Противопожарный тренинг в Новой школе Урая

Алексей Ратушный
Исследуем новую школу в Урае

На иллюстрации помимо актового зала и бассейна мы выделим лестничные спуски.
Всего в школе восемь лестничных спусков. Почему я не говорю «подъёмы» и «клетки»?
Потому что сегодня мы проведём виртуальный тренинг-эксперимент в свете последних событий в Подмосковье.
Уроки необходимо извлекать из любой реальной критической ситуации.
Обычно в школьное здание дети попадают через один – единственный центральный вход.
В этом смысле школа очень похожа на крепость, которая приготовилась к осаде.
Хитрость в том, что в силу того, что в крепость достаточно сложно войти, и выйти из неё далеко не так просто, как кажется.
Обычно за час в школу входят все 900 учеников.
Посчитаем секунды: 3600 секунд в часу делим на 900 учеников и получаем скорость прохождения единственного входа в среднем 4 секунды на одного человека.
Такой темп вполне удовлетворителен в «штатной безопасной ситуации».
А вот что мы получим в нештатной огнеопасной ситуации?
При экстренной эвакуации нам потребуется вывести из школы 900 учеников за… 9 минут.
540 секунд это темп 2 ребенка в секунду. Произносим «и раз» и два человеческих тела должны проскользнуть мимо распахнутых дверей.
Но начинаем исследовать ситуацию с лестниц. Восемь лестничных маршрутов вниз это в среднем 112 детей на одну лестницу.
Лестница – одно из самых опасных мест перемещений детей.
На лестнице достаточно просто получить травму даже во внешне невинной ситуации.
А попробуйте представить себе ситуацию внезапного сильного задымления и крайней необходимости моментально попасть наружу, покинуть здание во что бы то ни стало.
На мой взгляд тренировки классов по перемещениям по лестницам должны проводиться регулярно и дети должны знать разные техники передвижений, например флотскую, саперную, осторожную, семенящую и другие. Ведь задача исключительно сложна: перемещаться самостоятельно не задевая никого вокруг и не создавая самому себе дополнительных сложностей. Огромное значение имеет выработка навыков взаимной помощи и взаимного контроля в условиях скоростного спуска затрудненного внешними препятствиями.
Всё должн быть продумано и натренировано до мелочей: от встречи двух групп наверху, до успешного выхода из здания школы внизу.
Чем экстремальные ситуации отличаются от «штатных» или «обыденных»?
В первую очередь выполнением упражнений и приёмов на автомате, на уровне рефлекса. Думать просто некогда! Нет времени на принятие решений. Сама ситуация изначально диктует решение. И оно, как правило, единственное. В условиях экстремальных я не уверен, что неподготовленные дети смогут за 540 секунд преодолеть лестничные марши «без потерь».
Дети с первого класса должны знать: первыми идут все девочки, потом все мальчики, первыми идут все младшие, потом все старшие,  замыкает группу старший (воспитатель, педагог, администратор). Движение без опоры на поручень или стенку запрещено. Команду к началу движения подает старший. Остальные группы строятся перед спуском в определенном порядке и терпеливо ждут освобождения лестницы в свою очередь. Быстрый спуск по лестнице должен быть доведен до автоматизма с каждым ребёнком. Маршрут покидания здания должен быть также доведен до уровня «с завязанными глазами».
Поделюсь опытом Второго отряда. В нем с первого мгновения была введена «воинская дисциплина» и хотя это были девчонки 12-13 лет они сразу приняли эту установку и очень охотно её выполняли всё время пребывания в нашем лагере. Детям нравятся «военные» тренинги так что здесь важно, чтобы педагоги использовали это обстоятельство для отработки каждого «контрольного»  перемещения и тогда в экстремальной ситуации потерь можно будет избежать.
Но мы пока о проекте здания. Итак: восемь спусков по 112 детей за 540 секунд.
Любая заминка уже может повлечь необратимые последствия.  А риски типа «малыш забился в угол в котором его не заметили и оставили»? А если злая нечисть подпалит выходы забаррикадирует пару лестниц? Большая концентрация детей в одном здании сама по себе влечет серьёзные риски и осложнения. Вот почему предложенная нами еще в 1987 году модель облака домашних микрошкол намного более безопасна.
Но к проекту. В школе необходимо предусмотреть аварийный подземный выход к гостинице «Турсунт». Труба тщательно герметизированная позволит вывести детей не на тридцатиградусный мороз без одежды а в прекрасно прогретое здание, способное принять и разместить всех эвакуируемых. Пока такой переход не предусмотрен. Но лучше поздно, чем никогда.