Априорные и апосториорные модели обучения при подг

Анатолий Антонец
АПРИОРНЫЕ  И АПОСТОРИОРНЫЕ МОДЕЛИ
ОБУЧЕНИЯ    ПРИ  ПОДГОТОВКЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ 
 
При изучении сложных   явлений  и процессов одним  из немногочисленных способов получения обобщенных сведений является моделирование.
Высокая эффективность и возрастающая роль моделирования как общего метода изучения явлений материального мира очевидны и доказано всем ходом развития науки и техники.
Сейчас нет, пожалуй, такой отрасли  и сфер  знаний, где бы оно ни применялось. С помощью модели   выявляют наиболее существенные факторы, формирующие те или иные свойства объекта (т.к. модель отражает лишь некоторые основные характеристики исходного объекта .
Модель помогает понять, как устроен  конкретный объект,  а  затем чтобы управлять этим объектом (или  процессом с ним связанным) и определить наилучшие способы управления при заданных целях и критериях; наконец, чтобы прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект. В любом случае модель проще, в некотором смысле грубее изучаемого явления, но зато одну и ту же модель можно использовать для описания широкого класса явлений.
Необходимо отметить, что обучение   и связанный  с ним  процесс   передачи знаний   является  весьма  сложным и многостадийным фактором,   поэтому  для  его реализации  вполне  не только допустимо  моделирование, но даже и необходимо. 
Причем  на разных стадиях  приходится  иметь  дело с моделями  разных уровней  и порядков.
Чтобы  обучение было успешным  необходимо  знать как можно больше  об  объекте, которым следует управлять  ( а попросту обучать).
Для этого необходимо получить  необходимые   данные  об априорных знаниях   студентов,  начинающих   обучение в  вузе.
Связи с тем,  что первокурсники    получали   образование   в  разных типах  общеобразовательных учреждениях, где существуют  разные требования,   подходы  к  обучению и критериям     знаний выпускников общеобразовательных заведений, их  готовность к обучения  в  вузе различная и колеблется  в значительных интервалах Кроме того  на  характеристику обучения накладываются  и индивидуальные  достижения (приобретенные ими в пределах пока сравнительно еще недолгой жизни)  каждого конкретного обучаемого.  Связи с этим разброс  потенциальных  для обучения   знаний  и качеств  личности  их существенно различен  по самым   различным   жизненным аспектам.
Исходя  из наличия явной  неподготовленности к  обучению ряда первокурсников перед всем  учебным заведением  и его отдельными составляющими: факультет, кафедра,  преподавательский состав  стоит весьма непростая   задача   путем воздействия   на   объект обучения  на  выходе ( по окончании)   вуза  получить   продукт (  выпускник вуза) по возможности   самого высокого качества.  Тут уже приходится  вести разговор об  апостериорной модели  выпускаемых специалистов, которая  должна привести  к  минимуму    расхождение  в потенциальных возможностях   выпускаемых специалистов.  Причем  обучение  в вузе  не должно «замыкаться» только на  ознакомление с  узкоспециальной информацией и получением ЗУНов специализации, но  и  уже  ориентируется  также на  получение  студентами  знаний   в области философии, социологии, психологии, педагогики, андрагогики, медицины, права, экономики.  То есть перед образовательным учреждением  стоит задача    подготовить выпускников   к различным аспектам жизнедеятельности:
Профессия и карьера: подготовиться к выбору карьеры, изучить все возможности, предоставляемые той или иной карьерой, получить работу, приобрести необходимые для данной работы умения, справляться с работой, продвинуться в работе, сохранить за собой рабочее место, подготовиться к выходу с военной службы, получить совет по выбору профессии, изменить место работы.
Дом и семья: ухаживание, выбор супруга (супруги), подготовка к заключению брака, планирование семейной жизни, под готовка к рождению детей, воспитание детей, понимание детей подготовка детей к поступлению в школу, помощь детям в школь ном обучении, разрешение материальных затруднений, использование семейных советов, ведение домашнего хозяйства, планирование семейного бюджета, распоряжение деньгами, покупки домашний ремонт, садоводство.
Развитие собственной личности: улучшение навыков чтения письма, говорения, слушания, продолжение общего образования развитие религиозной веры, совершенствование умения принимать жизненно важные решения, развитие способности к само анализу, выявление своей сущности, раскрытие своих способностей, осознание своих ценностей, понимание других людей, обучение самоуправлению, совершенствование своего имиджа установление интимных связей, умение прислушиваться к сове там других людей.
Использование свободного времени: выбор хобби, поиск новых друзей, вступление в какие-либо организации, планирование рационального использования времени, семейного отдыха, проведения развлекательных мероприятий, покупка снаряжения.
           Здоровье: поддержание формы, планирование диеты, поиск и пользование медицинскими службами, предотвращение несчастных случаев, оказание первой помощи, распознание детских заболеваний, уяснение функционирования человеческого организма покупка и пользование медикаментами, развитие здорового образа жизни, распознавание признаков физической и психической ослабленности.
Коллективная жизнь: отношения со школой и учителями, изучение местных нужд, потребностей и возможностей, участие в деятельности и оказание помощи местной общине, изучение способов оказания влияния на других людей, подготовка к участию в голосовании, развитие навыков лидерства, поддержание хороших отношений с окружающими, организация коллективных мероприятий для детей и молодежи.
   Так  в частности  исходя  из образовательного  стандарта  РУз     в геологической сфере выпускник  должен:
-быть  знаком  с основными учениями  в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет  использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- владеть системными знаниями мировоззренческого характера; знать основы гуманитарных  и социально-экономических наук, актуальные вопросы текущей государственной политики; быть способным самостоятельно анализировать социальные проблемы и процессы;
- знать историю своей  страны; уметь выражать и научно обосновывать свою позицию по вопросам духовных национальных и общечеловеческих ценностей, иметь активную  жизненную позицию, основанную на идеях  гуманизма и интернационализма;
- иметь  целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в  природе и обществе, понимать возможности  современных научных методов познания природы и  владеть  ими на уровне, необходимом  для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных действий;   
- знать правовые и этические нормы, регулирующие отношение  человека к человеку,  к обществу, к окружающей среде, уметь учитывать их в своей  профессиональной деятельности  и особенно  при разработке экологических и социальных проектов;
- владеть методами сбора, хранения,( редактирования) обработки и использования информации; уметь принимать обоснованные самостоятельные решения в своей профессиональной деятельности;   
- иметь конкурентоспособную общепрофессиональную подготовку по соответствующему направлению бакалавриата;
- научиться  самостоятельно, приобретать новые знания, самосовершенствоваться  и на передовой научной основе организовывать свой труд;  быть способным продолжить обучение и  вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;
- иметь научное представление и убеждение в необходимости ведения здорового образа жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;
    - овладеть культурой мышления,  познать его  общие законы, а также способностью к письменной и устной речи  правильно (логично)  оформить  его результаты;
     -    быть  способным в условиях развития науки, техники и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;              -   умеет  приобретать новые знания, используя современные информационные технологии;
    - понимать   сущность и  социальную  значимость  своей  будущей профессии, основные  проблемы  дисциплин, определяющих  конкретную область его деятельности, видеть  их взаимосвязь в целостной системе знаний;
    -  быть способным   в профессиональной  сфере,  на основе системного подхода,    строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять  их качественный и количественный анализ;
    - методически и психологически  быть готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над  междисциплинарными проектами.

Говоря  о новой   модели обучения  в  современном  технической вузе, готовящим специалистов  по различным геологическим специальностям следует иметь ввиду тот факт, что если сравнительно недавно в качестве основной цели образования выступало приобретение знаний, т.е. считалось что, чем больше знаний в процессе обучения приобретет специалист, тем лучше он будет выполнять свои профессиональные и функциональные обязанности. В современных условиях  уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать обучаемым умения и навыки самостоятельно пополнять свои знания, чтобы они затем с их помощью уверенно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической, социально-экономической и жизненно-необходимой (в т.ч. сугубо специфической профессиональной) информации.
Отсюда важнейшей целью образования (наряду с приобретением знаний) становится проблема «научить учиться», т.е. формирование у индивида  умения анализировать состояние своих знаний, распознавать их соответствие объективно складывающимся условиям жизни и отталкиваясь от них постоянно и систематически пополнять свои знания.
Самостоятельность в обучении представляет собой необходимое условие активизации познавательных процессов и всей учебной деятельности обучаемого, одновременно является одним из путей подготовки человека к жизни, к труду, в условиях постоянно и быстро развивающихся научных знаний, обновляющейся  техники, развития духовной культуры, совершенствования искусства, литературы.
 
       Быстрые темпы развития науки, техники, производства, а также духовных сфер ставит человека в такие условия, когда ему приходится решать такие задачи, появление которых невозможно было порою и  предвидеть.
Встречи с новой трудовой ситуацией  требуют непрерывной перестройки сознания, отказа от сложившихся установок, освоенных ранее приемов и методов труда и замены их творческой разработкой, соответствующей изменяющимся условиям. Ибо только творческий труд приводит к созданию продуктов деятельности, отличающихся новизной, оригинальностью, представляющих объективно-общественную значимость и ценность.
Развитию творческой личности  должна быть подчинена деятельность любого учебного заведения, но  это в большей мере касается вузов, ибо они  призваны способствовать формированию у студентов готовности к самообразованию ( и даже к самообучению).
Однако никакие меры не дадут ожидаемых результатов, если учебно-воспитательный процесс будет  вестись в рамках традиционно сложившихся педагогических технологий. Смысл новой технологии подготовки специалистов должен состоять в том, чтобы максимально способствовать развитию у студентов творческой инициативы и воспитанию  у них потребности в самообразовании,  стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений и навыков самообразовательной деятельности.
Для достижения целей формирования личности специалиста необходимо устранить противоречие между учебной деятельностью  и деятельностью профессиональной. Для этого в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход и трансформацию одного типа деятельности (познавательный)   в  другой ( профессиональный ) с соответ-ствующей сменой потребностей и мотивов, целей,  действий, поступков, средств, предметов и   конечных результатов.
 Отечественная   система обучения    существенно  и в какой-то мере счастливо отличается  от   западной стратегии обучения, прежде всего,   в том аспекте, что процесс обучения - накопления знаний, интеллектуального совершенствования  личности  еще   и дополняется  процессом   воспитания индивида,  т.е.  формированием его личностных и патриотических качеств, в большей мере не характерных для  западной цивилизации. Что достигается  наличием   института  кураторства, появлением в вузе  структур  воспитательного характера, направленных   не только на  ознакомление молодежи  с  основными  этическо-моральными   нормативами общества,  но  путем  организации  специальных  общественных мероприятий (лекций общекультурного цикла,  экскурсии  в музеи,   на  определенные производства, посещение   выставок, театров,  участие  в спортивных  состязаниях,   художественных  фестивалях, в различного рода смотрах-конкурсах,   групповые посещения  кинопросмотров, организация комнат-отдыха в общежитиях  и т.д.).  Все  это вместе  приводит   к  особому  интегральному  показателю,  соединяющему воедино  обязательный  цикл обучения  в  вузе   с  дополнительным спектром  «общественных нагрузок».
Все это вместе   зовется  подготовкой    квалифицированных  и компетентных  специалистов   с  широким  кругозором  миропонимания.     Особенно   важно  формирование такой   выпускающей ( апостериорной) модели  для  специалистов   геологических направлений, которые  будут  надолго оторваны  от «очагов  цивилизации»   и  должны  для  местного  населения  и   членов своих  экспедиционных коллективов ( партий, отрядов)    быть  «островком компетентности» и  нести  в широкие народные  массы   основы общечеловеческой культуры    и профессиональные знания,  уже как командиры производства.
Литература

 1.Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.ил.
2. Профессиональная  педагогика:  Учебник  для студентов,  обучающихся  по  педагогическим  специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.