Ярила

Наталья Педяш
Был конец мая, и, несмотря на недавно прошедшие майские праздники, Алина хотела отдохнуть. До запланированного отпуска было ещё полтора месяца. Стоило Алине подумать об отдыхе, телефон тут же зазвонил. Это была Милослава, подруга:
- Алина, привет! Мы с группой поедем в Целинный район. На праздник. Поехали с нами?
- Когда? Какой праздник? - Алина немного растерялась.
- Да не волнуйся ты так! Праздник Ярилин день. Выезд в четверг тридцатого мая. Сам праздник первого июня. Обратно третьего. Пять дней в общей сложности.
- Вы там будете хороводы водить? У меня и костюма то нет русского народного – ни сарафана, ни кокошника, ни лаптей…
Милославу рассмешило беспокойство подруги. Но, чтобы не сбивать мотивацию, она успокоила Алину:
- Хороводы водить не обязательно. И можно без костюма. А, если захочешь, у меня есть запасной. – Милослава была солисткой фольклорной группы. Они часто выезжали в деревни с концертами, собирали русское народное творчество от частушек и песен до сказок и танцев.
- Хорошо. Поехали. – решительно ответила Алина. С участниками группы, в которой поёт Милослава, Алина была знакома давно. Так что поездка предполагала вполне себе душевную атмосферу. Деньки стояли жаркие. По прогнозам синоптиков на ближайшую неделю - без дождей. Прекрасная возможность провести отдых на природе.

Через два дня наступил день отъезда. Алина, наученная опытом поездки в Горный Алтай, взяла всё, что нужно в походе. А нынешний выезд предполагал ночёвку в палатках.

Милослава с группой ребят и девчат – исполнителей народный песен, уже ждали её возле назначенного места. Ребята помогли Алине поднять рюкзак в автобус. Алина и Милослава сели рядом. Автобус тронулся. До пункта назначения – деревни Марушка Целинного района путь был недолгим. Всего-то три - три с половиной часа. Парни и девушки не привыкли скучать в дороге – пели народные песни, да ещё и подыгрывали на инструментах – свистульках, трещотках, балалайках, ложках. Автобус с шумом проезжал мимо Алтайских степей и деревень.

В деревне Марушка асфальт закончился вместе с песнями. На неровностях ребята, сидевшие на задних сидениях автобуса, то и дело подпрыгивали, а, впередисидящих девушек и парней раскачивало из стороны в сторону. Наконец автобус приехал до места проведения праздника. Им было большое поле, когда-то предназначенное для сельхозпосадок. Поле находилось за деревней. Водитель вышел со всеми из автобуса, покурил, и, сказав, что вернётся за группой через четыре дня, двинулся в обратный путь.

Группа, вместе с Алиной стала разбивать палатки. Вокруг поля местность была уже ими усыпана. Люди съезжались на мероприятие.

Алина, плохо ориентировавшаяся в славянской культуре, расспрашивала Милославу о предстоящем празднике:
- Ярило – это бог солнца?
- Нет. Не совсем так. Ярило – славянское божество плодородия. Хотя и связан с солнцем. Ярилин день празднуется первого марта. Но в каких-то регионах и первого июня. В этом году было решено организовать смотр фольклорных групп и это событие приурочили к празднику Ярилин день. Сегодня к вечеру к нам из Марушки придёт Пелагея Степановна. Она подробно о празднике расскажет и о Яриле.
- Кто это – Пелагея Степановна?
- Она – основательница музея славянской культуры. Собирательница устного народного творчества.

Для Алины многое, что связано со славянской культурой, ассоциировалось с язычеством, жрецами, жертвоприношениями. В общем – с тёмными временами. А славянские праздники с хороводами и прыжками через костры. Но, благодаря этой поездке, Алине удалось больше узнать об истории своего народа.

Парни поставили палатки, и девушки начали доставать пакеты с едой. Настало время обеда. После чего организаторами мероприятия было дано задание собирать ветки. Костры всё-таки будут. Кто-то занимался установкой сцены. Планировалось выступление фольклорных групп, приехавших с сёл Алтайского Края и других регионов. Работы перед подготовкой к празднику хватало всем. До ужина на широком поле люди трудились как пчёлки.

Как и говорила Милослава, вечером пришла Пелагея Степановна. Её встречали аплодисментами. Все, кто знал эту женщину, любили слушать её рассказы, исторические факты. Интереснее, чем Пелагея Степановна не рассказывал никто. Да ещё таким добрым и певучим голосом. Пелагею Степановну пригласили на сцену, дали микрофон. Приезжие подходили ближе, вслушивались в её речи. Через каких-то пятнадцать минут вокруг сцены собралась уйма народу. Когда подошла Алина с Милославой, Пелагея Степановна как раз рассказывала о Яриле:

- Праздник этот отмечали весной. Учёные до сих пор спорят - был Ярила божеством или нет. Но ясно одно – время, когда первые, уже тёплые лучи солнца начинали обогревать землю, встречалось народом особо. Солнце было уже не то, что зимой. В это время оно набирало силу, то есть становилось ярым. Отсюда и происхождение названия праздника: Ярила – значит ярый, сильный. Такая ярая сила вешнего солнца пробуждала всю природу от зимней спячки. Приход Ярилы означал, что пора и народу, большинство из которых было земледельцами, браться за весенние работы. Наступали Ярилины дни.

Люди представляли, что с приходом весны приезжал верхом на коне молодой парень. Русоволосый, голубоглазый. Одет в светлые одежды, на голове - венок. В руках - колосья. Где Ярила ступит – жди доброго урожая. На кого посмотрит - тот любовь свою встретит. Весна – это время, когда всё живое - звери, птицы, люди, насекомые и растения - по законам природы начинают размножаться. Потому и Ярила – божество плодородия.

Поговаривают, что Ярила видится некоторым. Даже в наши времена. То в виде старца с белыми волосами предстанет, то парнишкой приглянется людям.

Четыре года назад приезжали в эти места туристы. Как раз праздник был Ярилин день. А официально - «Макушка лета»» назывался. Так вот, приехала тогда из Кемеровской области семейная пара. Бездетная. Гуляли они после праздника в лесополосе недалеко. Да встретили старика. Одет вроде так как все, да не так. Старик, да уж больно телом ладен, поступью лёгок. Подошёл старец к паре, ничего не сказавши, весело посмотрел и насыпал им зерна в ладоши. Через месяц пара узнала, что ждут ребенка. Вот так. Хотите верьте, хотите нет.

Много ещё чего Пелагея Степановна рассказывала. О Яриле и другом. Песни пела. Смысл сказок русских народных доносила. Не тот смысл, который с детства усвоен.

После душевного вечера Алина быстро заснула. А на утро после завтрака группа переодевалась в русские народные костюмы, репетировала.

Сам праздник начался через полтора часа. Алина нарядилась в красивущий зелёный сарафан Милославы, белую вышитую блузку, надела роскошный кокошник. В таком наряде Алина была настоящей русской красавицей.

Половину праздника Алина провела возле сцены. Слушала выступления, поддерживала группу подруги. Когда празднующие начали водить хороводы, Алина решила пойти прогуляться. Немного устала от шума, песен, звуков трещоток и балалаек. Возле поля был небольшой берёзовый перелесок и Алина забрела в него. Вот тут-то Алина почувствовала всю прелесть природного отдыха. Здесь можно было услышать пение птиц, посмотреть, как лучи солнца пробиваются сквозь кроны деревьев, полюбоваться молодой травой и цветами, вдыхать лесные ароматы. Оказалось, что Алина не одна в этом перелеске. Недалеко она заметила парня в жёлтой рубашке. Парень что-то нёс в руках и с интересом рассматривал всё вокруг. Вскоре Алина и парень оказались рядом.

- Привет! – поздоровалась Алина.
Парень улыбнулся и поздоровался в ответ. Алина заметила его лучезарную улыбку.
-Ты тоже решил отдохнуть?
- Отдохнуть? Нет. Сегодня мне некогда, у меня день рождения.
- В смысле? Некогда? День рождения?
- Да. Работы непочатый край.
- А кем ты работаешь?

На Алинин вопрос парень рассмеялся. Тут Алина рассмотрела парня. Он был высокого роста. Худой. Но складный. Двигался плавно, хотя казался угловатым из-за худобы. На вид парню было лет двадцать восемь. На голове – очелье поверх светлорусых вьющихся волос. На лице – такая же вьющаяся борода. Глаза большие, ярко-голубые. Орнамент на рубашке был необычным, не таким, какой на мужских народных рубашках. Посредине груди висит на простой веревочке украшение - красное солнце.

- Ты, наверное, линзы носишь? – поинтересовалась Алина, чем вновь рассмешила парня. Ей уже стало неловко продолжать разговор. Однако парень, изрядно отхохотавши, впервые сам задал вопрос:
- Как зовут тебя, красна-девица?
- Алина.
- Яр. – представился парень. - А это тебе! — Яр протянул Алине охапку не то пшеничных, не то ржаных колосьев.

Алина почему-то засмущалась и опустила глаза, приняв колосья. А когда подняла взгляд, то парня перед собой не увидела. Как испарился!

Алине стало немного жутковато от мгновенного исчезновения парня, и она направилась из лесополосы в сторону празднующей толпы.

Когда Алина приблизилась к хороводящим, то несколько человек, заметивших Алину, стали показывать жестами в её сторону. И, уже через две минуты вокруг Алины образовался огромный хоровод с песнями. Хороводоводы пели что-то про Ярилу. Девушка покраснела. Чувствовала себя Алина не в своей тарелке. Точнее, в круге. После того, как песня закончилась, все стали расспрашивать Алину, откуда у неё колосья? Ведь до урожая зерновых ещё далеко. Алина рассказала о своём новом знакомом, подробно описав его внешность, их разговор и его внезапное исчезновение.

Только сейчас Алина поняла, кем был тот русоволосый парень, вручивший ей символ плодородия. Полночи после праздника Алина не могла уснуть. Всё думала, почему именно ей встретился Ярила... Почему подарил охапку колосков… На утро следующего дня слухи о происшествии дошли до Пелагеи Степановны, и она сама разыскала Алину.

- Значит, тебя небеса благословили так. А, чтобы ты больше в чудо верила, явился тебе Ярила. Нас всех благословил – на урожай. Давненько в этих местах хорошего урожая зерна не было. Ты одна не была занята песнями и плясками. Через тебя, девочка, и передал Ярила своё благословение. Спасибо тебе!

В этот день вовсю были развёрнуты палатки с торговлей сувенирами. Но Ярилины колосья для Алины стали главным и дорогим сувениром, который она увезла с собой в город.

Эта поездка запомнилась Алине на всю жизнь. А через полгода она повстречала своего будущего мужа. Тот год оказался на удивление урожайным. И урожайность, и плодородие коснулись всех сфер сельского хозяйства в Алтайском Крае, а особенно, в Целинном районе.