О единстве образования, идеологии и патриотизма

Гаврила Камчатсков
                «О ЕДИНСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ИДЕОЛОГИИ И
                ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

                Доклад Первого Верховного Атамана Союза казаков России (1990 - 2008 г г..)
                доктора экономических наук, профессора А. Г. Мартынова
                на Совете Атаманов Союза казаков России
                24 октября 2015 года в Урюпинске

            Господин Верховный атаман! Господа атаманы!
На IX Большом круге в Москве 28 июня сего года не удалось о многом поговорить. Были большие отчеты, поздравления и добрые воспоминания о делах на пройденном за 25 лет пути Возрождения казачества. Поэтому, не ожидая уставного срока – в полгода раз проводить Совет атаманов, Верховный атаман Павел Филиппович назначил его проведение раньше. И предложил Атаманскому правлению внести на Совет атаманов Союза казаков России жизненно важные на сегодня вопроса не только для казачества, но и для России в целом. По одному он выступил только что сам. Это вопрос образования.      
            Мне поручено увязать тему образования с идеологическим и патриотическим воспитанием.
            Проводимое реформирование образование и принятый с 1.09.2013г. Закон об образовании принесли самому образованию во многом уже непоправимый вред. Зачетный бал на ЕГЭ снижается, потому что дети сдают этот экзамен всё хуже и хуже. Среднее профессиональное образование и прежде всего техническое во многом порушено. Создание научных учебных центров, когда объединяются в него три-четыре ныне существующих, совершенно различных профилей вузов добьёт в ближайшее время и высшее образование. Сокращаются возможности граждан реализовать свое конституционное право, гарантирующее им общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, как и право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении, из-за резкого
снижения бюджетного финансирования. Растут вынужденные поборы в школах. И по справедливому замечанию Заслуженного учителя России Евгения Ямбурга: школьное образование становиться «Образованием денежных сумм», чтобы как-то выжить.
             Положение с государственным финансированием в высшей школе ещё хуже,
что заставляет руководство на местах уменьшать количество бюджетных мест и увеличивать, и увеличивать число мест платных. А это значит, что при сегодняшнем, небывало низком для нашей страны материальном достатке, большинства населения на эти места набираются не те, кто имеет хорошие базовые школьные знания, а те, кто может платить постоянно возрастающие денежные суммы за обучение. Не в обиду будет сказано: за родительские деньги во многих случаях пытаемся учить дураков, которые будут впоследствии «капитанами» экономики, управленцами государства, учителями, врачами. Здесь поверьте мне, как профессору, проработавшему 13 лет профессором в Государственном университете управления.
            Реформы проводятся без привязки к реальной жизни. Приведу буквально один пример связи влияния разрушительных реформ в образовании на рождаемость. Сейчас существует две основные программы обучения в школах, по которым у учеников в разное время каникулы. Имея 2-3 ребенка, родители не могут привязать отпуска к этим разновременным каникулам. Результат: им приходится бросать или работу, или бросить без присмотра детей, что обеспечивает рост преступности и приводит к другим мрачным
последствиям. Здесь вольно или невольно абсолютное большинство людей задумается о возможности завести второго или третьего ребенка, т. к. только единицы могут позволить себе нанять няню.
           Но этого показалось мало. Теперь Президент дал указание рассмотреть вопрос о возможности начала учебного года в разное время: с сентября по ноябрь. Полный аут!!!
           Аспект образования с идеологическим и патриотическим воспитанием многогранный. Начинается он практически с рождения ребёнка, и осветить его полностью, мне не позволит и пятичасовой доклад. Но саму важность его кратко попытаюсь проиллюстрировать. А на двух моментах остановлюсь. Сразу после развала Великой Державы – Советского Союза, пришедшие к власти демократы заявили, что идеологии государству не надо и в статье 13, ч. 2 Конституции РФ записали: «Никакой идеологии не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
           Вообще – что такое идеология?! Зачастую её обыденно трактуют как набор идей. Более основательно её определяет словарь так любимых сегодня иностранных слов: «Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, в свою
очередь, активного воздействия на развитие общества». И что такое –  патриотизм?! Обращаемся к тому же словарю: «Патриотизм – любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».
           Кратко и доступно для понимания.
           Если идеология как-то определяется идеями, направленностью и формируется в сознании, то патриотизм, как бы неотъемлемая часть человеческого существа. Одно другое дополняет, тогда и только тогда, когда они одной направленности - формируются
обществом и поддерживаются конкретными действиями общества и Государства.
           Раньше с детского сада до школьной скамьи с помощью четко определенной советской идеологии (пусть даже с перегибами) воспитывался патриотизм. В школе это делали преподавали: любовь к ближнему, не убий, не укради, чти отца и мать своих, и т.д. На улице соседи не поощряли плохого поведения, и сосед по-соседски мог дать даже подзатыльник за хулиганство. И никто не проповедовал позорную ювенальную юстицию. Книги и фильмы пропагандировали любовь и радость трудового и ратного подвига. И, как бы в насмешку, а в принципе по существу, многие говорили, что Моральный кодекс отображал все десять Христовых заповедей. Сталинская идеология - идеология великого государства - империи позволила одержать Победу над идеологией фашизма, капитализма, восстановиться после войны и стать Великим Государством, влияющим на мировые процессы. Сегодня – поп себе, черт себе. За молебен деньги отдай. На первый план выдвинута нажива, высшим результатом является уровень получаемой
прибыли, с экрана телевизоров не уходит преступник, пропагандирующий насилие.    
            Оскорбительно для человека отображается образ работника правоохранительных органов. Элитой общества стал олигарх, демократ, либерал и представитель нетрадиционной сексуальной ориентации. А в качестве одной из возможных национальных идей Медведев как-то предложил – повышение конкурентоспособности каждого гражданина.
           В лихие 1990-е годы преподавание политэкономии в средних и высших учебных заведениях было приостановлено на добрый десяток лет, да и сейчас ей не уделяется должного внимания. А это основополагающий предмет в изучении взаимоотношения людей в процессе производства, показывающий: за счет кого и чего формируются всех уровней бюджеты, доходы и прибыль предприятий, налогообложение и т.д. И только политэкономия даёт понимание: за счет чего создаются состояние олигархов и непомерно высокая оплата бюрократии. За счет только тех, только тех, кто непосредственно производит материальные средства и добывает природные ресурсы.      
           Проще это звучит так: если кто-то много получает, то кому-то значительно не доплачивают. И чтобы этого осознания у людей не было, на политэкономии был
поставлен крест. Но не все республики, отделившиеся от России, пошли пояэтому пути. Пример Украины! Её националисты выстроили идеологию самобытности Укров или Укропов, как потом их назвали. Подлили в этот затеплившийся огонек масла ненависти к русским и к России, которая якобы веками не давала им развиваться и давила их самосознание. Мы не придали значения этой зарождавшейся ненависти, когда отстаивали независимость Приднестровья. Тогда белые колготки – снайперы из УНА УНСО стреляли в наших парней. Думали, что это бабья блаж. Теперь мы видим к чему пришли.
            Конечно, многое получилось благодаря американцам, которые по сей день проводят у себя идеологию великой нации и, отстаивая свои геополитические интересы, вмешиваются в жизнь других стран, противопоставляя их друг другу. Мы же не имеем своей идеологии и, стараясь оставаться толерантными, не даём должной оценки идеологии республик бывшего СССР, а теперь уже стран. Позволяем выдавливать оттуда
русских, а тем, кто жил и живет, к примеру, в Прибалтике, оставаться по сей день не гражданами вообще. Таким потворством мы способствуем зарождению в этих странах фашизма, да и не осознаем, что сами собой представляем и куда идём.
           Сейчас наблюдается переизбыток изданий по многим темам, в т. ч. и по истории, идеологии и воспитанию подрастающего поколения, включая казачат. Во всем этом трудно разобраться.
           В едином учебнике по истории России места казачеству практически не нашлось. На наши предложения, фрагментарного включения в издание ряда важнейших казачьих деяний, событий, поддержки со стороны Российского исторического общества не получили.
            Издание единого учебника по истории дело ответственное. И если опираться на определение, что история это современный политический взгляд в прошлое, то не приведи Господи, чтобы историки, работающие над этим учебником, обслуживали только
современную власть, а не саму историю. Поэтому пока неизвестно, каким этот учебник истории будет, да и нужен ли он вообще без сформированной государственной идеологии.
            Правлением Союза казаков России и Научно-редакционным советом энциклопедии «Казачество» принято решение продолжить работу по выпуску двухтомника энциклопедии, чтобы излагать исторические факты с коллективной оценкой на основе идеологии Государственников. С целью усиления работы в этом направлении в
войсках и в отдельных округах (отделах) необходимо образовать филиалы Научного объединения "Казачья энциклопедия". И чтобы отдать дань наиболее значимым деяниям, необходимо учредить звание Заслуженного казаковеда. Это звание должно присуждаться
не только казакам-ученым и отдельным членам научно-редакционного Совета Энциклопедии, но и историкам и краеведам.
            Порядок присвоения звания и положения по этому вопросу будут приняты Советом атаманов Союза казаков России.
            Но одного этого мало. И атаманам и казакам необходимо развернуть пропаганду знаний о казачестве не только в прошлом, а уже имея 25-летний опыт Возрождения, преломлять казачью жизнь к сегодняшним условиям, сохраняя наши обычаи и традиции. И основой получения знаний по всем этим вопросам должны стать и энциклопедия «Казачество», и издание кратного курса истории казачества, и выпуск материалов по идеологии современного казачества.
            Выше отмечалось ухудшение образования в России на всех уровнях, а это первооснова дальнейшего подъема государства. Коснулось оно и казачьего образования. Сокращается число кадетских корпусов и гимназий. С нового 2016 года прекратит
существование Московский казачий кадетский корпус им. М. А. Шолохова. Он был в период Возрождения казачества единственным первым и, как теперь оказалось уже и последним в столице Государства Российского. Добил все же его министр, руководитель Департамента образования г. Москвы Калина Исаак Иосифович!
            В основе любой идеологии лежит самобытность. И если она исторически воспитывала героическое поколение за поколением, то заложила на генетическом уровне как-то свой казачий патриотизм.
           Чем мы по праву гордимся. В этом процессе у нас нет помощника в лице государства, а Совет по делам казачества при Президенте России создан для того, чтобы не пускать казачество дальше. Понимая это, мы должны самостоятельно организоваться, чтобы совместными усилиями выработать свою систему воспитания и патриотической подготовки подрастающего поколения. А энциклопедия «Казачество», учебники и брошюры будут в этом деле всего лишь помощниками. Нужно живое общение без телевизоров и компьютеров, и, братья-казаки, необходим личный пример.

                Первый Верховный атаман Союза казаков России,
                доктор экономических наук, профессор А. Г. Мартынов