Чудеса, совершаемые людьми, и чудеса Иисуса

Игорь Лощинин
    Сейчас хотелось бы поговорить  не о научных спорах о характере посмертных видений Иисуса ученикам и т.п., а о "чудесах"- не тех, что совершал Иисус в Евангелиях, а "чудесах", которые ещё не разгаданы, но безусловно, -совершались и совершаются людьми.

    Гипноз и "чудесные" исцеления

    Множество упоминаний о гипнозе дошло до наших времен из книг древнейших цивилизаций, так что можно сказать, что гипнозу лет не меньше, чем человечеству. Находки, свидетельствующие о существовании гипноза, относятся к культурам шумеров, древней Индии, Египта, Греции, Скандинавии и многих других цивилизаций. Гипноз упоминается практически во всех священных книгах древних времён.
    В основном гипнозом занимались жрецы культов. Поскольку в древности не было медицины как таковой, больные приходили в храмы за исцелением, в которых жрецы посредством гипноза занимались лечением. По сути, всё исцеление строилось на методах гипнотического внушения.

В находках эпохи древнего Египта были обнаружены упоминания  о технике мгновенного гипноза,схожей с современной.
В письменности древнего Египта подробно описаны лечебные сны, с помощью которых лечили больных и предсказывали будущее. Также найдены  упоминания о тактильном методе гипноза (с помощью прикосновений рук). Поскольку заболевания, имеющие неврологическую причину, хорошо поддаются лечению посредством внушения и гипноза, методы врачевания жрецов древнего Египта зачастую были успешны.
Согласно клинописи шумерской культуры, существовала школа жрецов-лекарей в городе Эрех, где больных исцеляли преимущественно во сне. Жрецы выделяли три степени гипноза: глубокий, средний и лёгкий, эта же классификация стадий существует и в наше время. Гипноз стал совсем неудивительным методом излечения многих заболеваний, некоторые из которых очень напоминают случаи евангельских чудесных исцелений.
Но пожалуй, самые удивительные не разгаданные"чудеса", являют индийские йоги.

                Индийские йоги
    "Когда ученики увидели его идущим по воде, они закричали от страха: "Это призрак". Но Иисус сразу им сказал: "Не бойтесь! Это Я"....

    Индийские фокусники подвергали публику массовому гипнозу, и те видели невероятные явления. В письменных находках существуют упоминания о том, что факиры могли совершать удивительные вещи: мгновенно менять облик, ходить сквозь стены огня, левитировать и управлять предметами на расстоянии. Логически объяснить это чем-то, кроме гипнотического внушения, невозможно. Скорее всего, индийские йоги владели техникой самогипноза. Сильный йог мог вводить себя в состояние, схожее с анабиозом : редкое сердцебиение, повышенный болевой порог, длительное воздержание от воды и пищи. Практически все болезни и недуги в Индии врачевали при помощи заклинаний, заговоров, погружением в транс и постгипнотическим внушением.

Как можно объяснить галлюцинацию, которую одновременно видят несколько человек и возможно ли это вообще? Современная наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. По мнению некоторых ученых, массовые галлюцинации невозможны, согласно другим, мы просто ничего о них не знаем.

                "Секрет фактира"
    Это чудо пытаются разгадать не одно десятилетие. Оно  описано в книге Андри Пухарича «По ту сторону телепатии» , где сообщается о  наблюдениях двух исследователей-психологов, которые видели этот фокус вместе с сотнями других зрителей.
    Фокус заключается в том, что вверх по канату залезает мальчик, за ним с ножом в руке влезает фокусник и оба они исчезают где-то наверху. Слышны крики, и потом на землю градом падают разрезанные на куски части тела. Фокусник спускается с окровавленным ножом, складывает куски в ящик, и потом из него выскакивает улыбающийся мальчик. На некоторых представлениях зрители видят собаку, которая пытается утащить ногу или руку, но ее заставляют вернуть добычу. Психологи также видели, как, собрав части мальчика в корзину, фокусник поднимался с ней по канату и спускался с живым мальчиком.
Просмотрев это представление, отснятое на кинопленке, они были поражены: на экране факир и мальчик все время безразлично стояли возле веревки, свернутой кольцом на земле. В 1934 г. этот фокус был дважды повторен в Лондоне, причем второй сеанс организаторы сняли скрытыми кинокамерами. На проявленной пленке был виден лежащий на земле канат и удирающий в сторону кустов мальчик. Присутствовавшие зрители стали свидетелями события, которого в реальности не было.Весь спектакль оказался воображаемым!

Одно из предложенных объяснений состояло в том, что «галлюцинация возникла у факира… она была телепатически возбуждена и передана нескольким сотням зрителей».
Чтобы доказать могущество «скрытых психических сил», которыми якобы обладают некоторые индийцы, Е.Блаватская описывает ряд удивительных явлений, продемонстрированных факирами. Одно из них - знаменитый иллюзионный номер "индийский канат", над секретом которого много лет безуспешно бились иллюзионисты всего мира.
Английский профессор Сэмюэль, присутствовавший с двумя ассистентами на представлении факира в Бомбее, убедился в том, что "индийский канат" действительно входит в традиционный факирский репертуар и исполняется на открытом воздухе.Сэмюэль и его ассистент позднее  объяснили суть фокуса, который происходил в несколько иных условиях, чем описано Блаватской.Индийское объединение иллюзионистов подтвердило правильность наблюдений профессора Сэмюэля и его ассистента. История с "индийским канатом" лишний раз доказала, что чудес не бывает даже в иллюзионном искусстве...
Некоторые ученые считают, что «зрительные галлюцинации настолько хорошо воспроизводятся под гипнозом, что возможность их возникновения не вызывает сомнений». Но главное — это готовность или психологическая установка.
   Пытаясь объяснить массовые галлюцинации, в отношении которых не существует никаких определенных предположений, некоторые авторы выдвигали теорию телепатического контакта. Согласно ее первоначальному варианту, зритель, воспринимающий видение, может, установив контакт с другими членами группы, заставить и других заметить это видение.

    В Евангелиях описаны примерно 35 чудес Иисуса, но предполагается, что Он совершил их гораздо больше. Действия Иисуса могут рассматриваться как возможные, но исходя исключительно  из Его человеческой, не сверхъестественной природы. Т.е. Он мог делать то, что под силу людям,  обладающим исключительными, напр.экстрасенсорными, способностями.
    Однако, есть события и явления, которые с точки зрения материалистического современного знания, не находят объяснения. Но в любом случае, когда мы сталкиваемся с подобными явлениями, следует отдавать себе отчет в том, что имеем дело именно с проявлениями человеческой природы, а не с какой-то иной. Переход же на противоположную позицию означает, по сути, отказ от попыток дальнейшего изучения этой природы.

    Можно предположить, что большая часть "чудес" в Евангелиях объясняются внушением ,групповым гипнозом.  Иногда они являются имитацией  образцов, преимущественно ветхозаветных. Возможно, поэтому эти чудеса и произошли, напр, "чудесное питание" людей в Ветхом и Новом Заветах и "чудесное питание" Илии ( 3 Книга Царств17:8-16) (http://proza.ru/2024/02/13/35). Почти все чудеса Иисуса имеют аналогии в ВЗ, точнее, все чудеса ВЗ рассматриваются как "прообразы" .Например, Елисей исцелил одного прокаженного и, подобно учителю своему Илии, воскресил одного мертвеца. О деяниях Илии и Елисея говорится как о действительных, реальных чудотворениях, и именно такого рода подвигов народ иудейский ожидал и требовал от грядущего Мессии- и Иисус совершал их.

    Иoaнн описывает меньшее число чудес, чем синоптики, но все сотворенные Иисусом чудеса являются  как бы иллюстрацией их богословского смысла. Так, чудо исцеления слепорожденного он связывает со спорным догматическим вопросом, который обсуждали ученики Иисуса:"кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?" (9:2).

    Подлинный источник прославления Иисуса — его распятие, смерть и главное Чудо-Воскресение. Для христианства по-настоящему существенно то, что произошло после распятия. Согласно Павлу, без Воскресения вся христианская вера тщетна. Христианство обещает вечное спасение для тех, кто верит в Иисуса. Но если Иисус не был воскрешен, то главный постулат христианства лишается своего основания:
    «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша. При том мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают» (1 Кор., 15, 12-15).

Прежде, чем говорить о сверхъестественном происхождении Иисуса или о том, что Он был способен совершать деяния, нарушающие законы природы, следует постараться объяснить их естественными причинами.
Если изучать, как фокусники или факиры демонстрируют свои фокусы или как ведут себя сегодня чудотворцы-целители, можно отчасти объяснить то, что происходило во времена Иисуса.
Поскольку  событие  Воскресения , кажется,   еще более   важно для христианской веры, чем Его рождение и сама Его проповедь, можно было бы надеяться, что оно подтверждено безупречными свидетельствами очевидцев. Однако, «свидетельства» этому мы находим только в Новом Завете. Независимых описаний, подтверждающих это событие, не сохранилось, если они вообще существовали. Сами библейские описания фрагментарны и противоречивы, и читая четыре Евангелия одно за другим, мы сталкиваемся с различными несообразностями. Это должно заставить нас с сомнением принять предание о воскрешении Иисуса.
Был ли Иисус мертв, когда его снимали с креста?
Был ли Он был без сознания и принят за умершего, впоследствии пришел в себя и был тайно вынесен из могилы его учениками?
Появился ли Он какое-то время спустя после распятия и затем вполностью исчез или в конце концов скончался от ран?
Можно предложить множество возможных сценариев происшедшего, некоторые из которых описаны ранее  (  http://proza.ru/2024/03/27/122   ) . Ясно лишь то, что доказательства Воскресения Иисуса крайне неубедительны.
Особенно смущает то обстоятельство, что если Иисус явился, то явился Он только тем, кто верил в него, а не безучастным наблюдателям или тем, кто был настроен против него.
Если бы Его Воскресение  было более гласным и общенародным, напр., происходило одновременно в Иерусалиме перед Пилатом и в Риме перед Сенатом, чтобы не оставались сомнения в его истинности,  то,скорее всего,  не появились бы некоторые альтернативные естественные объяснения .

Описание евангельской истории Воскресения Христа противоречиво. Согласно Матфею, Иосиф из Аримафеи забрал тело Иисуса, «обвил его чистою плащеницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери горба, удалился (Мат., 27, 59-60). Марк и Лука соглашаются с этим. Иоанн же говорит, что Иосиф был не один, а с Никодимом. Они обернули тело Иисуса «пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Иоан., 19, 40).
Это заставляет поднять вопросы в отношении так называемой Туринской Плащаницы, в которую, как в наши дни многие верят, был обернут Иисус после снятия с креста. Иоанн сообщает, что в скале, где находился Его гроб, были «одни пелены» и «плат, который был на главе Его» (Иоан, 20, 6-7). Если Иоанн прав, то это была не плащаница, а льняные обертки. Но если правы Матфей, Марк и Лука, то они противоречат сообщению Иоанна, согласно которому, тело Иисуса было, возможно, обернуто как мумия. Лука говорит о том, что Петр заглянул в могилу и увидел там только пелены. Это подтверждает сказанное Иоанном о многих одеждах. Упоминание плат, бывших на голове Иисуса, также противоречит легенде о плащанице.Если бы эта плащаница оказалась подлинной, она должна была бы стать великим свидетельством чуда воскрешения Иисуса. Однако авторы Евангелий молчат об этом.
Исчерпывающий анализ группы  скептически настроенных ученых показал, что несколько веков назад можно было копировать образы на плащанице техникой натирания. Если Иисус умер, он должен был быть выбрит и вымыт перед натиранием пряностями для совершением обряда погребения. Однако на Плащанице он отображен бородатым и окровавленным. Микроскопический анализ «крови» на Плащанице,  показал наличие охры, красящего пигмента.
Туринская Плащаница не может быть доказательством воскрешения Христа.

Термин «чудо» часто используется наблюдателями, когда они не могут объяснить происходящее естественными причинами. Однако им могут быть неизвестны реальные действующие причины. Эффекты фокусника могут быть приписаны действию «магии», но они могут легко объясняться ловкостью рук и другими физическими действиями.
«Целительство» верой необязательно приписывать действию Бога или оккультных сил, оно также может иметь вполне естественное объяснение.
Прежде чем говорить о сверхъестественном происхождении Иисуса или о том, что Он был способен совершать деяния, нарушающие законы природы, следует постараться объяснить их естественными причинами.
Изучение того, как фокусники демонстрируют свои фокусы или как ведут себя сегодня чудотворцы-целители, может отчасти объяснить то, что происходило во времена Иисуса.
Оценка людьми каких-то событий как чудесных, оккультных или сверхъестественных может быть обусловлена особенностями психологии восприятия и незнанием их естественных причин
Можно представить множество вероятных сценариев того, как это могло быть сделано. Если кто-то верит в то, что другой человек обладает сверхчеловеческой силой, он скорее всего, поверит и в любой странный факт и будет настаивать, что он необъясним естественными причинами. При такой вере даже незначительное отклонение от нормального состояния будет рассматриваться как доказательство непреходящего чуда.