НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНЫХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ГЕОЛОГИИ И ГОРНОГО ДЕЛА В ХХ1 в.
Последние столетия характеризуются существенным прогрессом многих сторон развития и жизни общества, где не последняя роль принадлежит рациональной системе обучения. Учебный процесс ХХ и XXI столетий существенно отличается от процесса обучения прошлых эпох и столетий. Период колоссального роста информационных носителей и появления многообразных сфер деятельности обусловил существенную перестройку всей системы образования – от самого её низа и до его возможного верха.
Сейчас путь от начального обучения (всеми элементарно необходимыми сведениями) до высот максимального уровня развития науки и культуры необходимо человеку проходить в максимально сжатые сроки, отведенные ему для этого жизнью. Времени на неторопливую «раскачку» у него, как это было в прежние годы и эпохи, у него уже нет. Быстрое прохождение обучающей дистанции требует применения на практике оптимальных по затратам времени и эффективных по качеству усвоения - методов, способов, приемов и средств обучения.
Если сравнительно недавно в качестве основной цели образования выступало приобретение знаний, т.е. считалось что, чем больше знаний в процессе обучения приобретет специалист, тем лучше он будет выполнять свои профессиональные и функциональные обязанности.
В современных же условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрос, увеличиваясь, день ото дня, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать обучаемым умения и навыки самостоятельно пополнять свои знания, чтобы они затем с их помощью начали уверенно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической, социально-экономической и жизненно-необходимой (в т.ч. сугубо специфической профессиональной) информации.
Быстрые темпы развития науки, техники, производства, а также духовных сфер ставит человека в такие условия, когда ему приходится решать такие задачи, появление которых невозможно было порою даже и предвидеть. В связи с этим перед системой образования во всем мире, остро стала проблема радикальной перестройки его целей, содержания, форм, методов, средств и всей его организации в соответствии с требованиями Нового Времени.
Коммуникативная революция конца ХХ века многократно увеличила скорость передачи информации, а вместе с ней и скорость принятия решений, динамику экономических, культурных, политических явлений. Отражением этого является тот факт, что в новом обществе смена специальностей, профессии, работы все чаще происходит несколько раз на протяжении жизни конкретного человека. Многое в реальной жизни слишком быстро устаревает и т конкретный человек оказывается перед новым выбором, где ему вновь нужно принимать ответственное решение.
Самостоятельность и решительность становится необходимыми качествами человека новой эпохи. Необходимость быстро ориентироваться во все ускоряющемся потоке информации, быстро принимать решения и организовывать их воплощение приводят к новому социальному заказу к образованию. Динамичное, т.е. постоянно меняющееся общество должно иметь адекватное ему – и динамическое образование. Это требование времени вызывает к жизни такое его качество, как непрерывность образования.
Если раньше, в эпоху индустриализма, человек учился 10-15 лет, чтобы потом всю жизнь работать на выбранном (или назначенном ему) месте, то теперь полученное образование устаревает настолько быстро, что переучиваться нужно постоянно. Непрерывность – одна из черт нового образования, присущая наступающей постиндустриальной эпохе. Знание становится все более «недолговечным». Сегодняшние законы и закономерности уже завтра часто становится заблуждением, т.е. школа недалекого будущего должна «выдавать на гора» не только наиновейшую информацию, но главное дать способы работы с ней. Студенты ( а еще лучше на стадии школьного образования), должны учиться отбрасывать старые идеи, не выдержавших испытание временем, но и знать, когда и как их нужно будет менять.
Словом, учащиеся и студенты должны в первую очередь научиться учиться, а затем, если нужно и переучиваться. Новое образование должно научить человека классифицировать информацию, оценивать ее, изменять категории при необходимости движения от конкретного к абстрактному понятию, и обратно, рассматривать проблему с новой позиции: как научить самого себя. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет уже тот, кто не освоил главного - «не научился учиться».
Новая эра требует широты взглядов, интеграции наук, осмысления любой проблемы целиком – независимо от того, какие в ней заключены аспекты: биологические или материаловедческие, энергетические или медицинские. Специфика современных технологий заключается в том, что ни одна теория, ни одна профессия не могут покрыть весь технологический цикл. Сложная организация больших технологий приводит к тому, что былые профессии обеспечивают лишь одну – две ступени больших технологических циклов, и для успешной работы и карьеры человеку важно быть не только профессионалом, но быть способным активно и грамотно включаться в эти циклы. Нужны будут не только узкие специалисты, но и их опора в лице специалистов самого широкого профиля, ибо технологический подход требует от любого участника трудового процесса понимания и учета влияния самых разных факторов, ранее для него «посторонних». Индивиду теперь нужно быть готовым действовать в условиях высокой динамики рынка труда.
Для этого крайне необходимо уметь работать с информационными потоками, уметь анализировать происходящее вокруг, быть динамичным, легким на подъем, коммуникабельным и т.д.
Высокая динамика разнообразных процессов и высокая текучесть рынка труда породили такую форму организации производственного процесса как проектная деятельность. Работники объединяются для реализации определенного проекта, после его реализации трудовой коллектив распадается, а отдельные участники перетекают в другие проекты уже в рамках других трудовых коллективов. Такой тип организации труда требует умения работать в команде, зачастую разнородной, коммуникабельности, толерантности, навыков самоорганизации, умения самостоятельно ставить цели и достигать их.
Такие важные качества личности не формировались в рамках старой системы образования, ибо новая требует от работников самостоятельного принятия решений и способности нести ответственность за эти решения. Такие качества необходимо приобрести в вузе, в первую очередь представителям в области геологии, горного дела, металлургии, т.е. представителям профессий от которых в первую очередь зависит техническая мощь государства, к специальностям, относящихся к категории государствообразующих и странообеспечивающих.
Ибо обнаружение, добыча, переработка полезных ископаемых является главной компонентой развития современного общества. Она, как бы, определяет специфику развития того или иного государства и реальные пути движения, и место этого государства в глобальном мире…..
Поэтому процесс обучения в XXI веке должен быть переориентирован с информационно-логического на структуированно-(вследствие сжатия и преобразования информации)-методологическо-энтропийный, где главным средством познания мира и приобретения профессиональных знаний должна стать самостоятельная творческая работа обучаемых при направляющей и консультирующей деятельности всего профессорско-преподавательского состава вуза. Главная задача которых - помочь обучаемым, «выделить полезные сигналы на фоне информационных шумов различной мощности и частоты». Такая обучающая система позволит наиболее талантливым студентам получить добротное образование по лично-качественной траектории и в более сжатые сроки по сравнению со своими менее развитыми сокурсниками.
Поэтому нужна решительная смена парадигм образования, основные компоненты которой отражены в данной таблице (Табл. 1).
Таблица 1
Компоненты парадигм Общество ХХ века Общество ХХ1 века
Ценности образование для общественного производства; образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры;
образование в интересах общества;
образование для производства
Мотивы учение обучаемых, как обязанность;
деятельность педагога как исполнение профессионального долга заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения результатов,
заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общение с ними
Нормы ответственность за учение обучающихся несет педагог;
авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение;
авторитет педагога создается за счет его личностных качеств
Цели направленность учения на приобретение научных знаний;
учение в молодости как «запас на всю жизнь» направленность учения на овладение основами человеческой культуры и, в т. ч. компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д.);
учение в течение всей жизни
Позиции участников учебного процесса педагог передает знания;
педагог над обучающимися педагог создает условия для самостоятельного учения;
педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство
Формы и методы иерархический и авторитарный методы;
стабильная структура учебных дисциплин;
стабильные формы организации учебного процесса;
акцент на аудиторные занятия под руководством педагога демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы;
динамичная структура учебных дисциплин;
динамичные формы организации учебного процесса;
акцент на самостоятельную работу обучающихся
Средства
основным средством обучения является учебная книга учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ
Контроль и оценка контроль и оценка производятся преимущественно педагогом смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся
Литература
1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010. .
2. Профессиональная педагогика. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: ЭГВЕС, 2009.