Наследие

Римма Галиновская
Наследие включает в себя - культурное, научное, историческое,
материальное, нематериальное, спортивное.
Это наши обычаи, праздники, знания.
Одним словом - разное оно. Наследие - это то, что оставило нам прошлое.
То, что мы ценим и хотим сохранить для будущего поколения.

Но мне хотелось написать о семейном наследии. Что я и сделала.
_________________-
Перебирая старинные вещи, фотографии, предметы обихода, иы попадаем в прошлое
своих далёких родственников. Помним мы их или нет, это не имеет значения.
То, что не знаем, дорисовываем по рассказам бабушек, родителей. Это, наверное,
самое ценное, что связывает нас с нашим родом.

Очень грустно то, что мы, по крайней мере большинство из нас, не были приучены,
или не понимали, как надо хранить дошедшее до нас наследие.
Не наследство, а НАСЛЕДИЕ наших предков.

А ведь время неумолимо стирает из нашего сознания память, причём, живую память нашего рода.
Каждый предмет, вещь, будь то фотография, чашка, гребень, шкатулка - живы, пока мы помним.
Каждая вещь - это свидетель того далёкого времени. Это связь наша с предками.
Прибираясь или перебирая старые вещи мы, зачастую,
со словами - а кому нужна эта рухлядь - выкидываем всё на свалку.
Согласна, не все старые вещи надо хранить, скорее наоборот, не надо копить их.
Беречь и хранить только те, которые несут для нас историю, те, которые нам дороги.
Пишу вот эти строки, а в душе растёт боль и жалость к тем вещам,
 предметам, которые мы не сумели сохранить, хотя случалось это,
порою, и не по нашей вине.

У меня в семье есть сливочник-молочник старинный. Моей прабабушки.
Когда - то он был в большой компании своего семейства - сервиза.
Как я знаю про сервиз, мама рассказала, а ей бабушка, мама моего папы.
Но вот до наших дней сохранилось только большое блюдо под фрукты и сливочник.
Были и другие предметы обихода из тех времён нашей семьи.
Помню красивые синим рисунком тарелки, где они теперь, я не знаю и спросить уже не у кого.
Поздно поняла, что надо хранить всё, что связывает с родом, с предками.

Семья папы была крепкой, зажиточной. Занимались кузнечным ремеслом.
Имели свою кузню с шестью горнами и наковальнями. Кузнеца по тем временам уважали.
 Изделиями торговали на ярмарке в Ирбите. Был и свой магазин..
Родословную я знаю с 1659 года.

Но вспоминаю сейчас пору коллективизации. Время было суровое.
В страшных муках рождалась новая страна. Наша страна.
И во время раскулачивания, когда создавались колхозы, почти все вещи,
 предметы нашей семьи просто исчезли. Кое-что, правда, успели спрятать.
 Вот так и повезло сливочнику остаться в своей семье.

Раскулачивали не только богатых, но и середнячков.
Огромное количество людей и их семей тогда пострадало от периода коллективизации.

Вернусь в наше время.

Когда мне особенно грустно и хочется побыть одной со своими мыслями,
вот тогда я достаю этот такой нежный, почти прозрачный сливочник.
Готовлю себе кофе или чай и с каждым глоточком вкусного напитка,
сдобренного молоком или сливками, представляю себе большой стол
с домочадцами за чаепитием. Здесь все мои предки. Я даже слышу разговоры,
уютный смех и как прабабушка просит кого-то передать ей сливочник.

Сколько рук трогало его ребристые бока. Здесь за столом все.
И те, кого я знала и те, кого знаю только по воспоминаниям моей бабушки.
Сливочник всегда в эти минуты соединяет меня со всеми давно ушедшими родственниками.
 И я с ними за одним столом.

Сливочник - это мой портал к ним.
Сложно передать то трепетное чувство, которое я испытываю,
когда держу в руках этот старинный предмет с чуть-чуть отбитым носиком,
местами потёртым рисунком. Оттуда, из далёкого далёка он дарит мне тепло,
любовь и благодарность за память. А ещё - грусть тех лет.

К семейному наследию надо относиться очень бережно.
Это источник правды наших предков, это наша история.