Даёшь фуэте

Александр Брыксенков
         Барсуков жалел балерин. Давно жалел.  Ещё с курсантских времён, когда он был знаком с одной из молоденьких балерин Ленинградского театра  оперы и балета им. С.М. Кирова. Жалел потому,  что им не только нельзя было есть много  пищи, но нельзя было есть совсем  ряд  очень вкусных продуктов, а именно:
Мясо,
Молоко и молочную продукцию, в том числе кефир, йогурты и творог,
Мучные изделия,
Яйца,
Кофе,
Сахар,
Шоколад.
Офигеть! Прём пищи – одно из удовольствий стоящее на втором месте после секса, а может быть и на первом. Без секса как-то можно обойтись, а без приёма пищи – никак. Балерине можно  было , да и то в небольших количествах,  потреблять лшь
Каши,
Чечквицу,
Любые овощи, кроме помидоров,
Любые фрукты, кроме бананов,
Рыбу в любом виде.
         Это, что за радость всю жизнь сидеть на каше и рыбе?  И всё-таки знакомая Барсукова на рыбе не сидела. Она была занята в кордебалете, а для балерин кордебалета требования к размерам талии были менее строги, чем к балеринам-солисткам. На вечеринках она лопала всё. И то что можно, и что не можно, а приходя домой принимала лошадиную дозу слабительного.

      И чего это Барсуков озаботился балетной темой? А потому озаботился, что он уже жалел не каких-то там абстрактных балерин, а двух своих внучек, которых их мама определила в балетную студию. Барсуков должен был отвозить девочек на занятия и привозить их обратно домой. Занятия проводились три раза в неделю.

         Руководила студией отставная балерина Рижского театра оперы и балета. Она, выйдя на пенсию, обосновалась в Швейцарии и стала обучать швейцарских девочек балету. Уж, чему она могла научить швейцарок, Барсуков не знал, но он точно знал, что рижский балет намного слабее ленинградского. В нём отсутствовало благородство, возвышенность. Что в «Лебедином», что в «Жизели», что в «Спящей». Может быть такое имело место потому, что  латышки немного массивны, а может быть была слаба школа.

       Барсуков понимл, что рижская специалистка уж очень многому-то внучек не научит.  Но он боялся, что девочки вдруг проявят способности и их мама приложит все усилия в деле  продвижения их  по балетной лестнице. Он решил принять меры.   Когда у девочек эйфория от красивой музыки, элегантных движений, необычной одежды  немного спала, Барсуков, транспортируя  их на балет и обратно, стал в пути рассказывать разные бяки про жизнь балерин. Прежде всего – это диета. Всю жизнь ограничивать себя в питание, какая здесь радость? Да ещё при длительной диете пооявляются разные заболевания. Прежде всего страдает печень.   А физические нагрузки? Балерина за спектакль теряет от 2-х до 5-и килограммов.  Это сопоставимо только с боксом. А травм в балете даже больше, чем в боксе. Вывихи, переломы, растяжение  и разрыв  связок  -- это  обыденность. А бедная стопа? Балерина за сезон расходует десятки пуантов, а стопа у неё одна. Ох же ей и достаётся. 

       Как Барсуков ни старался, внучки на его красноречие не вились. Балет им нравился. Тогда  дед стал налегать на личную жизнь балерин. Незамужество, отсутствие детей, одиночество в старости.  Поскольку старость девочки воспринимали как некую абстрактность, то и эти доводы деда были безрезультатны.


     Каждый год по весне балетная студия давала отчётный концерт в помещении местного театра. Вот и в этот раз афиши о предстоящем концерте заполнили город.  Анонсировался одноактный (учебный) балет «Ошибка пастушки» в исполнении старшей  группы, танцевальные номера на музыку Чайковского , которые подготовила средняя группа и сельский праздник поставленный силами младшей группы. Афиши извещали об участии в концерте иностранных артистов. Этими артистами были две вышедшие на пенсию  балерины   Рижского театра оперы и балета, приглашённые руководительницей студии.

        Театр был полон. В городе не избалованном высоким балетом, народ с удовольствием устремился в театр. Кроме балета там  можно было посидеть за столиком и вкусно покушать, испить шампанского, пообщаться со знакомыми.

        Прозвучал третий звонок. Пошёл занавес. Юные пейзанки стали выбегать на сцену и энергично задирать ноги. Зрители «Ошибку пастушки» оценили очень высоко. Затем под волшебную музыку Чайковского  было показано несколько упрощённых танцев из русских балетов. Танцовщики демонстрировали неплохую технику, а девчушка, исполнявшая танец Одилии даже заложила фуэте.НЕ чисто, конечно, но впечатляюще.

        Фуэте – это высший пилотаж. Барсуков всегда восхищался техникой его исполнения.  Там  балерина, стоя на одной ноге попеременно то на всей ступне, то на пальцах,   резко выбрасывает другую ногу  в строну, создавая крутящий момент, который поворачивает  тело танцовщицы на 360 градусов. Затем новый выброс ноги и новый поворот и так до 16 раз, а иногда и до 32 раз. Последнее Барсукову не нравилось. Балет превращался в  нечто спортивное, а само вращение – в цирковой трюк, что конечно же не прибавляло художественности спектаклю. Однако, зрители отмечают подобный трюк бурными аплодисментами.  Наверное здесь без клакеров дело не обходится.

     После  антракта сцену заполнили девчушки, трогательные в своих пачках.  Начались хороводы, массовые пляски. Зрители очень тепло проводили малышню. После них, как завершение представления, вышли на сцену рижские артистки.   Одна из них исполнила «Полёт бабочки» и ещё что-то из жизни птиц, другая – адажио из «Баядерки» и ещё какую-то балетную комбинацию . После изящных девочек эти тёти выглядели массивно и громоздко.       

      В конце своего номера одна из балерин, выполняя тройное антраша,
поскользнулась и всеми своими пенсионными костями  брякнулась на пол сцены. Брякнулась очень существенно. Набежавшие девочки с трудом унесли её в кулисы. 

     И удивительное дело, сколько Барсуков ни старался отвратить внучек от балета у него ничего не получалось, а падение рижской балерины резко повлияло на взгляды девочек на балет . Потрясённые падением рижанки они дружно заявили маме, что на балет ходить болше не будут.  И как мама их ни уговаривала, какие доводы ни приводила, девочки стояли на своём. В конце концов мама смирилась и записала дочек на художественную гимнастику.

      Барсуков был рад.  Внучек минул напряжённый балетный вариант. В советское время власти ценили труд балерин , а может быть сказывалась симпатия к балеринам Всесюзного старосты, но балерины входили на пенсию отработав на сцене 15лет. В наше время чиновники всё повышают и повышают пенсионный вазраст балерин. Вот бы заставить этих толстобрюих крутануть хотя б одно фуэте.
 

      Купаясь в балетных струях, Барсуков задумался: «Интересно, сколько платят балеринам за их африканский труд?» Задумался и полез в Сеть. Дословно:

«Артисты кордебалета, начинающие артисты, недавние выпускники училища или балетной школы получают небольшие зарплаты, около 10—11 тысяч рублей в регионах. Солисты зарабатывают около 40—50 тысяч рублей в месяц. Зарплата прима-балерин и премьеров может достигать 160 и 260 тысяч рублей соответственно».

    Тут же возник следующий вопрос:"А, сколько платят балеринам, например, в Швейцарии?" Заглянул. Дословно:

"Опытная балерина -- 5 500 франков.
В середины карьеры -- 5 000 франков.
На начальном уровне -- 4 000 франков. "

Курс франка:
1 швейцарский франк =  102,63 рубля.