Посмертные явления Христа и попытки их объяснения

Игорь Лощинин
    Ап.Павел в 1 послании к Коринфянам (15: 3-8) так представляет  хронологию явлений воскресшего Иисуса :
«то, что я получил, я передал вам как самое важное: что Христос умер за наши грехи согласно Писанию, что Он был погребен, что Он был воскрешен в третий день согласно Писанию, и что Он явился Кифе, а затем двенадцати. После этого Он явился более чем пятистам братьям и сестрам одновременно, большинство из которых все еще живы, хотя некоторые уже уснули. Затем он явился Иакову, затем всем апостолам, и последним из всех Он явился также мне, как некоему ненормально рожденному.»

    Из этого списка мы узнаем, что Иисус явился отдельно трем людям: Кифе (Петру), своему главному ученику; Иакову, своему брату;  Павлу, своему бывшему врагу. И мы также узнаем, что Он явился трем группам: двенадцать (ученики, минус Иуда); более 500 ранних последователей;  все апостолы.
Павел упоминает, что большинство из  этих людей все еще живы; фактически он приглашает членов Коринфской церкви поехать в Иерусалим и поговорить с этими свидетелями   воскресшего Иисуса. Таким образом,  по словам Павла,убедительные свидетельства очевидцев о воскресшем Иисусе были доступны в течение десятилетий после его Воскресения.

Профессор Гёттингенского университета Герд Людеманн подытоживает:
«Можно считать исторически достоверным, что Петр и ученики после смерти Иисуса столкнулись с тем, что Иисус явился им как воскресший Христос.  Таким образом, у нас нет принципиальных разногласий относительно того, что после распятия Иисуса разные люди — вместе и по отдельности — видели Его живым. Мы расходимся в представлениях о том, как лучше всего объяснить этот факт.
Исторический анализ указывает на «внезапное зарождение пасхальной веры учеников» . Любой историк, желающий понять, как возникло христианство, должен будет объяснить, каким образом люди, знавшие Иисуса и следовавшие за Ним, пришли к подобным убеждениям. Практически все согласны с мнением , что «Для того, чтобы вызвать появление такого движения, каким было самое раннее христианство, и такой литературы, какой является Новый Завет, необходимо некое мощное трансформирующее переживание». Вопрос в том, что наилучшим образом объясняет такого рода переживание — воскресение Иисуса или галлюцинация учеников? "

    Рассказы о явлениях воскресшего Христа объясняли визионерством учеников (т. е. склонностью их к видениям мистического характера) еще на заре христианства. Например,такая гипотеза содержалась в трактате римского философа Цельса «Истинное слово»,написанном в 170-х годах н.э.
    Популяризаторами теории были Д.Штраус и Э.Ренан.  Под влиянием ветхозаветных текстов о страданиях и конечном торжестве Мессии у учеников сформировалась  вера в то, что учитель не может умереть. Рассказы о встречах с Христом в свете этого самообмана следует трактовать, как естественные происшествия .

Визионерская теория обрела новую жизнь в ХХ веке.
Работы Людеманна объясняют явления как галлюцинаторные видения, которые наряду со слуховыми особенностями произвели “стимулирование”, “энтузиазм”, “религиозное опьянение” “экстаз” у Петра.
Барт Эрман высказывает свою точку зрения:
"Христианские апологеты утверждают, что объяснение с исторической точки зрения ВИДЕНИЙ Иисуса -это то, что Иисус действителЬно им являлся.Часто от апологетов приходится слышать, что видения учеников должны быть достоверными, поскольку "массовые галлюцинации" не могут иметь место, и если Павел утверждал, что Иисус явился "свыше, чем пятистам братьям одновременно", это опровергает мнение о том, что все пятьсот могли вообразить себе это в одно и то же время.
Следует напомнить, что Павел-единственный, кто упоминает об этом событии, и если оно действительно произошло, то трудно объяснить, почему оно так и не попало в Евангелия, ставившие целью доказать, что Иисус физически воскрес из мёртвых.
Помимо этого, большинство людей верят, что массовые галлюцинации не только возможны, но что они действительно случаются. Именно те консервативные исследователи , которые утверждают, что массовые галлюцинации невозможны, отвергают сообщения о явлениях Девы Марии сотням и даже тысячам людей одновременно, хотя  есть тому документально подтверждённые показания очевидцев.»
    Э.Ренан; "При подобных обстоятельствах важен только результат. Вера очищает всё. Материальное событие, которое породило веру в Воскресение, не было действительной причиной этого Воскресения. . Иисуса воскресила любовь. Если бы Иисус не был так любим своими учениками, если бы вера в Его Воскресение имела менее оснований, то все эти случайные события могли бы разыграться и всё же из этого ничего бы не вышло. "
    Д.Штраус: "Можно допустить, что ученики Иисуса, взволнованные внезапной его смертью и постоянно вспоминая его образ, легко могли принять за утраченного ими учителя первого встречного незнакомца, если он сталкивался с ними при необычных условиях и производил на них сколько-нибудь сильное впечатление".

В связи с теорией галлюцинаций следует также упомянуть один из многих засвидетельствованных случаев, описанных В.М. Бехтеревым.
   "В 1885 году во время эпидемии холеры многие жители деревни неподалеку от Неаполя видели Мадонну в черном одеянии, которая молилась за людей у часовни на холме. Видение было настолько явным, что слухи об этом начали распространяться по всей округе. ... Данная история стала одним из известнейших исторических примеров массовой галлюцинации ".
В. М. Бехтерев в качестве благоприятного условия для развития массовых галлюцинаций называет господствующие в сознании людей одинаковые настроения, идеи одного и того же рода. Массовые галлюцинации – явление, в самой основе которого всегда будет лежать конформизм, определенная установка восприятия, сниженная критичность по отношению к увиденному, а зачастую – и нестабильный эмоциональный фон. Но главное – готовность людей поверить, не только своим глазам, но и глазам другого человека, чтобы быть причастным к чему-то поражающему.

    Хотя Иисус постоянно говорил о воскресении из мертвых и о новой жизни, но никогда не высказывал определенно, что сам Он воскреснет телесно(Мк.16:11).  Впрочем, синоптические Евангелия показывают, что если Иисус и говорил это, то апостолы совершенно не поняли Его(Мк.9:10,32; Лк.18:34) .Впервые услышав про Воскресение, они проявили недоверие, даже изумление .Но не нужен был большой промежуток времени, чтобы сложилась легенда. В воскресенье вечером (16 нисана - 5 апреля) факт воскресения Иисуса уже признавался всеми.