Свобода Женщины. Добится невозможного в обществе

Анатолий Клепов
Очень известные литераторы  Англии традиционно служили в английской разведке: Даниэль Дефо,  Ян Флеминг, Рональд  Даль, Сомерсет Моем, Алан Милн, Грем Грин, Стелла Риминнгтон, Джек Хиггинс. «Чарли и шоколадная фабрика» и « Чарли и огромный стеклянный лифт» Рональда Даля были изданы десятками миллионов экземпляров. Однако, мало кто знает, что Рональд Даль стал прообразом знаменитого Джеймс Бонда, который создал его друг по разведке Ян Флеминг.

И в многочисленных сериях о Джеймс Бонде английская разведка запретила упоминать о шоколаде. Все,  что связано с шоколадом для использования на службе разведки Англии окутано неприступной тайной. Также как о женщине - шпионке Короля Англии Карла II и первой женщиной - литератором в Англии Афра Бен. Она единственная из всех многочисленных разведчиков Англии более чем за 600 лет была удостоена погребения  в Вестминстерском аббатстве. Чествование людей, похороненных в Вестминстерском аббатстве, имеет давнюю традицию.  В аббатстве похоронено или помянуто  3300 человек.   На протяжении большей части истории аббатства большинство похороненных там людей, помимо монархов и Епископов были выдающимися людьми Англии такие, например, как  Исак Ньютон,  или люди, которые своим служением Англии помогли ей завоевать мировое господство.  Многое из шпионских дел  Бен до сих пор хранится в тайниках архивов. Также как о таинственном шоколаде иезуитов, который впервые английская разведка применила для вербовки нужных ей людей.

Афра Бен, жившая во второй половине 17 века, была английским драматургом, беллетристом, поэтессой и переводчиком. За свою 20-летнюю карьеру ее часто называют первой профессиональной писательницей-женщиной, она написала не менее 19 пьес, множество стихов и несколько коротких художественных произведений. И она была первой шпионкой - женщиной в разведке Англии.

Социальный мир, который позволял женщине быть сначала шпионкой, а затем финансово успешным драматургом и поэтессой, переживал огромные потрясения. Карл II пришел к власти в 1660 году после того, как Англия провела 11 лет без короля. В этот период, известный как Междуцарствие, Оливер Кромвель и другие возглавляли ряд республиканских правительств и продвигали пуританские моральные стандарты. Правление Карла положило начало Реставрации, которая продолжалась при его преемнике и брате Якове II до 1688 года, когда она внезапно закончилась вооруженным свержением Короля.

Несмотря на последовавшие за этим политические потрясения (Англия в конечном итоге вступила в войну с Нидерландами в Третьей голландской войне в 1672 году, и обе страны были заполнены шпионами, выискивавшими заговоры с целью свержения Карла), Реставрация была также пьянящим периодом распутства, которым занялась Король и аристократия. В 1660 году театры вновь открылись после многих лет закрытия ставнями Кромвелем на сцену устремились как писатели, так и зрители. Стереотипным образом комедии Реставрации было… остроумная, вежливая лондонская комедия, вероятно, содержащая запрещенный секс; форма комедии, которая началась с прибытием Карла II, остроумного и вежливого короля, посвятившего себя незаконному сексу и огромной любовью к шоколаду, который изготавливался по секретному рецепту иезуитов.

В Англии самые роскошные и престижные мужчины неизменно посещают знаменитые лондонские джентльменские клубы Boodle’s и Brooks’s, которые веками шли рука об руку. Эти клубы на самом деле обязаны существованию таинственного шоколада 17 - 18 веков , изготовленного по рецепту иезуитов. Главным желанием которых было не допустить протестантов к королевской власти. А какое главное желание в жизни английских королей и Королей? Это бесконечный секс с многочисленными партнёрами. Женщинами или мужчинами неважно. Начало положил Английский Король Карл II.

Записи в Тайных кошельках за 1666-69 гг. В Бодлианской библиотеке  позволяют узнать об истинной стоимости  его жизни . Из этих записей можно узнать , что  Карл II был невероятным  английским шокоголиком.

Для него готовили по специальному рецепту иезуитов шоколад  , чтобы с помощью него можно было соблазнить огромное число женщин. Он требовал, чтобы шоколад давал ему возможность обладать до 30 женщин в день.

Доктор Генри Стаббс, который часто готовил для короля шоколад, приправленный ванилью и специальными специями  и который написал «Естественную историю шоколада» в 1662 году, сообщает нам, что «большое применение шоколада в венерах и для снабжения яичек бальзамом или соком» было  тогда особенно эффективно для мужчин, которые хотели иметь огромное число женщин. Особый шоколад готовился для женщин .

 К 1666 году Чарльз держал двух или трех любовниц, а также баловал себя многочисленными свиданиями на одну ночь с девушками, которые подкрадывались к его «тайной лестнице» на свидания.
 Шоколад, казалось, развязал чресла короля, и теперь он будет связан с бесконечным  списком женщин.  Графини, певицы и, как известно, продавщица  апельсинов, ставшая актрисой Нелл Гвин, украсили королевскую постель.  Никто не мог устоять перед шоколадом иезуитов.

Так что никто в королевстве больше его не ценил укрепляющие в Страстной Любви специальный шоколад как Карл II  и он покупал его в большом количестве  за огромные деньги . Так в 1669 году он потратил на шоколад 229 фунтов стерлингов .

Чтобы показать что означала эта сумма денег в то время приведём пример из его  тайного кошелька . Между 1666 и 1669 годами Карл купил себе несколько скаковых лошадей, за которые заплатил от 10 до 100 фунтов стерлингов. Сейчас такие лошади  идут по стоимости элитного Мерседеса . И ещё интересное сравнение . Барбара Вильерс, графиня Каслмейн, главная любовница Чарльза в 1660-х годах, получала пособие всего в 200 фунтов стерлингов в год, что хватало ей на покупку таких невероятных ювелирных драгоценностей, что вся Европа была в немом восхищении от них. А также на отличное времяпровождение в немыслимых по роскоши одеждах.

Дворец  Карла II в Уайтхоле находился в крайнем  беспорядке и невероятной грязи из-за непрекращающихся маскарадов, на которых  председательствовал Король Англии.

Среди многочисленный любовниц Карла II заметно отличалась красотой и умом  Афра Бен.  Как писал один из биографов Афры: «Она не столько женщина, которую можно разоблачать, сколько бесконечная комбинация масок».

Ее шпионская карьера началась по указанию Карла II в 1659 году, когда ей было около девятнадцати лет. Смерть Оливера Кромвеля привела неуклюжее тайное общество «Запечатанный узел» к бурной деятельности в интересах роялистов. Ее приемный брат сэр Томас Колепепер и его сводный брат лорд Стрэнгфорд были вовлечены в тайную деятельность. Бену было легче поехать во Францию, чтобы поддерживать связь с лордом Стрэнгфордом, чем Колепеперу, за которым следили. Она также могла служить живым ящиком для зашифрованных  писем, которыми обменивались заговорщики. Для эффективности ее работы Карл II вручил ей «любовное зелье» - тайный рецепт шоколада иезуитов для вербовки нужных людей с помощью невероятного по силе секса. Сейчас подобная вербовка называется «медовой ловушкой». Она существовала тысячи лет. Впервые об этом «любовном зелье» Клеопатры упомянул Плутарх.


 По возвращении в Англию Бен  получила немедленную аудиенцию у короля, чтобы «дать ему «отчет о ее делах»», что является результатом невероятной  по эффективности шпионской деятельности  молодой женщины в Южной Америке.

Суринам в то время был наводнен шпионами, потому, что этот колониальный аванпост был идеальным местом для любых диссидентов в Англии эпохи Реставрации, у которых были планы захватить контроль над колонией или разжечь революцию.

Она  была там, чтобы шпионить за множеством назревающих конфликтов. Вербуя нужных людей с помощью сексуального шоколада иезуитов и получая от них нужную информацию. Тогдашний губернатор Суринама лорд Уиллоуби отсутствовал, в результате чего образовался вакуум власти, заполненный различными криминальными личностями. Это также было время «золота, славы и Бога», и разные люди докладывали королю Карлу II о возможности успеха любого из этих планов. Испания уже невероятно разбогатела благодаря богатствам, найденным в Северной Америке, но Англия еще не нашла золото.

Главной задачей Бен было найти таинственное золото ацтеков и рецепт шоколада их жрецов, который предсказывает будущее и давал  молодость. На Бен глубоко повлияла ее поездка в Суринам. Большое вдохновение она получила  при общении с колонистами  в Америке, особенно в Вирджинии, где перевезенные преступники оказывались невероятно богатыми за счет табака и охоты на бобра. Они также знали пути следовали испанских галеонов, груженных золотом. Эти сведения очень эффективно использовали английские пираты, которые служили Английскому Королю для того чтобы грабить испанские корабли.

Находясь в Суринаме, она написала свою пьесу «Молодой король», трагикомедию о героических любовниках в пасторальной обстановке Аркадии.  Пьеса была  написано с целью доставить удовольствие Карлу II — он, как известно, любил драму в испанском стиле.  Хотя пьеса не ставилась в течение как минимум пятнадцати лет после ее возвращения в Англию, она, похоже, никогда ее не редактировала – в ней сохраняется юношеская критика власти и привилегий.

Эффективность шпионской деятельности Бен была настолько велика, что Карл II  решил сделать ее главной шпионкой в Нидерландах. Главной соперницей Англии в те времена. Англии нужны были техногические секреты Нидерландов, чтобы завоевать мировое могущество. Хотя английская казна была пуста от невероятного расточительства Короля, но все равно он выдал своей шпионке  150  фунтов стерлингов. Одной из главных задач, которую поставил Карл II это было превратить изгнанного врага короны в двойного агента Короля. Предположительно, Афра родилась где-то около 1640 года, то есть ей было около двадцати пяти лет, когда она начала свою вторую шпионскую поездку.

Она должна была завербовать  своего бывшего любовника Уильяма Скотта, чтобы он  стать информатором англичан. Скотт покинул Англию и стал работать на правительство  голландцев. Его отец Томас Скот был членом Палаты общин и сыграл важную роль в судебном процессе и казни Карла I.

Бен поехала  в Антверпен. В страну, где она никогда не была, где говорят на языках, которых она плохо знает. Антверпен в это время  был местом невероятных  опасностей, тайн и интриг. Англичане находятся в состоянии войны с Голландской Республикой, а Антверпен является центром их  тайной деятельности. Бен каким то невероятным способом смогла установить встречу со Скоттом. Ставки высоки: Скотт уже находится под тщательным наблюдением своих подозрительных голландских работодателей. Доказательства предательской деятельности могли привести к его тюремному заключению и казни. Однако, с помощью шоколада иезуитов Бен удается завербовать Скотта и тот соглашается  шпионить в пользу Карла II. При этом Бен гарантирует ему, что  он получит помилование за свои предыдущие преступления. Однако, шпионская деятельность Скотта была малоэффективной.

Бен вернулась в Лондон в мае 1667 года через год после  катастрофического  великого  лондонского  пожара, который полностью опустошил королевскую казну. Ей нечего было доложить Королю. И она ничего не получила за свою шпионскую деятельность.    Пребывание Бен в Антверпене оставило ее в огромных долгах, и она провела некоторое время в лондонской долговой тюрьме, прежде чем была освобождена по указанию  Короля.   У нее был хороший почерк, поэтому она начала переписывать рукописи, чтобы  заработать на жизнь. И продолжала  писать пьесы, которые были построены на ее многочисленных приключениях.

 20 сентября 1670 года состоялся театральный дебют Бен: ее пьеса «Принудительный брак» была поставлена труппой герцога.  Как и многие ее произведения, это была трагикомедия, которая заканчивается тем, что два дворянина женятся на простолюдинках вопреки указаниям своих родителей, что в то время было скандальной концепцией.  В своей работе она неоднократно возвращалась к идее избежать неудачного брака;  ее биограф Джанет Тодд предполагает, что повторяющаяся тема была вдохновлена неудачей Бена в любви.

 Женщины в рассказах Бена часто живут мрачной жизнью, даже когда они перенесены в пасторальную идиллию.  Они вынуждены манипулировать и вести переговоры в местах, где вся власть принадлежит мужчинам.  Бен вела аналогичную жизнь, работая в театре. Многочисленные поклонники и любовники окружали ее жизнь.   

 И все же мужчинам угрожала такая популярность этой писательницы.  В своем эссе профессор Университета Рутгерса Элин Даймонд пишет:
 «Конфликт между (по ее выражению) ее «беззащитным» женским телом и ее «мужской частью» разыгрывается в ее настойчивом, в пьесе за пьесой, утверждении равенства между женским телом и фетишем, фетишем и товаром… Как и актриса,  женщина-драматург сексуализируется, циркулирует, лишена субъектной позиции в театральной иерархии.
 Точно так же женщины-шпионы позиционировались (и продолжают позиционироваться) как фетиши и товар, постоянно сексуализированные и превращенные в препятствие, которое должен преодолеть доминирующий шпион-мужчина.  Опыт Бен в обоих мирах позволил  ей ориентироваться в них так, как могла только она – независимый агент, стремящийся получить то, что принадлежало ей».

 Некоторые из этих интриг нашли свое отражение в ее романе «Ороноко», опубликованном в 1688 году. Неудачное восстание одноименного порабощенного принца Оронооко было предсказано в неудачной попытке убийства губернатора Суринама лорда Уиллоуби.  Потенциальный убийца, неприятный Томас Аллин, был человеком, о котором Бен, возможно, сообщила во время своего пребывания там.  Он умер в результате самоубийства, а не был казнен за измену;  Вместо этого ее главный герой был казнен.

Афра Бен была первой англичанкой, зарабатывавшей на жизнь исключительно пером. Самый плодовитый драматург своего времени, она также была писателем-новатором и переводчиком научных и французских романов. Писательница Вирджиния Вульф писала: «Все женщины вместе должны бросить цветы на могилу Афры Бен. . . Ведь именно она заслужила у них право высказывать свое мнение об  уме  и теле. Бен была  лирическим и эротическим поэтессой, выражавшим откровенную сексуальность, затрагивая такие темы, как мужское бессилие, женский оргазм, бисексуальность и гендерная неопределенность. Впервые она в своих пьесах подняла тему  о том, что женщина обязана развестись с мужчиной, если она не испытывает от него оргазм.

Афра открыто писала о своих романтических отношениях как с мужчинами, так и с женщинами, не стеснялась выражать свое мнение обо всем, от вреда рабства до права женщины на сексуальное удовольствие, и отказывалась извиняться за что-либо из этого. Впоследствии общество веками считало ее «грязной» и «неуместной», но сегодня ей, наконец, отдают должное как важному новатору западного литературного канона.

Вирджиния Вулф признала «теневую и влюбчивую» репутацию Афры в своем культовом феминистском эссе « Собственная комната» , а также отметила, что каждая современная профессиональная писательница в долгу перед ней, «поскольку именно она заработала им право высказывать свое мнение».

Возьмем, к примеру, насыщенную инсинуациями речь одной из женщин в « Принудительном браке» : «С большей легкостью, чем тогда, когда дротик, вооруженный непреодолимым огнем, впервые схватил его сердце. Прошло много времени, прежде чем мальчик смог войти и довести свою маленькую победу до конца; а теперь он «наловчился» и легко властвует и входит, когда ему заблагорассудится»

Подобные двусмысленности встречаются во всех произведениях Бен, а ее истории о любви и похоти пользовались бешеной популярностью у зрителей эпохи Реставрации. По словам Тодда, по количеству созданных произведений Бен уступала только поэту-лауреату Джону Драйдену. Она даже заслужила покровительство герцога Бекингема и Якова II. Но это не меняло того факта, что Бен была женщиной в мужском мире.

«Просто появиться на публике и опубликовать свои произведения  — обычно считалось дискредитирующим для женщин», — пишет Мермин. Бен  пришлось бороться с мнением, что женщина не должна писать ради денег. В предисловии к одной из своих пьес она писала : «У пьесы не было другого несчастья, кроме того, что она вышла замуж за женщину: если бы она принадлежала мужчине, хотя бы самому тупому, бездумному, подлому писаку в городе, тогда  бы это была самая замечательная пьеса».

Бен дожила только до 1689 года, и ее творчество открыло путь другим драматургам-женщинам, таким как Кэтрин Троттер, Мэри Фикс и Сюзанна Сентливр. Но в последующие десятилетия, несмотря на свою известность, Бен подвергалась презрению со стороны критиков, которые считали ее сочинения слишком непристойными и скандальными для женщины. Как говорит Мермин , «слава Бен сохранилась до девятнадцатого века как пример и предупреждение». Критики, в том числе поэт XVIII века Александр Поуп, назвали ее возмутительным  откровенное отношение к сексу и отношениям.

В 1865 году, Поуп сказал, что Бен «могла быть честью женственности, но она была ее позором. Она могла бы заслужить славу своими трудами, но она предпочла пожинать позор».  

Как отмечает один ученый : «В своей иронической трактовке женского целомудрия и мужского постоянства… ее комедии представляют собой утонченное и сочувственное понимание идеологических сложностей женского существования в женоненавистническом обществе».

И хотя имя Бен не так узнаваемо, как имя Шекспира, Чосера или других английских писателей-мужчин, ее работы заложили основу для женщин - писательниц, чьи имена известны , как и сама Вульф.

Ее многочисленные пьесы  говорят о правах женщин, о колониальном угнетении и рабстве и перекликаются со многими проблемами сегодняшнего общества.
Бен пробила свой путь в мире и продолжает вдохновлять. Просто подумайте: что вы хотите сделать для свободного выражения своих мыслей? Как можно изменить то, что считается большинством невозможным?

Несомненно, уникальный шоколад Короля Карла II не только помог достичь Бен невероятных успехов в шпионаже, но способствовал развитию ее Творческой интуиции для создания литературных произведений о Свободе Женщины!