О соболезновании и вине

Елена Быстрова
     Было мне в ту пору семнадцать. Не скажу что была наивной дурочкой, но Москву воспринимала как культурную столицу мира, где музеи и театры, концертные залы и люди от такой жизни сами становятся интеллигентными и доброжелательными.
     Такой интеллигентной внешности парень в добродушной манере предложил мне не только показать дорогу, но и проводить к моей гостинице, когда я заблудилась в вечерней прогулке по Москве.
     Мы шли и весело болтали пока он не отодвинул доску дощатого забора, предлагая  сократить путь. Я заглянула в открывшийся проём. Там была строительная площадка погруженная в тишину и темноту. Ответила, что долгая дорога с таким чудесным собеседником меня устраивает. Но собеседник, вдруг потерял ко мне интерес, указал  рукой в сторону той долгой дороги и пошел в противоположном направлении. 
     Мыслями о том, что могло бы случиться, я поделилась с мамой уже дома.    Экскурсия была автобусная, и отъезд следующим утром никто бы не отменил, моего отсутствия даже не заметили бы. Заявить об изнасиловании, если бы только этим ограничилось, времени не было. А если хуже? Документов у меня с собой тем поздним вечером не было, и даже если бы меня нашли на утро, я бы так и осталась в чужом городе неизвестным трупом. 
     - Я же не виновата, что зло, мерзость и агрессия могут скрываться под видом такого интеллигентного и прилично одетого человека, - говорила я маме.
     - В этом не виновата. Но та, что шагнула бы в тот проем в заборе, была бы виновата.
     - Почему?
     - Потому что дура. Зло и мерзость есть всегда и везде. Это неизбежно. Те, кто не признают этого факта виновны в том, что либо наивны, либо глупы, что в принципе одно и то же. “Доверять” злу можно только в том случае, если есть уверенность, что ты со злом справишься, если эта уверенность основана на фактах, а не “ святой вере в добро”. Например, в данном случае, ты - мастер спорта по восточным единоборствам? Нет! Тогда если бы тебя изнасиловали на стройке, ты сама и была бы виновата, нечего по стройкам ночью шастать и людей провоцировать.
     Эта философия мне тогда показалась … странной. Но сегодня я убеждаюсь в её правоте каждый раз, когда ищут виновных. Везде и вокруг, только не себя.
____
     Я сопереживаю, соболезную и сочувствую всем погибшим в терактах -  в “Крокус сити”, в Израиле, в Украине. Всем! Но я не понимаю! Не осуждаю, но не понимаю!!!
    Я о детях. Они ведь не могут сами принять решение.
    Это родители привели их не в очередь за хлебом, куда пришли, чтобы не умереть с голода. Они пришли развлекаться! И вот только не нужно мне говорить, что они не виноваты в том, что произошел теракт!  Но я вам так скажу, дорогие мои, как только вы стали матерью, вы и только вы отвечаете за жизнь вашего ребенка. И если вы этого не понимаете, искренне соболезную!