Первый день

Сергей Костромитин
        Станция Савелово. Нас высадили. Топоры, пилы, чтобы дорогу прямо по лесу пропиливать - нашей части двигаться - он так не давал. Морошно было - рано утром. А вперёд нас какая-то команда прошла, пропилила ту дорогу, миновало нас.
Село какое-то, деревня была. Десять-пятнадцать домов, не разбомблённые. По одну сторону - наши, по другую сторону канала "Москва-Волга" - немцы.
Они наших видят и не стреляют, и наши не стреляют.
       Получили миномёты - они в масле, густо смазанные. Там, в избах, как амбары были, прочистили их. Нам команду дали: "Заходите скорея! А то немец налетает бомбить!" Деревня всяко была, как якорьком искривлялась. "Выходите!" У меня кусочки были - суп - кипятком заварил. Один говорит:
       - Дай пивну!
       - Да оно горячее.
       - Ничего.
       Вина-то дали по чекушке на четверых человек - я не брал - чтобы согреться и смелости набрать. Лейтенант Базов, грузин, продукты всё выдавал, он в штабе был.
Я уснул - намучился за дорогу. Часть ушла. Стукает, будит:" Чё вы тут? Часть уже ушла!" Я соскочил, как шальной. Там уже избы раскатывают, мосты налаживают: турнули его. Мне плита от миномёта досталась, тоже чижёлая. Смотрим: лошадь идёт - ходок*, площадочка - туда, куда нам надо. Мы - на неё и по брёвнам переправились. Никто по нам не обстреливал. Далеко, наверное, его уже угнали, а первым, наверное, тоже попадало.
       Днём солнце взошло. Нас выстроили - справа, слева - перебежечками. Лесочки-то небольшие. Мы в какую-то деревню забежали. С церкви - наша артиллерия - кричат: "Такой-то прицел!..." Кричал, кричал. Немец - он стрелил - повалилась колокольня.
Мы уже в бору были, мы в бор наискосок перебежали как раз. В бору и ветром не хватает, и солнышко пришло - чудо!
       Через некоторое время самолёты налетели, много. А нам кухню привезли. Повар давай, давай пар закрывать, чтобы она не парила. Все разбежались. Сверху за ёлками не видать, а то бы как на кухню-то налетели.
       И там где-то давай бухать.





* Ходок - лёгкая повозка, телега, передняя и задняя ось которой соединялись посредством жердей. А сверху устанавливался дощатый или плетенный короб.