Пальто из прошлого

Евгения Хлызова
На эту подработку я собиралась в сомнениях. Собственно это и не подработка вовсе по сути, а так, непонятно что. То ли пригласили, то ли попросили - пошить на распродаже винтажной и секонд-хэндовской одежды от знаменитых дизайнеров.
- Там будут очень богатые люди, Северный Тель Авив. Платят бешеные деньги даже за поношеную одежду - главное чтоб от дизайнеров! Составь прейскурант и перестань уже все всем ремонтировать бесплатно.
- Да я не профессиональная портниха,- вяло отбивалась я. - Могу ведь навалять и испортить ненароком шедевры кутюрье…
За стоянку богатые люди платить мне отказались.

Первой была сумка весьма простоватого вида с порванной лямкой. Сумку зашила четко - даже самой понравилось.
- Сколько?- спросила покупательница сумки, и все равно застала меня врасплох своим вопросом, сколько бы я к нему ни готовилась.
Я замялась с ответом, под пристальным и осуждаюшим взглядом хозяйки распродажи растерялась окончательно и выпалила:
- Пятьдесят шекелей. 
Мелькнула мысль, что много запросила, но было уже поздно.
Покупательница вынула зеленую бумажку и спокойно сунула ее мне в руку.
На этом мои заработки закончились. Дамы подходили, советовались, но потом передумывали. Цены на одежду были велики даже для них, а надбавка за ремонт отбивала последние сомнения и склоняла в пользу экономии.
Я уселась за свой пошивочный стол и стала разглядывать народ.

Высокая молодая мулатка с пирсингом и длинными африканскими косичками, хитроумно уложенными на голове в тяжелую диадему, в низкого покроя джинсах-клеш, обнажающих плоский шоколадный живот, и меховой короткой куртке оверсайз, продает широкие тканевые резинки для волос. Девушка выглядит шикарно. Разноцветные резинки из самых разнообразнейших тканей живописно разбросаны по прилавку. Отбоя от покупательниц нет.
«Надо взять на заметку и нашить таких - пара минут работы на штуку, тряпок отхожих девать некуда, а идут смотри как бойко!»
Богатый папик накупил двум дочкам старушечьего барахла на полторы тыщи шекелей. Даже глазом не моргнул. Винтажные штаны висят на высокой дочке мешком. Я предлагала ей ушить и даже наметала, чтоб померила. Но дочка отказалась, потому что зауженный вариант не болтается на тощей попке так свободно, как ей нравится. Ну что ж! Штаны, пожалуй, старше ее самой, так что возможно доживут и до времен, когда ее задница растолстеет, и будут в самый раз. Вторая дочка низенькая, без лифчика - все так и просвечивает, одета в коротенькую юбочку, майку, джинсовую куртку поверх и на ногах цветастые носки - в лакированные туфельки. Мы так в советском садике носили: носочки и сандалики. А Артур такую комбинацию иронично называет «ЗАянье», специально делая ударение на первый слог, с а-ля американским акцентом. Сегодня эта мода возвращается, и пол северного Тель-Авива так ходит: носочки, да по-цветастее, в туфли или сандалики.

От скуки я начала сама ходить и мерять одежду.

У дизайнеров оригинальный и специфический вкус, подчас сложно сочетаемый с обывательскими тряпками.
Вот пиджак, весь в розово-желтых разводах и вышивке. Красивый и яркий, как тропический попугай. Такой надо носить с серой незаметной одеждой и без украшений и аксессуаров. Он сам как аксессуар. Только грязноват - купить и сразу в химчистку нести. На химчистку времени нет, да и дополнительно платить не хочется.
Вот потрясающее зеленое пальто с оранжевыми пуговицами, почти в пол. Сидит на мне как влитое! Вон даже мужик уставился… Правда пуговицы придется перешивать - широковато, но для меня это ерунда конечно. Ну-ка, а цена?.. Цена на бирке такая, что заставляет меня немедленно отнести пальто обратно и больше не ходить в ту сторону.
А вот нечто жутко секси: бомбическая комбинация короткого и узкого нижнего платья и длинного просторного верхнего халата, оба с рюшками, и весь этот потрясающий шедевр - ярко красного цвета «вырви глаз». К тому же на высоченную девицу - на мне халат волочится по полу и метет пыль. Что влезть в него, что вылезть - целая головоломка, только по пьянке такое и носить, иначе не разберешься.

А вот пальтишко… хм… надо же какое… Странное. Жесткая и колкая,  мышино-серого цвета кусачая шерсть, как на военной шинели. Черные строгие застежки как на бушлате, завышенная талия. Подплечники - где ж это еще видано?!.. Сидит очень хорошо, прям по мне размер.
Иду к зеркалу. Я в нем такая… высокая, стройная, строгая, почти неприступная, почти высокомерная.
Совсем русская какая-то.
В памяти всплывает «Портрет незнакомки» Крамского. Что-то московское, или питерское, словом, столичное, почти ностальгическое. Шляпки только не хватает.
Купить что ль это пальто по приколу?..

Начинаю искать бирку с ценой и не нахожу.
Сколько стоит? Хозяйка бегло осматривает пальто, пожимает плечами: не наше. Спроси у других хозяек, может кто-то мерил и вешалкой перепутали, когда возвращали?
Обхожу всех лотошниц. Мулатка отрицательно мотает головой. Милая блондинка торгующая поношенными джинсами тоже отказывается. Никто не признает пальто своим, но тем не менее внимание товарок и публики я уже привлекла.
- Ах, какое интересное пальто!
- Как тебе идет!
- Бери - это твой характер, прям для тебя сшито…
Работницы магазина, хозяйка и волонтерши распродажи кружатся вокруг меня, щупают пальто и удивляются тому, как оно мне идет и что его никто не признает своим.
Пожилая женщина, торгующая желтыми брошками и бижутерией в благотворительный фонд поддержки семей заложников в Газе, тихонько шепчет мне, склонившись над ухом :
- Пальто ничейное, а тебе идет. Убери к себе тихонько, когда все отвернутся…
Да, наверное, так и надо сделать...
Вот только не надо прикидываться ангелом и закатывать глазки к небесам!
Если вы большая модница, но при этом бедны, и у вас нет денег, то вы наверняка имеете некоторый опыт мелких женских краж... Краж вещиц, милых и приятных, но таких же сиротливых, несправедливо обиженных, позабытых и позаброшенных, как и вы сама-молодая и бедная. Недооцененных, невостребованных, недолюбленных и непримеченных. Вещицы эти, словно притворяясь бедными сиротками, с фальшивыми слезками на глазах, шепчут тебе: посмотри какая я красивая несчастная маленькая девочка, словно создана для тебя! возьми меня с собою, я тебе пригожусь, я буду тебе преданна и покорна, я буду служить тебе верой и правдой, ибо ты и только ты способна оценить меня по достоинству, и я и только я способна подчеркнуть твою красоту и индивидуальность! мы будем с тобой верными подружками и состаримся вместе - ты в свой срок, а я в свой.
…И сразу вспоминаются заветные сказки про волшебные колечки, говорящие зеркальца,  блестящие туфельки, потайные сумочки и кошелечки, способные исполнять самые сокровенные желания в самый острый и волнительный момент. И эти мелкие кражицы обычно весьма удачны и удовлетворительны.

С собой у меня куча сумок под шитье: нет никаких проблем свернуть пальто таким образом, чтоб засунуть его в одну из них. Я начинаю медленно и аккуратно сворачивать пальто, делая вид, что собираюсь отложить его в сторону для себя, типа чтоб никто другой не купил… Как бы замечаю торчащую ниточку, спешу к своей швейной стойке обрезать ее, кладу на стул… и!
Передо мной вырастает, как из-под земли, самый главный хозяин магазина:
- Где тут пальто, про которое все спрашивали?
- Вот оно, - несколько разочарованно протягиваю его противному мужику,- Сколько стоит спрашиваю?..
- Давай посмотрим, что за бренд, есть тут где-нибудь внутри лейбл?

Мы вместе с мужиком снова разворачиваем пальто и спустя минуту, внизу на подкладке находим старую выцветшую смятую тряпицу. Надпись бьет под дых знакомым с детства синеватым штампом и шрифтом:
«Молодежная Мода, Москва 1980 г.»
- Это на русском!- одновременно выдыхаем я и хозяин магазина.
- Это советское пальто!Натуральный винтаж, мать его! - в отчаянии восклицаю я.
Вот она «моя несчастная сиротка» - чистейшего советского производства. В голове сразу проносятся новости последних лет: СВО, бомбежки Украины, 7 октября, война в Газе, мобилизация наших парней в ЦАХАЛ, Хамас, Путин, выборы, хуситы, желтые ленточки заложников, террористы с визитом в Москве, теракт в Крокусе и возмутительные обвинения в адрес Израиля…

Кража отменяется.
Если ОНО хочет быть моим - пусть САМО ищет ко мне путь.
Я решительно протягиваю пальто мужику. Он забирает с собой мою странную находку и исчезает со сцены. Я с облегчением принятого решения возвращаюсь к своей стойке и до конца дня треплюсь с волонтершами.

После закрытия распродажи сажусь в машину, запихиваю свои тяжеленные сумки со швейным инвентарем в багажник, весело прощаюсь с новыми подружками и хозяйкой распродажи. Ничего не заработала, и даже в ущерб вышло: полтинник, полученный за ремонт сумки, ушел за оплату стоянки и даже еще десять шекелей пришлось доплатить.
Вот такой я коммерсант…
- Приедешь в следующий раз?- ласково спрашивает хозяйка.
- Конечно приеду, скажи только когда! - и удаляясь машу ей рукой.
По возвращении домой обнаруживаю от нее сообщение в ватсапе:
«Мы проверили и так и не установили, чей это товар. Неизвестно, как оно к нам попало? Поэтому мы решили подарить это пальто тебе бесплатно. На днях завезем. Спасибо, что была у нас!»