Еврейская сказка про волшебную лягушку

Алексей Горшков
Волшебная лягушка. По мотивам еврейской народной сказки

       Давным-давно жили муж с женой и с единственным сыном, которого звали  Ханина. Когда сын вырос, он женился и стал жить отдельно от родителей. Однажды отец срочно призвал к себе сына,  и когда Ханина пришел в родительский дом, что обнаружил, что его родители находятся при смерти.
«Не горюй, сынок. Мы с твоей мамой прожили долгую счастливую жизнь, и Бог дал нам привилегию умереть в один день. Слушай меня внимательно, сын. Когда мы умрём, предай наши тела огню, а потом молись семь дней. Когда наступит Пасха, поспеши на рынок и купи первую же вещь, которую предложат тебе. Не торгуйся и заплат за неё столько, сколько скажет продавец. Если ты всё сделаешь, как я сказал, то тебя ждет прекрасное будущее. А теперь дай мне слово, что исполнишь мою волю.»
      Ханина дал слово отцу, и в тот же день его родители умерли. Ханина сжег тела своих родителей, семь дней молился, а на восьмой, когда наступила Пасха, он пошел на рынок. Не успел Ханина попасть на рынок, как к нему подошел старик и сказал: «Сынок, купи эту серебряную шкатулку и она принесёт тебе большую удачу»
«А что в шкатулке?» - спросил Ханина.
«Я не знаю. Шкатулку может открыть только тот человек, кто купит её в первый день Пасхи» - ответил старик.
«А сколько стоит твоя шкатулка?» - спросил Ханина.
«Одну тысячу золотых монет» - ответил старик.
       Это была не просто огромная сумма, это было целое состояние, но у Ханину «случайно» оказалось с собой 1000 золотых монет. Хануна отдал целое состояние за шкатулку и принёс её домой. Когда они с женой открыли шкатулку, то обнаружили внутри неё, ещё одну шкатулку, в которой была маленькая зеленая лягушка. Оба были разочарованы таким «счастливым» приобретением. Вдруг лягушка сказала человеческим голосом: «Я хочу есть!»
Её накормили, и лягушка, тут же, на глазах, заметно подросла. У лягушки оказался «волчий» аппетит, и с каждым днём она становилась, всё больше и больше, пока не стала ростом с человека. Но очень быстро у Хануна и его жены закончились все деньги, и они не могли больше кормить ни лягушку, ни себя. Женщина заплакала горькими слезами, и тут лягушка сказала ей: «Ты была очень добра ко мне, жена благочестивого Хануна, и за это я исполню любое твоё желание».
       «Дай нам еды!» - воскликнула женщина.
       В ту же секунду в дверь дома постучали.
      «Кто там?» - спросила женщина.
       «Бесплатная доставка пиццы!»
       Женщина открыла дверь и получила четыре коробки пиццы. Лягушка тут же пояснила: «Тебе и мужу — по коробке, а мне две!»
       Настала очередь Хануны загадывать желание, и он сказал лягушке: «Научи меня истории человечества!»
       Метод  обучения оказался очень странным. Лягушка написала  на 70 листах бумаги что-то на 70 языках и предложила Хануну съесть эти листочки бумаги. Когда он проглотил последний листок бумаги, то понял, что владеет знаниями всей мировой истории и всеми языками, включая языки птиц и животных. Вскоре молва о его знаниях разнеслась широко кругом.
        Однажды, лягушка сказала мужу и жене: «Наступил главный день вашей жизни. Следуйте за мной»
Лягушка привела их в лес и созвала всех обитателей леса, птиц, зверей, насекомых. На её зов явились тысячи и тысячи обитателей леса, и все пришли с подарками, которые положили у ног Хануну и его жены. Лягушка указала на гору бриллиантов и сказала: «Они ваши! Но ещё более ценными подарками являются травы и коренья, с помощью которых вы сможете излечить любую болезнь. А теперь пора прощаться. Навсегда».
       С этими словами лягушка уменьшилась в размерах до лягушонка и прыгнула в ручей. А Хануну и его жена целый месяц перетаскивали сокровища в свой дом, который вскоре был переполнен ими, так что им пришлось построить большой дворец. К ним стали приходить люди со всех уголков земли, и все получали излечение от своих недугов. И жили Ханун с женой долго и счастливо.

Право же, я не так и не смог постигнуть «мораль» этой еврейской сказки. Хотя ответ и напрашивается, - берегите и любите лягушек, либо только они могут сделать вас богатыми и счастливыми, - но я в нём сильно сомневаюсь. Ну это и понятно – я же не еврей, а русский! Ещё ни одна лягушка не сделала меня счастливым, и лично я надеюсь только на Президента страны, а на не лягушку, или на волшебную щуку, или на скатерть самобранку! Так в чём же смысл этой милой и загадочной еврейской сказки? А? Очень надеюсь, что какой-нибудь добрый еврей откликнется и разъяснит мне (и остальным русским) истинный смысл этой еврейской истории…

Репринт (2015)