Счастье инвалидов войны на Олимпийской передовой!

Евгений Барханов
Тот случай, когда нельзя было медлить и я кинулся с головой в очередную авантюру. Потом меня ругали, а фильм по итогу в очередной раз не взяли на центральные тв каналы.

А вот сейчас зовут! Но это было позже, а пока среди пустыни денежных и скучных проектов - шанс!
Денег на фильм нет, аккредитации нет, но билеты на самолёт, проживание, пропитание и паспорт болельщика - будут! - этакий коммунизм на 10 дней. Я согласен, но со мной будут два человека. И здесь, как ни странно махнули на меня рукой, сказав, чтобы тащил паспорта этих двух тут же! Дело в шляпе и на старте. Всё сделали, успели и чуть не опоздали, летим. Выясняется, как не старайся, а снимать можно только без штатива с рук и только с трибун, т.к. аккредитация стоит немыслимых денег и... ни в коем случае не говорить, что ведётся профессиональная съёмка, а только для себя - для нужд СВАО г. Москвы.

Огорчился, конечно, поразмыслил, и решил не оглядываться назад: "Бог не выдаст - свинья не съест". И точно. Нас ждала сказка!
В первый день определился со сверхзадачей фильма, а на второй родился художественный образ - бревно, которое мотало по волнам в море, выкидывало на сочинский берег и тут же уволакивало обратно. "Обрубок жизни" в безбрежном социальном море.

Обрубок жизни - инвалид войны - паралимпиада.
То, что началось как вспомогательные процедуры физической реабилитации ветеранов второй мировой войны, переросло в спортивное движение, в котором физические возможности спортсменов занимают центральное место (доктор Людвиг Гуттман стал директором Сток-Мандевильского центра и президентом Британской международной организации лечения инвалидов).

Игры стали проводиться ежегодно как международный спортивный праздник. В нем принимали участие спортсмены-инвалиды из Норвегии, Нидерландов, ФРГ, Швеции, а затем и других стран. Появилась необходимость в международной организации, координирующей начавшееся паралимпийское движение. Было решено, что каждый четвертый год эти игры будут проводиться в стране олимпиад и будут считаться Олимпийскими играми инвалидов.

Главной целью Паралимпийского движения стало: создание всех условий для паралимпийцев , позволяющих им достичь спортивного мастерства, вдохновлять и восхищать мир!

И мы стали свидетелями удивительного праздника для инвалидов. Ни до, ни после: в своей жизни я не видел так много инвалидов в одном месте. Сочи был заполнен людьми на инвалидных колясках, на протезах. Всё двигалось и общалось, улыбалось, смеялось. И в этой реке не в такт здоровым человеческим организмам двигалась другая жизнь, которую глаз "не замечает" или не хочет замечать, а здесь ты, о двух руках и ногах - чувствуешь в этом потоке себя ущербным. Какая удивительная драматургия! Я, бегая с видео камерой, замечал под конец дня, как болят мимические мышцы лица. Сначала не мог понять и даже думал, что застудил на ветру лицо, но всё оказалось проще - я постоянно улыбался, целый день!
Помню, как на паралимпийском хоккее (следж-хоккей) бились наши ребята. Нам шепнули перед началом первых матчей, что наша команда была собрана наскоро и на должном уровне им не удавалось проводить тренировки, и вообще - наша сборная не готова к встречам, т.к. у других команд из других стран был международный опыт состязаний, а у нас никакого...

Шли мы на матч наших следж-хоккеистов с малой надеждой на победу, но что мы увидели - поразило! Арбитры в полосатых олимпийках выехали на лёд и встали на одно колено перед капитанами команд, что-то быстро обсудили с ними, разъехались... Сброс шайбы и понеслось!
Первые пять минут было просто невозможно смотреть, как "обрубленные" ветераны войн катаются сидя на моно-коньке с двумя маленькими клюшками в руках, кувыркаются, падают на лёд, бьются о борта стадиона. Видно, как им больно, чувствуешь собственным нервом, ощущаешь напряжение. А надо снимать и я снимал с трибун, готовый выключить камеру каждую секунду, понимая, что подглядываю за тем, что в общем-то достаточно интимно. И вдруг все сомнения растворились в мужестве инвалидов, сражающихся на олимпийской передовой. Комок подкатывал к горлу, меня трясло и я с трудом балансировал с камерой. Люди, весь зал вскочил на ноги, инвалиды-болельщики на руках поднялись над своими колясками. Наши забили!
В финале наши проиграли и взяли серебро, но даже это был для нас самый невероятнейший финал. Люди не отпускали со льда наших следж-хоккеистов, стоя пол часа, отбивая ладони - аплодировали и кричали: "МОЛОДЦЫ! МОЛОДЦЫ!" Наш голкипер, инвалид войны, оглядывался на нас из-за ворот, ловя взгляды болельщиков - кричал недоумевая, что они проиграли. Те, кто слышал его - начинали крутить головой, не соглашаясь с ним. Тогда он в такт скандирований зрителей стал нам махать голкиперской "ловушкой". И тут через видоискатель я увидел на его лице слёзы. Плакали болельщики, плакало всё живое и ликовало от счастья, МОЛОДЦЫ! - растекалось по трибунам.
Арбитры в полосатых олимпийках выехали на лёд, встали на одно колено. Следж-хоккеисты по-очереди подкатывались к ним, обмениваясь рукопожатием. Как же это было красиво и благородно. Трибуны стоя аплодировали и не хотели отпускать от себя эту сказку...
Помню, как срывались кареты "скорой помощи", увозя очередного травмированного спортсмена с горнолыжных спусков. Это был ужас помноженный на торжество мужества паралимпийцев. Каждый спуск инвалида на лыжах вызывал общий вздох трибун. И через этот героизм редкий вид спорта на паралимпийских играх оставался без нашего победного золота.
Я снимал фильм, я брал интервью, а это было вровень, когда Крым вернулся в Россию. Об этом многие говорили, добавляя при этом: "Лишь бы не было войны!"

Десять лет назад я стал свидетелем праздника для инвалидов, инвалидов войн. По непонятным причинам упоминание Крыма в нашем фильме у чиновников центральных тв каналов вызывало отторжение при том, что в кулуарах везде говорили, что наш фильм лучший, несмотря на то, что не из государевых денег снимался. Естественно, наш фильм официально не мог быть выше тех, у которых был государственный бюджет. Мы делали фильм, наслаждаясь праздником духа в движении "Овертайм для духа" - это было главное.
В архиве кинофотодокументов во время сдачи копии на ОТК фильм чудесным образом разошёлся по рукам сотрудников, а это самый реальный показатель значимости нашего творения.

И вот сейчас, спустя 10 лет фильм стал востребован живо. Музей спорта берёт его на показы к себе, как зеркало сочинской паралимпиады.
Да, я мечтаю!.. Если когда-нибудь выздоровею и ноги начнут меня слушаться - я надену туфли с большим каблуком и сбегу по лестнице, как Наталья Варлей в фильме "Кавказская пленница", помните?..
Статья целиком со всеми фотографиями читать по ссылке: https://dzen.ru/a/ZgPmdmN6eRMyyT0h