Эх, Маруся, надо тебе в певицы подаваться, - сказа

Ирина Бубнова
   1943 год. г. Ряжск.

   "Здравствуйте, мои родные. Простите, что давно не писала вам. У меня много новостей.

  Во-первых, я училась на курсах радистов. Целых три месяца. Это намного сложнее, чем быть наблюдателем. Несколько девушек, в том числе и меня, отобрали на эти курсы. Нужны были такие, у кого хороший слух.

  Мы должны даже ночью по звуку определять, какой самолет в небе.

  По нашему сигналу ведь поднимали самолеты в воздух, готовили зенитки. Допустим, мы передали на КП, что летят советские самолеты над городом, значит наши зенитки и наши самолеты командующие не будут поднимать вверх. Нам поверили, а если мы ошиблись, а если это немецкие самолеты летят, значит они будут бомбить. Какие жертвы могут произойти!

  Получила письмо от Шуры. Какая она молодец! Обгонит меня. Я вернусь домой, а она уже на последнем курсе будет. Дед Роман мечтал, что я буду учителем, а Шура оказалась первой. Я ей завидую.

  Папаня, держитесь, война скоро закончится.

Завтра нас перебрасывают в Смоленск. Как только будет возможность - напишу. Всех вас обнимаю и целую. Ваша Маруся."

  Маша сложила письмо треугольником, отдала старшине, который ждал, когда девушки допишут письма.


  Фото из семейного архива. Г. Смоленск. В первом ряду первая слева Маша. (Она - старший сержант)
-Товарищ старшина, а как там в Смоленске?

-Трудно, девчонки. Говорят в руинах лежит. Бомбят его до сих пор. Но скажу по секрету, что больше вас никуда посылать не будут, до конца войны там будет наш седьмой батальон. Если только по разным точкам в Смоленске разбросают.

Старшина ушел. Девушки загрустили, кое-кто заплакал.

-А ну, девочки, хватит сопли распускать! Маруся запевай, - и Катя взяла в руки гармонь. - Давай "Катюшу".

Пели много. Душа просила песен. Помогала в эту минуту хотя бы ненадолго забыть о войне, о погибших. Хотелось на чуть-чуть вернуться в счастливую мирную жизнь.

-Эх, Маруся, надо тебе в певицы подаваться. Петь на сцене, - сказала Катя. -Вот война закончится и попробуй, у тебя талант.

-Эх, девчонки, вы бы слышали, как мама пела,- на глазах Маруси заблестели слезы. -Скорее бы война закончилась.