52-53. Блаженны нищие духом, ибо...

Гарри Цыганов
Отрывок из романа Олух Царя Небесного

Олух Царя Небесного 6. Новая редакция
http://proza.ru/2020/05/18/764




©

52. Блаженны нищие духом

Ну вот, теперь понятно,  какая же всё это глупость и пустышка. Ну, вся эта белиберда о моей гениальности. Вернее, об отсутствии оной. Молитва сработала.

Зато я показал, чем бывают забиты мозги у нашего брата. В смысле, у сомневающегося художника. Короче, у меня. А забиты эти дурацкие мозги, самым что ни на есть главным, оказывается. Что ты, господин творец, стоишь в этой жизни, и стоишь ли вообще что-нибудь? К тому же вопрос этот вечный, как сама жизнь. И моя нелепая жизнь в том числе. Вопрос интимнейший и глобальнейший.

Однако вопрос этот философический. То есть, нет у меня прямого ответа, кто я, да чего стою. Только окольные пути-дорожки, путанные и неконкретные, если вообще они есть. Здесь ведь как, оказывается? Белиберда, конечно, но какая наиценнейшая белиберда!

Понимаете, здесь – философский камень и зарыт. Здесь змей за своим хвостом гоняется, то есть, вселенская мысль кругами ходит, а процесс, важнее результата. Так что начнём из подручных средств золотишко намывать…

Надеюсь, вы меня поняли. Мне в моём прекрасном возрасте и не надо ничего конкретного – мне просто поболтать охота, поплавать в инобытие. Мне просто необходимо вылить из себя всю эту прекраснейшую муть и жуть, чем жив я. А слушают меня или нет – не будем задаваться этим провокационным вопросом. Мне в моём восхитительном возрасте надо струиться в сферах небесных! А не долбиться в ворота истины, как в молодости я, бывало, практиковал. Нужно подготовить себя к великому переходу от состояния этой жизни к жизни струящейся…

Ах, ах, как же здесь всё замечательно! Блаженны нищие духом. Хотелось бы повторять и повторять здесь эту Христову заповедь, ибо Царствие небесное им принадлежит. А я как раз туда собрался. В небесную музЫку и благодать. Я же из них, из этих – лох и волхв в одном флаконе, если помните. Блаженный, короче.

Только вот с «нищим духом» как-то не определился пока. Не срастается как-то. Как-то слух даже режет. Моя огромная духовная практика протестует. Может это и по понятиям, но уж точно не по-божески. Если я что-то понял в постулатах христианства, то Дух как раз замыкает божественную Троицу. Отец, Сын, и… Дух святой! И ежели ты нищ духом, то какой же ты блаженный, прости господи? Ты ущербный и бездуховный тип. Но! Но ведь это сам Христос сказал, сын божий, то есть, выходит, что вторая составная Троицы отрицает третью ипостась.   

Вот и поди ж ты – парадокс в чистом виде! Я так и предполагал, что именно здесь, в струях эфира, мы повстречаемся с НИМ – с самым главным и сокровенным качеством вселенского разума. Его Величество Парадокс ожидает здесь. Да уж, что уж… мир парадоксален, нелогичен, и вообще. Вообще, в смысле, ничегошеньки в этом мире нет конкретного и предсказуемого. Одно дао разлито тута, которое не может быть выражено словами…

А хотелось бы кое-что обозначить словами. Философский камень, уж коли я его раскопал, требует, прости господи, словес. Чтобы объяснить хотя бы себе это теологическое недоразумение. Накликал-таки, господин философ проблемку. Накликал, или…   

Или. Я давно эту «проблемку» ношу в себе. Никак мне не даётся эта библейская истина. Причём, натыкаюсь я на неё по жизни постоянно, а разобраться не могу. А всё потому, что я человек современный, к тому же воспитанный в советское время, и словосочетание «нищие духом» всегда порождало у меня негативную ассоциацию. То есть была некая недосягаемая духовность, к которой стремился всякий, претендующий на звание Человека. Музыка, поэзия, живопись, философия – это ж такое богатство! А нищие духом – ну, что с них взять! – ограниченные, не понимающие высших смыслов, людишки…

Но эта логика как-то слишком уж того… прямолинейна, а Христос не тот персонаж, чтобы сокровенные смыслы раскрывать так запросто. Есть, впрочем, этому некое объяснение, что, мол, «нищий духом – это человек, одержавший победу над своей низшей природой». Так трактуют это высказывание интеллектуальные христиане, которое обнаружил я на одном форуме. Но это как-то уж слишком умнО для меня. То есть здесь присутствует некая вывернутость сознания: если ты одержал победу над низшей природой, то и являешься нищим духом! Понятно? Мне – нет.

Есть, правда, подозрение, что всё гораздо проще, и говорил он просто о НИЩИХ. Вот как там об этом сказано: «В синодальном переводе евангелия от Луки "блаженны нищие духом, ибо ваше есть царство божие" (Лк.6:20) допущена оговорённая неточность – греческий текст был "гармонизирован". В греческом оригинале у Луки сказано: "Makarioi hoi ptohoi, hoti humitera estin he basileia toy Theoy", т.е у Луки просто о "нищих" говорится, а не про нищих духом».

Вот это как раз понятно на все сто – недолюбливал Христос богатых: «Легче верблюду пролезть в угольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Божье». Однако и с этой фразой Христа произошла анекдотическая метаморфоза. Верблюды, то есть вьючные животные, здесь оказались совершенно не при чём. «Верблюдом» в то время моряки на своём сленге называли канат. Видимо он изгибался по палубе, как горбы верблюда…
 
Впрочем, и это нам мало помогло. С «нищим духом», конечно же, всё оказалось  значительно мудрёнее. С того же форума: «У Матфея выражение "нищие духом", соответственно, совсем не о том, что обыкновенно понимает масса верующих. Это как с "Царствием божьим". Люди отчего-то воображают себе всякие пасторали, а царствие-то божье – понятие эсхатологическое, обозначающее конец этого мира, конец земной истории, по Апокалипсису, новую землю и новое небо. "Нищие духом" у Матфея – это не нищие, не смиренные, не уничижающие себя и даже не простецы в духе графа Толстого. "Нищие духом" – это понятие, обращающее внимание верующих на время земного торжества учения, т.е. на утверждение правды (системы христианских ценностей), противопоставляемой другим правдам (ценностям). Нищие духом – взыскующие борцы. Нуждающиеся в пневме, в божьем дыхании. Не юродивые идиоты, а бойцы…»

В заключение, после некоторых словесных пертурбаций, получен и ответ: «Если "птохос" означает как "нищий", "бедный", "лишённый", то, естественно, это будет и как "нуждающийся", или, быть может, "ищущий". А "to pnevma" (пневма) скорее не "дух" или "душа", а ближе к "дух святой"». Окончательный вывод: «Блаженны нуждающиеся в Духе святом, ибо их есть Царство небесное».

Ну и, слава богу, порешали-таки проблемку для сомневающегося художника. Хотя «нуждающиеся в Духе святом» и «нищие духом» – как-то, что-то всё-таки не совсем то. Согласитесь, есть  в этом объяснении некоторая натяжка. Да и «взыскующие борцы» – слова из другой оперы…

И вот, когда мне стало понятно, в чём они меня хотят уверить, наткнулся я на объяснение Иоанна Златоуста, и меня пробило! Я понял, наконец, суть высказывания. Он-то как раз не стал разбираться, что, мол, «нищий духом», и «нуждающийся» суть одно и то же, а просто объяснил, что значит считать себя «духовно богатым». Он определил состояние чистоты – «духовной девственности» как абсолютное, для восприятия божьих заповедей. То есть замусоренное «гордое», «богатое» сознание неспособно к восприятию.

Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем.
Почему же не сказал Он: «смиренные», а сказал «нищие»? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих. (,,,)  Нравственным антиподом «нищему духом» является человек гордый, который считает себя духовно богатым. Нищета духовная означает СМИРЕНИЕ, видение своего истинного состояния. Как обычный нищий не имеет ничего своего, но одевается в то, что дадут, и питается подаянием, так и мы должны осознавать: все, что имеем, получаем от Бога. Это все не наше, мы лишь управители имения, которое дал нам Господь. Дал, чтобы оно служило спасению нашей души…».

По Иоанну выходит, что нищий, значит «девственно чистый» в Духе. Но главное, ЧТО по настоящему «пробило» меня! В словах Златоуста я услышал отзвуки той прарелигии, которая всё и объясняет. Я давно догадывался, что Христос получил истинные знания на Востоке, и, наполнив их своей страстью и самостью – проповедовал на земле самого, пожалуй, фанатично преданного Богу, народа. Их фанатизм и создал эту абсолютную религию. Но этой темы я, кажется, уже касался, а пока о первоисточнике.

Вот послушайте: «Даосы считают, что утрачивая личностное начало (ego, «Я»), ты приобщаешься к Дао – Великому Ничто. Постигая Великое Ничто и становясь им, ты способен стать чем угодно, не будучи больше «Я», но становясь Всем и Ничем одновременно».

Если Дао – Путь в божьи миры (а для меня в своей сущности Бог – Всё и Ничто по дао), то, утрачивая (или игнорируя) личностное начало, ты обретаешь истинную ДЕВСТВЕННОСТЬ – «нищету духа» и становишься «Всем и Ничем одновременно», то есть наполняешься дао или божьей  милостью.

Теперь осталось понять, насколько я – олух Царя Небесного – «нищ духом». Или насколько я – олух – Ничто, для восприятия Всего. Впрочем, это тема параллельная и почти понятная – моё НИЧТО, для меня, во всяком случае, очевидно. А сейчас, после всех открывшихся тайн, захотелось проникнуть вглубь, так сказать, проблемы. Теперь хотелось бы понять цель страждущих – Царство небесное. Что это за Царство такое, и стоит ли туда стремиться?
 


53. …ибо их Царствие Небесное
 
Для начала вспомним мысль, что нашёл я на форуме. Здесь она нам понадобится как отправная точка моего исследования. Вот, послушайте: «…Это как с "Царствием божьим". Люди отчего-то воображают себе всякие пасторали, а царствие-то божье – понятие эсхатологическое, обозначающее конец этого мира, конец земной истории, по Апокалипсису, новую землю и новое небо».

И, в продолжении мысли, вернее её раскрытии, послушаем ЕГО. «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и мать, и жены и детей, и братьев и сестёр, и жизнь свою, тот не может быть Моим учеником». «Кто хочет идти за Мной – отвергнись от себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной! Кто любит отца и мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына и дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её. Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит».

Диковато и неожиданно, не правда ли? Если бы мы не знали, КТО это говорит, то вполне можно предположить, что это гуру какой-нибудь СЕКТЫ, с полным набором соответствующих требований: забудь родителей, отдай имущество и благоденствуй химеры. И, конечно же, – ожидание апокалипсиса! Сколько таких сект наплодило потом христианство, но все они лживы и преступны, а вот эта – истинна. В чём же отличие?

А отличие есть, причём – радикальное. Этому Христу уже не до иносказаний и притч, и уж тем более, какие там пасторали! Здесь – жесточайшая Истина в чистом виде! Здесь открывается некая Новая реальность по Апокалипсису, и Христос предстаёт скорее революционным глашатаем, утверждающий ту реальность, чем божьим проповедником. Так всегда бывает, когда жизнь, плоть, кровь, душа – всё на разрыв!

На тех же форумах, уже не интеллектуалы во Христе, а обычные служители церкви вынуждены были объясняться с многочисленными вопрошателями за эти дерзкие и даже зловещие тексты. Тут и забуксовал их благостно-религиозный оптимизм. А как же им было, бедолагам, выкручиваться, когда в основе их проповедей с амвона всегда была – ЛЮБОВЬ к ближнему. А тут – НЕНАВИСТЬ, и не к кому-нибудь, а к самым близким и почитаемым во все времена у всех народов людям – к родителям, то есть к РОДУ своему. Ради каких таких высших целей, он призывает отречься от них?

Что тут скажешь? Их объяснения сводятся к несколько примитивному пониманию, что, мол, таковы приоритеты: «любовь к Богу стоит выше любви к человеку», то есть Отца небесного, он предпочёл отцу земному. (Интересно, это Отец небесный надоумил его таким предпочтениям?) А так, мол, и здесь сказано: «Почитай отца своего и мать». Создаётся впечатление, что служители церкви сами в какой-то растерянности…

Так что же случилось с богочеловеком? Кому и зачем он это говорит? Что за ярость небес его обуяла? Это ж, в какие райские кущи (а по сути – дебри) сзывает он своих учеников, что заставляет забыть святые для любого нормального человека имена: Мать, Отец, Сын, Дочь. Для каких Иванов, не помнящих родства, это Царство уготовано?
 
Первое, что приходит на ум, что Высшие Духовные Ценности – именно так и рождаются! Бросить всё земное: благополучие, деньги, семью – и с головой в омут. Истину добывать. Из дерьма, из грязи, из несовершенств людских, «когда б вы знали, из какого сора…». Да знаем мы! Как Цветаева дочь свою на цепь сажала, а детский паёк поэту Бальмонту скармливала. А чё? Достойная невеста Христова?..

Э-э-э, ладно, ладно, успокойся! Ты ж сам из этих, из «добытчиков истин», ты ж – художник! Армагеддон, Апокалипсис, Война миров – это же всё твоё! С утра уже, стоят в очередь у изголовья. Целый роман тут насочинял о таком вот «нищем духом» и что? Не в бирюльки играть пришли в этот мир!

Только всё это, знаете ли, как-то… заумно. Не ложится это в нашу жизнь. Толстой, Пушкин и высшие духовные ценности добывали, и детей не забывали. А тут как-то опять всё не по-божески, не по-людски, не по земной правде, а по некоей высоколобой идее. Всё в отвлечённо-идеальном понимании – и Новая земля, и Новое небо, и Новое христово воинство. Чего им было надо? Ближнего возлюбить, врага простить? Таки любите и прощайте, Господь с вами, что о стену-то колотиться!

Хорошо. «Царствие божье – понятие эсхатологическое». Википедия это так трактует: «Эсхатология (от греч. ;;;;;;; – конечный, последний) – раскрываемое Православной Церковью учение о конечных судьбах мира и человека. Православная эсхатология может быть разделена на эсхатологию посмертного человеческого существования и эсхатологию грядущих судеб человечества и мира». То есть, в основу Христовой идеи положено ожидание Апокалипсиса.

Но его НЕ БЫЛО. Не случилось, знаете ли, ни тогда, ни позже. Конца Света ждут с незапамятных времён, а оно всё не случается. Вон, даже мы его уж как «ждали» в ночь с 22 на 23 декабря 2012 года. (Не по Христу, а по календарю Майя). Не дождались. Однако, быть может, Апокалипсиса не случилось в нашем понимании? то есть в буквальном смысле Конца Света.

А для самих христиан, всё случилось как бы в духовном смысле: апокалипсис случился в их мозгах и душах. И с Вознесением Христа началась Новая Христианская Эра. То есть разговор здесь о мире ином, или о параллельном мире. Или о некоем  выдуманном, идеальном мире, в который надо бы уверовать. А для этого нужно всего лишь устроить внутри себя тот самый апокалипсис, то есть убить в себе старый мир, «с детьми и родителями», и возродить новый – с вечной любовью ко всему человечеству.

Когда речь заходит о Конце Света, язык Христа и становится потусторонним и даже зловещим, потому что все смыслы множатся на бесконечность, на вселенскую логику – на ЛОГОС. Здесь всё уже не от мира сего, здесь нет ничего – ни отца, ни матери, ни детей, ни земных привязанностей. И самой ЖИЗНИ здесь нет! Здесь наступает великое вселенское ОДИНОЧЕСТВО. Законы ДУХА непостижимы, и не могут быть объяснены законами этой жизни. Он весь уже в нирване, где-то ТАМ. Слова здесь не значат ничего…

И тогда, чтобы хоть как-то достучаться до своих учеников, до этих случайных, ничего не понимающих простых людей – рыбаков, мытарей, бродяг, –  он применяет самые яркие и яростные слова. Отрекись и возненавидь ЭТОТ мир (его самую основополагающую и сакральную часть!), – говорит он им – потому что я дам вам НОВЫЙ неведомый мир! Я должен сгореть на жертвенном очистительном огне, а вы должны донести это всем страждущим.   

Я никак не мог понять, КАК смогло христианство покорить полмира (а летоисчисление от Р. Х. принял ВЕСЬ мир), имея такого лидера, представленного его толкователями. Даже несмотря на гений иудейской пропаганды. Его благостная картинка, в сочетании с библейскими фантазиями, тем адом и раем, что сулила нам церковь, его постоянные речи о любви к ближнему – всё это вызывало странное ощущение фальсификации.

Ну, и конечно всепоглощающая ЛЮБОВЬ к БОГУ! Но кто такой этот их Бог? – некий Символ, Мечта? Личность или всепроникающий Дух? или грозный Судья? Откуда взялась эта фанатичная преданность непонятно к кому? Ветхозаветный бог – это грозный царь, решающий, кого казнить, кого миловать. Христианский – «Свет, в котором нет ни единой тьмы». Абсолютная Любовь и абсолютный Свет. Бывает, наверное, но как-то это не вяжется с жизнью. Это – скорее философские категории: Свет без тьмы, абсолютная Любовь, чистый Разум…

А если сместить акценты, и представить, что бог везде. В утре, в солнце, в любви к детям, в каждом движении и мыслях. Тогда не надо будет колотиться в этой всепоглощающей любви к Богу. Любовь станет естественной как воздух. И все эти моления, умиления, молитвы, это небывалое нагнетание вокруг Его Имени, станут бессмысленны. В этом мне видится главный перекос сознания и главная беда верующих. Их Бог – вроде бы отдельная субстанция, но при этом он наделен всеми качествами человека.

Смысл и Образ Христа лично мне явился через его облик на плащанице. Такому Образу я бы ПОВЕРИЛ. Но тут-то как раз и начались сомнения и непонимание! Не у меня – у всех прочих. Скептики, а других я и не слышал, заявили, что это подделка, что плащаница датируется более поздним сроком происхождения. Хотя, даже скептики не ответили на вопрос, кто тот гений, что создал такой убедительный Образ! Никто не ответил и о происхождении изображения, то есть, каким способом нанесён рисунок?  И рисунок ли это? Ткань будто обожжена…

Вот тут и вспомнилось пророчество моего безумного Отца. Христос аннигилировал, и отпечатался на ткани негативом. Его плоть мгновенно вспыхнула, загадав загадку человечеству на все времена. Мой Отец был юродивый, поэтому просто снял откуда-то, только ему ведомую информацию. Ещё он объяснил, что этот взрыв был той же природы вселенского взрыва – начала и конца ВСЕГО мироздания. То есть вселенная Христа уподобилась вселенной общечеловеческой, наглядно показав великий и вечный механизм Жизни и Смерти.

Тогда становились понятны зловещие слова и образы, так напугавшие паству, и какой конец Света предрекал Христос. И тогда же я стал понимать (почти физически осязать), что мощь Христа непостигаема! Не только для его толкователей, как прошлых, так и нынешних, но и вообще непостигаема. ХРИСТОС так огромен, что не вмещается не только в их христианство, но и вообще в этот мир.

Его последователи, не сумев понять мироздание под именем ХРИСТОС, создали своё понимание. Причём, в основу этого понимания легло как раз Вознесение (что было неким подобием правды), которое здравый ум может воспринять единственно как фантазию. Или как некий символ. Что это за Вознесение? Куда он вознёсся? на облака? в неведомые миры, где Бог восседает на троне? Сказочное, примитивное, фэнтези, со всем библейским набором чудес: воскрешением из мёртвых, исцелением больных, хождением по воде, «Сошествием во ад», с ангелами и демонами? и проч., и проч., и проч.

Так вот, такое объяснение сказочного Вознесения, почти научной Аннигиляцией никем не воспринялось. Почему-то. И уж конечно, ни один служитель церкви даже близко не подошёл к этому объяснению. Перепахав в интернете все статьи о Плащанице, я нашёл только это: «Значит ли, что на загадку Туринской Плащаницы так и нет ответа? Нет, конечно, ответ есть. Но не всех он устраивает». Вот, что я вынес оттуда. То есть ответ у них есть, но они его утаят, потому что не всех он устраивает.

Что тут скажешь? А ничего. Поэтому закончу я эту божественную главу  своим олухообразным молчанием. Ничего я не хочу, и не буду доказывать – сакральные знания должны являться… и всё.