О реализации в геологоразведке методов инженерного

Анатолий Антонец
  О   РЕАЛИЗАЦИИ   В   ГЕОЛОГОРАЗВЕДКЕ   МЕТОДОВ
ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА

 Решающим источником экономического роста любой страны и прежде всего развивающихся все более становятся ЗНАНИЯ, а также индивидуальная и общественная способность их использования.
Носители и генераторы новых знаний - ученые, конструкторы, инженеры, врачи, педагоги...   Поэтому центр тяжести в политичес¬ком, военном и экономическом противостоянии мировых держав   и  других стран  все сильнее   смещается  в сферу  высшего   образования.
Страна, не обладающая системой образования, способной подгото¬вить кадры высшей квалификации неизбежно отстанет в технике и  технологии. В политическом соперничестве не имеет шансов   на успех...
 
Некомпетентность лиц, принимавших и принимающих до сих пор ответственные    решения  - одна  из   главных  причин   наших   серьезных провалов.
Нет надобности, доказывать,   что плохо подготовленный специалист  всегда  таил в себе угрозу:
врач-недоучка – здоровью, плохой педагог - будущему наших детей,  неграмотный конструктор - миллионам попусту потраченных  народных денег и природе, плохой инженер и руко¬водитель может привести к национальной трагедии (Бхопал, Черно¬быль, Башкирия, московский  аквапарк ...),  геолог  -  не найденным  месторождениям  полезных ископаемых…
ОДНАКО    ФРОНТ ЛЕГКО ОТКРЫВАЕМЫХ   МЕСТОРОЖДЕНИЙ,   ПРАКТИЧЕСКИ УЖЕ  ИСЧЕРПАН,  И ПОЭТОМУ ГЛАВНОЙ ПОИСКОВО-РАЗВЕДОЧНОЙ  ЗАДАЧЕЙ СТАЛО НАХОЖДЕНИЕ   МЕСТОРОЖДЕНИЙ  ГЛУБИННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ И НАХОЖДЕНИЯ.   РЕШЕНИЕ  ПОДОБНОЙ ПОИСКОВОЙ  ЗАДАЧИ ВОЗМОЖНО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ    С ПОМОЩЬЮ   ГЕОФИЗИЧЕСКИХ И ГЕОХИМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБНАРУЖЕНИЯ.

Цель высшей школы – это, прежде всего, подготовка высоко¬квалифицированных специалистов (а   настоящий   специалист  вырас¬тет   из студента  такого вуза, где он вовлечен в творческую деятельность, в творческий научный поиск, в исследовательскую работу, изобретательство   и  рационализацию).

При  этом следует отметить, что " один из главных недостатков  в подготовке большинства выпускников инженерных специальностей ;
а) неумение самостоятельно ставить новые задачи ;
6) неумение решать задачи поиска новых конструкторско-техно-логических решений   на уровне изобретений / обеспе¬чивающих   в   итоге:
- повышение   качества  продукции,
- достижение мирового уровня,
- всестороннюю интенсификацию и экономию   ресурсов  /.

Процесс формирования инженерных кадров должен быть подчинен развитию у студентов   навыков самостоятельного технического твор¬чества, системного анализа технико-экономических проблем, умения находить   эффективные   решения.

Обучение навыкам   постановки и решения задач поиска ( изобретения )   новых, более эффективных конструкторско-технологических решений,   в т.ч. решений, превосходящих   мировой уровень, т.е. всего того, что способствует  интенсификации произ¬водства обеспечивает повышение производительности труда, экономии материальных и топливно-энергетических  ресурсов и многого.
Обучение студентов и молодежи   методам и   приемам  инженер¬ного   творчества   способствует   скорейшему выявлению и раскрытию творческих наклонностей и способностей, о которых многие   из них даже и не подозревают.   Такое обучение   не только ускоряет   при¬обретение опыта   и   мастерства   как одаренными,   так   и   людьми со скромными задатками,   но   и дает им в руки такой   эффективный  инструмент, который позволяет   успешно   решать довольно   широкий    круг творческих   инженерных задач,   да   и не¬ только   их.
Главными   показателя, и   научного, научно-технического   и технического творчества  являются ОТКРЫТИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КОНСТРУКТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ.
Существует мнение, что умение НАХОДИТЬ, СТАВИТЬ и РЕШАТЬ    изобретательские   задачи   - это   "божий дар", которо¬му   нельзя   научить.
По мнению же педагогических  авторитетов обучение ин¬женерному  творчеству  заметно повышает творческий потен¬циал каждого человека. Правда, у одаренных  людей  при одинаковом обучении со всеми другими творческий потенциал   ос¬тается относительно   более высоким.
Основная цель такого обучения заключается в выявлении и раскрытии творческих наклонностей и способностей,   о  которых мно¬гие  из людей  даже  и не подозревают.
По мнению академика А.Н.Несмеянова: "... главное, что должно дать образование, ... это не "багаж" знаний, а умение владеть этим "багажом" ... владеть - это значит уметь применять. Но основное  умение - это умение ставить и решать в своей области вопросы. Главная цель образова¬ния  - это тренировка мозга на всё более и более творческой постановке и решении вопросов".
Практика свидетельствует, что успешному и ускоренному  принципу решений изобретательских и научно-технических задач способствует приме¬нение специальных методов и методик   изобретательства.
Методики изобретательства  - это некоторая система  путей творческих поисков, набор или   перечень правил и средств активиза¬ции   мышления.
Одно из главных достоинств большинства методик заключается в том, что они способствуют выработке нешаблонного мышления, т.е. умению по-новому посмотреть на привычные явления, в результате че¬го возникают оригинальнее технические решения. Однако любая из ме¬тодик, как бы она не называлась, является одним из элементов   в общей системе создания изобретений и рационализаторских предложе¬ний.
Среди методов инженерно-технического творчества наибольшее разви¬тие  на  практике  получили:
- эвристические ( мозгового штурма, синектики, контрольных вопросов   и др. ;
- морфологические (систематические методы поиска ММА),
- логические (АРИЗ, ТРИЗ)
- функциональные  ( ФСА  и др.);
- деятельные (деловые  игры).

Использование  этих  и других методов  мозговой  деятельности  способствует решению задач  в самых различных сферах…
В частности  в  геологоразведке…
Так  поиски  глубинного  залегания  месторождений  радиоактивных руд  могут быть  осуществлен  с  помощью  нетрадиционных методов ( пока  неиспользованных методов), которые могут  возникнуть в  результате  применения  на практике  методов   научно-технического творчества…
В частности  при распаде     радиоактивных ядер  могут  возникнуть три вида излучений  (альфа-, бета-  .  гамма   и  др.).
Альфа-излучение,   присоединив к себе   свободные электроны,   может   трансформироваться (превратиться )     в   атомы   гелия.  Газ гелий,  обладая  повышенной  миграционной  способности,  может   с больших глубин мигрировать в  сторону  земной  поверхности   и дать образованию гелиевых  аномалий, которые могут быть  зафиксированы   определенными  методами анализа.
Второй  путь  -  при бета-распаде могут образовываться  частицы                ( нейтрино), обладающие  большой  пропускной  способностью…
Таким образом   может  быть   создан  и обоснован   метод поисков  названный  нами   МНИ ( метод нейтринной  индикации).
Подобные  ( нетрадиционные  и новые методы ) могут быть  созданы   и   при поисках ( обнаружениях)   и разведке ( детальному анализу)  и других видов  полезных   ископаемых   и   минерального сырья.   

Литература
1. Альтшуллер  Г.С.  Найти идею.  – Новосибирск : Наука,  1976.
2. Буш  Г. С.
3. Половинкин  А.И.  Основы  инженерного творчества. –М. :  Машиностроение, 1988.
4.