О смотрах-конкурсах на лучшую постановку воспитате

Анатолий Антонец
 
О  СМОТРАХ-КОНКУРСАХ  НА ЛУЧШУЮ ПОСТАНОВКУ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  В   ВУЗЕ

Для  современного общества характерно  изменение ценностных ориентаций молодежи, на которые существенное влияние оказывают  СМИ  и новейшие технологии воздействия на сознание человека. В таких условиях становится особенно актуальной задача, связанная  с формированием у студентов передового мировоззрения  и  выбора молодежью правильных ориентиров в постоянно меняющемся мире.
Эффективное решение проблемы подготовки всесторонне развитого специалиста и творческой личности немыслимо без комплекса научно-обоснованных взаимосвязанных мер, ориентированных на совершенствование и оптимизацию учебного процесса в вузе, а также  на ведение  на всех стадиях  учебного процесса   совершенной воспитательной работы, направленной на формирование у будущих выпускников высоких гражданских, моральных и деловых качеств.
Особенно важное внимание должно быть уделено  в  вузе  вопросам  НРАВСТВЕННОГО, МОРАЛЬНОГО и ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ   среди  учащейся  молодежи.
Преподаватели  вузов   всеми своими силами должны способствовать адаптации студентов к новым условиям получения профессиональных навыков, развитию  у обучаемых их креативных способностей, социальной адаптации  в учебном заведении  и в вопросах организации досуга и т.д.
Именно в процессе научного и учебного сотрудничества преподавателей и студентов,  возможно, их совместное духовно-нравственное и гражданское совершенствование.
Одной из эффективных форм деятельности  в современном учебном заведении  по  совершенствованию  воспитательной работы  среди  студенческой молодежи  может стать регулярное проведение  внутривузовских  смотров-конкурсов    на лучшую  учебную группу   и лучшего преподавателя-наставника ( куратора).   
Целью таких смотров-конкурсов может стать  активизация  учебно-воспитательной работы на кафедрах и среди отдельных преподавателей, а также установление связей и обмен опытом между преподавателями, кафедрами, факультетами  в  вопросах постановки наставнической работы, ориентированной на формирование  у молодежи высоких профессионально-личностных качеств будущих специалистов, позволяющим быть им  конкурентоспособными  в условиях рынка, а также использовать в воспитательной работе огромные возможности  современных информационных средств ( бумажные  и безбумажные ( например, Интернет)  СМИ ), способствовать пропаганде здорового образа жизни  и т.д.
Шкала оценок  деятельности  факультетов, кафедр,  учебных групп должны быть составлены таким образом, чтобы при этом не были ущемлены интересы кафедр вуза  самого различного профиля ( общеинженерные, специальные ( профилирующие), общественных наук, языковые и т.д.
Необходимо отметить, что   ШКАЛА  ОЦЕНОК  не должна оставаться ПОСТОЯННОЙ и по мере накопления опыта  в этой весьма сложной работе может систематически совершенствоваться в соответствии с меняющимися целями и задачами     и  усложняться  от  конкурса  к конкурсу.
Шкалы оценок  смотров –конкурсов  на лучшую постановку   воспитательной работы     могут  явиться  своеобразным   компасом направленности   всей воспитательной работы  в  вузе  и в её отдельных подразделениях ( факультеты, кафедры., общежития, направления обучения, группы ) и совершенствоваться  от конкурса к конкурсу.
В  качестве   основных  критериев оценки  деятельности ( всех категорий участников- факультеты, кафедры, учебные группы, отдельные преподаватели-наставники и пр.) по воспитательной работе  в вузе могут быть  следующие показатели:
• Отсутствие правонарушений (  уголовных, дисциплинарных, хулиганских, дисциплинарных, экономических и пр.), - за что могут начисляться  большие штрафные баллы;
• Абсолютное и процентное количество пропущенных занятий за определенные интервалы учебного времени;
• Количество срывов занятий и их не проведение ( без уважительных причин);
• Успеваемость в группах ( число отличников, хорошистов и т.п.);
• Активность участия  в  ряде  важнейших мероприятиях ( субботники, фестивали, праздники , спортивные мероприятия);
• Степень участия студентов  в научных конференциях  и число публикаций их работ  в различных печатных изданиях и пр.;
• Наличие и качество  учебно-методических разработок  воспитательного и психолого-педагогического характеров;
• Качество      документации , сопровождающей  характер проведения  воспитательной работы  с группой студентов и её отдельными представителями;
• Степень активности кураторов  в конференциях, заседаниях советов, факультетских планерках и пр.;
• Количество и степень сложности мероприятий по организации досуга студентов и т.д.

Расшифровка итоговых показателей  смотра-конкурса  позволяет быстро установить конкретный отстающий  участок работы на кафедре, факультете  и отдельной группе   и принять необходимые меры; способствует привлечения внимания на положение дел в этой сфере деятельности  со стороны  административных ( ректорат, учебная часть, деканаты )  и общественных ( кураторский совет, комиcсии)  органов и т.п..
Обсуждение  итогов   КОНКУРСА  на  ЛУЧШЕГО ПРЕПОДАВАЛЯ-НАСТАВНИКА и на   ЛУЧШУЮ  УЧЕБНУЮ ГРУППУ    на конференциях, на заседаниях Ученых советов,  присуждение Дипломов, награждение грамотами и ценными подарками, выделение премий  и других видов поощрения  отличившимся факультетам, кафедрам, преподавателям, учебным группам   - всё это  активизирует работу факультетов, кафедр, преподавателей и студентов  в такой важной сфере, как  воспитательная работа, способствует  подготовке  высококвалифицированных  специалистов  и законопослушных граждан – патриотов  страны, предприятий, учреждений,  учебного заведения, который они окончили.
Поощряемая при подведении итогов смотров-конкурсов работа ( вручение денежных премий, награждение ценными подарками, Дипломами, грамотами, творческими командировками, путевками   в места отдыха )   может явиться  мощным стимулирующим факторов   и способствовать  усилению  воспитательной работы, которая  в ряде вузов  еще  недостаточно оценивается.