О смотрах-конкурсах на лучшую постановку воспитате
О СМОТРАХ-КОНКУРСАХ НА ЛУЧШУЮ ПОСТАНОВКУ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
Для современного общества характерно изменение ценностных ориентаций молодежи, на которые существенное влияние оказывают СМИ и новейшие технологии воздействия на сознание человека. В таких условиях становится особенно актуальной задача, связанная с формированием у студентов передового мировоззрения и выбора молодежью правильных ориентиров в постоянно меняющемся мире.
Эффективное решение проблемы подготовки всесторонне развитого специалиста и творческой личности немыслимо без комплекса научно-обоснованных взаимосвязанных мер, ориентированных на совершенствование и оптимизацию учебного процесса в вузе, а также на ведение на всех стадиях учебного процесса совершенной воспитательной работы, направленной на формирование у будущих выпускников высоких гражданских, моральных и деловых качеств.
Особенно важное внимание должно быть уделено в вузе вопросам НРАВСТВЕННОГО, МОРАЛЬНОГО и ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ среди учащейся молодежи.
Преподаватели вузов всеми своими силами должны способствовать адаптации студентов к новым условиям получения профессиональных навыков, развитию у обучаемых их креативных способностей, социальной адаптации в учебном заведении и в вопросах организации досуга и т.д.
Именно в процессе научного и учебного сотрудничества преподавателей и студентов, возможно, их совместное духовно-нравственное и гражданское совершенствование.
Одной из эффективных форм деятельности в современном учебном заведении по совершенствованию воспитательной работы среди студенческой молодежи может стать регулярное проведение внутривузовских смотров-конкурсов на лучшую учебную группу и лучшего преподавателя-наставника ( куратора).
Целью таких смотров-конкурсов может стать активизация учебно-воспитательной работы на кафедрах и среди отдельных преподавателей, а также установление связей и обмен опытом между преподавателями, кафедрами, факультетами в вопросах постановки наставнической работы, ориентированной на формирование у молодежи высоких профессионально-личностных качеств будущих специалистов, позволяющим быть им конкурентоспособными в условиях рынка, а также использовать в воспитательной работе огромные возможности современных информационных средств ( бумажные и безбумажные ( например, Интернет) СМИ ), способствовать пропаганде здорового образа жизни и т.д.
Шкала оценок деятельности факультетов, кафедр, учебных групп должны быть составлены таким образом, чтобы при этом не были ущемлены интересы кафедр вуза самого различного профиля ( общеинженерные, специальные ( профилирующие), общественных наук, языковые и т.д.
Необходимо отметить, что ШКАЛА ОЦЕНОК не должна оставаться ПОСТОЯННОЙ и по мере накопления опыта в этой весьма сложной работе может систематически совершенствоваться в соответствии с меняющимися целями и задачами и усложняться от конкурса к конкурсу.
Шкалы оценок смотров –конкурсов на лучшую постановку воспитательной работы могут явиться своеобразным компасом направленности всей воспитательной работы в вузе и в её отдельных подразделениях ( факультеты, кафедры., общежития, направления обучения, группы ) и совершенствоваться от конкурса к конкурсу.
В качестве основных критериев оценки деятельности ( всех категорий участников- факультеты, кафедры, учебные группы, отдельные преподаватели-наставники и пр.) по воспитательной работе в вузе могут быть следующие показатели:
• Отсутствие правонарушений ( уголовных, дисциплинарных, хулиганских, дисциплинарных, экономических и пр.), - за что могут начисляться большие штрафные баллы;
• Абсолютное и процентное количество пропущенных занятий за определенные интервалы учебного времени;
• Количество срывов занятий и их не проведение ( без уважительных причин);
• Успеваемость в группах ( число отличников, хорошистов и т.п.);
• Активность участия в ряде важнейших мероприятиях ( субботники, фестивали, праздники , спортивные мероприятия);
• Степень участия студентов в научных конференциях и число публикаций их работ в различных печатных изданиях и пр.;
• Наличие и качество учебно-методических разработок воспитательного и психолого-педагогического характеров;
• Качество документации , сопровождающей характер проведения воспитательной работы с группой студентов и её отдельными представителями;
• Степень активности кураторов в конференциях, заседаниях советов, факультетских планерках и пр.;
• Количество и степень сложности мероприятий по организации досуга студентов и т.д.
Расшифровка итоговых показателей смотра-конкурса позволяет быстро установить конкретный отстающий участок работы на кафедре, факультете и отдельной группе и принять необходимые меры; способствует привлечения внимания на положение дел в этой сфере деятельности со стороны административных ( ректорат, учебная часть, деканаты ) и общественных ( кураторский совет, комиcсии) органов и т.п..
Обсуждение итогов КОНКУРСА на ЛУЧШЕГО ПРЕПОДАВАЛЯ-НАСТАВНИКА и на ЛУЧШУЮ УЧЕБНУЮ ГРУППУ на конференциях, на заседаниях Ученых советов, присуждение Дипломов, награждение грамотами и ценными подарками, выделение премий и других видов поощрения отличившимся факультетам, кафедрам, преподавателям, учебным группам - всё это активизирует работу факультетов, кафедр, преподавателей и студентов в такой важной сфере, как воспитательная работа, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов и законопослушных граждан – патриотов страны, предприятий, учреждений, учебного заведения, который они окончили.
Поощряемая при подведении итогов смотров-конкурсов работа ( вручение денежных премий, награждение ценными подарками, Дипломами, грамотами, творческими командировками, путевками в места отдыха ) может явиться мощным стимулирующим факторов и способствовать усилению воспитательной работы, которая в ряде вузов еще недостаточно оценивается.