Реквием

Геннадий Васильевич Есин
      Поздно ночью 29 октября радиостанция «Русской Армии» в Севастополе приняла большевистскую депешу, в которой Главковерх М. В. Фрунзе (умер в 1925 году после прооперированной язвы желудка) при условии полной и безоговорочной сдачи гарантировал жизнь и неприкосновенность высшему составу и всем сложившим оружие.
 
     8 ноября в 2 часа ночи, при двенадцатиградусном морозе, под жестоким штормовым норд-остом, три колонны «красного» десанта пошли в обход, в брод, через Гнилое Море. Чтобы не дать утонуть бойцам Красной армии, местные крестьяне всю ночь сыпали дамбу.

     К 5 утра 15-я стрелковая дивизия под командованием Ивана Раудмеца (приговорен к смертной казни и расстрелян в 1937г.), полки 52-й стрелковой дивизии Маркиана Германовича (приговорен к смертной казни и расстрелян в 1937г.) и части второй конной Филиппа Миронова (застрелен часовым в Бутырской тюрьме в 1921г.) взломали оборону белых на Литовском полуострове.

     В 9 утра, в «лоб» начался штурм «Турецкого вала», первой линии обороны Перекопа. Против 25 тысяч обороняющихся были брошены более 290 тысяч штыков и сабель, включая повстанческую армию Нестора Махно (умер в парижской больнице от костного туберкулеза в 1934г.), 2990 пулеметов, 623 орудия.

     Натиск пехоты и конницы поддерживали 23 бронеотряда, 23 бронепоезда (23 - это не ошибка и не повторение), 82 аэроплана и даже 19 аэростатов. Соотношение было три к одному, а на некоторых участках до семи к одному. Несмотря на превосходство в живой силе и вооружении наступающие не смогли ворваться в Крым сразу.

     Штурмовые волны накатывались безостановочно. От непрерывных атак можно было сойти с ума. Наступление продолжалось, несмотря на немыслимые потери. Некоторые советские части были выбиты на 70%.

     9 ноября 51-я стрелковая дивизия Василия Блюхера (умер в лефортовской тюрьме, не выдержав побоев и пыток в 1938г), и повстанческая армия Нестора Махно захватили Турецкий вал.

     11 ноября 30-я стрелковая дивизия Ивана Грязнова (приговорен к смертной казни и расстрелян в 1938г.) форсировала Чонгарские и Сивашские переправы и, зайдя в тыл «белым», овладела укреплённым узлом у станции Таганаш.

     Под Карповой Балкой 2-я конная Филиппа Миронова, грамотно, а главное вовремя расступившись, подставила под ураганный огонь с махновских тачанок сводный кавалерийский корпус, бывшего генерального хорунжего украинской армии, Барбовича. Цвет Русской кавалерии: драгуны, уланы, гусары, герои брусиловского прорыва и георгиевские кавалеры были искромсаны из 250 станковых пулеметов, стрелявших с дьявольской скоростью 666(!)выстрелов в минуту. Остатки корпуса были организовано выведены в Ялту для посадки на транспорта…

     9-11 ноября свежая Латышская стрелковая дивизия Фридриха Калниньша (приговорён к смертной казни и расстрелян в 1938г.) прорвала вторую линию обороны "белых" в районе Юшуня. 9-я стрелковая дивизия Николая Куйбышева (приговорен к смертной казни и расстрелян в 1937г.) форсировав Генический пролив, прошла по Арабатской стрелке и начала подготовку к вторжению в районе устья реки Салгир. Белые в Крыму были обречены…

      От имени советского правительства Михаил Фрунзе повторно обратился к генералу Врангелю с предложением капитулировать, снова гарантируя амнистию всему личному составу Русской армии.

     Узнав о самоуправстве командующего Южным фронтом, Председатель Совнаркома Владимир Ленин, раздраженно телеграфировал: «Только что узнал о Вашем предложении Врангелю сдаться. Крайне удивлён непомерной уступчивостью условий. […] по-моему […] нужно расправиться беспощадно. Ленин».

     16 ноября 1920 года Фрунзе направил в Москву телеграмму: «Сегодня нашей конницей взята Керчь тчк Южный фронт ликвидирован тчк Фрунзе». Так официально закончилась гражданская война в России. Хотя последним городом, занятым красными стала Ялта 17 ноября.

***
     «Было ли разбито Белое воинство? […] Механика сказала бы: ДА! Стратегия говорит: НЕТ! Конечно, советская власть не признаёт моральной победы Белого Дела. Её торопливые историки пишут, что Белое войско было разбито. Но ведь разбитые полки бегут, сдаются. Русская же Армия имела тактические успехи до последнего дня борьбы. Славная конница генерала Барбовича прижала четыре дивизии противника к Гнилому морю; непоколебимая пехота завершила последний бой штыковой атакой Корниловской Ударной дивизии у села Юшунь. Так не дерётся разгромленная Армия!» - Из доклада Генерального Штаба полковника Евгения Эдуардовича Месснера (1891-1974) на публичном собрании в Буэнос-Айресе (Аргентина) в День Непримиримости в ноябре 1960 года, посвященного 40-летию ухода Русской Армии за рубеж. НАШИ ВЕСТИ №460.