О старом и молодом

Лев Вишня
Возможно мои рассуждения спорные, но все-таки их выскажу. Чисто по наблюдениям.

По ощущениям. Молодежь мне нравится больше чем старое поколение (это не в контексте отдельных личностей, а в целом). По трем причинам:

1) Молодежь на порядок более предсказуема, чем деятели которым за 65, более последовательна и рациональна, если так можно выразится. Тут нет ядовитой комбинации "утраченных иллюзий" и откровенно идеалистического мышления, когда вместо потерянной утопии пытаемся соорудить в голове новую. Старое поколение никак не может успокоится после развала СССР (в котором оно приняло непосредственное участие) и теперь сооружает "СССР" у себя в головах, но никак не думает, что СССР давно уже превратился в Россию (надо жить сегодняшним, а не прошлым). При этом она держит жуткие обиды на молодежь, которая такими неврозами не страдает.

2) В головах у старого поколения просто мегакомплекс обид и агрессии, связанной с этими обидами. У них все время поза под названием "Я-центр Вселенной", И если молодежь воспринимает себя участниками некой ролевой игры, где есть "боссы", "юзеры" и надо "сохраняться", то старое поколение как будто все время у алтаря, но при этом именно принимает чужие исповеди, а не исповедуется само.

3) У молодежи кстати больше патриотизма, поскольку у них все базируется на простом и вполне реалистичном: "Я русский! Всему миру назло!", то у старого поколения отношение к России часто примерно на уровне либеральной части молодого поколения и связанно это опять-таки с невыполненными ожиданиями. При этом часто видел ядовитые комбинации антисоветизма=русофобии (на Россию такие перекладывают все грехи советского режима) и напротив советизма=русофобии (это которые некий мистический СССР в своей голове провозглашают условным "раем", пусть даже увидят его в вполне капиталистической Германии или чуть социалистическом Китае), а в России напротив наблюдают "капиталистический фашизм", просто принципиально. Можно определить, что старое поколение потребительское отношение к советскому государству перенесло и на современную Россию. Причем формирование такого отношения было именно связанно с советской системой и с идеологией что "государство тебе все дает". Старое поколение любит страну только за "что-то", молодежь просто из принципа, что здесь живет. Что любопытно у молодежи встречал только второй вариант русофобии, я не встречал пока молодых людей, что перекладывали на современную Россию грехи СССР (ну кроме тех, что живут за ее пределами и очень далеко).

На моей памяти была парочка дамочек преклонного возраста, что обозвали меня мерзкими словами, в первый раз, когда я заявил, что авторы должны получать вознаграждения за свой труд, в второй раз, потому что поехидничал над Байденом. Ну это крайние случаи, а так 90-95% стычек в интернете происходит у меня вовсе не с молодежью, а именно с персонажами, которым за 65-75. Наблюдал случаи, когда люди яростно в пику своей ненависти к России топили за Германию во Второй Мировой войне. Среди старого поколения, кому за 60-70, невероятно дикое число германофилов, в то время когда среди молодежи их практически нет вообще (там есть немного японофилов, но больше анимэ-филов или илоно-филов). Странно наблюдать людей, с якобы "советскими взглядами", но топящих за Гитлера или хотя бы за современную ФРГ. У молодых четкая иерархия: я-семья-страна. У старого поколения: я-идеология-страна. При этом часто старое поколение пребывает в идеологическом распаде и не может выбрать направление даже в ясной ситуации. 

Причем у меня практически не бывает стычек с поколением от 40 до 60 или от 20 и ниже. С первой категорией легко нахожу общий язык, несмотря на любые взгляды, и общаюсь вполне спокойно, если надо - поясняю неправоту. Второй возраст со мной чаще всего просто не спорит (вероятно воспринимает за "босса").
Я был в самых либеральных чатах (наблюдал и зондировал), скажу честно у молодежи нет такого уровня русофобии, какой есть у деятелей умственного труда коим далеко за 70. С молодежью можно разговаривать и можно убедить, поскольку цифры и факты они вполне воспринимают. Просто они очень изощренны и гибки в демагогии, но цифры всегда признают! Старое поколение - нет. Они не воспринимают цифры и факты, часто просто игнорируют в разговорах.

Странно все это... И обидно...