Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 27

Георгий Летов
               
                Исцеление десяти прокажённых

Ещё одно исцеление в череде исцелений, которое нам донесло Евангелие. На этот раз про прокажённых. Не частый сюжет в церкви, но всё же имеет место быть.

Слушаем апостола Луку:

По дороге в Иерусалим Спаситель, входя в одно селение, увидел десять прокажённых, стоящих вдали и отдельно ото всех людей. Они его громко окликнули словами: Иисус Наставник! помилуй нас.

Спаситель, услышав к себе обращение, сказал им, чтобы они пошли и показались священникам. И они, послушав его, пошли, и когда они шли, очистились. Один из них, увидев, что исцелился и очистился от проказы, тут же повернул назад и возвратился к Иисусу, громко прославлял Бога, и пал лицом к ногам Спасителя, и благодарил Его. Этим вернувшимся был самарянин.

А Иисус, посмотрев на вернувшегося самарянина, сказал: Разве не все десять очистились? И где же эти девять? Что же они не вернулись возблагодарить Бога? А только этот иноплеменник? И продолжил тогда Спаситель, сказав самарянину, чтобы он встал и шёл к себе, потому что его вера спасла его.

Евангелие от Луки, глава 17 (12-19)

Богословы замечают, что вернулся всего один исцелённый, а девять иудеев не поспешили воздать славу Богу. И этот один был самарянин, язычник. В последующих словах Спасителя сквозит грусть по этому поводу.
 
Скудно, но тема об исцелении прокажённых всё-таки присутствует на картинах западных художников.

Швейцарский художник и гравёр Маттеус Мериан Старший создал гравюру «Исцеление прокаженных» (1630-е гг.). Французский художник Жак-Жозеф Тиссо «Исцеление десяти прокаженных» (1896 г.). Русские художники тоже запечатлелись. Например, И.И. Ланской «Христос и 10 прокаженных» (1883г.).

Изображение находится: Костромская область, Протасово. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1783 г.).

Псковская область, Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Спаса Преображения (1156 г.), фрески 12-го века, раскрытые, реставрированные.



                Ангел Господень

Ангел Господень – ещё один Ангел из окружения Бога, который известен из библейских сюжетов. В Ветхом завете усматривается как второе лицо Троицы Живоначальной. Обычно является вестником и посланником Божиим. Часто воспринимается как Архангел Гавриил. Но это не так.
 
Ангел Господень – самостоятельное лицо от других Ангелов, как особый вид Богоявления. Упоминается часто в Ветхом завете. И в Новом завете упоминается. Например, у апостола Иоанна в главе 5 стих 2: «… ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду…» Возмущал воду в Овечьих купальнях.

А у апостола Луки Ангел Господень предстал перед пастухами в главе 2 стихах 9-13: «… И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное…» Как утверждают богословы, Ангелы Господни – самые близкие к нам, людям. Они нас окружают, ведут по жизненному пути, охраняют и подкрепляют.

На многих изображениях ранней поры часто встречаются изображения Ангела Господня, трубящего в трубу. Их так и называли – трубящие Ангелы. Возможно, что такие изображения отсылают нас к «Откровениям» Иоанна Богослова, где он говорит: «…И увидел я семь ангелов, стоящих пред Богом, и дано им семь труб…»

Гравюра имеется у Юлиуса Шнорра соответствующая. Возможно, чтобы усилить тембр известия или послания от Всевышнего. А, например, в Никольском храме села Новый Милет Ангел Господень встречает нас у дверей со свитком, на котором написано: «Ангел Господень записывает имена входящих в церковь».

В основном, именно Ангел Господень изображается в русской иконографии и храмовой живописи. Имеются малочисленные экземпляры изображений именно ангелов Господних и у западных художников, например, гравюры у Поля Гюстава Доре – в «Иллюстрации к Библии» есть сюжет: «Ангел Господень удерживает Валаама» (1877 г.).

Изображение находится: Московская область, Новый Милет. Церковь Николая Чудотворца (1902-1904 гг.). Современная живопись.

Архангельская область, Пияла. Церковь Вознесения Господня (1651-1654 гг.).

Архангельская область, Урочище Большая Шалга. Церковь Рождества Христова (1745 г.).

Корректура  М. Зуйкова
Русавкино, март 2024 г.