Нумерология

Мара Северная
  (ст."Магия чисел.4- четверка.Число Бога",Конфигуратор Сознания,2024) "Из четырех точек образуется первая трехмерная фигура.Изображается так же как квадрат,крест.
Четное, иньское число, целостность, совокупность, полнота, солидарность,земля, порядок. Справедливость, идеальная устойчивость, мера, относительность.Весь мир - проявление четверичности. Число четыре и его геометрический эквивалент- квадрат, обозначают Бога и сотворенный Им материальный мир. В алхимии четыре первоэлемента распределяются по их отношению к четырем состояниям материи, твердое,жидкое,газ-ообразное, огненное. В эзотерике 4 - божественный процесс,которым наши мысли и чувства очищаются в материальный мир, число очищения,чистоты.Но также оно может быть числом страдания, так как именно через страдание очищается человек.4- число ограничения на физическом плане, тюрьма.В христианстве- число тела,четыре Еван-гелия,главных Архангелов,мудрость,твердость,справедливость,умеренность.В индуизме 4 - совокупность, полнота, совершенство, Творец Брахма.В египте- священное число времени, солнечна мера. четыре стороны Великой Пирамиды.В герметизме 4- Бог.В Каббале- память.В Исламе- Творец,мировой Дух,мировая Душа,изначальная материя.Это пространственная структура,или порядок проявления,статичное в противоположность динамичному и цикличному.Корень всех и всего,источник.Четыре стороны света,време-ни года."
  (ст."Зарождение жизни: Кем написан генетический код первой клетки",Есть мнение, 2022) "Есть мнение, — как правило, его высказывают учёные, — что на древней, ещё не остывшей Земле четыре миллиарда лет назад наличествовало уже всё необходимое для жизни. Как минимум, необходимые материалы: молекулы осевшие из первичной туманности, выброшенные из жерл гейзеров и родившиеся в протекающих в атмосфере химических реакциях. Но эти молекулы как-то ещё требовалось соединить в ДНК, расставив в нужном порядке. Просто кучей они не работали. И если организм передаёт потомкам огромный объём наследственной информации, возникает вопрос, откуда эта информация взялась.Вообще,«откуда взялась информация»— это очень инт-ересный вопрос, вскрывающий пугающую бездну заблуждений, рождённых современной информационной цивилизацией.Откуда взялась? А пропала куда? Информация,как изве-стно,не существует без носителя.И если его уничтожить информация исчезает.«Куда» — не правомерный, неправильный вопрос.Куда,например,исчезает цвет бумаги,если бумагу сжечь?Таким образом,и «откуда взялась информация»— вопрос не правильный.
Информация не существует без носителя,так как является его свойством.И,кстати, о пропавшем цвете.Цвет бумаги тоже может нести информацию.Или не нести.Так как ин-формация является ещё и субъективным свойством носителя.Вне человеческого соз-нания она не существует.И это легко проверить. Одна и та же закорючка, — допустим, знак «А», — может кодировать звук, — причём, любой звук на усмотрение изобретателя алфавита. Но она с таким же успехом может кодировать и слог. Тоже любой. Или любое слово. Или несколько слов. Даже любое количество любых слов, то есть — текст произвольных размеров и содержания. Единственный звук она кодирует не в силу каких-то ограничений ёмкости,а просто из соображений удобства запоми-нания кода…И,кстати,если код никто так и не запомнил,знак не будет кодировать ничего.Как «знак» же,в свою очередь,может трактоваться абсолютно всё что угодно: от цвета бумаги до отсутствия утюга на подоконнике.Объективно существует только имеющее некую форму пятно типографской краски на бумаге.Информация— лишь плод воображения.То же касается и «генетического кода».Только в большей степени.Ибо в последнем случае не определены ещё и понятия «считывающего информация как-то работает,органи-зуя материю и дублируясь сама по себе.Что информации не свойственно.Информация субъективна и взаимодействовать с материей не может.А объективное пятно типогра-фской краски? Вполне.Будучи чёрным,оно поглощает свет,нагревается относительно остального листа.Взаимодействует,а значит,существует.Таким же образом и молекула имеет объективные химические свойства,позволяющие ей взаимодействовать с другими молекулами определённым образом.Понятие «информации» для описания этих взаимо-действий можно привлекать или не привлекать.Взаимодействиям это всё равно.Но, кстати, о молекуле. Имеется в виду молекула РНК, возможность абиогенного синтеза которой была экспериментально установлена полвека назад. Объективным химическим свойством РНК является способность к автокатализу.Присутствие одной такой моле-кулы в растворе даёт колоссальный эффект ускорения синтеза другой такой же моле-кулы.Но и не только такой.РНК работает и как катализатор синтеза множества дру-гих молекул.РНК— полимер,спиральная цепочка нуклеотидов— эфиров на основе фосф-ора.Нуклеотидов же много— хороших и разных.Соответственно,выстроиться они могут в разном порядке,и от этого зависит,какими свойствами молекула будет обладать. Главное свойство РНК,впрочем,никогда не меняется,— одна молекула будет способ-ствовать синтезу другой с точно такой же последовательностью нуклеотидов.Но поб-очные продукты катализа будут меняться.И да.Последовательность нуклеотидов можно трактовать,как «код»,хотя это не вполне соответствует пониманию «кода» в генети-ке.«Ген»— единица наследственности,и как таковая представляет собой последова-тельность нескольких «звеньев» ДНК или РНК, не обязательно идущих подряд и даже расположенных рядом,но— в определённом порядке и на определённом расстоянии друг от друга.Наличие некого гена означает способность нуклеиновой кислоты катализи-ровать один или несколько белков.И если у полимера получится слепить собственную копию,она будет обладать таким же набором дарований.Но,кстати,о коде.Он есть у синтетической РНК? Есть.Сразу.Ибо не может же быть,чтобы нуклеотиды не образовы-вали в составе полимера вообще никакой последовательности? Поскольку они соедин-яются последовательно, последовательность образуется.Избежать этого нельзя.Слу-чайная последовательность,разумеется.Однако,это не означает,что «кода» или даже «осмысленного кода» не получится.В зависимости от расположения звеньев,молекула приобретёт способность к катализу синтеза того или иного набора белков.Есть ли в этом «смысл»,нет ли,зависит от того,что «смыслом» считает конкретный наблюда-тель.Но далее начинает работать отбор.Прямо в пробирке и начинает,— проверено. Побочные продукты химической активности РНК могут или препятствовать,или спосо-бствовать выполнению ею свой главной химической задачи: самокопированию.Соответ-ственно,с каждым «поколением» прогрессивно растёт доля автокаталитических моле-кул,которым выпали «удачные комбинации».Медленнее,но тоже со скоростью наблюдае-мой в лабораторных условиях,действует и фактор изменчивости.Попытки РНК слепить свою точную копию не всегда ведут к успеху,следствием чего оказываются ошибки в копировании,ведущие к изменению последовательности и появлению новых свойств, включающихся в процесс отбора.Ну а то,как всё это могло происходить без пробирки ,как и о том,откуда взялась ДНК и почему биогенные РНК большей частью «бесплод-ны»,— интересная,но другая история."
  (ст."Утраченные возможности человека. Какими были самые первые люди, созданные по образу Бога?",Биосфератум,2024) "Когда-то мир был совершенно другим.Когда че-ловек был искусственно выведен,то обладал широким спектром возможностей,бесс-мертием,и был не просто создан по образу божьему,но и наделён возможностями,о которых сегодня можно только мечтать.У людей было два центра– мозговой и духов-ный.Первый сохранился в виде полноценного органа с множеством недоступных функ-ций.Мозг и тогда являлся лишь антенной для восприятия окружающего мира.Вот толь-ко чувств у людей,если верить индийским эпосам,было 34,а не 6.То есть функционал намного больше.Второй центр– духовный,располагался в области солнечного спле-тения.Когда-то там находился нематериальный орган,в разных культурах его называ-ли по-разному– осколок Бога,кристалл души,дыхание Вселенной и прочее.Это была прямая связь с Богом.То,что сегодня называют магией.По одной из версий,людей с двойным центром обнаружили в Антарктиде.Кори Гуд называл их преадамитами и отно-сил к перволюдям.Их цивилизация существовала сотни тысяч лет назад.По всему миру археологи находят так называемые звёздные врата– гигантские каменные артефакты со множеством символов и текстов,написанных неизвестным языком.В эзотерике есть такое понятие– язык души.Он утрачен вместе с духовным центром.Когда люди предали Бога или Богов,то те наказали человека.Тот стал схож с обезьяной,потерял 28 чув-ств,которые свойственны Богу и остался с шестью животными,взятыми за основу из природы при создании людей.Творение стало смертно,подвержено болезням,перестало понимать язык души– магию.Поэтому не удаётся аккумулировать найденные в Антарк-тиде в местах захоронений преадамитов древние артефакты.Они заряжались с помощью энергетической связи между собой и носителем.Таким образом,даже невзрачный кин-жал,созданный первочеловеком,был преисполнен стихийной силы.То же самое со мно-гими артефактами.Археологи находят различные необъяснимые находки– оружие,коро-ны,перстни,скипетры,реликвии,и даже не понимают их предназначение.Из-за этой беспомощности приходится всё списывать на ритуальные предметы.Но,на самом деле, они могут являться могущественными артефактами,доставшимися от предыдущих циви-лизаций.Согласно ведам и другим метафизическим источникам,Боги не покинули этот мир.Они по-прежнему следят за человеком.Однажды их опасения относительно людей будут развеяны,и мы снова ощутим на себе рай,бессмертие и покорим магию.Сколько должно пройти времени? Неизвестно. Вообще считается, что времени, как такового, не существует. Боги бессмертны и у них нет нужды в его подсчёте. На том уровне, где они находятся,совсем другие параметры,иные законы,меры и величины. Возможно, человечество в том виде,в котором мы живём сегодня как биологический вид,больше никогда не выйдет на тот уровень богоизбранных существ.Но если метафизические и эзотерические сведения верны, то шанс всё же будет дан.Считается,что для этого человечество должно пройти ряд испытаний.Это так называемые шаги взросления цив-илизации.Великие мыслители с давних времён заявляли,что если цивилизация дости-гнет высокого уровня развития,то и каждый,как часть великого,сможет считаться высокоразвитым.Очевидно,что человечество до сих пор переживает грехопадение.Этот процесс длится тысячи лет,но для Бога– всего лишь миг,даже меньше.К примеру,в Индии считают,что один вдох Всевышнего занимает 300 миллионов земных лет.Так что времени на исправление ошибок у людей предостаточно.Важно успеть их осмыслить. Причём, коллективно."
  (ст."Солнечный» камень янтарь и легенды с ним связанные",Сенегирь,2024)
"Какие свойства испокон веков делали янтарь таким особенным? Рассмотрим русскую версию происхождения названия,историю добычи камня в Российской империи,интере-сные легенды о происхождении камня и упоминания о нем в литературе.олнечный камень янтарь представляет собой окаменевшую смолу хвойных деревьев, то есть является минералом органического происхождения и этим принципиально отличается от других ювелирных камней. Иногда в нем встречаются включения в виде насекомых, растений, ракообразных,которые делают каждый кусочек минерала своего рода капсу-лой времени,позволяющей заглянуть в далекое прошлое.Хранящий в себе память прош-лых эпох и ценимый с глубокой древности,он сыграл значительную роль в истории России.На протяжении веков он являлся предметом торговли,искусства и научных исследований,а также символом власти и роскоши.И сегодня яркий,притягательный, словно пронизанный светом,янтарь остается одним из самых необычных и интересных камней,очаровывая миллионы и вдохновляя современных умельцев.Происхождение слова янтарь.Название минерала является своего рода этимологической мозаикой,в которой переплелись множественные языковые и культурные влияния,подобно тому,как древе-сные смолы сливаются и консолидируются,формируя сам янтарь.Так,с одной стороны, его корни можно проследить из древнегерманских и балтийских языков: слово «jantar» использовалось для обозначения этого камня у пруссов,а также у близких к ним по языку и культуре балтийских народов.В древнегерманском языке «jainitar» значит «пылающий камень»,что идеально отражает яркий,огненный внешний вид янтаря и его свойство пропускать свет.Древнерусское название минерала «ентарь» по офиц-иальным версиям этимологов заимствовано от литовского «gintaras».Схожее слово «гънт-ар» присутствовало и в готских языках.Впрочем,мы как всегда проверили иные гипотезы,согласно которым янтарь будет объясняться по-русски.И— как всегда— они также отыскались.Так,некто Геннадий Палеолог предлагает следующее объяснение:ес-ть в старых русских наречиях слово «ятритися»— то есть «гноиться,выделять жидко-сть»— и это полностью соответствует тому,как собственно янтарь(смола)образуется .Более того— в санскрите есть понятие «янтра»,которое буквально означает «подде-рживающий или удерживающий суть объекта или концепции».Логично предположить,что первичным было именно слово пра-языка «янтра»,которое впоследствии в похожих транскрипциях вошло в разные индоевропейские языки— и никто ничего не заимство-вал.Это слово просто всегда было у всех.Также в Древней Руси янтарь называли «илектр» или «илектрон» от латинского «electrum»,что в свою очередь(по официа-льным объяснениям)связано с древнегреческим словом «;;;;;;;;"(elektron),также обозначающим янтарь,благодаря его свойству накапливать статическое электричество при трении.Легенды о происхождения янтаря и его свойствах.Хотя подробное описа-ние этого минерала было впервые приведено в книге «Естественная история драго-ценных камней» еще в I веке,полное доказательство того,что янтарь представляет собой застывшую ископаемую смолу хвойных пород деревьев,состоящую из углерода, водорода,кислорода азота,серы и некоторых минеральных веществ,смогли осуществить лишь в конце XIX столетия.И если во времена разговорного санскрита наши предки, возможно, точно знали, что янтарь представляет собой затвердевшую смолу, что и было заключено в его названии, то впоследствии эти знания были утеряны и процесс происхождения янтаря был овеян множеством фантастических легенд(движется ли чел-овечество всегда по пути прогресса или идет витками со спадами и падениями?). Способствовало этому мистическому ореолу прежде всего то,что янтарь обладает целым рядом необычных для «традиционных» минералов свойств:Одним из самых очар-овательных свойств янтаря является его способность хранить в себе биологические инклюзии— древние организмы,которые оказались запечатанными в его глубинах милл-ионы лет назад.При этом в прошлом людям казалось странным,что чаще всего в янта-ре оказываются именно застывшие насекомые,а находят его у берега моря— где их практически нет.Другое удивительное свойство янтаря— электризация при трении.Ко-гда камень натирается о шерсть или ткань,он накапливает статическое электриче-ство,притягивая к себе легкие предметы,такие как волосы или пылинки.В древности это явление рассматривалось как нечто волшебное.Обладает низкой теплопроводно-стью и на ощупь кажется теплым,в отличие от других камней.Этот «теплый» контакт часто ассоциируется с животворящей и успокаивающей энергией,так высоко ценимой в эзотерических практиках.Горит в огне подобно углю с потрескиванием и копотью.Но одновременно с этим— плавится при нагревании без доступа воздуха;Не тонет в сол-еной воде;Не растворяется в воде и в большинстве кислот.Янтарь отличается уника-льной химической устойчивостью несмотря на свою органическую природу.Исходя из столь необычного сочетания качеств и свойств,в разные времена и в разных странах считалось,что янтарь— окаменевший мед или нефть,застывшая под лучами солнца мор-ская пена,продукт создаваемый муравьями,загустевший «солнечный эфир» и проч.Как бы то ни было— во всех трактовках преобладала тема затвердевания некой субстан-ции на солнце.Поэтому и камень традиционно считался символом солнца,а,значит, заключал в себе целый спектр положительных,активно-солнечных вибраций.Люди вери-ли,что янтарь дарит радость,умиротворение и удачу,улучшает интуицию,защищает от негативной энергии,является источником творческих сил.Согласно народным поверьям ,нанизанная на красную нить янтарная бусинка отгоняет ведьм и злых духов.Кроме того,считалось,что украшения из янтаря способны забирать на себя болезни хозяина ,снижать стресс и даже укреплять иммунную систему,благодаря высвобождению сукци-натов— природных соединений,содержащихся в камне.Неудивительно,что самоцвет при-менялся в народной медицине на протяжении уже многих веков.Добыча янтаря в Росс-ийской империи.Свидетельства добычи янтаря на Куршской косе относятся еще к эпо-хе неолита.Тесно связан янтарь и с историей древнейших торговых путей— таких как легендарный «Янтарный путь»,пролегавший через русские земли,связывая Северную Европу с Римской империей. Это подтверждают и находки образцов камня в одном из старейших городов Древней Руси— Ладоге.Уже тогда янтарь использовался в качестве товара и обменной монеты,а также как материал для изготовления роскошных украше-ний и амулетов.Знатные люди носили янтарные бусы,кулоны,браслеты и кольца.Из него изготовляли чаши для святой воды,иконы,кресты и прочие религиозные атрибу-ты.Изделия из янтаря находили в больших количествах и в Новгороде и в других центрах Древней Руси.Близ Рязани была найдена целая мастерская,посвященная созд-анию изделий их янтаря.Однако в допетровский период добыча янтаря на российской территории носила скорее случайный и несистематизированный характер. Сбор камня осуществлялся в основном на побережье и отмелях после морских волнений и сильных штормов.Желая увеличить объем добычи,люди,владевшие этим ремеслом из поколения в поколение,начали добывать янтарь и в море.Сначала ловцы просто заходили в воду по пояс недалеко от берега,а затем стали использовать лодки и специальные прис-пособления в виде багров и сачков. Весельщики,сидя в лодке,рыхлили багром мор-ское дно,а когда янтарь всплывал на поверхность,его вылавливали сачками.По иным данным ловцы искали янтарь на морском дне с лодок визуально— в хорошую погоду камень заметен с расстояния до 7 м.XVIII и XIX века ознаменовались увеличением интереса к янтарю в России. Так, при Петре I началась его более организованная добыча. Позже, в эпоху Екатерины II, развитие янтарной промышленности получило новый толчок, в частности, благодаря открытию месторождений «солнечного камня» на Самбийском полуострове(ныне Калининградская область).В 1783 г.подписанным указом императрица даже объявила его государственной монополией.«Самбийская янтарная лощина» стала самым крупным в мире месторождением янтаря.В конце 1860-х годов на Самбийском полуострове и Куршской косе началась промышленная добыча этого минерала шахтовым методом,а с 1912 г.в Пальмникене стали добывать «солнеч-ный камень» открытым способом— в карьерах.Янтарь в литературе и фольклоре.О нео-бычном самоцвете сложено немало поэтичных легенд и сказаний.В некоторых из них янтарь рассматривается как слезы деревьев,скучающих по своим утраченным листьям, лишенных возможности качаться на ветру.Слезы эти,застыв на долгие годы,превра-тились в камни теплых оттенков,несущие в себе тоску и память о прошлом.По другой — балтийской— легенде каждый выброшенный на берег кусочек янтаря— слезы богини Юрате,некогда жившей в янтарном замке на дне Балтийского моря.Она полюбила про-стогорыбака Каститиса,за что была жестоко наказана Богом Перкунасом(полный ана-лог русского Перуна),который разрушил ее великолепный замок и навечно приковал богиню к его развалинам,а юношу приказал волнам укачать до смерти.Вот и рыдает Юрате по возлюбленному,и выносит море ее янтарные слезинки на побережье.По третьей легенде кусочки янтаря — это осколки Солнца. Когда-то на небосклоне их было два, причем второе отличалось огромными размерами, поэтому не удержалось на небе и свалилось в море, застыв при падении. С той поры волны выбрасывают на берег большие и маленькие осколки солнечного камня.Эта легенда нашла отражение в современной русской литературе.О ней рассказывает поэт В. Таволжанский в своем стихотворении «Янтарь».Ниже— фрагмент:
Давным-давно по небу плыло
Два солнца и из них одно,
Которое большое было,
Упало на морское дно.
Застыв в холодном синем море,
О скалы острые на дне
Разбилось на кусочки вскоре
На самой-самой глубине.
С тех пор выбрасывают волны
Осколки солнечных огней
Создав на берегах огромных
Златую россыпь янтарей. (…)
   В русском фольклоре камень часто ассоциируется с защитой от злых духов и сил, что связано,вероятно,с его свойством накапливать в себе солнечный свет и тепло. Например,его магические свойства упоминаются в сказании об острове Буяне и о волшебном алатырь-камне,излечивающем от болезней и дарующем своему обладателю бессмертие.Классики русской литературы нередко обращались к образу янтаря описы-вая богатое убранство каких-либо палат либо цвета лица/вина/наливного яблока/винограда.Также часто к образу янтаря прибегают для иллюстрации притяжения.Нак-онец,немало указаний на янтарные курительные трубки,которые по всей видимости были в большой моде и считались предметом роскоши.А вино, чистое, как янтарь, подернутое золотыми искрами, вероятно, было нестерпимо сладко и пахуче, потому что каждый пивший блаженно улыбался и хотел еще пить.Чехов А.П.,Без заглавия, 1887Янтарь на трубках Цареграда,Фарфор и бронза на столе,И,чувств изнеженных отрада,Духи в граненом хрустале…Пушкин А.С.,Евгений Онегин,1832
Чертоги пышные построю
Из бирюзы и янтаря…
Лермонтов М. Ю., Демон, 1839
Все живо там; холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада…
Пушкин А. С., Бахчисарайский фонтан, 1823
Меж тем уж золотит плоды лучистый Царь,
Вот в самом том саду, где также спеть всё стало,
Наливное, сквозное, как янтарь,
При солнце яблоко на ветке дозревало.
Крылов И. А., Басни, 182
Интересные факты о янтаре     Об этом самоцвете известно множество исторических, научных и культурных фактов.Вот лишь некоторые из них:Несмотря на то, что янтарь можно найти во многих местах по всему миру, крупнейшими месторождениями являются те, что расположены на побережье Балтийского моря.Более 90% мирового янтаря доб-ывается именно здесь.Согласно законодательству РФ куски янтаря более 1 кг прира-внены к драгоценным камням и не подлежат свободной продаже.Хотя янтарь и явля-ется окаменевшей смолой деревьев,для его формирования требуются миллионы лет.При этом он проходит через многочисленные этапы,включая полимеризацию и сшивание, что существенно меняет его химические и физические свойства.Самый крупный в мире экземпляр камня массой 80 кг находится в музее янтаря в Копенгагене.А самый кру-пный янтарь в России хранится в Калининградском областном музее янтаря— его вес составляет 4,28 кг.Чаще всего янтарь находят у берега моря после сильных шторм-ов.При этом существуют «особые» зафиксированные в истории шторма,которые вынесли больше всего драгоценных камней.Такие шторма именуются «янтарными бурями»,они случались в 1800(150 бочек камня вынесло на берег Балтийского мора),1862(поряд-ка 2 тонн янтаря),1878(в районе п.Янтарный вынесло столько камней,что собирали их еще несколько лет)и 1914 гг.Далеко не весь янтарь в продаже является настоя-щим.Его подделывают и из пластмассы,и из эпоксидной смолы(даже с включениями насекомых),а также существуют подделки из янтарной пыли,то есть отходов янтар-ного производства. Отличить подобные имитации от настоящего янтаря порой сложно даже профессионалам.Янтарь обладает уникальным по ширине цветовым спектром— от светло-желтого до темно-коричневого, что обусловлено его природными компонентами и условиями, в которых он формировался. А отдельные, очень редкие образцы могут быть даже синими,зелеными или черными.В 2013 г.янтарь был официально объявлен символом Калининградской области России,которая славится самыми крупными в мире месторождениями этого камня."
 "Новорожденный ребенок на Руси воспринимался как некий сырой материал, который еще требуется «доделать».Слабенький,беспомощный,соединенный пуповиной с детским местом малыш нуждался в ряде действий, следствием которых становилось его полное «вочеловечивание».Новорожденный,с которым не были проделаны эти манипуляции,счи-тался «недоделанным».Обрезание пуповины являлось первым этапом «доделывания» ма-лыша.Повитуха отмеряла от животика младенца три пальца и на таком удалении пере-резала пуповину.Ни ближе,ни дальше этой своеобразной мерки резать было нельзя, иначе повзрослевший ребенок,как считалось,мог приобрести негативные характерис-тики: ветреность,несерьезность и пр.Вторым этапом «доделывания» новорожденного было его купание.Повитуха тщательно обмывала хрупкое тельце,одновременно пригл-аживая и как бы доводя до совершенства черты лица малыша.Чтобы новорожденный кроха набрался сил,его нередко «доделывали» в теплой,остывающей печи.Этот про-цесс назывался «допеканием».Ребенка раздевали,в некоторых регионах даже обмазыв-али тестом и на лопате сажали ненадолго в печку.В таком своеобразном инкубаторе ребенок как бы дозревал.После этого несли ребёнка крестить в церковь.Только пос-ле обряда крещения он считался полностью защищенным и полноценным человеком."
(Кириллица,2024)
  "Древний индийский завод– загадка далекого прошлого",Смотри и думай,20240
"В самом центре Индии,в штате Талангана, находится очень интересное место– форт Варангал.Это место очень популярно среди туристов со всего мира из-за своих дре-вних неразгаданных тайн.Дело в том,что форт Варангал– это вовсе не форт,как ока-залось,а целый древнейший комбинат по производству декоративных каменных строит-ельных конструкций.Ранее археологи всей планеты утверждали,что практически все орнаменты и декоративные вставки на древних мегалитических сооружениях изгота-вливались прямо на месте установки.Например,в Древнем Египте обелиски сначала вырезали из цельного камня,затем перевозили по Нилу к месту установки,и только потом художники-скульпторы-резчики,якобы,принимались за работу и наносили на установленный обелиск иероглифы и красивые узоры.Подобные методы встречались повсюду,пока ученые не наткнулись на форт Варангал.Возникает резонный вопрос: почему древним индийцам нужно было организовывать целое производство декоратив-ных элементов в одном месте,а не вырезать орнаменты на "месте"?После долгих исследований учёные "пожимают плечами".Такого древнего масштабного производства не видели нигде в мире.По всей территории форта расположены недостроенные фраг-менты будущих храмов и дворцов, которые многие столетия пролежали на своих мес-тах.Повезло,что эти красивые статуи и декоративные элементы не растащили марод-еры.На протяжении многих веков местные жители неумело пытались объединить эти оставшиеся детали в единые композиции,но в итоге получали жалкое сходство с теми ,что установлены в древних храмах.Обратите внимание,насколько ровно вырезаны круги на этом элементе.(фото выше)Много веков назад,по мнению ученых,у человека были лишь примитивные инструменты, такие как молоток и долото.Можно ли такие элементы сделать вручную? Конечно нет,именно поэтому этот "комбинат" был уникал-ьным,универсальным и имел в своем арсенале такое оборудование,которое могло лег-ко обрабатывать гранит,базальт и другие горные породы.В центре форта находится каменное сооружение,внутри которого находится нечто,очень напоминающее современ-ные ткацкие станки(или 3D-принтеры).Остается большой загадкой,как именно древние индейцы обрабатывали камень на таких станках.Глядя на огромное количество крас-ивых элементов,поражаешься мастерству шлифовки черного базальта или гранита.Но больше всего удивляют небольшие украшения с крохотными отверстиями,сквозь кото-рые с трудом проходит даже травинка.Все это свидетельствует о невероятных техн-ологических достижениях древних.Видимо за тысячи лет всё оборудование было снято ,разворовано,переплавлено,остались лишь каменные основы и опоры из под неведомых станков.На данный момент неизвестно,сколько тысяч или десятков-сотен тысяч лет этим искусным элементам,и остаткам камне-перерабатывающего комбината,что ещё раз говорит о том,что мы далеко не первая развитая цивилизация,существовавшая на на-шей планете."
  (ст."Рентгеновский аппарат Уоррена Шуфельта и затерянный город ящеров под Лос-Анджелесом",Смотри и думай,2024) "Город Лос-Анджелес имеет репутацию довольно дикого места,и эта репутация часто вполне заслужена.Однако немногие утверждения о городе ангелов настолько необычны,как утверждения Дж.Уоррена Шуфельта.В 1930-е годы он убедил большую часть населения города,что глубоко под его улицами лежат туннели,наполненные золотом.Он утверждал,что туннели были вырыты тысячи лет наз-ад вымершей расой людей-ящеров.Горный инженер и изобретатель,ставший археологом-любителем Шуфельт,утверждал,что знает, где спрятано это золото.Вооруженный «рад-иорентгеновским» прибором,Шуфельт отправился в смелую экспедицию,чтобы раскопать этот легендарный мегаполис,пробуждая любопытство и скептицизм.Почему Шуфельт так думал? И,что более важно,что же он нашел под улицами Лос-Анджелеса ?Джордж Уор-рен Шуфельт был геофизиком и горным инженером из США.Родом из Миссури,Шуфельт получил известность как изобретатель-любитель в 1930 гг..Его самым известным из-обретением было устройство,которое он назвал «радиорентген»,которое,как он утве-рждал,могло определять местонахождение подземных туннелей и полостей.Шуфельт пр-ивлек широкое внимание в Лос-Анджелесе 1930 гг.своим смелым утверждением о том, что затерянный город,населенный людьми-ящерами,спрятан под Лос-Анджелесом,что вызвало стремление найти эти скрытые руины.Откуда у него появилась эта весьма странная идея? Ну, если честно, под Лос-Анджелесом много туннелей,по меньшей мере 270.Но они не были домом для расы людей-ящеров.Вместо этого большинство из них когда-то использовались как безопасные переходы улиц для лошадей и людей. Другие представляют собой просто заброшенные проходы,такие как те,что располо-жены под Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе,поместьем Бель-Эйр и госу-дарственным историческим парком Эль-Пуэбло-де-Лос-Анджелес.У последнего есть св-оя интересная история: говорят,что он использовался жителями китайского происх-ождения во время китайской резни 1871 г.Однако Шуфельта это не интересовало.Его "вдохновение" было навеяно древним фольклором коренных американцев хопи и исто-риях,которые,по его мнению,указывали на то,что под Лос-Анджелесом есть туннели возрастом 5000 лет.Туннели,которые в 1933 году,по утверждению Шуфельта,обнару-жил его «радиорентгеновский аппарат».«Обнаружив» туннели,Шуфельт отправился в Аризону,где взял интервью у вождя хопи Гринлифа.Вождь Гринлиф рассказал Шуфель-ту,что туннели были вырыты около 3000 г.до н.э.высокоразвитой расой людей-яще-ров,родственных майя.Судя по всему,люди-ящеры ушли под землю после катастрофи-ческого удара метеорита,который почти уничтожил их.Чтобы выжить,они построили три подземных города вдоль Тихоокеанского побережья Америки,самый впечатляющий из которых находился под Лос-Анджелесом.Используя химикаты,чтобы прорыть скалу, эти люди-ящеры вырыли сеть из по меньшей мере 285 туннелей,в которых когда-то проживало 1000 их семей.Согласно легенде хопи,эти туннели и комнаты были заполн-ены золотом (символом долгой жизни)и облицованы бетоном.Шуфельт так и не уточ-нил,действительно ли эти люди-ящеры были похожи на ящериц,но предположительно их подземный город был похож.Говорят,что туннели представляют собой очертания огро-мной ящерицы,голова которой находится под стадионом Доджер,а хвост -где-то под Центральной библиотекой Лос-Анджелеса.Услышав эту историю, Шуфельт вернулся в Лос-Анджелес и использовал свой недавно изобретенный рентгеновский аппарат, чтобы наметить туннели людей-ящеров. Вскоре он сообщил газетам, что нашел 1900 футов(580 метров)туннелей и комнат площадью 9000 квадратных футов(836 квадратных метров).Он также утверждал,что нашел 16 мест,где люди-ящеры хранили свое золото, заявив,что величайшим сокровищем была «ключевая комната»,спрятанная глубоко под Таймс-Моррор-сквер.По легендам хопи,там находится карта из 37 больших золотых табличек,каждая длиной 4 фута и шириной 14 дюймов(120 на 36 см).Теперь, когда у него была карта, Шуфельту просто нужно было получить разрешение начать раскопки в Лос-Анджелесе.К счастью для него,его предыдущее исследование с использованием радиорентгеновского аппарата выявило ранее не известную «комнату с сокровищами» на острове Форт,Мур Хилл.Тот факт,что,по слухам,испанцы в середине 19 в.спрятали на холме золото,привел к тому,что его заявления показались достаточно правдопо-добными,и Наблюдательный совет графства дал Шуфельту и его команде разрешение начать раскопки.Местные газеты воспользовались этим и вскоре были наводнены сен-сационными сообщениями о зарытых сокровищах в Лос-Анджелесе.В ажиотаж даже вме-шалось местное правительство и в сделке с Шуфельтом говорилось,что он и его ком-анда должны были делить все,что найдут,с округом 50 на 50.Вскоре Шуфельт начал раскопки на Норт-Хилл-стрит.Уже на 28 футах(8,5 м)после начала бурения,газеты сообщили,что команда нашла золото и готова приступить к его подъему на поверх-ность.Общественность была шокирована: могло ли это быть правдой?Нет,не могло, и, по правде говоря,"искатели" нашли не так уж и много.«Эксперты» официально заяв-или,что раскопки Шуфельта должны достичь глубины не менее 1000 футов(305 метров) ,прежде чем что-нибудь обнаружится.К сожалению,бурение также не проходило глад-ко.Мощные валуны затрудняли движение,и после прохождения уровня грунтовых вод команде приходилось бороться с огромным количеством грязи.Где-то между отметкой 250 футов(76 метров)и 350 футов(105 метров)"копатели" были вынуждены сдаться. Почему именно- так и осталось неясным.В некоторых сообщениях утверждается,что причиной стало обрушение,но в других просто говорится,что после того,как газеты потеряли интерес к этой истории,средства иссякли,а у команды Шуфельта закончил-ись деньги.Вскоре после этого Шуфельт исчез,снова появившись в Северном Голлив-уде в 1957 г.,но вскоре исчез из истории окончательно.Его команда так и не нашла никаких свидетельств существования людей-ящеров и потерянного золота. Было ли это мошенничеством? Некоторые эксперты полагают, что да. По словам профессора Университета Чепмена Пола Аподаки, версия мифа хопи, предложенная Шуфельтом, была «преувеличена и искажена».А может быть, как предполагают другие, Шуфельт сдался слишком рано. В 1972 году житель Сан-Хосе, совершавший поход на гору Шаста, утверждал, что видел человека-ящера в рубашке и брюках, который тоже шел по горе.Более того, за пять недель до того, как Шуфельт начал свои раскопки, женщину из Пико Ривера, как сообщается, посетило видение - огромный подземный город, построенный вымершей, но развитой расой. Совпадение или доказательство того, что Шуфельт был на правильном пути?Конечно, большинство людей посчитает, что история Шуфельта- лженаука.Никаких реальных свидетельств существования люд-ей-ящеров или затерянного города так и не было найдено.Его радиорентгеновский аппарат в действии,кроме Шуфельта, тоже никто никогда не видел. Тем не менее, его история продолжает пленять воображение и вызывать любопытство относительно тайн, скрывающихся под нашими городами."
  (ст."Дети великого змея.Племя из Уганды,охраняющее покой разумной рептилии", Биосфератум,2024) "Есть на карте Африки такая замечательная страна– Уганда.Здесь ощущается местный колорит в полной мере.Люди даже в городах носят традиционные костюмы,а если выехать в деревню,то создаётся впечатление,словно оказался в дру-гой эпохе.Рынки завалены различными фетишами, амулетами,пучками трав и перьев, шкурами и костями животных.Но самое главное достоинство Уганды– непроходимые и труднодоступные джунгли.Вдумайтесь,на 40% территорий национальных парков ступала нога единиц людей.Это край,где с огромной вероятностью проживают и произрастают сотни неизвестных видов биосферы.Интересно то,что,например,в одном из таких пар-ков– Бвинди обитает племя,у которого даже нет названия.Попытки вступить с ними в контакт долгое время заканчивались ничем.И только в 2007 г.,благодаря поддержке правительства,удалось с ними пообщаться.Оказалось,что это племя живёт в условиях каменного века.Им чужды любые проявления технологического прогресса.Общение про-исходит посредством смеси звуков,жестов и рисунков.Они считают себя детьми вели-кого змея,который является одним из создателей и владыкой мира.Его резиденция, если можно так сказать,располагается как раз в джунглях Бвинди,а члены племени тысячелетиями считают себя воинами,охраняющими его.Это существо было первым раз-умным на Земле.От него пошли все люди,звери и птицы.Местные жители сообщили,что змей разговаривает на всех языках мира,причём,делает это,не открывая рта.На про-сьбу увидеть его,вождь заявил,что чужаки умирают,если встречаются с ним.Таково его величие,но воинам,охраняющим окружающий лес,разрешено приходить к логову и оставлять дары.Кроме этого,змеевидное существо запрещает приносить в лес огонь. Поэтому члены племени,убив животное,либо едят его мясо сырым,либо уходят в два дня пути из леса в степь и там разводят костёр,чтобы приготовить еду.На вопросы, откуда изначально возникли упоминания о змее,ответ был следующим:«Когда появился первый человек,он жил с животными– львами,антилопами,крокодилами,гиенами.Змей увидел,как плохо там человеку,и забрал к себе в лес.Тут люди в безопасности,но взамен наши предки дали обещание не покидать этих земель и защищать его до пос-ледних дней жизни».Таким образом загадочное племя из Уганды продолжает нести св-оё бремя,но кем является на самом деле змей? Исходя из рассказов жителей джунг-лей,это не просто рептилия,а нечто разумное и могущественное.Нужно отметить,что змеи и другие пресмыкающиеся у многих народов мира в древности ассоциировались с властью,господством и могуществом.Культы поклонения мудрым и сильным рептилиям распространялись в Европе,Африке,Азии,Америке,Австралии и даже на островных гос-ударствах.Может быть,раньше на Земле существовала раса разумных рептилий,кото-рые на заре человеческой цивилизации руководили людьми,направляли их по пути ра-звития.Ведь сохранились легенды,согласно которым,люди отказались жить под власт-ью рептилий,и вспыхивали многочисленные битвы между ними и нагами,и серпентами, и рептилоидами– всё это звенья одной цепи.Однако,почему бы не допустить,что час-ть того самого древнего мира сохранилась где-то в удалённых участках Земли? Что, если определённая группа людей,в данном случае,племя из Уганды продолжает свято чтить рептилию? А та,укрывшись от победивших её собратьев людей,успешно продол-жает жить в глуши непроходимых джунглей?"
  (ст."О причинах перехода центра русских земель из Киева во Владимир в XIII веке",Катехизис и Катарсис,2024) "Суздальскую землю следует рассматривать как одну из четырех сильнейших на Руси в домонгольский период— наряду с Черниговс-кой,Смоленской и Волынской землями.Именно их князья вели борьбу за овладение те-ми столами,которые не закрепились ни за какой княжеской ветвью,— киевским и нов-городским.С рубежа XII—XIII вв.таким столом стал еще и галицкий— после того,как прервалась династия,правившая в Галицкой земле.При этом в течение первой четвер-ти XIII в.более других преуспевали в борьбе за эти три «общерусских» стола кня-зья смоленской ветви.Только в 1230 гг.,когда на Юге Руси развернулась ожесточен-ная междоусобная война,за Киев и Галич,в которую были вовлечены князья чернигов-ские,смоленские и волынские,укрепилось положение князей Суздальской земли: они стали постоянно княжить в Новгороде.Вплоть до Батыева нашествия Киев оставался номинальной столицей всей Руси,«старейшим» столом.Именно киевские князья имели право именоваться «князьями всея Руси».Ситуация изменилась только после монголь-ского нашествия,и то не сразу.Сначала завоеватели воспринимали в качестве стол-ицы всей Руси Киев.В 1243 г.Батый признал великого князя владимирского Ярослава Всеволодича «старейшем во всем русском языке»(т.е.народе),и это означало,что он передавал ему именно Киев.Ярослав,однако,в разоренном монголами 1240 г.Киеве сам княжить не стал— он держал там наместника.После смерти Ярослава(1246 г.)решение о том,кто будет считаться главным среди русских князей,принималось в Каракоруме — столице Монгольской империи.Здесь в 1249 г.сын Ярослава Александр(«Невский») получил «Киев и всю Русскую землю»— т.е.владение Киевом по-прежнему ассоцииро-валось с номинальной властью над всей Русью.Но Александр сам в Киеве также кня-жить не стал.В 1252 г.он овладел столом во Владимире и княжил там до своей смер-ти(1263 г.).Вот тогда и оказалась реализованной та возможность,что мелькнула на два года(1169—1171)при Андрее Боголюбском: князь,признаваемый главным на Руси, сделал своей резиденцией не Киев,а Владимир.Не Андрей Боголюбский,как утверждали
московские книжники эпохи Ивана Грозного,а Александр Невский был деятелем,сдела-вшим решающий шаг для переноса общерусской столицы с Юга на Северо-Восток.Преем-ники Александра на владимирском великокняжеском столе также формально одновреме-нно являлись киевскими князьями.Но в конце XIII в.,в результате междоусобной борьбы внутри Орды,в которую были вовлечены русские князья,Киев был передан мон-голами мелким южнорусским князьям.Тогда же(в 1299 г.)Киев покинул глава русской церкви— митрополит всея Руси; с этого времени его резиденция была перенесена на Северо-Восток (сначала во Владимир,потом в Москву).С этого времени владимирское княжение непосредственно(без связи с киевским)обрело статус главного на Руси.
Владимирский великий князь теперь стал именоваться «князем всея Руси» без одно-временного владения Киевом.Разумеется,статус главного русского князя был в знач-ительной мере номинальным: реально владимирский князь никак не влиял на события, скажем на Волыни.Но позднее,с усилением московских князей,сделавших к концу XIV века владимирское великое княжение(т.е.«княжение всея Руси»)своим наследственным достоянием,статус главного русского князя стал реально действовать,давая осно-вания претендовать на всю древнерусскую территорию.Для Суздальской земли в пери-од после Батыева нашествия характерно относительно «менее неблагоприятное»(нет-очно будет называть его «более благоприятным»,поскольку военное разорение и вык-ачивание из страны материальных средств в виде ордынской дани поставили все земли в сложные экономические и политические условия) развитие, чем для других регионов Руси.Это хорошо видно,если обратиться к судьбе укрепленных поселений — городов и крепостей— на ее территории.По этому показателю в XII— первой половине XIII в.Суздальская земля уступала многим другим.В середине— второй половине XIII в.в русских землях наблюдается(это хорошо прослежено археологами)массовое разру-шение укрепленных поселений(в основном в результате разорения монгольскими вой-сками).После гибели часть их восстанавливалась,а на других жизнь не возобновля-лась.Так вот,в большинстве земель количество поселений,не восстановленных после разорения,намного превышало число тех,на которых жизнь возобновилась.Например, в Черниговской земле прекратило свое существование после разорения 198 укрепленных поселений,а восстановлено было только 60; в Смоленской соответственно 108 и 42, в Галицко-Волынской137 и 43.Но в Суздальской земле картина обратная: не были восстановлены 32 поселения,а возобновилась жизнь на большем числе городов и крепостей— на 40.Какие факторы способствовали этому «менее неблагоприятному» развитию Суздальской земли?Один из них уже назван выше: именно главные князья Суздальской земли— великие князья владимирские— были признаны монгольскими хана-ми,присвоившими себе верховную власть над Русью,«старейшими» на всей Руси.Этому могло способствовать то,что в Северо-Восточной Руси во время нашествия Батыя мо-нгольские войска встретили наиболее упорное сопротивление,включая два открытых сражения(у Коломны и на реке Сить).В Южной Руси ничего похожего не было: ее кня-зья вплоть до 1240 г.,до похода Батыя на Киев,продолжали междоусобную войну,и сопротивление свелось исключительно к обороне городов(при этом сильнейшие южно-русские князья— Михаил Всеволодич Черниговский и Даниил Романович Волынский—бе-жали до подхода монгольских войск к их владениям).Возможно,сыграл своеобразную роль и династический фактор.Ярослав Всеволодич,получивший в 1243 г.от Батыя «ст-арейшинство» на Руси,по родовому счету был старшим в роду Рюриковичей.Только он (и его младшие братья)принадлежал к X колену от легендарного основателя династии (к примеру,упомянутые Михаил Всеволодич и Даниил Романович относились соответ-ственно к XI и XII коленам).На Руси этот фактор давно не играл роли: Рюриковичи уже к XII столетию распались на ряд ветвей и «старейшинством» считались только внутри них. Но у монгольских ханов, потомков Чингисхана, династия была на три века моложе, чем Рюриковичи.У них родовое старейшинство было важным фактором.К 1243 г.«старейшим»(«акой»)среди Чингизидов стал Батый.Возможно,общерусское «ста-рейшинство» Ярослава сыграло роль в его выборе,кого признать главным князем на всей Руси.Признание в Орде владимирских князей «старейшими» на Руси,разумеется, было далеко не единственной и не главной причиной выдвижения Суздальской земли на первую роль.Можно указать целый ряд факторов,способствовавших этому.Во-первых ,фактор чисто экономический: Суздальская земля,в отличие от остальных,была отно-сительно «молодой»,ее территория была заселена славянами только в X—XI вв.,и зд-есь сохранялись большие возможности как для внутренней,так и для внешней(в севе-ро-восточном направлении,в Заволжье)колонизации.Во-вторых, правители Северо-Восточной Руси почти не участвовали в разорительной междоусобной войне, шедшей в Южной Руси в 30-е годы XIII века и серьезно ослабившей черниговских,смоленских и волынских князей.В-третьих,к сер.XIII в.князьям суздальской ветви удалось устан-овить контроль над новгородским княжением.Новгород оказывался более выгодным из «общерусских»(не закрепленных в домонгольскую эпоху за какой-либо княжеской вет-вью)столов,чем Галич,лежавший на пограничье со степью,занятой теперь татарами,и тем более чем потерявший свое значение Киев.В-четвертых,следует сказать о литов-ском факторе.Возникшее в середине XIII в.Литовское государство в течение полут-ора веков осуществляло натиск на соседние русские земли и включило в свой состав многие из них: Полоцкую,Пинскую(к началу XIV столетия),Волынскую(в середине XIV века),Киевскую,Черниговскую,Переяславскую(в третьей четверти XIV века),Смолен-скую(в начале XV века).Но Северо-Восточная Русь,в отличие от Волыни,непосредст-венно граничившей с Литвой,и Смоленской и Черниговской земель,к границам которой литовские владения вышли после подчинения к началу XIV в.Полоцкой земли,в силу
своего географического положения до второй половины XIV в.(когда уже укрепилось Московское княжество)непосредственно литовского натиска не испытывала.Вплоть до начала XV века между ней и Великим княжеством Литовским сохранялся своеобразный «буфер» в виде Смоленского княжества.Таким образом,«литовский фактор» воздей-ствовал на Суздальскую землю слабее,чем на другие крупнейшие русские земли.Нако-нец,в-пятых,важным фактором стало перенесение в конце XIII в.в Северо-Восточную Русь места постоянного пребывания митрополита. Будучи само по себе следствием усиления Суздальской земли,пребывание здесь главы русской церкви еще более увел-ичивало ее престиж и делало оправданным претензии на то,чтобы именно в Северо-Восточной Руси находился и носитель высшей светской власти всех русских земель.В результате именно на Северо-Востоке Руси в XIV в.начинается процесс объединения русских земель в единое государство.По материалам: Горский А.А.Русское Средневе-ковье."
 (ст."Безмонетный период на Руси (XII-XIV вв).Кожаные деньги",Историк Антично-сти,2024) "В XII в. в связи с распылением монетного дела в Европе по дворам «ср-авнительно мелких сеньоров»,чеканивших монету по самой разнообразной весовой но-рме,повсеместным уменьшением количества выпускаемых денариев,сознательной «пор-чей монеты»,периодическими изъятиями мелкой монеты из сферы обращения.А также по причине повышенного спроса на деньги внутри самих европейских стран,растущие за-просы крупной международной торговли стали удовлетворяться с помощью серебряных слитков,фигурирующих в источниках обычно под названием marca argenti(в русских источниках для их обозначения обычно использовался термин гривна серебра).Так,по причине начавшейся в Европе реорганизации монетного дела прекратились приток и обращение на Руси западноевропейских денариев(в самой Европе общее число монет-ных кладов в XII в.сократилось по сравнению с XI в.более чем в три раза).Отказ от металлических денег не был сознательным выбором Руси.Вхождение в безмонетный период, продолжавшийся до второй половины XIV в.,явился вынужденным шагом,обус-ловленным не внутренним состоянием русской экономики, а отсутствием необходимой сырьевой базы денежного обращения. Однако отсутствие в обращении металлической монеты вовсе не означало отказа от мелкого денежного обращения вообще.После пре-кращения притока монет с Запада основной формой металлических платежных средств повсюду на Руси стало обращение крупных «неразменных» слитков,которые были удоб-ны для транспортировки,но могли обслуживать лишь очень крупные торговые опера-ции.Во внутреннем обращении эквивалентами мелких денег выступали шкурки пушных зверей,особенно малоценных пород- белок и куниц.Одновременно с мехами в роли товарных эквивалентов металлических денег(«суррогатных денег»)могли выступать и другие широко распространенные в хозяйстве товары— бусины,стеклянные браслеты, ножи,гвозди и т.д.Говоря о денежном обращении безмонетного периода,исследователи высказывают предположение о платежной роли шиферных пряслиц,представлявших вес-ьма массовые и притом предельно «стандартизованные» изделия древнерусской пром-ышленности,распространение которых как бы шло по стопам монетного обращения пре-дшествующей поры.В подтверждение этой версии приводится и тот аргумент,что шифе-рные пряслица неоднократно встречаются даже в кладах вместе с металлическими сл-итками.Так,в Новгороде при раскопках 1951—1962 гг.в слоях XI— первой половины XIII вв.было обнаружено более 2000 шиферных пряслиц.Также исследователи обращают внимание на каури— небольшие изящные раковины с Мальдивских островов Индийского океана.Тысячами они служили платежными средствами в Африке и Азии.Их обнаружи-вают в погребальных комплексах Новгородской и Псковской земель.В некоторых слу-чаях они были обнаружены даже в виде своего рода кладов.С XII в.этот товар по-ступал в Новгород из Прибалтики,и новгородские купцы снабжали ими среднее и вер-хнее Поволжье,где применение каури прослеживается начиная примерно с XII в.Еще в XVI в. новгородские купцы закупали в Риге тысячами " гажьи" (змеиные) головки». На Руси знали эти раковины,напоминавшие череп змеи или небольшого четвероногого. Их называли ужовками,жуковинами,жерновками,змеиными головками и т.д.В польских землях в XII—XIII вв.в роли товаро-денег обычно выступали брусочки соли.Монго-льское нашествие задержало неизбежный возврат Руси к чеканке собственных денег. Ослабли внешние торговые связи.Замедлилось поступление серебра извне.Люди стре-мились изъять его из сферы обращения и сокрыть в кладах.Серебро вывозилось из страны,обслуживая потребности чужого государства— Орды.Только около середины XIV в.в восточной части Руси началось довольно ограниченное обращение монет Орды, так называемых джучидских монет.В ряде археологических находок конца XIV — нач. XV в.татарский дирхем встречается с первыми монетами русских княжеств.Почти одн-овременно с джучидскими монетами к западу и юго-западу от Москвы,на территории, приблизительно ограничиваемой городами Полоцк—Тверь—Рязань—Переяславль-Русский возникло обращение пражских грошей,довольно крупных серебряных чешских монет,на-звание которых восходит к латинскому grossus— большой.В Новгороде их называли грошами литовскими.В XIV—XV вв.здесь были также в ходу "лобци" и "артуги" немец-кие(ливонские).Во второй половине— конце XIV в.в ряде русских чеканка собственной мелкой серебряной монеты— «денги».С конца XIV в.и в первой половине XV в.стали чеканить свою монету уже и многие младшие князья(Галича,Звенигорода,Серпухова, Углича,Можайска и др.),державшие уделы под рукой великих князей.Что меховая система существовала на Руси, видно из показаний иностранцев. Ахмед из Туса (Ahmed de Thous) (см. Hammer. Sur les origines russe. СПб.,1825. С. 37 и 101)[166] писал в половине XII в.:«И у русских кожаные деньги— шкуры белок (серых), а не диргемы,и кожи без меха (шерсти),с передними и задними лапками и когтями (вот это-то и была,видимо,“ногата”.— С.Л.); если что-либо недостает у кожи,то она считается испорченной и отсюда они не вывозятся никуда,как товар».Так же свидетельство Низами Гянджеви:«На что же
Служат шкуры вон те, знать хотел бы я тоже?»
Соболиных и беличьих множество шкур
Царь узрел; был их цвет неприветливо бур.
Все облезли они, лет казалось им двести,
Но на лучшем они были сложены месте.

Молвил рус: «Из потрепанных кож, государь,
Все рождается здесь, как рождалось и встарь:
Не смотри с удивленьем на шкуры сухие.
Это — деньги, и деньги, о царь, неплохие.
Эта жалкая ветошь в ходу и ценна.
Самых мягких мехов драгоценней она.
Что ж, дивясь, обратился ко мне ты с вопросом,
Купишь все малой шкурки куском безволосым.
Пусть меняет чеканку свою серебро,
Там, где все, что прошло, мигом стало старо,—
Шерсть ни на волос эта не стала дешевле
С той поры, как была в дело пущена древле».
Государь поразился:: какая видна
Здесь покорность веленьям! Безмерна она.      Монах Рубруквис,посланный в 1253 г.от святого Лудовика к татарам,для обращения их в христианство,и видевший много русских в Орде,свидетельствует,что между ними были в обороте кожаные деньги,или лоскутки кожи,за монету.Он пишет:“Между русскими употребляются,вместо денег,цве-тные кусочки кожаные” «В.О.Ключевский в “Сказаниях иностранцев о Московском гос-ударстве” цитирует бургундского путешественника Гильбера Ланнуа,бывшего в Новго-роде в 1412 г.Ланнуа пишет,что “монетой в Новгороде служат куски серебра около 6 унций весом,без всякого изображения,золотой монеты нет,а мелкой монетой служат головки белок и куниц”.То есть, эти деньги служили расчетными знаками, так как никакой ценности сами по себе не имели.По материалам: Шумилов М.М.Торговля и таможенное дело в России: становление,основные этапы развития(IX—XVII вв.)."

  (ст."Сегодня День Богини Тары!",Родович,28 марта 2024) "БОГИНЯ ТАРА (Тарина, Тая,Табити)- младшая сестра Бога Тарха,названного- Даждьбогом,дочь Небесного Бога Перуна.Богиня Тара всегда искрится добротой,любовью, нежностью,заботой и вниманием.Ее благодать изливается не только на Природу,но и на людей.Вечнопр-екрасная Богиня Тара является Небесной Хранительницей Священных Рощ,Лесов,Дубрав и Священных Деревьев Великой Расы- Дуба,Кедра,Вяза,Березы и Ясеня.В связи с тем, что Богиня Тара вместе со своим старшим братом Тархом Даждьбогом охраняют без-крайние земли Беловодья и Свята Расы,данные территории называют землями Тарха и Тары,т.е.Великой Тартарией(Grand Tartaria).Кроме того,Полярная Звезда у Славян-ских и Арийских народов именовалась в честь сей прекрасной Богини- Тара."