Некоторые выводы

Игорь Лощинин
    Прежде, чем перейти  к рассмотрению  «реконструкций» образа Христа в результате «Поиска исторического Иисуса»   можно сделать   некоторые выводы из рассмотренного выше
На Голгофе закончилась жизнь человека-Иисуса из Назарета и началась легенда о Богочеловеке.
Историки , как христиане, так и неверующие в Христа-Мессию, Богочеловека, на основании текстов Нового Завета могут утверждать следующее:
Общественная деятельность Иисуса,проповедника из Галлилейского городка Назарета, длилась от 2 до 2,5 лет . Он сплотил вокруг себя группу из учеников и последователей и пользовался большой популярностью как целитель и чудотворец. Основой Его проповеди было провозглашение скорого наступления Царства Божьего .

    Иисус Христос был распят при Понтии Пилате по обвинению в правонарушении перед Римским государством. Вскоре после гибели Иисуса Христа ученики пришли к выводу о том, что Он был воскрешен Богом из мертвых.
    Воскресение Иисуса занимает центральное место в христианстве. Без Воскресения Христа иудейская секта никогда бы не смогла стать основанием для новой мировой религии. И в то же время, несмотря на свою предельную значимость, повествование о Воскресении Иисуса является самой запутанной и проблематичной частью новозаветной литературы.
    Христианские апологеты стремятся «доказать», что Воскресение Христа действительно имело место и никакое другое объяснение не может лучше соответствовать установленным, по их убеждению, «историческим данным» : что гробница Иисуса оказалась пустой и что он после распятия являлся своим ученикам.. И поскольку апологеты принимают эти данные за «факт», они доказывают, что никакое другое рационалистическое объяснение (что ученики вынесли и перезахоронили тело из гробницы, что у них были галлюцинации и др ) не может быть правдоподобным.
    Скептики не отрицают, что гробница могла оказаться пустой, что ученики Иисуса могли испытывать особые переживания, которые они интерпретировали как «явления». Однако они приводят ряд альтернативных сценариев , объясняющих события , связанные с Воскрешением, любой из которых, каким бы маловероятным он ни казался , можно считать более правдоподобным , чем тот, в котором свершилось великое чудо , обусловленное вмешательством Бога.

    С исторической точки зрения, не может быть сомнений в том, что некоторые из последователей Иисуса пришли к вере в то, что Он был воскрешен из мертвых. Именно так зародилось христианство. Для учеников Иисуса он воскрес в бессмертном теле и был вознесен на Небеса, где сейчас живет и царствует вместе с Богом Всемогущим.
    Однако, мы не можем быть уверены в том, когда именно зародилась вера в воскресение и вознесение Иисуса. Традиция утверждает, что это случилось на третий день после его смерти. Однако, как утверждает исследователи Нового Завета , из анализа 1 Кор 15:3–5 следует, что идея о Воскресении Иисуса  на «третий день» изначально представляла собой богословскую конструкцию, а не исторически точную информацию. Более того, если верно то, что, когда Иисус был арестован, Его ученики бежали из Иерусалима в Галилею, и что именно там некоторые из них «видели» Его, то это никак не могло произойти в первое воскресенье после Его смерти.
Если они бежали в пятницу, то поскольку от Иерусалима до Капернаума, их прежнего дома, было более 190 км, то, чтобы добраться туда пешком, им потребовалась бы по меньшей мере, неделя.Возможно, некоторые (или один) из них имели видение Иисуса в Галилее вскоре после того, как Он был распят – на следующей неделе, через неделю или через месяц; мы не располагаем достаточными источниками информации, чтобы судить об этом.

Совершенно бесспорно то, что некоторые из последователей Иисуса пришли к мысли, что Он восстал из мертвых, и должно было случиться нечто, что привело их к этой мысли. Все ранние источники согласны в этом отношении, и можно считать, что они дают исторически надежные данные в одном ключевом отношении: вера учеников в воскресение основывалась на их визионерском опыте.
Когда речь заходит о видениях Иисуса, которые пережили его ученики, верующие христиане утверждают, что за ними стоит внешняя реальность – то есть, что Иисус действительно явился этим людям. Любой, придерживающийся данной точки зрения, назовет эти «достоверные» видения «явлениями» Иисуса. Нехристиане же скажут, что эти видения были «недостоверными», возможно, вызванными определенными психологическими или нейрофизиологическими факторами и назовут эти видения галлюцинациями , которые рассматривают как «сенсорное ощущение,  обладающее той же убедительностью, что и истинное восприятие реальности, но происходящее без внешнего воздействия на соответствующий орган чувств».
По существу, вопрос о характере видений (или явлений) — это вопрос терминологии и отрицать «явления» как и доказывать их «достоверность» в общем, не имеет смысла
Можно согласиться со словами ученого:
«Ситуация, такова, что ничто не может помешать историку отложить в сторону как богословские, так и антибогословские предпосылки, а также предубеждения как за, так и против сверхъестественного, просто применяя феноменологический подход к данным, которые сами по себе не требуют никакой специальной интерпретации. .. переживания учеников, были ли они галлюцинациями или нет, были подлинными переживаниями, которые – по крайней мере по их мнению – брали начало за пределами их субъективного восприятия"