Семёнов Василий Николаевич

Вадим Елесин
   Посвящается моей бабушке Семёновой Софье Евгеньевне

 Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие -  Пушкин А.С.

  Царскосельский лицей…


  Только одно упоминание об этом вызывает какое-то далекое, романтическое, трогательное, щемящее чувство.

  Указом Его Императорского Величества Александра Первого Царскосельский лицей был основан в 1811 году, имел 12 выпусков и в 1843 году переехал в Санкт-Петербург и был переименован в Александровский лицей.

  Лицей имел 3 факультета:
 1. Словесный
 2. Нравственно-политический
 3. Физико-математический

  Занятия проводились по 7 часов в день. Первоначально обучение предполагалось 6 лет и приравнивалось к университетскому. Выпускники получали гражданские чины.

  Изучали также языки:
  Русский;
  Французский;
  Немецкий;
  Латынь.

  Были дни, когда ученики обязаны были говорить только на каком-либо языке. Жили ученики на полном пансионе, без каких-либо излишеств.

  Небольшая комната, меньше чем 10кв/м, металлическая кровать, стол, стул, комод. Подьем в 6 утра и до вечерней молитвы в 10 вечера. Выпускники готовились для военной и гражданской службы, служению Отечеству. Родителям и родным разрешалось посещение только по выходным и праздникам.

  Первый «Пушкинский» курс - 30 учеников.

  Вы только посмотрите какие фамилии: Горчаков А.М.; Пушкин А.С.; Дельвиг А.А.; Кюхельбекер В.К.; Корсаков Н.А.; Салтыков-Щедрин М.Е.; Корф М.А. Выпуск состоялся в 1817 году. Традицией лицея стало раскол чугунного колокола перед выпуском.Разбивали чугунный колокол который призывал на занятия, а осколки раздавали выпускникам на память.

  Но цель моего повествования не об истории Царскосельского лицея.

  Сейчас я хочу рассказать о своем предке Семёнове Василии Николаевиче который был принят в Царскосельский лицей в 1814 году во второй курс и окончил его в 1820 году с выпуском офицером Карабинерского Лейб-гвардии Павловского полка.

  Василий Николаевич Семёнов родился 22 ноября 1801 году в Рязанской губернии в родовом имении своего отца. Там же прошло детство и юность.

  В 1813 году был отвезен в Петербург к своей тетке, первой русской поэтессе Буниной Анне Петровне, и успешно сдав экзамены помещен в Царскосельский Лицейский пансион и через 2 года переведен в лицей.

  В течении 3 лет(1814-1817) был свидетелем Лицейской жизни Пушкина, хотя и не на одном курсе, но в дружеских отношениях и на «ты». Эти отношения не прекращались все остальное время вплоть до самой гибели поэта.

  В «Рассказах» Эразма Стогова, кстати это дед поэтэссы Анны Ахматовой, дальнего родственника по Буниным, он вспоминает Василия Семенова как очень умного, благородного и доброго человека.

  Пишет он: « Василий Семёнов, родственник мой, воспитывался в Царскосельском лицее; в праздники мы были вместе у тетки Буниной. Помню огромную разницу между нами: я специалист, а он энциклопедист по наукам! Я казался неучем перед Васей! Его мягкие манеры, его готовность участвовать в разговоре были моей завистью. Он был истинно благородный барич, я - неловкий матрос.»

  Поэтесса Бунина Анна Петровна с большой любовью относилась к своим племянникам и особенно Василия ласково называя его Васинька.

  По окончании лицея в 1820 году Василий Семёнов был определен офицером в Карабинерский Лейб-гвардии Павловский полк, откуда и уволился в 1824 году. С этого времени он является чиновником Министерства народного просвещения, постепенно шаг за шагом поднимаясь по служебной лестнице.

  С 1830 по 1836 годов цензор Петербургского цензурного комитета, тайный советник. 6 лет проведенных на цензурной службе несомненно прибавили жизненного опыта, но вместе с тем принесли множество волнений, разочарований и служебных неприятностей. Быть цензором в « Литературной газете», « Северная пчела» и других изданий, где печатались Пушкин, Тургенев, Гоголь, Тютчев и другие авторы, очень не просто и часто приходилось выбирать золотую середину между личной дружбой и служебными обязанностями.

  В 1834 году на одной из вечеринок,где присутствовал весь литературный бомонд, хозяин дома Греч Н. И. вспоминал в своих мемуарах:

  - Вот хотя бы на днях. Было это на новоселье Смирдина. Обед был на славу. Нам с Булгариным привелось сидеть так, что между нами сидел цензор Василий Николаевич Семёнов, старый лицеист, почти однокашник Пушкина. Александр Сергеевич на этот раз был особенно в ударе, болтал без умолку, острил и хохотал до упаду. Вдруг заметив, что Семёнов сидит между нами, двумя журналистами, которые правду сказать не дают никому спуска, слывут в публике за разбойников, крикнул с противоположной стороны стола, обращаясь к Семенову:

  - Ты, брат Семёнов, сегодня словно Христос на горе Голгофе.

  Эти слова тотчас были всеми поняты, и все хохотали и аплодировали.

  Но цензорская служба все больше тяготила Василия Семенова. Иногда по случайности, иногда по старой дружбе лицеистов-писателей приходилось пропускать некоторые «вольности» в печатных изданиях, и как результат несколько замечаний от начальства и выговор от Министра Народного просвещения. Но Министр народного просвещения не стал опускаться до Гоголевского Ревизора: « А, подать сюда Ляпкина-Тяпкина!», а просто объявил выговор Семёнову:

  - Я предлагаю заступающему ныне место Председателя в здешнем Цензурном Комитете сделать от имени моего цензору Семенову за пропуск сего неприличного объявления и за несоблюдений данных наставлений строжайший выговор с подтверждением, чтобы впредь был осторожнее и внимательнее к служебным обязанно тям под опасением полной по закону ответственности.
   Министр Народного Просвещения Сергий Уваров.

  И Семёнов решил сбросить с себя опастылевшее ярмо и 21 марта 1836 года подал прошение об увольнение его с цензорской службы - по плохому состоянию здоровья- и о причислению его к Министерству Народного Просвещения. 11 апреля 1836 года он был уволен с цензорской службы с причислению к Министерству.

  Василий Семёнов продолжал поддерживать теплые отношения с Петербургской литературной братии, а также его близкие приятельские отношения с Пушкиным. Но приближался тот роковой день, когда злодейская рука французского наймита Дантеса оборвала жизнь в расцвете сил нашего гения Пушкина.
 
  Не забудем и не простим!

  Решение уйти со службы в Министерстве и в 1840 году отправляется в город Орел вице-губернатором, а дальше в 1842 году переводиться на Кавказ и получает пост член Совета Главного Управления Закавказским краем при главнокомандующим Закавказским краем генерала Нейдгардте А.И.

  Прослужит Василий Семёнов на Кавказе более 10 лет и посвятит себя службе в Министерстве Народного Просвещения и в Комитете устройства учебных заведений.

  Вот здесь мне хочется, дорогой мой читатель, рассказать об удивительной и знаковой встречи Василия Семенова с одним человеком. Это подполковник Корпуса горных инженеров Воскобойников Николай Иванович.

  Геолог, инженер, один из основоположников добычи российской нефтедобычи. Уже в первые годы на нефтепромыслах в Закавказье, сделал ряд очень важных новаторских открытий и исследований, составил классификацию местной нефти и применив знания химии дал научное обоснование « белой нефти».

  На начальном этапе добычи нефти использовались колодцы и в дальнейшем уже будучи управляющим нефтяными промыслами успешно внедрил технологию ступенчатых колодцев. В 1834 году Воскобойников уже управляющий Бакинскими и Ширванскими соляными и нефтяными промыслами. В конце 1830-х годов он начинает разрабатывать проект по добычи нефти с помощью бурения скважин и планирует это сделать в долине Биби Эйбат близ Баку.

  Но осуществить эти планы помешал клеветнический донос о злоупотреблении служебных полномочий и казнокрадстве. Он был отстранен от занимаемой должности на несколько лет. Позже была создана специальная комиссия из Тифлиса и с Воскобойникова сняли все обвинения, но в прежней должности не восстановили. Любые докладные записки и донесения просто не читались и не рассматривались начальством.

  И вот тут-то и состоялась встреча Семенова и Воскобойникова. Семёнов выслушав горного инженера понял всю важность и переспективность этого проекта. И решает помочь во чтобы то ни стало. Будучи опытным чиновником Семёнов хорошо знал всю кухню принятий решений. Он пишет докладную записку подписанную лично им на имя Главнокомандующего Кавказкой армии Нейдгардту Александру Ивановичу, тот незамедлительно подписывает, бумаги молнией уходят в Петербург и Министерство финансов выдает тысячу рублей серебром на осуществление проекта бурения нефтяной скважины.

  Ну а если быть еще точнее, то в Государственном историческом архиве России можно найти исторический документ:

  - Список с донесения господину Главнокомандующему Закавказским краем члена Совета Главного управления статского советника Семёнова В.Н. от 22 декабря 1844 года под номером 99., где в частности говориться, что Семёнов обращался к находившемуся в Баку подполковнику корпуса горных инженеров Воскобойникову, управлявшему долгое время бакинскими нефтяными промыслами и успевшему приобрести по сей части обширные теоретические и практические познания…

 
  В 1846 году под руководством уже нового управляющего Бакинскими нефтяными промыслами майора Корпуса горных инженеров Алексеева и его помощников Ивана Комарова и Казимира Юнзеле была пробурена первая в мире нефтяная скважина глубиной 21 метр и началась эра промышленной добычи нефти.

  Также в архиве сохранилась докладная записка Наместника на Кавказе графа Воронцова от 14 июля 1848 года министру финансов Вронченко:

  - Я разрешил провести новые работы на нефть в Бакинском уезде… директор Бакинских и Ширванских промыслов доносил, что пробурена на Биби-Эйбате буровая скважина, в которой находиться нефть.

  И только через 10 лет Эдвин Дрейк пробурил подобную скважину в Пенсильвании, в Америке.

  Воскобойников Николай Иванович после выхода в отставку уехал в Персию , где проводил изыскательные работы по геологии, географии добычи полезных ископаемых. Его труды были высоко оценены правительством Персии и он был награжден высшим орденом Льва и Солнца. Дальнейшая его судьба не известна.

  Василий Николаевич Семёнов в дальнейшем в своих докладных записках 7 раз указывал о той роли какую сыграл Воскобойников в деле разработке, проектирования и научного обоснования проекта бурения нефтяных скважин.

  И здесь, дорогой мой читатель, настает момент истины и мне хочется поставить точку в споре и поиске, кто же все таки первым в мире пробурил нефтяную скважину?

  1. Воскобойников Н.И. произвел все технические разработки и изыскания, составил проект.
  2. Алексеев П. Н. и его помощники Комаров И. и Юнзель К. осуществили непосредственно бурение скважины, возможно с некоторыми доработками.
  3. Семёнов В.Н. осуществил лоббирование проекта, разрешение на бурение, финансовую составляющую. ТОЧКА.

  Семёнов Василий Николаевич уволился со службы 1852 году -по совершенно расстроенному здоровью. Последние годы провел на лечении в Женеве, где и скончался в 1863 году. Был похоронен на православном кладбище по русскому обычаю.

  Я пытаюсь найти известия сохранилась ли его надгробие и камень. Но новостей пока нет. Но я стараюсь!

  Я СТАРАЮСЬ!
 

  P.S. В 2017 году на месте где была пробурена первая в мире нефтяная скважина, был открыт великолепный памятник который открыл Президент Азербайджана Алиев И.

  Каждый мой приезд в Баку я с моей мамой всегда идем на это сакральное место для нашей семьи. На мраморной стеле написано, что в 1846 году здесь была пробурена первая в мире нефтяная скважина. И очень жаль , что не указано кто именно это сделал.