Два ангела

Виталий Евграфов
ДВА АНГЕЛА

         Как-то нужно было перегнать легковую машину из Костромы в Москву. Мне объяснили дорогу: будешь ехать прямо до такого-то по счёту перекрёстка, потом опять прямо столько-то времени до такого-то ответвления, потом так-то и так-то – а там и выйдешь к трассе на Москву.
     Первый поворот я сделал ещё засветло. А потом, в темноте, видно, не рассчитал нужного съезда. Еду, кругом тёмные леса, уже сколько проехал, а перекрёстков всё нет и нет. Еду, а куда не знаю. Навигатора нет, карты нет и населённых пунктов с людьми нет. Спросить не у кого. А время уже двенадцатый час ночи. Кругом безжизненность, пустота и темень. Стал молиться: «Господи, пошли ангела-хранителя, чтобы подсказал дорогу!» Осень. Тьма непроглядная по бокам. А Господь никого и не посылает. Хотя в дороге, по молитвам, сколько раз Он меня выручал.
     Вдруг вдалеке от дороги мелькнули огоньки каких-то строений. А впереди на обочине дороги фары высветили одинокого мужчину. Стоит жалкий, забытый, нерешительно голосует. Торможу. Подбегает он, открывает дверь, просит: «Подвезите!»
     – Садитесь. А я ехал и всё молился, чтоб Господь послал своего ангела-путеводителя, который помог бы выбраться на московскую трассу. Я-то дороги не знаю, и люди не встречаются по пути. Правильно ли еду – не знаю. Нормальные люди уже спят, только ангелы бодрствуют. Вы для меня – ангел Божий!
     – А я тоже, – говорит попутчик, – стою уже давно, на работе немного задержался, а рейсовый автобус ушёл, и попутных машин нет. А на трассу я вам подскажу как выехать. Только вы меня домой довезите, это небольшой крюк километров на пять. Но потом от меня идёт прямая дорога до трассы на Москву. Жена, вон, то и дело звонит – беспокоится: где я, как. Она у меня очень верующая, постоянно молится, в церковь всегда ходит. Минут десять тому назад позвонила, говорит – и лампадку зажгла, и поклоны кладёт, чтоб Господь помог. Это вы для меня ангел Божий! Позвоню ей, обрадую. Скажу, что еду.
     Вытащил он телефон, набирает номер. Телефон тут же отвечает – жена беспокоится очень, аппарат из рук не выпускает.
     – Жена, – кричит он в трубку, – это я! Накрывай стол, к тебе ангелы едут. Скоро будем!
     Пока ехали, воодушевлённо беседовали о духовной жизни, о Боге. Я рассказывал о помощи Божией во всех моих делах, Юра – этот попутчик – слушал и рассказывал о вере жены, что он не совсем понимал её веру – а сам он кореец – но уважал жену за смирение, кротость, незлобие, что теперь он тоже будет стараться ходить в церковь и учиться вере.
     Подъехали к его дому. Жена распахивает дверь, радостная, сияющая.
     – Жена, встречай – вот и ангелы приехали! – восторженно восклицает Юра.
     Заходим. В красном углу иконы, горит лампадка. И особенно выделялась икона рублёвской «Троицы». Сели за старательно накрытый стол. Рассказали о подробностях приключений. Как ждали встречи со своими ангелами.
     И со стороны даже могло показаться, что за столом действительно восседает библейская Троица. И пусть она не решала житейских проблем, но от присутствующего гостеприимства, тепла, казалось, открывалось нечто, превышающее житейское разумение, вселяющее мир, гармонию, любовь. И понималось, что придя ко Господу, не надо говорить: «Господи, я не убил, не украл, я не позавидовал, не блудил. Я выполнил Твои заповеди?», ведь Он скажет: «Нет». – «Почему?!» – «Потому что Моя заповедь не в том, что бы „не делать“, Моя заповедь – люби!».
     Немало было духовных рассуждений и рассказов. Я рассказывал, как Господь помогает в дороге. Они – как помогает в жизненном пути.

     После хорошего ужина и тёплых бесед я собрался уезжать, хоть они и уговаривали поспать до утра, отдохнуть. Юра подробно объяснил дорогу, мы попрощались, и я поехал дальше. Легко добрался до трассы, всё время понимая, что ангелы Божьи всегда придут на помощь, если горячо просить об этом Бога.