Таллинская эпопея продолжение Канской эпопеи

Анна Собко
               
И вновь мы в кабинете директора! В углу красуется Канская премия- бирюзовая копия Луврской. Возле неё пепельница, полная окурков – тяжела директорская доля, дело нервное. И вот, директор оглашает:
- Ну, молдаване, везет вам, поедите в Таллин на фестиваль!  Берёте своего «Гайдука» и прямо послезавтра отправляетесь. День на сборы и вперёд. Деньги в бухгалтерии - каждому по 45 рублей. Этого на 2 дня вам хватит с лихвой. Билеты заберете завтра, они уже заказаны для вас. И два места в гостинице на 2 дня. Так! И чтоб фестивальный приз привезли! А то Канны! Канны -далеко это.  А Таллин, он рядом. Вопросы есть?
Ленчик:
-А чего так много денег? Прям не знаю на что потратить! Да, и главный вопрос – таллинский приз, это сколько в денежном эквиваленте? А то мы с Юрием Михалычем присмотрели виллы на Багамах.
-Ну, ну, прыткие вы мои! В Москве спросите. Кстати, студенты получают по 45 рублей стипендию на целый месяц и ничего, живут.
- Живут? Голодают. Мы это проходили. Ну уж и прыткие, Василий Степанович! Мы свои 150 канских рублей прямо не знаем куда вложить! В акции, или недвижимость. И то хочется, и это.  Но мы уже решили- просто подарим советской милиции.
-С какого перепугу? – спросил удивленно директор
-Так это – наша милиция нас бережет и наши сбережения тоже бережет. Мы ей всё оставили, вплоть до часов, как в швейцарском банке. Не оказывая сопротивления…
- Ну и шуточки у вас, Леонид Ильич!
- А мы Все Ильичи такие- с юмором.

Юрчик:
- Спрашиваете, есть ли вопросы? А сами уже всё уже решили, даже билеты купили! Как всегда- без нас женили и что тут скажешь!
-А у меня вопрос есть! – Перебил Ленчик. Почему 2 места в гостинице, если нас трое?
- Опять вы, Леонид Ильич, встреваете не по делу. Что ж, вы, Леонид Ильич, не поладите с Юрием Михалычем? Анна Августовна, понятно, отдельно, а вы вдвоем. Мы государство, денег на ветер не бросаем.
- Да, да, помню. А ничего, что ветром занесло в ваше государство гран-при? И где-то осело. Не знамо где. Можно нас побаловать отдельной комнатой в гостинице! Хоть в командировке иметь бы свою комнату, а то живу, как в продленке детсада!

-Ленчик, помолчи! -встрял Юра. Всё хорошо. Ну, мы пошли собираться.
И мы вышли.
- Ну что ты клянчишь, Ленчик! Унижаешься. Детсад какой-то, действительно! На черта тебе отдельный номер? Всё равно будем вместе.
- А пусть хоть немного на нас потратятся! А то только на нас зарабатывают.

Утром нам выдали билеты и бешенные деньги по 45 рублей каждому. Договорившись встретиться в аэропорту, мы расстались. В суматохе я положила деньги и билеты на дно сумки и села в троллейбус. Как замечательно, что я бываю такой рассеянной! Троллейбус, как вы знаете, сплачивает людей- на зависть коммунистической партии! То есть мы стояли очень сплочённо. Ворам- профессионалам грех было бы пропустить такой шанс! Три в одном, и всё заманчиво: пригреться около кого-то, пообниматься и нащупать нужную вещь.  Я почувствовала, что ко мне кто-то страстно прижался и констатировала -«нахал!»  Но только, когда меня выплюнул троллейбус из недр своих, я увидела открытую сумку, и поняла-рядом был не нахал, а вор! Следующая мысль была хуже – у меня стащили кошелек и там паспорт!  Слава Богу, деньги, брошенные на дно сумки, не нашли. Но паспорт! Видимо, Таллин накрылся! Но в кошельке, кроме паспорта были ещё фотографии моего сына и его рисунки.  Нужно идти в милицию – швейцарский банк моих друзей. Это был тот же участок, в котором я брала Юрчика и Ленчика на поруки. Поэтому меня встретили там очень «тепло»!
- О! Кто пожаловал! Кого сегодня берём на поруки?
-Я к вам по другому делу. Только что у меня в троллейбусе вынули кошелек. А завтра мне нужно лететь на фестиваль в Таллин.
- А что, много денег было в кошельке?
- Денег не было. Там был паспорт и фотографии моего сына.
- Покажите сумочку?
Я показала свою старую сумку на ремешке, с замочком посредине.
-И давно у вас такая сумка?
- Не понимаю, чем она вас так привлекла?
- Как выяснилось, не только меня. Ответил милиционер. Купите себе хорошую сумку и не садитесь в переполненный транспорт.
- У меня нет своей машины с мигалкой, чтобы и быстро, и удобно. Давайте ближе к делу. Мне завтра улетать, а у меня нет паспорта. Дайте мне какое-то удостоверение, что я – это я.
- А — это можно. Мы здесь всех удостоверяем кем они являются. И вам поможем, чем можем. А как приедете, зайдите получать новый паспорт. А мы свяжемся с вашим отделом кадров и вручим.
И вот я со справкой- удостоверением и чудом сохранившимися 45 рублями в раздолбанной сумке, стою в аэропорту.  Ко мне подбегает Лёнчик:
- Аньчик, смотри, что мы с Юрчиком везем Назарову!
И он показывает 2 бутылки из-под шампанского, закупоренные сургучом.
- Что это? Шампанское?
- Нет, это молодое вино, муст высшего качества. Я сам закупорил его почтовым сургучом. Не мог не взять! Обещал Назарову.
- Ребята, ох несдобровать нам! Такой может быть фейерверк!
- Ну ты не накаркай нам! Я два раза сургучил.
В самолете Юрчик и Ленчик сели позади меня, посредине поставили сумку с пленкой и две бутылки чудесного, свежего муста для Назарова- известного мультипликатора, режиссера всеми любимого фильма «Жил, был пёс».
Взлетели. Слава Богу, мы в полете. Но тут звезды сошлись и решили поприветствовать нас ярким и вкусным салютом!  Обе бутылки рванули по полной. Раздался взрыв, и все остолбенели.  Была осень, и я была в шапочке и шарфике, которые окропились свежим, липким мустом, пахнувшим только что отжатым виноградом древних молдавских полей. Мои друзья тоже приняли этот сладкий муссон, но к ужасу, наша коробка с тремястами метрами пленки нашего фильма, тоже были в молодом вине. Все пассажиры повскакивали с мест. Некоторые под страхом взрыва, а другие подбежали, чтобы хотя бы лизнуть еще пенящийся нектар. Они пальцем смазывали и смаковали остатки чудесного напитка, стекавшего по креслам, и даже с моей шапочки. Но когда мы вынули пленку, то оказалось, что ее срочно нужно промокать, даже не вытирать, потому что всё изображение могло буквально исчезнуть в вине.  Ленчик красочно объяснил кто мы и зачем едем в Таллин, предлагая нам помочь, и протягивая свой и мой шарфики для промокания пленки. Кто-то откликнулся! А кто-то сказал:
-Ну, уже обмыли! Точно будет успех.
Другой, хмуро констатировал с пониманием и опытом:
- Нельзя обмывать заранее. Не повезет.
Но на него зашикали. А тем временем, пока все ворковали и галдели, столпившись возле нас, стюард вытер пол и принес тряпки, чтобы мы промокали пленку. Когда мы промокнули примерно 100 метров нашего призового фильма, стюардесса объявила посадку в аэропорту Таллина.
И мы, пахнущие главным экспортом Молдавской республики, вышли из самолета, с множеством наилучших пожеланий.
Расположившись в удобном месте, мы продолжили наше мокрое дело. Тут к нам подбежали два встречающих устроителя фестивальных гостей.
- Ну, все только и говорят в аэропорту о вашем приключении. А вас и на запах можно найти. Хоть что-нибудь осталось?
- Осталось еще 200 метров мокрой пленки.
- Я про вино.
- А я про фильм. Держи тряпку, промокай, как я. Уныло сказал всегда неунывающий Ленчик.
-Все сели, и согнувшись, протирали пленку до ночи.
Затем нас отвезли в гостиницу и, посидев еще часок -другой за протиранием, мы разошлись по комнатам. Усталые и взволнованные, мы крепко уснули.
У меня все время вертелось в голове, что пленка при показе будет липнуть к проектору и может порваться. А ещё, что механик слижет сладкую плёнку, вместе с изображением. С этими опасениями я уснула.
В десять часов утра должен начаться просмотр фестивальных фильмов. Но утро нам показалось странным. Молчало радио и телевизор. Никто не звонил и не приходил за нами. Юрчик сказал:
- Ребята, мы всех залили к чертовой бабушке. И нас подвергли остракизму.
— Это сильно! И это странно -констатировал мудрый Юрчик.
Но уже в 11 ноября, в 11 часов утра вдруг заговорил телеящик, голосом Игоря Кириллова:
-Товарищи! Тяжелая утрата постигла нашу страну. Вчера, 10 ноября, в 8.30 утра, на 76 году жизни, после тяжелой и продолжительной болезни, умер Генеральный Секретарь Коммунистической Партии Советского Союза, Леонид Ильич Брежнев.
Затем были перечислены все его заслуги, регалии, медали, и прочее. Затем музыка из балета Лебединое озеро. Юрчик съехидничал:
- Прикинь, Ленчик, если бы он еще и вышел в пачке на это озеро!
- Кончайте, мужики, нельзя смеяться над мертвым.
- Аньчик, ты забыла, у нас все руководители живее всех живых.
- Ребята, вы даже не представляете, как мы вляпались! Нам хана надолго. Сейчас нас отсюда уже не выпустят, сказала я с досадой на Брежнева. Как не вовремя он умер! Жил бы, да жил!
И точно, после музыки, диктор Кирилов сообщил почти голосом Левитана:
-Закрыты все аэропорты страны, железнодорожные вокзалы, въезды и выезды городов Советского Союза.
- Ну вот, мы здесь застрянем надолго. Так, сколько у нас денег?  Нам нужно продержаться втроем 4 - дней. Пока Брежнего не поселят у Кремлевской стены, мы будем на берегах Прибалтики. И только потом откроют движение по стране.
- Циник, ты Ленька, видишь, Аньчик переживает, а ты сопереживай. Нормальный мужик был этот твой тезка. Он, кстати, из Кишинева! Соотечественник, как-никак! Не зря наше вино рекой лилось! Молдавские слезы не водица!
-Мы плакали пенными слезами. Как у Гарсиа Лорки, помните? --Спросил Ленчик. Аньчик книжку приносила.
- Там не про слезы! Там пенные зубы, лазурные губы.
-А у нас шипучие слезы. Как-никак он ведь и у нас в Молдавии руководил, молдавское вино любил. А помните, его всегда пионеры встречали хлебом, солью, и тем самым молодым вином.
-  Уже плачу.

Хотелось есть и мы вышли поискать кафе. Мы вышли, словно в открытый космос –ни единого человека не было на улицах города Таллина.
- Вау! Все вымерли, как динозавры! Оглядываясь, сказал Юрчик.
С трудом мы нашли открытое кафе, купили кофе и по 2 бутерброда на всех. И еще мы предусмотрительно купили печенье, на случай голодовки в стране. И все, денег не стало. На улицах не было ни души. Все магазины, кафе и рестораны были закрыты. Телефоны не работали и множество знакомых в Таллине перестали для нас существовать.
-Слушай, Ленчик, как ты думаешь, никого нет на улицах Эстонии, потому что все дома плачут? – спросил с сарказмом Юрчик.
-Я думаю, они скромно не показывают радость.

Только на шестой день открылись аэропорты страны и мы, с нашим Гайдуком, легкие, почти невесомые от голодовки, замёрзшие, безо всякой поклажи, возвращались домой. Команда Молдовы встретила нас слегка закисшей радостью.  Они тоже стояли в аэропорту эти дни. Самолет взвился стрелой туда, где нам больше всего хотелось очутиться – домой. 
 Так мы, и случайно омытый вином «Гайдук», проводили и обмыли Первого Секретаря Коммунистической Партии Советского Союза! Все же земляк!

 Сан-Диего, 2023 г.