Материалы к утреннику и другим видам работы с книг

Олейник Алла
    Несколько слов о книжных праздниках в школе.
    В течение учебного года в школьной библиотеке проводится не один праздник книги.
    Праздники эти разные. Один может быть посвящён юбилею поэта. И тогда обычно проводят конкурсы чтецов, конкурсы детских рисунков к произведениям юбиляра и др. Некоторые дети посвящают свои стихи любимому поэту или его герою.
    Другим праздником может стать литературный утренник по заранее подготовленному сценарию.
    Если есть возможность, спланировать посещение литературного музея или совершить путешествие по памятным местам из жизни и творчества писателя.
    Но какой бы литературный праздник ни проходил, ему предшествует большая подготовительная работа. А начинается она, как правило, с рассказа библиотекаря о писателе и рекомендательного обзора книг.
    Отдельно учителям рекомендуются имеющиеся в библиотеке книги-коллективки для чтения в классе, после чего обычно следует беседа о прочитанном. В группах продлённого дня проводятся громкие чтения. При этом, читает либо библиотекарь, либо воспитатель ГПД, либо хорошо читающий ученик или ученики.
    В школьной библиотеке обязательно оформляется книжно-иллюстративная выставка, в которой часто используют материалы «Выставки в школьной библиотеке» издательства РШБА.
    Эти же материалы мы используем и при оформлении стенда, расположенного рядом со входом в библиотеку. Стенд бывает информационным. В другое время на нём располагаются детские творческие работы: стихи, рисунки, аппликации и т.п. Иногда там помещаются игровые материалы: ребусы, кроссворды, шарады и др.
    На стенде под заголовком должна быть информация примерно такого содержания: если вы читали стихи В.Д.Берестова, то легко отгадаете эти ребусы, шарады и другие загадки. Надо также указать, куда и к какому сроку сдать ответы.

НЕКОТОРЫЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Поочерёдно показывать напечатанные  на отдельных листах слова.
1.ЗВЕРЬ  Букву «з» замени на другую и в квартиру войдёшь ты любую.  («Дверь»)
2.ПАПКА  Букву «п» замени на другую – и гуляй себе в стужу любую.  («Шапка»)
3.  СОРОК  Преврати числительное в существительное, добавив всего одну букву.  («Сорока»)
4.МЕЛЬ  Придумай, что надо сделать, чтобы оказаться в хвойном лесу. («Ель»)
5.МИРТ  Убери только одну букву, и всем на свете станет хорошо. («Мир»)

ПРОДОЛЖИ НАЗВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
«Мишка, мишка,…лежебока»
«Весенняя … сказка»
«Непослушная … кукла»
«Весёлое … лето»
«В магазине …игрушек»
«Матрёшкины … потешки»
«Альбом для … рисования»
«Как я плавать … научился»
«Серёжа и … гвозди»
«Кто чему … научится»
«Как хорошо уметь … читать»
РАЗГАДАЙ  КРОССВОРД
    В вертикальном столбце – имя и фамилия известного детского писателя. Тебе надо вспомнить названия его стихов по указанным ниже отрывкам и вписать их в горизонтальные строчки под соответствующим номером.

1. Всем противникам охота
Мяч забить в мои ворота…                «Вратарь»

2. Открыв узорную изнанку,
В ковёр и скатерть-самобранку
     Преображался он для нас.             «Плащ»

3. Нет ни ветра, ни воды
На луне.
Не стираются следы
На Луне.                «Луноход»

4. Сижу на самой верхней ветке,
И чудится, что я в разведке
Или на мачте корабля…                «Мечтатель»
5. В дверь диетической столовой
    Вошёл дракон семиголовый.
    Он хором «Здравствуйте!» сказал…      «Дракон»

6. Отворяй, лиса, калитку,
Получай, лиса, открытку.
На открытке есть картинка:
    Хвост морковки и дубинка.             «Открытка»

7. Тот – как жёлудь. Этот – как орех.
   Вот рога оленьи, носорожьи.            «Жуки»

8. А глубоко в долине где-то
    Блестит река,
    Острей клинка,
    Пока последний отблеск света
    Несут  на гривах облака.              «Отражение»
 
9. Маленький бычок,
Жёлтенький бочок,
Ножками ступает,
Головой качает.                «Бычок»

10. …но зато
Отлично падается.
Почему ж никто
Не радуется?                «Гололедица»

11. Бураны, вьюги и метели…
      Как много с ними канители,
     Как много шума, толкотни!
     Как надоели мне они!                «Мороз»

12. Медведица ласково сына качает.
      Малыш веселится. Малыш не скучает.  «Медвежонок»


13.Посреди двора – гора.
      На горе идёт игра.                «Песочница»

14.Мама платье шила дочке,
      И остались лоскуточки.
      Лоскуточки мы возьмём,
      Кукле платьице сошьём.              «Портниха»

15.-Но!- сказали мы лошадке
     И помчались без оглядки.             «Лошадка»

16.Незнакомый новый дом,
      А теперь мы в нём живём.            «Новоселье»

Сценарий праздника, посвящённого В.Д. Берестову.
(На сцену выходят несколько учеников.  Они коротко рассказывают о писателе. Например, так).
Валентин Дмитриевич Берестов родился в 1928 году в городе Мещовске Калужской области в семье учителя.
Во время Великой Отечественной войны Валентин Берестов был в городе Ташкенте. Там он написал свои первые стихи.
В 1942 году с его стихами познакомился Корней Иванович Чуковский, который принял большое участие в судьбе будущего писателя, помог ему. А позже В.Д. Берестов посвятил К.И. Чуковскому свои стихи.
После окончания школы, а затем и Московского государственного университета Валентин Берестов становится археологом и работает в разных местах страны.
В 1957 году была опубликована его книга для малышей «Про машину». (Читает эти стихи).
Валентин Дмитриевич продолжал писать не только для взрослых, но и для детей. Его стихи вошли в школьные учебники. Он любил детей, хорошо их понимал. Наверное, поэтому и мы любим его стихи.
(Чтец читает стихи «А думал я, с детством прощаясь»).
Сегодня на книжных полках стоит немало его книг - стихов, сказок (указать на книжную выставку). Некоторые из них мы знаем наизусть. Давайте все вместе прочтём стихотворение «Как хорошо уметь читать!».
(Ведущий и дети читают вместе).
Выходят чтецы.
1-ый чтец. Попробуйте и со мной вместе прочитать стихотворение В.Д. Берестова «Заяц-барабанщик» (чтец начинает, дети подхватывают).
2-ой чтец. Неплохо получилось. А теперь попробуем прочитать все вместе стихотворение «Петушки» (и снова зал вторит чтецу).
Ведущий. Все мы видим, что в зале немало детей, которые знают и любят стихи Валентина Дмитриевича Берестова. Сейчас некоторые их них выступят перед вами.
Дети читают стихи:
«Гололедица»;
«Серёжа и гвозди»;
«Мишка, мишка, лежебока».

(Две девочки исполняют стихотворение «Непослушная кукла»)

1-ая. Нашей кукле каждый час
         Мы твердим по двадцать раз:
Вместе: Что за воспитание!
                Просто наказание!

2-ая. Просят куклу танцевать,
         Кукла лезет под кровать.
Вместе: Что за воспитание!
                Просто наказание!

1-ая. Все играть - она лежать,
         Все лежать - она бежать.
Вместе: Что за воспитание!
               Просто наказание!

2-ая. Вместо супа и котлет
         Подавайте ей конфет.
Вместе: Что за воспитание!
                Просто наказание!

1-ая. Ох, намучились мы с ней.
2-ая. Всё не так, как у людей.
Вместе: Что за воспитание!
               Просто наказание!
Ведущий. Стихи В.Д. Берестова могут привести нас на школьный урок. Например, на урок математики. («Спросите меня»).
Ведущий. На смену математике идёт «Урок рисования». Ведущий: А теперь «Урок природоведения».
(Инсценировки стихотворения  «Урок листопада». Действующие лица - учитель и дети).
Ведущий. Уроков в школе много, но «Кто чему научится?». Стихи с таким названием читает ....
Ведущий. А теперь давайте разберёмся, что у кого в портфеле. (Выходит ученик с портфелем в руках и читает «У меня в портфеле»).
Ещё один ученик исполняет стихотворение «Портфель» (в руках держит портфель).
Ведущий. Группа чтецов исполняет стихотворение» Учебник»:
1-ый. Учитель у меня в портфеле!
2-ой. Кто?
3-ий. Быть не может!
2-ой. Неужели?
1-ый. Взгляни, пожалуйста, он тут.
             Его учебником зовут.
Ведущий. Ещё одна группа учащихся представляет стихотворение «Тетради»:
1-ый. Тетради в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее решали.
2-ой. Тетрадка в линейку бормочет:
«Грамматика!».
3-ий. А в клетку тетрадка ворчит:
«Математика!».
1-ый. На чём примирились тетрадка с тетрадкой,
Для нас до сих пор остаётся загадкой.
Ведущий. А теперь ребята прочтут другие стихи В.Д. Берестова:
 «Линейка»;
 «Карандаш»;
 «Циркуль»;
 «Резинка»;
 «Закладка»;
 «Треугольник»;
 «Дневник».
(Два мальчика читают стихотворение «За игрой»).
1-ый. Мы ссорились, мирились
 И спорили порой!
2-ой. Но очень подружились
За нашею игрой.
1-ый. Игра игрой сменяется,
         Кончается игра.
2-ой. А дружба не кончается.
Ура!
1-ый. Ура!
Вместе: Ура!
Выходит чтец. А я прочту стихи В.Д. Берестова «Кошкин щенок».
Ведущий. Вы любите сказки? Одну из сказок В.Д. Берестова «Как найти дорожку» вам сейчас покажут.

Как найти дорожку.
Инсценировка сказки В.Д. Берестова.
На авансцене дети, собирающиеся в гости к дедушке-леснику.
             
1-ый. Ребята! Пошли к деду!
2-ой. К деду-леснику?
3-ий. Да, к нему.
4-ый. Пошли!
Дети уходят. Занавес открывается. Лес.
1-ый. А куда мы идём?
2-ой. Тропинку уже не видно.
3-ий. Заблудились...
4-ый. Видно, заблудились...
Ребята осматриваются. Вдруг увидели белку.
1-ый. Смотрите!
2-ой. Что там?
1-ый. Белка!
3-ий. Точно! Белка!
4-ый. Прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево.
Ребята подбегают, становятся полукругом и обращаются к ней.
Все: Белка, белка расскажи,
Белка, белка покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
Белка. Очень просто. Прыгайте с этой ёлки на ту, с той - на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка... ну что же вы? Прыгайте!
1-ый (разочарованно). Спасибо, Белка!
2-ой. Только мы не умеем по деревьям прыгать.
3-ий. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.
4-ый. А тебе всё равно спасибо!
Дети идут дальше. Кто-то подпрыгивает, кто-то высматривает тропинку, кто-то пытается увидеть просвет среди кустов. И тут появляется заяц.
1-ый (тихо). Смотрите, зайчик!
2-ой. Замер. Испугался, видно.
3-ий. Давайте у него спросим, как пройти к леснику.
4-ый. Может, он знает дорожку?


Все (негромко). Зайка, зайка расскажи, Зайка, зайка покажи, Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
Заяц. В сторожку? Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так?
Потом - заячьей капустой. Так? Потом (опасливо) запахнет лисьей норкой.
Так? Обскачите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется
позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него,
никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.
1-ый. Спасибо, зайка!
2-ой. Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя.
3-ий. Придётся ещё кого-нибудь спросить.
4-ый. Ой, смотрите: Улитка ползёт.
1-ый. Спросим у неё?
2-ой, 3-ий, 4-ый (хором). Спросим!
Все. Эй, Улитка, расскажи,
Эй, Улитка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
Улитка (вздыхает). Рассказывать до-о-олго. Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.
1-ый. Спасибо, Улитка...
2-ой. Мы не можем ползать.
3-ий. Да и некогда нам.
4-ый. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.
Дети погрустнели и тихо пошли по лесу. Вдруг один из них останавливается.
1-ый. Смотрите!
2-ой. Пчела
3-ий. Ну и что?
4-ый. А давайте у неё спросим.

         Все.    Пчёлка, пчёлка расскажи,
                Пчёлка, пчёлка покажи,
                Как найти дорожку
                К дедушке в сторожку?
Пчела. Ж-ж-ж... Покажжу. Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свиданья! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж... (пчела улетает).



1-ый. Улетела...
2-ой. Не успели ей даже спасибо сказать.
3-ий. Пойдёмте туда, куда летят пчёлы.
4-ый. С ними мы обязательно найдём сторожку.
(Занавес закрывается).
Автор. И дети быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом
дедушка их чаем с мёдом угостил.

(После инсценировки)
Ведущий. Наш праздник, посвящённый В.Д. Берестову, подошёл к концу. А книги, представленные на выставке, вы можете взять в школьной библиотеке.

Валентину Дмитриевичу Берестову - ... лет.


Портрет писателя. Валентин Дмитриевич Берестов родился в 1928
году в городе Мещовске Калужской области в семье учителя.
Книги стихов. Во время Великой Отечественной войны
В. Берестов был в Ташкенте. Там он начал писать стихи.
Портрет К.И. Чуковского       В 1942 году с его стихами
и стихи посвящённые           познакомился К.И. Чуковский.
К.И. Чуковскому.              Он принял большое участие в
                судьбе будущего писателя, помог ему.

Фото МГУ. По окончании школы, а затем МГУ Валентин
 Берестов становится археологом и работает в разных
 местах страны.
Стихотворение               В 1957 году была напечатана его первая
или отдельная книга.       книга для малышей «Про машину».

Стихи В.Д. Берестова вошли в школьные учебники. Сегодня на книжных полках стоит немало его книг - сказок, стихов. Берите их, читайте!
«Как хорошо уметь читать!»
(Книжная выставка для читателей начальной школы).
 
                Друзей не покупают,
                Друзей не продают.
                Друзей находят люди,
                А также создают.
(Это стихотворение можно распечатать крупным шрифтом и, показывая его детям, выучить.)

Книги В.Д. Берестова:
1. Богатыри. Стихи.
2. Весёлые чижи. Сборник, стр. 260-270.
3. Как хорошо уметь читать. Стихи.
4. Картинки в лужах. Стихи.
5. Лето, лето к нам пришло. Стихи.
6. Мастер-птица. Сказки.
7. Матрёшкины потешки. Стихи.
8. Мы спросили человека. Стихи.
9. Нофелет. Стихи.
10. Опушка. Стихи, сказки, переводы.
11. По дороге в первый класс. Стихи.
12. Повестка после Победы.
13. Серёжа и гвозди. Стихи.
14. Улыбка. Стихи, переводы.
15. Читалочка. Стихи.
Эти и другие книги Владимира Дмитриевича Берестова вы можете взять в школьной библиотеке.

Автор Семяновская А.П., библиотекарь школы №1811 «Измайлово» г.Москвы.