семья: ухаживание, выбор супруга (супруги), подготовка к заключению брака, планирование семейной жизни, под готовка к рождению детей, воспитание детей, понимание детей подготовка детей к поступлению в школу, помощь детям в школь ном обучении, разрешение материальных затруднений, использование семейных советов, ведение домашнего хозяйства, планирование семейного бюджета, распоряжение деньгами, покупки домашний ремонт, садоводство.
Развитие собственной личности: улучшение навыков чтения письма, говорения, слушания, продолжение общего образования развитие религиозной веры, совершенствование умения принимать жизненно важные решения, развитие способности к само анализу, выявление своей сущности, раскрытие своих способностей, осознание своих ценностей, понимание других людей, обучение самоуправлению, совершенствование своего имиджа установление интимных связей, умение прислушиваться к сове там других людей.
Использование свободного времени: выбор хобби, поиск новых друзей, вступление в какие-либо организации, планирование рационального использования времени, семейного отдыха, проведения развлекательных мероприятий, покупка снаряжения.
Здоровье: поддержание формы, планирование диеты, поиск и пользование медицинскими службами, предотвращение несчастных случаев, оказание первой помощи, распознание детских заболеваний, уяснение функционирования человеческого организма покупка и пользование медикаментами, развитие здорового образа жизни, распознавание признаков физической и психической ослабленности.
Коллективная жизнь: отношения со школой и учителями, изучение местных нужд, потребностей и возможностей, участие в деятельности и оказание помощи местной общине, изучение способов оказания влияния на других людей, подготовка к участию в голосовании, развитие навыков лидерства, поддержание хороших отношений с окружающими, организация коллективных мероприятий для детей и молодежи.
Так в частности исходя из образовательного стандарта РУз в геологической сфере выпускник должен:
-быть знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- владеть системными знаниями мировоззренческого характера; знать основы гуманитарных и социально-экономических наук, актуальные вопросы текущей государственной политики; быть способным самостоятельно анализировать социальные проблемы и процессы;
- знать историю своей страны; уметь выражать и научно обосновывать свою позицию по вопросам духовных национальных и общечеловеческих ценностей, иметь активную жизненную позицию, основанную на идеях гуманизма и интернационализма;
- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных действий;
- знать правовые и этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, к обществу, к окружающей среде, уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности и особенно при разработке экологических и социальных проектов;
- владеть методами сбора, хранения,( редактирования) обработки и использования информации; уметь принимать обоснованные самостоятельные решения в своей профессиональной деятельности;
- иметь конкурентоспособную общепрофессиональную подготовку по соответствующему направлению бакалавриата;
- научиться самостоятельно, приобретать новые знания, самосовершенствоваться и на передовой научной основе организовывать свой труд; быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;
- иметь научное представление и убеждение в необходимости ведения здорового образа жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;
- овладеть культурой мышления, познать его общие законы, а также способностью к письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
- быть способным в условиях развития науки, техники и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; - умеет приобретать новые знания, используя современные информационные технологии;
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;
- быть способным в профессиональной сфере, на основе системного подхода, строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- методически и психологически быть готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
Говоря о новой модели обучения в современном технической вузе, готовящим специалистов по различным геологическим специальностям следует иметь ввиду тот факт, что если сравнительно недавно в качестве основной цели образования выступало приобретение знаний, т.е. считалось что, чем больше знаний в процессе обучения приобретет специалист, тем лучше он будет выполнять свои профессиональные и функциональные обязанности. В современных условиях уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать обучаемым умения и навыки самостоятельно пополнять свои знания, чтобы они затем с их помощью уверенно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической, социально-экономической и жизненно-необходимой (в т.ч. сугубо специфической профессиональной) информации.
Отсюда важнейшей целью образования (наряду с приобретением знаний) становится проблема «научить учиться», т.е. формирование у индивида умения анализировать состояние своих знаний, распознавать их соответствие объективно складывающимся условиям жизни и отталкиваясь от них постоянно и систематически пополнять свои знания.
Самостоятельность в обучении представляет собой необходимое условие активизации познавательных процессов и всей учебной деятельности обучаемого, одновременно является одним из путей подготовки человека к жизни, к труду, в условиях постоянно и быстро развивающихся научных знаний, обновляющейся техники, развития духовной культуры, совершенствования искусства, литературы.
Быстрые темпы развития науки, техники, производства, а также духовных сфер ставит человека в такие условия, когда ему приходится решать такие задачи, появление которых невозможно было порою и предвидеть.
Встречи с новой трудовой ситуацией требуют непрерывной перестройки сознания, отказа от сложившихся установок, освоенных ранее приемов и методов труда и замены их творческой разработкой, соответствующей изменяющимся условиям. Ибо только творческий труд приводит к созданию продуктов деятельности, отличающихся новизной, оригинальностью, представляющих объективно-общественную значимость и ценность.
Развитию творческой личности должна быть подчинена деятельность любого учебного заведения, но это в большей мере касается вузов, ибо они призваны способствовать формированию у студентов готовности к самообразованию ( и даже к самообучению).
Однако никакие меры не дадут ожидаемых результатов, если учебно-воспитательный процесс будет вестись в рамках традиционно сложившихся педагогических технологий. Смысл новой технологии подготовки специалистов должен состоять в том, чтобы максимально способствовать развитию у студентов творческой инициативы и воспитанию у них потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений и навыков самообразовательной деятельности.
Для достижения целей формирования личности специалиста необходимо устранить противоречие между учебной деятельностью и деятельностью профессиональной. Для этого в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход и трансформацию одного типа деятельности (познавательный) в другой ( профессиональный ) с соответ-ствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, поступков, средств, предметов и конечных результатов.
Отечественная система обучения существенно и в какой-то мере счастливо отличается от западной стратегии обучения, прежде всего, в том аспекте, что процесс обучения - накопления знаний, интеллектуального совершенствования личности еще и дополняется процессом воспитания индивида, т.е. формированием его личностных и патриотических качеств, в большей мере не характерных для западной цивилизации. Что достигается наличием института кураторства, появлением в вузе структур воспитательного характера, направленных не только на ознакомление молодежи с основными этическо-моральными нормативами общества, но путем организации специальных общественных мероприятий (лекций общекультурного цикла, экскурсии в музеи, на определенные производства, посещение выставок, театров, участие в спортивных состязаниях, художественных фестивалях, в различного рода смотрах-конкурсах, групповые посещения кинопросмотров, организация комнат-отдыха в общежитиях и т.д.). Все это вместе приводит к особому интегральному показателю, соединяющему воедино обязательный цикл обучения в вузе с дополнительным спектром «общественных нагрузок».
Все это вместе зовется подготовкой квалифицированных и компетентных специалистов с широким кругозором миропонимания. Особенно важно формирование такой выпускающей ( апостериорной) модели для специалистов геологических направлений, которые будут надолго оторваны от «очагов цивилизации» и должны для местного населения и членов своих экспедиционных коллективов ( партий, отрядов) быть «островком компетентности» и нести в широкие народные массы основы общечеловеческой культуры и профессиональные знания, уже как командиры производства.
Литература
1.Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.ил.
2. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.