Некоторые аспекты подготовки компетентных кадров в

Анатолий Антонец
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ  ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНЫХ КАДРОВ  В  ОБЛАСТИ ГЕОЛОГИИ И ГОРНОГО ДЕЛА В  ХХ1 в.
   
Последние столетия характеризуются  существенным прогрессом  многих сторон развития и жизни общества, где  не последняя роль принадлежит  рациональной  системе обучения. Учебный  процесс  ХХ  и XXI столетий  существенно отличается    от процесса  обучения    прошлых  эпох и столетий. Период  колоссального  роста  информационных  носителей и  появления многообразных сфер деятельности   обусловил  существенную перестройку всей системы образования – от самого  её низа  и  до  его  возможного верха.
Сейчас путь  от  начального  обучения (всеми  элементарно необходимыми  сведениями)  до  высот максимального уровня развития науки и культуры  необходимо человеку проходить  в максимально сжатые сроки, отведенные  ему для этого жизнью.  Времени на неторопливую «раскачку»  у него, как это было  в прежние годы и эпохи, у него  уже  нет.  Быстрое  прохождение  обучающей дистанции требует применения  на практике  оптимальных  по затратам  времени  и  эффективных     по качеству усвоения  - методов, способов, приемов и средств  обучения.
Если сравнительно недавно в качестве основной цели образования выступало приобретение знаний, т.е. считалось что, чем больше знаний в процессе обучения приобретет специалист, тем лучше он будет выполнять свои профессиональные и функциональные обязанности.
В современных же  условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрос, увеличиваясь, день ото дня, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать обучаемым умения и навыки самостоятельно пополнять свои знания, чтобы они затем с их помощью начали уверенно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической, социально-экономической и жизненно-необходимой (в т.ч. сугубо специфической профессиональной) информации.
Быстрые темпы развития науки, техники, производства, а также духовных сфер ставит человека в такие условия, когда ему приходится решать такие задачи, появление которых невозможно было порою даже  и  предвидеть.  В связи с этим перед системой образования во всем мире, остро стала проблема радикальной перестройки его целей, содержания, форм, методов, средств и всей его организации в соответствии с требованиями Нового Времени.
   Коммуникативная революция конца ХХ века многократно увеличила скорость передачи информации, а вместе с ней и скорость принятия решений, динамику экономических, культурных, политических явлений. Отражением этого является тот факт, что в новом обществе смена специальностей, профессии, работы все чаще происходит несколько раз на протяжении жизни конкретного человека. Многое в реальной  жизни слишком быстро устаревает и т конкретный человек     оказывается перед новым выбором, где ему вновь нужно  принимать ответственное  решение.
 Самостоятельность и решительность становится необходимыми качествами человека новой эпохи. Необходимость быстро ориентироваться во все ускоряющемся   потоке информации, быстро принимать решения и организовывать их воплощение приводят к новому социальному заказу к образованию. Динамичное, т.е. постоянно меняющееся общество должно  иметь     адекватное ему – и  динамическое образование.  Это требование  времени вызывает к жизни  такое его качество, как   непрерывность образования.
 Если раньше, в эпоху индустриализма,  человек учился 10-15 лет, чтобы потом всю жизнь работать на выбранном (или назначенном ему) месте, то теперь полученное образование устаревает настолько быстро, что переучиваться нужно постоянно. Непрерывность – одна из черт нового образования, присущая наступающей постиндустриальной эпохе. Знание    становится все более «недолговечным». Сегодняшние  законы и закономерности  уже  завтра часто  становится заблуждением, т.е.   школа недалекого будущего должна «выдавать на гора»  не только наиновейшую  информацию, но  главное  дать способы работы с ней. Студенты ( а еще лучше на стадии   школьного образования),  должны учиться отбрасывать старые идеи,  не выдержавших испытание временем,  но и знать, когда и как их нужно будет  менять.
Словом,  учащиеся и студенты  должны  в первую очередь  научиться учиться, а затем,  если нужно и  переучиваться. Новое образование должно научить человека классифицировать   информацию, оценивать ее, изменять категории при необходимости движения от конкретного к абстрактному понятию,  и обратно, рассматривать проблему с новой позиции: как научить самого себя. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет уже тот, кто не освоил главного - «не научился учиться». 
Новая эра требует широты взглядов, интеграции наук, осмысления любой проблемы целиком – независимо от того, какие в ней заключены аспекты: биологические или материаловедческие, энергетические или медицинские. Специфика современных технологий заключается в том, что ни одна теория, ни одна профессия не могут покрыть весь технологический цикл. Сложная организация больших технологий приводит к тому, что былые профессии обеспечивают лишь одну – две ступени больших технологических циклов, и для успешной работы и карьеры человеку важно быть не только профессионалом, но быть способным активно и грамотно включаться в эти циклы. Нужны  будут не только узкие специалисты, но и их опора в лице   специалистов самого  широкого профиля,  ибо технологический подход требует от любого участника трудового процесса понимания и учета влияния самых разных факторов, ранее для него «посторонних».  Индивиду теперь нужно  быть готовым действовать в условиях высокой динамики рынка труда.
 Для этого крайне необходимо  уметь работать с информационными потоками, уметь анализировать происходящее вокруг, быть динамичным, легким на подъем, коммуникабельным и т.д.
  Высокая динамика  разнообразных процессов и высокая текучесть рынка труда породили такую форму организации производственного процесса как проектная деятельность. Работники объединяются для реализации определенного проекта, после его реализации трудовой коллектив распадается, а отдельные участники перетекают в другие проекты уже в рамках других трудовых коллективов. Такой тип организации труда требует умения работать в команде, зачастую разнородной, коммуникабельности, толерантности, навыков самоорганизации, умения самостоятельно ставить цели и достигать их.
Такие  важные качества личности не формировались в рамках старой системы образования,  ибо новая требует от работников самостоятельного принятия решений и способности нести ответственность за эти решения.  Такие качества необходимо  приобрести  в  вузе, в первую очередь   представителям  в области  геологии, горного дела, металлургии, т.е. представителям профессий  от которых в первую очередь зависит  техническая  мощь государства, к специальностям, относящихся к категории государствообразующих и странообеспечивающих.
Ибо  обнаружение, добыча, переработка  полезных ископаемых  является  главной компонентой  развития  современного общества. Она, как бы,  определяет  специфику    развития  того или иного государства и реальные  пути движения, и место этого государства  в глобальном мире…..
Поэтому  процесс обучения  в  XXI веке  должен  быть переориентирован   с  информационно-логического  на  структуированно-(вследствие сжатия и преобразования информации)-методологическо-энтропийный, где главным  средством  познания мира  и приобретения  профессиональных знаний   должна стать  самостоятельная творческая  работа обучаемых  при  направляющей  и консультирующей деятельности  всего профессорско-преподавательского состава   вуза. Главная задача которых -  помочь  обучаемым,  «выделить полезные  сигналы на фоне информационных шумов  различной мощности и частоты». Такая обучающая  система  позволит наиболее талантливым  студентам   получить добротное   образование  по лично-качественной  траектории  и в более сжатые сроки по сравнению со своими менее  развитыми  сокурсниками.   
Поэтому   нужна   решительная  смена   парадигм образования, основные компоненты которой  отражены  в данной таблице (Табл. 1).   
                Таблица 1               
Компоненты парадигм   Общество  ХХ века   Общество  ХХ1 века
Ценности образование для общественного производства; образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры;
образование в интересах общества;
образование для производства
Мотивы учение обучаемых,  как обязанность;
деятельность педагога как исполнение профессионального долга заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения результатов,
заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общение с ними
Нормы ответственность за учение обучающихся несет педагог;
авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение;
авторитет педагога создается за счет его личностных качеств
Цели направленность учения на приобретение научных знаний;
 учение в молодости как «запас на всю жизнь» направленность учения на овладение основами человеческой культуры и, в т. ч. компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д.);
учение в течение всей жизни
Позиции участников учебного процесса педагог передает знания;
педагог над обучающимися педагог создает условия для самостоятельного учения;
педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство
Формы и методы иерархический и авторитарный методы;

стабильная структура учебных дисциплин;
стабильные формы организации учебного процесса;
акцент на аудиторные занятия под руководством педагога демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы;
динамичная структура учебных дисциплин;
динамичные формы организации учебного процесса;
акцент на самостоятельную работу обучающихся
Средства
основным средством обучения является учебная книга учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ
Контроль и оценка контроль и оценка производятся преимущественно педагогом смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся


Литература
1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010. .
2. Профессиональная  педагогика. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.:  ЭГВЕС, 2009.